Профилактика семейного неблагополучия на примере МБОУ СОШ № 6 (опыт работы социально-психологической службы)
Близнюк Клавдия Ивановна,
социальный педагог
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
п. Зеленоборский
Мурманской области
Профилактика семейного неблагополучия на примере МБОУ СОШ №6 (опыт работы социально-психологической службы)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Насилие в семье как социально - психологическая
проблема 5
Диагностика семейного неблагополучия и способы ее
нивелирования 10 3.Заключение 20
4. Список литературы 22
Введение
Современная российская семья переживает в настоящее время духовный кризис. Потеря прежних идеалов образовала своеобразный духовный вакуум, а в любом обществе с утратой духовности или снижением ее уровня возрастает число неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной такого положения многие отечественные ученые педагоги считают ухудшение социально-политических и экономических условий в стране. На наш взгляд, к этому следует добавить утрату традиций религиозного воспитания, впитавшего тысячелетний опыт русской православной культуры.
Насилие в семье, к сожалению, до сих пор остается проблемой, и увы, не единственной: ребенок сталкивается со стрессами и в школе, и насилие продолжается…
В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного исследования. Но и рассматривалась через призму общественного мнения. А между тем, по данным статистики, от разных форм насилия в наибольшей степени страдают женщины и дети. Это колоссальные, разрушительные драмы, часто отнимающие жизнь. Ежегодно в России семнадцать тысяч детей раннего возраста становятся жертвами преступлений. При этом каждый второй из погибших детей убит родителями или лицами, их заменяющими. Дети, престарелые, женщины и инвалиды составляют более трети всех пострадавших на почве семейно-бытовых отношений. [4, с.3]
Насилие над детьми в семьях приняло в России угрожающие масштабы. По данным неофициальной статистики ежегодно от 50 до 60 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения и произвола родителей. В настоящий момент в России по различным данным насчитывается от 3 до 5 млн. беспризорных. Социальными сиротами, т. е. имеющими родителей, являются 95% брошенных детей. Ежегодно 2 млн детей в возрасте до 14 лет подвергаются физическому насилию, каждый десятый умирает от побоев, 2 тыс. оканчивают жизнь самоубийством. И это происходит не только в так называемых неблагополучных семьях маргиналов, а в семьях, где есть оба родителя, где семья имеет достаточное материальное обеспечение. Проведенные исследования не подтверждают взаимосвязи между уровнем обеспеченности, образования, составом семьи и насилием в семье.
Однако это только кажется, что «дверь» во внутрисемейные отношения закрыта; вопрос лишь в том, как подобрать «ключ».
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. [4, с.3]
1. Насилие в семье как социально-психологическая проблема
В современной светской и православной педагогике представлены три точки зрения на понятие семьи. Первая рассматривает семью как первичную ячейку общества, как институт социализации (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Вторая - точка зрения православной педагогики -рассматривает семью как малую Церковь, в которой соблюдается иерархия, установленная законом Божьим (С.С. Куломзина, Л.И. Сурова, о. Алексий (Уминский). И третья предпринимает попытки объединить эти две позиции на основе христианского миропонимания (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Т.И. Власова, И.А. Панькова, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова), согласуя достижения современной педагогики с учением и жизнью Православной Церкви.
Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к уничтожению личности, ведет к деконструкции нравственных, духовных основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности, беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность, к росту числа психически нездоровых детей. В таких условиях необходимы профилактические меры против насилия в семье, которые становятся важной задачей государственных органов социальной работы, ОВД, школ, дошкольных учреждений, педагогов и родителей.
Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. Весьма актуальной данная проблема является и для России, находящейся в затянувшемся и болезненном периоде от одного политического и социально-экономического уклада к другому. Как показывает история цивилизации, глобальные изменения в обществе всегда сопровождаются ожесточением.
