Программа по подготовке детей к школе
































Составила: Власова И.А.

педагог-психолог

I квалификационной категории

МБОУ Тогучинского района

ТСОШ №5














Тогучин

Пояснительная записка

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так называемой "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в фи­зиологическом, социальном и психологическом отношении, он должен достичь оп­ределенного уровня умственного и эмоционально-волевого раз­вития. Учебная деятельность требует определенного запаса зна­ний об окружающем мире, сформированности элементарных по­нятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окру­жающего мира, уметь планировать свою деятельность и осущест­влять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зри­тельно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущнос­ти, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению вы­являются ее основные критерии и параметры.


Содержание курса

За основу взяты материалы программы «Ситема коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе»\ авт.-состав. Останкова Ю.В. (2004г.) и методических пособия О.В. Хухлаевой (2005г.), Тихомировой Л.Ф. (2003г.),Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В. (2000г.)

В предлагаемом курсе развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе

  1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

  2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторных функций.

  3. Развитие эмоционально-волевой сферы: коррекция тревожности, неадекватной самооценке, замкнутости, застенчивости, эмоциональной депривации и низкой коммуникативности., а так же профилактика дезадаптации.

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс упражнений на развитие личностных качеств и эмоционально-волевой сферы, что в дальнейшем способствует успешной адаптации.

Игровая методика обучения является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. С каждым занятием задания усложняются, но при этом учитываются индивидуальные особенности детей. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий.

К концу курса дети стали более активными и уверенными в своих силах, более коммуникабельные и раскрепощенные.


Формы организации занятий


Педагог-психолог организует работу детей в полном составе группы, продолжительностью 20 минут.

Для проведения занятий каждому ребёнку необходимы тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, фасоль, счетные палочки, игрушка, альбом; у педагога-психолога-набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.

Структура развивающих занятий.


Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, занятие на развитие познавательной сферы сменяется занятием на развитие личностных качеств и эмоционально-волевой сферы.


Ожидаемые результаты.


Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях на других занятиях. К концу года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации, формируется произвольность, улучшаются познавательные процессы, развиваются такие качества как коммуникативность, умение понимать себя и других, сотрудничать, не конфликтовать. Дети становятся менее застенчивыми и менее тревожными. Формируются навыки социального поведения и способность к эмпатии.




Тематический план


занятия

Цель

упражнения

Занятие 1

Познакомить детей с психологом и между собой;

учить детей задавать ?-сы по теме «Знакомство»;

развивать чувство принадлежности к группе

  1. «Давайте поздороваемся»

  2. Имя + жест

  3. Ласковое имя

  4. Игра «Скучно, скучно так сидеть»

  5. Что понравилось? Запомнилось?

Занятие 2

Развитие слуховой памяти;

развитие зрительной памяти и внимания

развитие координации движений и графических навыков;

развитие ММР, учебной мотивации


  1. Запомни слова.

  2. Игра «Какой игрушки не стало?»

  3. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

  4. Пальчиковая гимнастика

  5. Выкладывание из палочек фигуры по образцу. (ЁЖ)

  6. Завершение занятия. Подведение итогов.

Занятие 3

Развивать чувство единства, сплоченности;

-учить детей действовать согласовано;

развивать способность детей к эмпатии.


  1. Игра «Клубок».

  2. Игра называется «Спаси птенца».

  3. Игра «Ладушки».

  4. Рисунок на тему: «Мое настроение сейчас».

  5. Завершение занятия.

  6. Подведение итогов.

Занятие 4

Развитие слуховой памяти;

развитие зрительной памяти и внимания

развитие координации движений и графических навыков;

развитие ММР.

  1. Запомни слова.

  2. Запомни картинки.

  3. Игра «Какой фигуры не стало?»

  4. Дыхательное упражнение

  5. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

  6. Графический диктант

  7. Пальчиковая гимнастика

  8. Завершение занятия.

Занятие 5

Раскрыть сущность понятия «дружба»;

-показать какими качествами должен обладать друг;

-способствовать развитию взаимопонимания между людьми.

  1. Игра «Поздороваемся»

  2. Беседа о дружбе

  3. Упражнение «С кем я подружился

  4. Упражнение «Я знаю пять имен своих друзей

  5. Рисунок «Подарок другу»

  6. Завершение занятия

Занятие 6

Развитие восприятия, координации движений, ориентации в пространстве и графических навыков; учебной мотивации

  1. Игра «Ухо-нос»

  2. Упражнение «Самые красивые бусы»

  3. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

  4. Графический диктант

  5. Игра «Времена года»

  6. Завершение занятия.

