Воспитательная система
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Воспитательная система
Сотрудничество классного руководителя с семьей учащихся как средство развития и роста личности ребёнка.
Подготовила учитель русского языка и литературы
Медведева Тина Геннадьевна
2013 год
Легче сделать воспитанника образованным,
чем утвердить в его душе уважение к человеку как высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека.
Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем.
Агния Кузнецова «Земной поклон»
На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем и пришла к твердому убеждению, что воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы. Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, способствует повышению эффективности деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей детей, отвечает их интересам. Приоритетным направлением классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста учащихся.
Цель: создание оптимальных условий для роста личности каждого школьника с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей
Задачи:
психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению;
создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика;
целенаправленное обучение проектной деятельности для развития коммуникативных способностей;
приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;
организация сотрудничества и взаимодействия детей, учителей и родителей.
Основные положения воспитательной системы.
Воспитательная система «Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство развития и роста личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы. Приоритетными в моей воспитательной системе «Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка» становятся следующие принципы:
Принцип комплексного подхода:
-работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, социального педагога, школьного психолога, педагога-организатора.
-ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа,- отсюда вытекают основные направления плана воспитательной работы в классе.
Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.
Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).
Ведущими идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги
В.А. Сухомлинский, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов.
Воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся.
Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела. «Ключевыми» делами класса можем считать создание фотоархива класса «Это – мы», коллективных, классно-семейных, индивидуальных проектов, регулярные походы в театр, подготовку к праздникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители.
Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием, так как воспитатель не должен, говоря словами Чернышевского успокаиваться ни на каком положительном выводе, а должен искать… На мой взгляд, знания воспитателя должны находиться в постоянном развитии. Умение подвергнуть критическому анализу то, что не подходит для данных условий воспитательной практики, умение отбросить то, что может привести к просчетам и ошибкам,- одно из важнейших условий продуктивности и эффективности труда классного руководителя. Таким образом, воспитательная система должна постоянно изменяться, развиваться. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, в моей воспитательной системе их три.
Этапы воспитательной системы:
Диагностический.
Воспитательная работа на этом этапе направлена на обеспечение ребёнку психологической безопасности и комфорта, признания в коллективе сверстников и взрослых. На основе психолого – педагогических наблюдений, анкетирования родителей, рекомендаций школьного психолога создаем образовательное пространство школьника.
В ходе групповой работы на родительском собрании с целью изучения семьи ребенка выявляются ожидания родителей по взаимодействию семьи и школы:
1) ребенок будет находиться под присмотром классного руководителя;
2) получит необходимый уровень знаний;
3) ему помогут ребенку раскрыться, заметят, он будет успешным;
4) школа будет способствовать формированию достойного поведения детей
На основе анкетирования был создан обобщенный портрет современного родителя:
Родитель – сотрудник, партнер.
Родитель – оценщик (оценивает все, начиная от методики и заканчивая цветом стен в коридорах школы).
Родитель – избиратель (находится постоянно в ситуации выбора: школы, учителя, программ, вида деятельности и т.д.).
Родитель – проводник идей в реализации успешности ребенка.
Совместная деятельность классного руководителя, родителей и детей должна быть направлена на создание комфортной атмосферы в классном коллективе.
На активизацию этой совместной работы направляется деятельность классного руководителя. Характер взаимоотношений между субъектами основан на доверии, взаимной ответственности, сотрудничестве - это принципы выстраивания взаимодействия:
Доверие Сотрудничество
Содружество Сопереживание
Первая составная часть такого взаимодействия – информационное педагогическое обеспечение родителей (воспитательная концепция школы, методика воспитания, задачи личностного развития ребёнка), т.е. реализация функции педагогического просвещения.
Вторая составная часть взаимодействия педагога с родителями - педагогическое корректирование семейного воспитания (той стороны, которая касается отношения к ребёнку). Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. Всё, что скажет классный руководитель относительно необходимых изменений, проистекать должно из целей воспитательных, из блага ребёнка как растущей и развивающейся личности. Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда равна нулю.
Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно-семейное проектирование становится реальностью. В слове «сотрудник» хороший корень: труд. «Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит «разделять труд».
Единое воспитательное поле создаётся, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения. Это я вижу на примере родителей своих учеников.
Третья составная часть взаимодействия педагога и родителей – практическая совместная работа детей, родителей, которую организует классный руководитель. (праздники, игры, концерты, соревнования, акции, проекты)
Главными достижениями этого этапа стали:
принятие учащимися, родителями норм, традиций школы;
создана атмосфера поддержки совместных успехов детей и родителей;
рост инициативы и активности родителей и учеников;
принятие законов построения жизни классного коллектива.
Уже на этом этапе удалось провести первые совместные дела:
Создание группы в социальной сети «В Контакте»
Праздник посвящения в пятиклассники;
Совместная экскурсия в Музей Арктики и Антарктики;
Участие в общешкольном конкурсе «Рукодельница»;
Классный час «Слово о словах».
По результатам анкетирования «Что тебе нравится в нашем классном коллективе» мы можем сделать вывод об уровне взаимоотношений между детьми. А на вопрос «Какую помощь в классных делах ты готов оказать вместе с родителями?» Отвечают: «Любую».