Потеря прежних социальных ориентиров и конфликт жизненных ценностей, неуверенность в будущем, нестабильность социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни, а также необходимость принимать нестандартные решения (что само по себе является дискомфортным, а нередко и стрессовым фактором) способствуют нарастанию и более интенсивному проявлению агрессивности и жестокости.
В этой связи с психологической точки зрения современное насилие рассматривается как своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода давящих на нее стрессовых факторов и условий социальной жизни, к которым ей трудно адаптироваться.
Чаще всего насильственным действиям со стороны членов семьи подвержены дети, женщины, престарелые и инвалиды. Мужчины в семье чаще испытывают психологическое насилие.
Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в столь неблагополучной обстановке дети впоследствии становятся либо жертвами, либо сами подвергают насилию своих близких. По статистики 95 % людей содержащихся в колониях, в детстве испытывали насилие или были его свидетелями.
Насилие в семье нарушает такие права человека, как право каждого на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психического здоровья.
Поселок Зеленоборский находится в 60-ти километрах от города Кандалакша – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильный. Совхоз «Княжегубский», ДОЗ, Леспромхоз, РМЗ более 10 лет исчезли из экономического пространства населенного пункта. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм.
Это одна из причин социальной нестабильности поселка, снижения нравственных устоев в семье, в молодежной и подростковой среде.
Только за последние два года в поселке вдвое увеличилось количество неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях.
Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, физическое и психологическое насилие толкает детей к необдуманным поступкам, побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни. На протяжении нескольких лет педагоги школы, педагогический коллектив Зеленоборского детского дома бьются над воспитанием прибывших детей из Тихвинской школы-интерната, которые приобрели устойчивые деформации личности из-за жестокого обращения в своих бывших семьях. Социально-психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который человек получил в семье до 5-6 лет. Многие воспитанники детского дома, к сожалению, уже никогда не смогут выстроить правильную модель воспитания своих будущих детей (т.к. до 7-11 лет они воспитывались на насилии).
Мы сегодня говорим о профилактике, однако в последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. В частности, сформировалось понимание, что недостаточно только наказывать виновных, так же необходимо реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие, в избежания повторения ситуации. Самая приоритетная задача – работа с семьёй, информирование и просвещение семьи. Вовремя обратить внимание родителей, где проводит время их ребенок, предотвратить будущие правонарушения несовершеннолетних.
В образовательном учреждении внедрен метод картографирования территории. Методом картографирования социально-психологическая служба школы помогает всем семьям, заинтересованным в воспитании своих детей. Определены места, где живут семьи с низким доходом, семьи «социального риска», неполные, многодетные семьи, выявлены места «Пятаки», где концентрируются скопление несовершеннолетних, склонных к правонарушениям или сбежавших из дома из-за различных конфликтов.
По этим картосхемам отмечены наиболее неблагополучные территории районов поселка. Так же указаны те магазины, в которых были зафиксированы случаи продажи несовершеннолетним спиртных напитков и табачной продукции.
Нельзя не признать, что сегодня полной и отражающей реальность статистики о масштабах и частоте случаев насилия в семье не существует ни в стране, ни в отдельном населенном пункте по вполне понятным причинам: закрытость семьи как системы (нежелание выносить сор из избы); взаимозависимость жертв и мучителей; отсутствие доступа в семью для социальных работников; недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов, что не позволяет делать выводы о размерах данного явления.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить физическое насилие над детьми в семье:
Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка.
Позднее обращение за медицинской помощью.
Обвинение в травмах самого ребенка.
Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
2. Диагностика семейного неблагополучия и способы ее нивелирования
Социальный педагог в школе, работая с родителями, своевременно решает проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу, давая психолого-педагогические рекомендации, адреса специалистов и т.п.).
1. На основе многолетней работы в образовательном учреждении был разработан алгоритм выявления и устранения семейного неблагополучия, который состоит из 4 компонентов:
- нормативно-правовая база
- источники информации о семейном неблагополучии
- совместная работа с органами системы профилактики
- меры воздействия: работа с неблагополучной семьей.