Занятие 7

Формирование взаимопонимания;

Содействие формированию доброжелательных отношений

  1. Упражнение «Цветок дружбы»

  2. Упражнение «Настоящий друг в нашей группе»

  3. Упражнение «Я хочу с тобой подружиться»

  4. Рисунок друга

  5. Упражнение «Я посылаю свою любовь»

  6. Завершение занятия.

Занятие 8

Развитие сообразительности, быстроты реакции, мышления, способности разносторонне осмысливать мир

  1. Игра «Отгадай и нарисуй»

  2. Игра «Столяр»

  3. Игра «Веселая олимпиада»

  4. Игра «четвертый лишний»

  5. Игра «Что бывает»

  6. Рисунок «Твоя загадка»

  7. Завершение занятия

Занятие 9

Развитие чувство сплоченности;

формирование у детей действовать согласовано;

снятие тревожности

  1. Игра «Иголка и нитка».

  2. Игра «Разноцветные миры».

  3. Упражнение «Пять качеств»

  4. Игра «Я могу».

  5. Игра «Передай другому»

  6. Завершение занятия

Занятие 10

Развитие речи, ММР, воображения,

расширение и активизация детского словаря, учебной мотивации

  1. Игра «Что бывает».

  2. Игра «Что на что похоже».

  3. Рисунок «Твоя загадка»

  4. Игра «Сказочник».

  5. Игра «Цветные краски»

  6. Завершение занятия

Занятие 11

Формирование у ребенка уверенности в себе, осознание своих положительных качеств

  1. Упражнение «Я очень хороший»

  2. Упражнение «Конкурс хвастунов»

  3. Игра «Морщинки».

  4. Релаксация

  5. Упражнение «Дерево»

  6. Рисунок дерева

  7. Завершение занятия

Занятие 12

Развитие воображения, мыслительных операций, учебной мотивации

  1. Игра «Бывает - не бывает»

  2. Упражнение «Преврати в фигурки круги»

  3. Игра «Придумай и покажи».

  4. Игра «Что плавает, что тонет»

  5. Игра «Добавь слово»

  6. Рисунок «Самое веселое»

  7. Завершение занятия

Занятие 13

Повышение у детей уверенности в себе;

-развитие слухового восприятия;

-формирование позитивного отношения к сверстникам.


  1. Игра «Паровозик с именем»

  2. Игра «Доброе животное».

  3. Упражнение «Скажи Мишке добрые слова»

  4. Сказка «Заяц-хваста»

  5. «Конкурс хвастунов»

  6. «Самый лучший сосед

  7. Завершение занятия

Занятие 14

Развитие ММР, речи, творческого воображения

  1. Игра «Изобретатель»

  2. Игра «Волшебный лес»

  3. Игра «Узнай, кто я?»

  4. Выкладывание из фасоли дерева

  5. Штриховка

  6. Упражнение «Придумай рассказ по картинке»

  7. Завершение занятия

Занятие 15

Развитие лучшего понимания себя и других;

- повышение уверенности в себе.


  1. Игра «Дотронься до …»

  2. Имя + жест

  3. Этюд «Смелый заяц».

  4. Игра «Я могу»

  5. Рисунок «Я в будущем»

  6. Упражнение «Крылья»

  7. Завершение занятия

Занятие 16

Развитие слуховой памяти;

развитие зрительной памяти и внимания,

ММР, учебной мотивации

  1. Игра «Запомни стих-ие»

  2. Игра «Цветные слова»

  3. Игра «Стираем и суши белье»

  4. Рисуем обеими руками

  5. Штриховка

  6. Пальчиковая гимнастика

  7. Завершение занятия

Занятие 17

Формирование самовыражения и самоуважения детей

  1. Игра «Доброе утро…»

  2. Игра «Ракета»

  3. Релаксация «Счастливый сон»

  4. Рисунок «Мой сон»

  5. Упражнение «Разные голоса»

  6. Упражнение «Вырази чувство глазами»

  7. Завершение занятия

Занятие 18

Развитие осязательной, зрительной, слуховой памяти, мышления, ориентира на плоскости, учебной мотивации

  1. Игра «Собери круг»

  2. Игра «Угадай, что за фигура?»

  3. Игра «Осенние листья»

  4. Дыхательное упражнение

  5. Графический диктант

  6. Рисуем двумя руками

  7. Завершение занятия

Занятие 19

Способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой,

Повышать уверенность в себе

  1. Игра «Комплименты»

  2. Игра «Ветер, дождь и гром».

