Программа коррекционной работы НОО

    1. Программа коррекционной работы НОО


Дранышева Ольга Николаевна, педагог-психолог

    1. МОУ «Судская средняя общеобразовательная школа № 1»


Введение

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.2010 №189);

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
    возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)


Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МОУ «Судская средняя общеобразовательная школа № 1».

Цель программы: обеспечить системный подход по созданию условий для развития и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы

Задачи программы:

выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.


Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:

  1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.

  2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

  3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

  4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий.

  5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

  6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

  7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.


1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

- число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями ____ человек;

- анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования ______ ;

- анализ данных о динамике психического и физического состояния школьников, их интеллектуального психофизиологическо потенциала ____;

-анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, психологов, дефектологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с особыми потребностями _____

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог и педагоги.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, которым руководит заместитель директора по учебной работе.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

  • диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;

  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

  • конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта (см. приложение 1), в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

  1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

- Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

- Изучение истории развития ребёнка. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).

- Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

- Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

- Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

Таблица 1

Программа медико-психолого-педагогического изучения ребёнка

Изучение

ребенка

Содержание работы

Где и кем выполняется

работа



Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.

Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов.

Медицинский работник (по договору с лечебным заведением), педагог.



Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями.



Психолого-логопедическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. (учитель).

Специальный эксперимент(психолог).

Беседы с ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ (учитель).





Социально-педагогическое


Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.

Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности. интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка.

Посещение семьи ребенка (учитель).

Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог).

Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).


Беседа с родителями и учителями- предметниками.


Специальный эксперимент (педагог, психолог).


Анкета для родителей и учителей.


Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.

2. Аналитическая работа.

- Анализ материалов обследования. Педагог, психолог анализируют все полученные о ребенке сведения и данные собственных обследований, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.


3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

- Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

- В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.

- Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий

4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Этапы создания и реализации программы коррекционной работы.

Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.

Первый этап - концептуальный направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами школы предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психолог). Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования программы коррекционной работы.

Второй этап – проектный - включает в себя: подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы: карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений.

Требования к специалистам, реализующим программу.

Основной ресурс для реализации программы - человеческий (наличие специалистов, готовых работать с ребенком, испытывающим трудности в обучении). Субъекты, осуществляющие сопровождение ребёнка, в ходе проектного этапа эксперимента реализуют несколько профессиональных позиций диагностическую, проектную, аналитическую, последовательное прохождение которых обеспечивает разработку проекта программы коррекционной работы:



Таблица 2

Направления и задачи коррекционной работы

Направления

Задачи исследовательской работы

Содержание и формы работы

Ожидаемые

результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования.

Диагностика школьных трудностей обучающихся.

Дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов.

Изучение индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики

Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.

Характеристика образовательной ситуации в школе.

Диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей).

Характеристика дифференцированных групп учащихся

Проектное

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования.

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции.

Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности программ коррекционной работы.

Медико-психолого-педагогический консилиум.

План заседаний медико-психолого-педагогического консилиума школы.



На третьем этапетехнологическом - осуществляется практическая реализация программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога.


Примечание. Например, учителя за счёт часов внеурочной деятельности проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления, используя упражнения из УМК «Перспективная начальная школа ».

Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий использует следующие приёмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля. Учитель осуществляет профилактику соматического состояния, коррекцию учебных и физических нагрузок, контролирует выполнение медицинских рекомендаций, на уроках физкультуры обеспечивает коррекцию физического развития и пространственной ориентации, проводит занятия лечебной физкультурой.

В соответствии с индивидуальными картами медико-психолого-педагогического сопровождения специальные виды коррекционной деятельности осуществляют другие субъекты образовательного процесса.

***

Четвёртый этап - заключительный (аналитико-обобщающий) - включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы.


Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий1, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.


3.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися


Индивидуальные занятия с педагогом, психологом

В школе организована поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь, переезд и т.д.). Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. В учебном плане отводится 3 часа в неделю для индивидуальных занятий с педагогом, психологом. На долю каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Время занятий фиксируется в расписании дня.

УМК «Перспективная начальная школа» предоставляет большие возможности для организации этой работы.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.

Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале или приложении к нему.

Таблица 3


п/п

Список учащихся

Месяц

Что пройдено

Что задано

на дом

1

3

5

9










При организации коррекционных занятий педагог, психолог исходят из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.