Нормативно-правовая база
Можно выделить три уровня законов, регулирующих права ребенка.
1 уровень - международный:
Декларация прав Ребенка
Конвенция о Правах ребенка
2 уровень – законы РФ:
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Административный кодекс РФ
ФЗ «Об образовании»
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
3 уровень – региональный:
Законы Мурманской области
Программа «Дети Кольского Заполярья»
(4 подпрограммы: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Здоровое поколение", "Дети-сироты", "Дети и творчество")
А также школьные локальные акты, документы:
документы социально-педагогического патронажа (акты, тетрадь учета посещения семей);
документы Совета профилактики правонарушений;
материалы психодиагностики;
результаты совместных рейдов;
жалобы и заявления граждан;
информация о правонарушениях из ПДН;
информация с КДН и ЗП
банк данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации
профилактические дела (на обучающихся и семей, состоящих на ИПУ)
Источниками информации
о семейном неблагополучии являются:
классные руководители сообщают о психологическом состоянии и внешнем виде ребенка, его настроении
педагоги школы и дополнительного образования
фельдшер школы (при обнаружении во время осмотров обучающихся синяков, ссадин сразу сообщает социальному педагогу или зам.директора по ВР)
инспектор ПДН сообщает о фактах жестокого обращения с детьми
специалисты КДН и ЗП
жители поселка (личные обращения, по телефону)
родственники
соседи (бывают случаи, когда соседи приходят в школу или сообщают по телефону о частых скандалах, криках в семье нашего ученика. Каждый конкретный случай разбирается: беседуем с родителями, в зависимости от ситуации и с ребенком. Иногда привлекаем инспектора ПДН)
друзья
Совместная работа
Работа строится в тесном сотрудничестве с органами системы профилактики правонарушений:
ПДН – совместные рейды, во время которых посещаем семьи, дискотеки, места, где подростки проводят свободное время
КДН и ЗП
отделом по охране прав детства
учреждениями здравоохранения – специалисты больницы проводят беседы, лекции
службой занятости населения
администрацией городского поселения Зеленоборский
отделом социальной поддержки населения
учреждениями дополнительного образования
МЧС – регулярно проводятся беседы «Как вести себя на водоемах», «Индивидуальные спасательные средства», знакомит со средствами пожаротушения и т.д.
ГИБДД – беседы, знакомит с правилами дорожного движения
Эффективные меры воздействия
на неблагополучную семью
Наиболее эффективными мерами воздействия на неблагополучную семью являются:
Индивидуальные беседы, консультации
Приглашение на Совет профилактики правонарушений
Приглашение на заседание КДН и ЗП
Лишение родительских прав – как крайняя мера
Влияние через СМИ
Пропаганда здорового образа жизни – в школе стали традицией проведение совместных семейных праздников
Пропаганда семейных ценностей
Административные штрафы
Постоянный патронаж
Совместные мероприятия детей и родителей
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
№
Направления работы
Формы работы
1
Диагностика семейного неблагополучия
наблюдения педагогов;
анкетирование детей и родителей;
составление банка данных обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-инвалиды, под опекой и попечительством, без опеки, не имеющие гражданства РФ, состоящие на разных формах учета, дети родителей инвалидов, из многодетных, малообеспеченных семей, с одной мамой, с одним папой);
мини-консилиумы;
тренинги;
анализ документов (личных дел обучающихся, медицинских карт);
анализ продуктов детского творчества;
составление социальных паспортов классов;
составление социального паспорта школы;
постановления КДН и ЗП;
информация с ПДН;
обращение родителей (законных представителей, родственников, соседей);
посещение семей первоклассников, пятиклассников, десятиклассников (по результатам посещения составляются акты обследования, в случае необходимости ходатайства в различные инстанции)
2
Индивидуальная помощь неблагополучной семье
советы по преодолению трудных жизненных ситуации (индивидуальные беседы);
консультации специалистов: зам директоров, логопеда, социального педагога, педагога-психолога, учителей-предметников;
семейная терапия, психотерапия;
индивидуальный социальный патронаж семей.