  3. Рисунок «Неправильный рисунок»

  4. Упражнение «Давай все пачкать»

  5. Упражнение «Передаю взглядом»

  6. Завершение занятия

Занятие 20

Развитие внимания, механической памяти, логического мышления, ММР, учебной мотивации

  1. Игра «Запомни слова»

  2. Игра «Хлопни-топни»

  3. Игра «Четвертый лишний»

  4. Рисуем двумя руками

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Игра «Пары слов»

  7. Завершение занятия

Занятие 21

Формирование у детей доверия к окружающим

  1. Упражнение «Имя – движение».

  2. Упражнение «Я не упаду»

  3. Упражнение «Превратись в игрушку»

  4. Рисунок «Я - игрушка»

  5. Игра «Расскажи о себе»

  6. Завершение занятия

Занятие 22

Развитие произвольного внимания,

осязательной и зрительной памяти, ММР, учебной мотивации

  1. Игра «Пол, нос, потолок»

  2. Игра «Запомни вазу»

  3. Игра «Что за предмет, нарисуй…»

  4. Графический диктант

  5. Игра «Запомни и выложи из палочек»

  6. Пальчиковая гимнастика

  7. Завершение работы

Занятие 23

Формирование у детей умения любить окружающих, активизация доброжелательного отношения детей к сверстникам

  1. Игра «Компот»

  2. Игра «Пусть встанет тот, на кого я смотрю».

  3. Этюд «Обиженный кустик»

  4. Упражнение «Когда природа плачет»

  5. Рисунок «Помоги природе»

  6. Завершение занятия

Занятие 24

Расширение объема внимания, развитие мышления и речи, учебной мотивации

  1. Игра «Переходы»

  2. Игра «Спокойно, стучать, вниз»

  3. Упражнение «Найди и раскрась одинаковые предметы»

  4. Игра «Правда или нет»

  5. Игра «Нарисуй и расскажи»

  6. Игра «Кто так говорит?»

  7. Игра «Угадай-ка»

  8. Завершение работы

Занятие 25

Способствовать уменьшению обидчивости у детей, развитию самоконтроля в конфликтных ситуациях

  1. Игра «Дотронься до …»

  2. Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

  3. Упражнение «Стоп, кулак!»

  4. Упражнение «Я тебя понимаю»

  5. Релаксация

  6. Завершение занятия

Занятие 26

Развитие логического запоминания, пространственной ориентировки

  1. Упражнение «Смысловые пары»

  2. Игра «Веселые спортсмены»

  3. Игра «Живая страница»

  4. Графический диктант

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Игра «Геометрические ковры»

  7. Игра «Магазин ковров»

  8. Завершение работы

Занятие 27

Развитие умения сотрудничать, содействие в улучшении общения со сверстниками

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

  2. Игра «Волшебное животное»

  3. Игра «Звериное пианино»

  4. Рисунок «Любимое животное»

  5. Упражнение «Кто сильнее любит»

  6. Завершение занятия

Занятие 28

Развитие основных свойств внимания; наблюдательности

  1. Игра Чем отличаются”.

  2. Упражнение “Корректурные пробы”.

  3. Упражнение “Исправь ошибки”

  4. Игра «Спокойно, стучать, вниз»

  5. Упражнение «Найди и раскрась одинаковые предметы»

  6. Игра «Повторяй за мной»

  7. Профилактика нарушения зрения

  8. Завершение работы

Занятие 29

Развитие умения сотрудничать, содействие в улучшении общения со сверстниками

  1. Игра «Чьи колени?»

  2. Игра «Пусть всегда будет».

  3. Упражнение «Массаж чувствами»

  4. Упражнение «Большой круг-маленький круг»

  5. Рисунок «Доброе сердце»

  6. Завершение занятия

Занятие 30

Развитие учебной мотивации, слуховой памяти, общей осведомлённости, мелкой моторики

  1. Упражнение «Что нас окружает»

  2. Игра «Запомни слова»

  3. Рисунок «Что возьмем в школу?»

  4. Пальчиковая гимнастика

  5. Упражнение «Запомни и сделай так же»

  6. Рисуем двумя руками

  7. Завершение занятия

Занятие 31

Снижение уровня тревожности,

Развитие взаимопонимания между детьми

  1. Игра «Я люблю…»

  2. Упражнение «Кого укусил комарик»

  3. Игра «Мысленное письмо»

  4. Упражнение «Сложи картинку»

  5. Рисунок «Мои чувства»

  6. Завершение занятия

Занятие 32

Развитие мышления, воображения, работоспособности.

