Статья "Как воспитать в ребёнке самостоятельность?"

Как воспитать в ребёнке самостоятельность?

Мойсеева Людмила Александровна, учитель начальных классов высшей кв. кат. МБОШИ ТЛИ №128

Воспитание самостоятельности , именно в младшем школьном возрасте, важная задача нравственного воспитания.

Самостоятельность – качество, которое нужно воспитывать и развивать. Оно проявляется в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять себе поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Воспитание самостоятельности - это, прежде всего систематическое приучение и разные упражнения при учёте возрастных особенностей. Ребёнка нужно сосредоточить на какой– то одной задаче. Период работы над этой задачей должен быть не столь долог, потому что требует значительного детского напряжения.

Для начала нужно с ребёнком поговорить о том, что ему нужно развивать в себе важное “взрослое” качество – самостоятельность. Необходимо подвести к мысли о том, что нужно исправить в себе или сформировать. Очень важно, чтобы ребёнок сам пришёл к этой мысли – это и будет первая ступенька к самостоятельности. Ни в коем случае не преподносить это как родительское требование. В беседе использовать хороший эмоциональный настрой, не сердиться и не вспоминать прошлые провинности.

Выбор задачи для каждого ребёнка индивидуален. Например, в семье выбрали задачу вовремя садиться за приготовление уроков. Младший школьник знает, что учить заданные учителем уроки надо. Учебная деятельность для него важна, но он не умеет ещё вовремя переключаться с одной деятельности на другую, не владеет необходимыми навыками самоорганизации и самоконтроля. А используя возможности игры можно создать условия для формирования навыка. Разновидностью тематической игры для младших школьников может стать игра Путешествие”.

Цель игры – самостоятельно, без напоминания взрослых, в соответствии с режимом дня приступить к выполнению домашнего задания. Родители вместе с ребёнком оформляют специальный уголок, в котором вывешивают режим дня. Затем на плотной бумаге рисуют маршрутный лист. “Путешествие ” может быть по железной дороге, пешком, на самолёте. Родители с ребёнком придумывают названия станций, всевозможных преград, встретившихся на пути (гора, болото, гроза и т.д.). Успешное выполнение заданий – условий игры ежедневно фиксируется на маршрутном листе. Например, выкладывание определённого количества шпал – спичек, на них кладутся рельсы, и от станции к станции прокладывается путь. Или вставляется в прорезь флажок. Наглядное оформление – обязательное условие в развитии самостоятельности, т.к. ребёнок должен зрительно видеть свой успех. Если ребёнок в понедельник выполнил задание, вовремя приступил к работе – он получает флажок. Выполнил во вторник – опять флажок. В среду, как правило, у ребёнка может быть и срыв. Родители к этому должны быть готовы, т.к. ребёнку ещё полностью контролировать себя трудно. В четверг надо помочь справиться с заданием. В пятницу – может выполнить или не выполнить, т.к. впереди выходные дни. Но три дня ребёнок одерживал победу, он достоин похвалы.

Игра позволяет формировать трудолюбие, пунктуальность, ответственное отношение к делу. При отсутствии контроля со стороны взрослых ребёнок может преувеличивать свои успехи, скрывать срывы и вводить родителей в заблуждение. Чтобы этого не произошло перед началом игры надо объяснить ребёнку, что проверять он будет себя сам. Игра может продолжаться недели две – четыре (в зависимости от времени года, от индивидуальных возможностей ребёнка). Взрослым может показаться, что никакого результата нет. На самом деле со стороны ребёнка появляется самоконтроль, совместно с родителями ставится задача, воспитывается честность, осуществляется работа над собой, преодоление самого себя. Такие игры возможно проводить несколько раз в год. При этом создавать щадящие условия, не ругать, не упрекать, если ребёнок не держит слово. Ведь в этой ситуации ребёнок сам себя воспитывает, а родители помогают, поощряют, поддерживают. В младшем школьном возрасте вот такие упражнения имеют большое значение. Чем старше ребёнок, тем значимость таких методов снижается.

Литература:

Жирова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащегося” М., 2001г.

Бардин К.В. “Как научить детей учиться” М.,1987г.

Маркова А.К. “Формирование мотивации ученика, книга для учителей” М., 1990г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