3
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей
спортивные группы (баскетбол, футбол – папы вместе с сыновьями занимаются в школьном спортзале, на стадионе);
тренинговые группы («Я – сообщение», «Отцы и дети», «Карманные деньги: за и против» и т.д.;
консультирование;
семейные вечера «Пусть всегда будет мама», «От всей души», «Родительский дом – начало начал»;
спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Папа молодец, сын – удалец» и мн. др.
4
Профилактика семейного неблагополучия
Родительский всеобуч: родительские собрания, конференции, родительские встречи, информация на школьном сайте
Ознакомление с психолого-педагогической литературой: выставки в школьной библиотеке, на родительских собраниях, при личных беседах
Обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей
На МО классных руководителей
Беседы для подростков
Трудоустройство на работу родителей, состоящих на ИПУ
Оздоровительный летний лагерь при школе
Производственные бригады при школе
Постановка на учет в КДН и ЗП, внутришкольный учет
Индивидуальная помощь ребенку в учебе: дополнительные занятия, консультации.
5
Помощь социума неблагополучным семьям
Предоставлено бесплатное питание 231 обучающемуся 49%: 3 – детям-инвалидам, 6 – детям родителей инвалидов, 1- на учете у фтизиатра, 69 –м/о, 152 – в трудной жизненной ситуации;
В рамках межведомственной операции «Школа» выделены школьные принадлежности 20 обучающимся;
выделение материальной помощи выпускникам из малообеспеченных семей
оказывается помощь в оформлении адресной помощи, субсидии на квартплату, детского пособия;
в целях социальной защиты помещаем детей в центр социальной помощи семье и детям, детский дом
Действуют сменные информационные стенды «Твои права», «Нормативные основы защиты прав детства», «Внимание пандемический грипп», «Будь внимателен на остановках жизни»
Новогодние подарки по линии Красного Креста
Бесплатные обеды в столовой №1 по линии Красного Креста
профориентационная работа (элективные курсы «Я выбираю профессию», «От самосовершенствования к самореализации», ежегодный информационный стенд «Абитуриент», выставка образовательных услуг
институт приемной семьи
институт молодой семьи
акции милосердия («Рождественский подарок»)
2. Изучение семей
Более подробно хотелось бы остановиться на двух формах изучения семьи. Это работа с семьями первоклассников и составление социального паспорта.
2.1. Семьи первоклассников
Одним из эффективных методов раннего выявления семейного неблагополучия является обследование условий жизни семей первоклассников совместно с классным руководителем в сентябре. В образовательном учреждении разработан локальный акт, регулирующий деятельность классного руководителя в вопросе обязательного посещения семей обучающихся на начало учебного года.
В начале учебного года социальный педагог проводит сверку семей, состоящих на учете в КДН и ЗП, заостряет внимание на том, что нужно знать о неблагополучной семье:
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3. Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
2.2. Социальный паспорт
В сентябре составляются социальные паспорта классов. Разработали усовершенствованный бланк социального паспорта, где включены следующие графы:
-всего учащихся, мальчиков, девочек
-количество полных семей
-обучающиеся, находящиеся под опекой и попечительством
-проживающие у родственников без опеки
-воспитанники детского дома
-обучающиеся, проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном поведении
(семьи на учете в КДН и ЗП, внутришкольном учете)
-обучающиеся, состоящие на индивидуальном учете в КДН и ЗП, ПДН, внутришкольном учете
- обучающиеся из многодетных семей
-обучающиеся, проживающие с одной матерью
- обучающие, проживающие с одним отцом
-дети-инвалиды
-дети, родителей инвалидов
-обучающие, не имеющие гражданства РФ
-сведения о родителях (образование, место работы).