I.Становление и функционирование детско – взрослой общности
В классном коллективе сложилась своя система управления воспитательным процессом, которая представлена на схеме:
В рамках этого этапа была сформирована творческая группа (классный руководитель, родители, педагог-организатор, педагог-психолог), одной из целей которой явилось создание условий для выявления и самореализации творческих возможностей и потребностей детей. Это первые шаги в создании классно – семейных проектов, участии в конкурсах, олимпиадах, обучении групповой и коллективной деятельности. На основе психолого-педагогического изучения каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению выявляю группу родителей, способных организовать межличностное общение родительской общественности и реализовать идеи, направленные на развитие личности. Они становятся не только инициаторами добрых дел детско – взрослой общности, но и полноправными партнерами, проводниками идей в реализации успешности ребенка.
Заметные события этого этапа:
Участие в проекте Совета старшеклассников «День учителя»
Участие в ежегодной игре «Зарница»;
Экскурсия в Музей – усадьбу И.Е. Репина «Пенаты»;
Литературная композиция «Фронтовые письма»;
Проект «По страницам семейного альбома».
Кроме того и ребята и родители с удовольствием участвуют в школьных акциях: «Бумажный бум», «Мы в ответе за тех, кого приручили», « Посылка солдату-земляку», «Открытка ветерану», «Цветы ветерану», «Покормим птиц».
III. Стабильное функционирование детско-взрослой общности
На этом этапе можно говорить о делах класса, в которых принимают участие родители и другие члены семей, ставших традиционными :
Классные часы
Классные собрания по подведению итогов полугодия с награждением самых активных участников внеклассной работы и среди учащихся, и среди родителей; знакомство с профессиями родителей, с увлечениями членов семей, дни совместного отдыха
Проекты
Литературно-музыкальная гостиная,
Имена в названиях улиц Калининского района
Памятники Калининского района
День ученика
Пришкольный участок
История родины - в истории моей семьи
Наши семейные традиции
Участие в школьных конкурсах
«Минута славы», «Рукодельница», «Хобби членов моей семьи», «Папа может все, что угодно…», «Мастерская Деда Мороза», семейные спортивные эстафеты, «Вторая жизнь вещей», «Поделки из природного материала», фотовыставки, семейная олимпиада…
Посещение театров, экскурсии
С учетом пожеланий родителей, ребят и рекомендаций классного руководителя
Дискуссии, круглые столы
Обсуждение проблем в классе за круглым столом с участием родителей, круглые столы для родителей и педагогов школы, специалистов службы сопровождения
Праздники
Участие в подготовке и проведении праздников: Дня учителя, Дня матери, Дня снятия блокады Ленинграда, Дня Победы, Нового года, 8 марта, Дня семьи, Дня ученика, Дня защитника Отечества.
На этом этапе стабильно работает самоуправление в классе.
Мерилом эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:
- создание системы отношений, помогающих ученику на разных этапах проявлять и развивать способности в ходе творческой деятельности
- большинство родителей активно участвуют в жизни школы и класса;
- общечеловеческие ценности становятся мотивом поведения учащихся;
- удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе
Литература.
«Методика воспитательной работы» под редакцией В.А. Сластенина, Москва AKADEMA, 2002
Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. «Справочник классного руководителя 5-9 классы», Москва, «ВАКО», 2007
Приложение.
Анкета для родителей.
Класс, в котором учится Ваш ребенок, можно назвать дружным.
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами.
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
В школе работают различные кружки, секции, клубы, где может заниматься наш ребенок.
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
Мы имеем возможность участвовать в делах школы.
Мы хотим участвовать в делах школы.
На нашего ребенка большее влияние оказывает семья, а не школа.
Эффективность деятельности учителя в качестве классного руководителя.
Критерии
Результаты, подтвержденные зафиксированными фактами, нормативными документами
1. Наличие в деятельности классного руководителя воспитательной системы (системы воспитательной работы), индивидуальное мастерство)
Ведущими идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов.
2. Отсутствие или положительная динамика в сторону уменьшения количества пропусков занятий учениками без уважительных причин
Не допускается пропусков занятий учениками без уважительных причин
3. Коллективные достижения обучающихся в социально значимых проектах, акциях и др.
Систематически
4. Уровень воспитанности обучающихся
Достаточная нравственная воспитанность (Тест «Размышляем о жизненном опыте» )
5.Показатели участия класса в жизни школы
Наличие грамот в портфолио класса
6. Охват учащихся класса кружковой работой (кружки, студии, секции, творческие объединения и др.), организация учебно-тематических экскурсий, посещение музеев
80% учеников класса посещают кружки и спортивные секции, творческие объединения
7. Отсутствие правонарушений в классе
( или положительная динамика)
Правонарушения отсутствуют.
8.Уровень развития самоуправления в классе
(какие полномочия отданы учащимся?)
Высокий. (Методика определения уровня развития самоуправления, адаптированная Шаповаловой Н.А). Староста и лидеры групп контролируют и организуют работу групп и ответственных за определенный сектор деятельности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