  1. Игра «Третий Лишний»

  2. Упражнение «Один-много»

  3. Упражнение «Художники»

  4. Упражнение «Делай без остановки»

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Рисунок «Дорисуй предмет»

  7. Завершение работы

Занятие 33

Снижение уровня тревожности,

Развитие взаимопонимания между детьми

  1. Игра «Гусеница»

  2. Упражнение «Спина к спине

  3. Рисунок «Одинаковые мячи»

  4. Игра «Клубочек»

  5. Игра «Слепой и поводырь»

  6. Завершение занятия

Занятие 34

Развитие наблюдательности и произвольности

  1. Игра «Заметить все”.

  2. Игра “Запоминай порядок”.

  3. Упражнение “Хамелеон”.

  4. Этюд “Факир”.

  5. Упражнение “Ищи безостановочно”.

  6. Упражнение “Соедини части - узнаешь целое”.

  7. Завершение занятия

Занятие 36

Развитие чувства принадлежности к группе

-дать возможность ребенку выразить свои ощущения, настроение.

  1. Упражнение «Найди себя»

  2. Релаксация

  3. Упражнение «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»

  4. Рисунок «Я - хороший»

  5. Упражнение «спасибо. Пожалуйста!»

  6. Завершение занятия

Занятие 37

Развитие зрительной памяти, мелкой моторики, учебной мотивации.

  1. Игра «Смотри и запоминай»

  2. Игра «Какой фигуры не стало»

  3. Рисуем обеими руками

  4. Пальчиковая гимнастика

  5. Профилактика нарушения зрения

  6. Упражнение «Запомни пары и нарисуй»

  7. Завершение работы

Занятие 38

Развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

  1. Игра «Изобрази явление»

  2. Игра «Самолеты».

  3. Упражнение «Надоедливая муха».

  4. Упражнение «Кто сильнее кричит?».

  5. Релаксация

  6. Завершение занятия

Занятие 39

Развитие концентрации внимания

  1. Игра “На берегу моря”

  2. Игра “Зеркало”.

  3. Упражнение “Шалтай-Болтай”

  4. Игра “Слушай и исполняй”.

  5. Элементы музыкотерапии.

  6. Игра “Сосед, подними руку”

  7. Завершение занятия

Занятие 40

Развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

  1. Игра «Зоопарк».

  2. Упражнение «Бип».

  3. Упражнение «Кто сильнее кричит?».

  4. Релаксация

  5. Упражнение «Шалтай-болтай».

  6. Завершение занятия

Занятие 41

Развитие образного мышления, воображения, мелкой моторики, учебной мотивации

  1. Игра «Задом наперед»

  2. Упражнение «Чудные превращения»

  3. Игра «Что бывает такого цвета?»

  4. Упражнение «Вниз по реке»

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Рисуем обеими руками

  7. Профилактика нарушения зрения

  8. Подведение итогов

Занятие 42

Снятие психоэмоционального напряжения;

развитие эмоционально-выразительных движений


  1. Игра «Передай мяч».

  2. Упражнение «Насос и мяч».

  3. Упражнение «дракон кусает хвост».

  4. Рисунок «Мое настроение»

  5. Упражнение «Пошли письмо»

  6. Завершение занятия

Занятие 43

Развитие слуховой памяти, логического мышления, пространственных представлений.

  1. Игра «Запомни слова»

  2. Игра «Говори наоборот»

  3. Упражнение «Подбери слово»

  4. Графический диктант

  5. Игра «Водители»

  6. Игра «Собери пирамидку»

  7. Завершение занятия

Занятие 44

Развитие эмоционально – выразительных движений;

снятие психоэмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

  2. Упражнение «Солнечный лучик»

  3. Игра «Кто первый»

  4. Упражнение «Иголка и нитка»

  5. Релаксация

  6. Завершение занятия

Занятие 45

Развитие концентрации внимания, слуховой и ассоциативной памяти, пространственных представлений, учебной мотивации.

  1. Игра «Снеговики»

  2. Упражнение «Запомни слова к рисункам»

  3. Игра «Пары фигурок»

  4. Упражнение «Пиктограммы»

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Симметричные рисунки

  7. Завершение занятия

Занятие 46

Удовлетворение потребности в признании;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

  1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

  2. Игра «Море волнуется»

  3. Упражнение «Пластилиновая кукла»

  4. Упражнение «Газета»

  5. Игра «Передай мяч».

  6. Завершение занятия

Занятие 47

Развитие мыслительных операций, произвольности поведения, речи.

