Программа дополнительного образования "Волшебный квадратик"
Утверждаю
___________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новолавельская средняя общеобразовательная школа №3»
Программа дополнительного образования
« Волшебный квадратик»
Срок реализации -1 год
Возраст детей: от 7 до 10 лет
Автор: Сидорова
Надежда Ивановна,
учитель биологии
п. Новолавела
2012
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………...………………..2
Оборудование процесса обучения ………………………………………..7
Учебно-тематический план ..…………………...……………………...8- 9
Содержание программы .…………………………………………….10-11
Литература ………………………………….………………………...…12
Пояснительная записка
« Чем больше мастерства в детской ручке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Программа «Волшебный квадратик» является общекультурной программой художественно-эстетической и экологической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, окружающего мира.
Цель программы:
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в следующих классах.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный (одновременная работа со всеми детьми).
индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе обучащиеся:
научатся различным приемам работу с бумагой.
будут знать основные геометрические понятия.
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
разовьют: внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством оригами.
овладеют навыками культуры труда.
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Оборудование процесса обучения
1. Бумага: цветная, писчая, обойная, газетная, картон
2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
4. Салфетки: бумажная, тканевая.
5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
6. Кисти
7. Фломастеры
Учебно-тематический план:
№
Название раздела, темы.
Часы
Количество часов
Теория
Практика
Раздел I: Знакомство с оригами.
1
1
Знакомство с оригами. Беседа по охране труда.
1
-
Раздел II: Квадрат – основная форма оригами.
4
2
Знакомство с понятием «базовая форма»
1
-
3
Изготовление квадрата.
-
1
4
Условные обозначения в оригами.
-
1
5
Термины, принятые в оригами.
Кармашек (кошелек)
-
1
Раздел III:: Базовая форма «Треугольник».
10
6
Бабочка на ирисе
0.25
0.75
7
Лисёнок и собачка.
0.25
0.75
8
Яхта и пароход.
0.25
0.75
9
Стаканчик.
0.25
0.75
10
Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
0.25
0.75
11
Грибы
0,25
0,75
12
Лягушата
0,25
0,75
13
Участие в конкурсах
0,25
0,75
14
Кит
0.25
0.75
15
Слон
0,25
0,75
Раздел IV: Базовая форма
«Воздушный змей».
10
16
Лист клена
0,25
0,75
17
Кролик и щенок.
0.25
0.75
18
Кошечка
0,25
0,75
19
Курочка и петушок.
0,25
0,75
20
Утка. Лебеди. Композиция « Лебеди на озере»
0.25
0.75
21
Сказочные птицы.
0.25
0.75
22
Пингвины. Композиция « Пингвины на льду»
0.25
0.75
23
Лисенок
0,25
0,75
24
Гномики
0,25
0,75
25
Участие в конкурсах
-
1
Раздел V: Базовая форма
«Двойной треугольник».
3
26
Рыбка
0,25
0,5
27
Ель
0,25
0,5
28
Бабочка. на цветочке
0,25
0,5
Раздел VI: Цветы к празднику 8 марта.
5
26
Открытка «Букет гвоздик».
0,25
0,5
27
Бутоны роз. Композиция «Букет роз».
0.25
1
28
Подснежник.
0.25
1
29
Васильки
0.25
1
30
Участие в конкурсах
-
1
Раздел VII: Фрукты
4
31
Фрукты: клубника и банан
0.25
0.75
32
Фрукты: арбуз и виноград
0.25
0.75
33
Фрукты: ананас и хурма
0.25
0.75
34
Участие в конкурсах
-
1
ИТОГО
34
9,25
25,75
Содержание программы.
Раздел I. Введение ( 1 ч.)
Япония-родина оригами. История возникновения техники оригами.
Беседа: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. Беседа по охране труда. Входная диагностика.
Раздел II: Квадрат – основная фигура оригами. (4 ч.)
Знакомство с понятием «базовые формы». Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать учащимся понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Условные обозначения в оригами. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек) Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Раздел III: Базовая форма «Треугольник» ( 10 ч.)
Научить складывать базовую форму « Треугольник». Приёмы чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части. Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия.
Раздел IV: Базовая форма «Воздушный змей» ( 10 ч.)
Знакомство с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.
Анализировать образец, пользоваться схемой. Повторение правил пользования ножницами. Расширять словарный запас, чтение технологической карты.
Раздел V: Базовая форма « Двоиной треугольник»
Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Отработать приёмы складывания модулей. Оформление изделий и украшение.