Только досконально изучив семью, можно составить такой социальный паспорт: классные руководители беседуют с обучающимися, родителями, посещают семьи, проводят анкетирование.
На основе паспортов классов составляется социальный паспорт школы.
3. Анализ социально-экономического положения семей за 2010-2014 года
Количество полных семей медленно снижается, а увеличивается количество обучающихся, воспитывающихся одной матерью.
В школе уменьшилось количество детей - инвалидов, но увеличивается число обучающихся, находящихся под опекой и попечительством – 28.
На сегодняшний день на учете в КДН и ЗП состоит 12 семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти семьи регулярно посещаются по плану 1 раз в два месяца, но бывают ситуации, когда они посещаются чаще. На каждую семью заведено профилактическое дело, в котором отмечается проведенная работа с семьей.
В то же время хочется отметить, что социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях в этих семьях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.
Показателем негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка являются также правонарушения среди подростков. На сегодняшний день на учете в КДН и ЗП, ПДН состоит 3 обучающихся.
Основными нарушениями поведения в школе среди подростков являются:
пропуски уроков без уважительной причины
агрессивность
неадекватные реакции на замечания взрослых
конфликты с учителями, с родителями
частое употребление неформальной лексики
суетливость или гиперактивность
Работа по профилактике правонарушений ведется по трем направлениям:
работа с обучающимися,
работа по правовому просвещению среди обучающихся и родителей,
работа с педагогами.
5. Методическая работа.
Большую методическую помощь социально-психологической службе ОУ оказывают обучающие областные семинары, организованные отделом детства г. Кандалакша:
«Работа с неблагополучными семьями» - раскрывались формы, методы работы
«Семейные групповые конференции» - основная мысль, проблемы семьи должны решать сами члены семьи, специалисты только предлагают свою помощь.
«Подбор кандидатов в принимающие родители: мотивация и критерии отбора».
Семинар-тренинг «Развитие воспитательной компетентности» - (проведенный психологом-тренером Робертом Туйкиным).
Обучение по программе «Прайд».
«Обучаясь – познаю!» - формирование здорового образа жизни и профилактика ВИЧ и наркомании.
Методики используются при проведении индивидуальных бесед, консультаций с родителями. На МО классных руководителей обсуждаем новые формы работы с родителями: например, мини-собрания родителей (по 5-6 человек), консультации через Интернет.
На их основе в образовательном учреждении разработаны родительские собрания:
«Мотивы плохого поведения»,
«Роль семьи в развитии здоровой личности»,
«Насилие в семье: формы, виды, последствия»,
«Воспитание: обязанность или призвание» и др.,
Этот алгоритм выявления и устранения семейного неблагополучия носит достаточно общий характер, служит лишь канвой деятельности социального педагога. У каждой школы, семьи, окружающего её социума – свои особенности, свои проблемы, а значит, у социальных педагогов есть поле для творчества, для обогащения этих рекомендаций.
Заключение
Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (такие как алкогольная зависимость членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни. [5, с.3]
Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не все обстоит просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и, прежде всего, между родителями и детьми.
Вследствие этого возросла напряженность в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции в необходимом объеме из-за дополнительной нагрузки на работе. С другой стороны, многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях. [5, с.4]
Но есть мы, педагоги и воспитатели образовательных учреждений, которые должны быть внимательными к каждому ребенку. Чувствовать его внутренний мир. Не забывать за ежедневными заботами увидеть проблемы маленького человека, пусть капризного и порой несносного, но такого беззащитного, ждущего от нас помощи и понимания.
Список литературы
Александрова О.В. Программа взаимодействия школы и семьи «Единство и лад» // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2012. - № 1. – с.96-107
Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.- сост. Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009
Психологический практикум и тренинг: профилактика нсилия в семье и школе /авт.-сост. Л.В. Прикуль. – Волгоград: Учитель, 2009
Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы /авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей /В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