3.2. Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

В школе надомное обучение проходят следующие учащиеся:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

(указываются: Ф.И.О., класс, расписание занятий для каждого учащегося, Ф.И.О. педагогов, проводящих занятия; программы, по которым ведется обучение)2.

По окончании обучения ребенку выдается табель (дневник) общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.



3.3. Внеурочная деятельность


Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

  • сентябрь – «День знаний»

  • октябрь – «День учителя»

  • ноябрь – «День матери», «День рождения школы»

  • декабрь – «Здравствуй, Новый год»

  • февраль – «День защитников Отечества»,

  • март «Женский день»

  • апрель «Всемирный день здоровья»

  • май – «Вахта Памяти»

  • июнь – «День защиты детей»


4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.


Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает:

  • отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.


5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

5.1 Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В связи с этим в школе выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития (данные о повышении квалификации специалистов образовательного учреждения в данном направлении, планирование этой работы прилагаются).

5.2 Сведения об обеспечении учебно-методической литературой, используемой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учебных пособий и дидактических материалов (перечень учебных пособий, используемых при коррекционной работе прилагается).

5.3 Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:

- оборудование помещений (кабинет психолога) и его оснащение (паспорт кабинета прилагается);

- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины (ПМСС, ЧПНД)


7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);

увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;

количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;

другие соответствующие показатели.




















Приложение 1


Психолого-педагогическая карта учащегося

Фамилия, имя: __________________________________

Дата рождения: __________________

Школа: № _________   класс: _________ тип класса:___________________



Психолого-педагогические особенности развития личности учащегося

на начальном этапе обучения

Уровень готовности к школьному обучению

Особенности  протекания процесса адаптации к школе

Динамика уровня интеллектуального развития

Способности учащегося по основным предметам

 

 

 

 


Педагогическая диагностика

Класс

Уровень актуального развития

Зона ближайшего развития

Сфера нарушений школьной адаптации

Русский язык

1 класс

 

 

Сложности в обучении, воспитании

 

 

 

 

Литературное чтение

1 класс

 

 

Трудности в освоении норм поведения

 

 

 

 

 Математика

1 класс

 

 

Сложности в развитии учебно-интеллектуальных УН

 

 

 

 

Окружающий мир

1 класс

 

 

Особенности социальных контактов

 

 

 

 



психологическая диагностика

Познавательная сфера

Личностные особенности

Мотивационно

-волевая сфера

 

 

 


Биологические факторы: _______________________________________________________________


Дополнительные сведения (участие в конференциях, олимпиадах; грамоты, награды/занятость в системе дополнительного образования):


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

 

 

 

 

 


Рекомендации по сопровождающей работе:

Учитель: ___________________________________________________________________________________

Классный руководитель: ______________________________________________________________________

Психолог: ________________________________________________________________________________



«Дневник педагогических наблюдений»

    1. Пояснительная записка

Цель: организация профилактической, социально-значимой деятельности обучающихся и работа по укреплению, развитию и формированию личности.

Ведется «Дневник педагогических наблюдений» регулярно и переходит с учащимся из класса в класс.


СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА

1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел «Информационный лист» (информация о владельце);

II раздел «Педагогико ­– психологическая характеристика на учащегося» (характеристики на учащегося);

III раздел «Учебная деятельность» (творческие работы, направления активности);

IV раздел « Индивидуальная работа с учащимся» (план работы, акты, полезная информация).


Раздел I. Информационный лист.

Данные учащегося.

В этом разделе помещается информация, помогающая социальному педагогу и классному руководителю проанализировать личные данные учащегося.


Раздел II. Педагогико – психологическая характеристика на учащегося.

Характеристика на учащегося.

В этом разделе помещаются характеристики на ученика составленные классным руководителем и психологом школы. Информация, помогающая проанализировать ученика его характер, способности; результаты психологической диагностики.


Раздел III. Учебная деятельность.

Наблюдение за учебной деятельностью.

В данный разделе помещаются результаты наблюдений и учет успеваемости и посещаемости учащегося; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной активности ученика.

Раздел IV. Индивидуальная работа.

Содержание работы.

В этом разделе помещен план и содержание работы с учащимся и его семьей



АКТ

обследования жилищно-бытовых и семейных условий

от "____" _____________ 20 _ года.

несовершеннолетней ________________________________________________






1 Указываются формы и содержание коррекционной работы, используемое в данном образовательном учреждении

2 Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