Раздел VI: Цветы к празднику 8 марта. (5ч.)
8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах. Легенда о гвоздике. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Раздел VII: Фрукты (4)
Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги. Оформление композиции.
Литература
1. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ авт- сост. Г,П. Попова, В.И. Усачева.- Волгоград:У;читель, 2007.-252с.
2. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи. М., Издательство «Айрис-пресс», 2006.-192с.
3.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М., Издательство «Айрис-пресс», 2006.-192с.
4. Сделаем это сами :Пособие для воспитателя детского сада/ Пер. с пол. О.А.Павлович.- М: Просвещение, 1983.- 159с.
5. Соловьева Н.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами.- М.: Айрис-2004.-56с.
6.Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ._ СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2008.- 64с.,цв. вкл.
7.Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
8. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ ММ. Безруких, Т.А. Филиппова.- 6 изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2006,- 32с.: ил.
9.Физкультминутки. авт.-сост. С.А. Левина, С.И. Тукачева.- Волгоград: Учитель,2006.-67с.
10.Физкультминутки. Вып.2/ авт.-сост. С.А. Левина, С.И. Тукачева.- Волгоград: Учитель,2006.-76с.
Игры на занятиях оригами
1. Игра «Прятки» Квадрат встречается с прямоугольником, они рассматривают друг друга, потом начинают знакомиться. «Я - квадрат! У меня 4 угла и столько же сторон. Потрогай их, дружок, и посчитай. А ты кто? Прямоугольник отвечает: -У меня тоже 4 угла и 4 стороны. Мою форму имеют стены, двери, окна, книги, тетради и много других вещей. А называют меня прямоугольником. -Интересно, чем же мы отличаемся, - думает квадрат и предлагает прямоугольнику поиграть в прятки. Стали они, чудаки, прятаться друг от друга. Но так и не смогли спрятаться: то прямоугольник выглядывает, то квадрат» Могут ли эти фигуры спрятаться друг за друга? Чем они отличаются? В каком случае прямоугольник сможет спрятаться за квадрат, и наоборот? Предложить найти в окружающей обстановке предметы квадратной или прямоугольной формы.
2. Игра «Фокусник» Как из квадрата сделать прямоугольник и треугольник? Из любого ли квадрата можно сделать такой фокус? Предложить попробовать детям поиграть с разными квадратами. Закрепить знания основных фигур.
3. Игра «Кто больше найдёт квадратов, треугольников, прямоугольников?» Игра на внимание, сообразительность и развитие памяти. Нужно как можно скорее найти и сосчитать все треугольники (квадраты, прямоугольники). Закрепить знания об этих геометрических фигурах.
4. Игра «Угадай на ощупь» Вначале дети узнают историю бумаги («Удивительная бумага», «Чудесные поделки из бумаги»). Показать разные виды бумаги - для печати, для письма, впитывающая, крашеная (цветная, глянцевая, тиснёная, бархатная, обёрточная). Бумагу можно различать и по фактуре: блестящая, шероховатая, гладкая, рыхлая. Выяснить какая больше подходит для оригами. В начале игры в коробку или мешочек положить знакомую детям бумагу. Осязание и обоснование выбора будут проверяться зрением.
5. Игра «Что я могу» Игра познакомит с пластическими свойствами бумаги, которая складывается, оставляя след-память; легко скручивается или сопротивляется, растягивается, рвётся. Можно бумагу смять разорвать, разрезать, сложить. Предложить поиграть с листком бумаги.
6. Игра Кто быстрее сложит» Эта игра на внимание. Кто быстрее сложит пройденную базовую форму. В дальнейшем игра усложняется - нужно сложить базовую форму с закрытыми глазами.
7. Игра «Составь изображение» Из квадратов, кругов. Треугольников необходимо сложить различные предметы или фигуры. Это может быть дом, машина, ёлка, рыбка, зверушка или произвольный предмет. У этой игры огромное разнообразие вариантов.
8. Игра «Танграм» Её ещё называют «Китайская головоломка». Квадрат 10 х 10см разрезать на 2 больших прямоугольных треугольника, квадрат, прямоугольник, 2 малых прямоугольных треугольника и один средний. Из полученных фигур можно составить не только множество различных изображений (заяц, кот, всадник, свеча, петух, курица и т. д.), но и целые картинки. Игра сложная, но очень увлекательная, требующая большого терпения и внимания.
9. Игра - викторина «Угадай животное» Предложить загадки о домашних животных, о диких животных, об экзотических животных. Выделить характерные черты для каждого животного.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