  1. Игра «Дома зверей»

  2. Игра «Четвертый лишний»

  3. Игра «Замри»

  4. Игра «Птица, зверь, рыба»

  5. Игра «Спокойно, стучать, вниз»

  6. Упражнение «Закончи фразу»

  7. Завершение занятия

Занятие 48

Развитие эмоционально – выразительных движений;

снятие психоэмоционального напряжения

  1. Упражнение «Снежинка»

  2. Игра «Зимние забавы»

  3. Совместное рисование снеговика

  4. Упражнение «Снеговик»

  5. Упражнение «Лыжники»

  6. Завершение занятия

Занятие 49

Развитие учебной мотивации, воображения, общей осведомлённости, мелкой моторики.

  1. Игра «Собираемся в школу»

  2. Рисуем синим цветом…

  3. Игра «Узнай, кто я?»

  4. Игра «Волшебные превращения»

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Выкладывание из палочек

  7. Завершение работы

Занятие 50

Снятие психоэмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков.


  1. Упражнение «Молекулы»

  2. Упражнение «Одно большое животное»

  3. Упражнение «Ищем ошибки»

  4. Игра «Испорченный телефон»

  5. Упражнение «Кто сильнее кричит?»

  1. Релаксация

  1. Завершение занятия

Занятие 51

Развитие невербального мышления, ориентировки в окружающем мире, расширения кругозора

  1. Игра «Лес, пустыня, река»

  2. Игра «С каких деревьев опали листья»

  3. Дорисуй «лишний предмет»

  4. Упражнение «Накорми животных»

  5. Упражнение «Сложи узор»

  6. Игра «Предметы-друзья»

  7. Завершение работы

Занятие 52

Обучение управлению своими эмоциональными состояниями; развитие эмпатии; развитие воображения.

  1. Упражнение «Поглаживание»

  2. Упражнение «Улыбнись»

  3. «Представьте себе...»

  4. Рисунок «Я представил…»

  5. Игра «Сплочение»

  6. Завершение занятия

Занятие 53

Развитие внимания, восприятия, механической памяти

  1. Игра «Мяукните те…»

  2. Игра «Овощи и фрукты»

  3. Стих-е наизусть про овощи

  4. Рисунок по памяти

  5. Выкладывание из фасоли овоща и фрукты

  6. Релаксация

  7. Завершение работы

Занятие 54

Обучение управлению своими эмоциональными состояниями; развитие эмпатии; развитие воображения.

  1. Игра «Волшебные превращения»

  2. Игра «Стойкий оловянный солдатик»

  3. Игра «Раз, два, три... настроение, замри!»

  4. Игра «Иголка и нитка»

  5. Рисунок «Мое состояние»

  6. Завершение занятия

Занятие 55

Развитие мыслительных операций, творческих способностей

  1. Игра «Доброе утро»

  2. Упражнение «В гостях у животных»

  3. Загадки о животных

  4. Игра «Я знаю пять имен…»

  5. Рисуем «еду для любимых животных»

  6. Графический диктант

  7. Игра «Птица, зверь, рыба»

  8. Завершение занятия

Занятие 56

Развитие волевой регуляции, произвольности психических функций

  1. Игра «Флажок»

  2. Игра «Запретное слово»

  3. Игра «Замри!»

  4. Игра «Игра в мяч»

  5. Игра «Волшебное слово»

  6. Завершение занятия

Занятие 57

Развитие речи, ММР, учебной мотивации

  1. Игра «Я люблю больше всего…»

  2. Упражнение «Языколомки»

  3. Выкладывание из палочек

  4. Упражнение «Опиши предмет»

  5. Рисуем обеими руками

  6. Пальчиковая гимнастика

  7. Упражнение «Продолжи ряд»

  8. Завершение работы

Занятие 58

Развитие волевой регуляции, произвольности психических функций

  1. Игра «Спокойно, стучать, вниз»

  2. Игра «Карлсон сказал»

  3. Игра «Замри!»

  4. Игра «Стой!»

  5. Релаксация

  6. Завершение занятия

Занятие 59

Равитие произвольного внимания, ассоциативного запоминания, координации движений

  1. Игра «Запомни и нарисуй»

  2. Упражнение «Запомни предложение с помощью рисунков»

  3. Симметричные рисунки

  4. Пальчиковая гимнастика

  5. Графический диктант

  6. Сказка-пересказ

  7. Завершение работы

Занятие 60

Развитие чувственного восприятия и навыков управления своими эмоциями

  1. Упражнение «Меняются местами…»

  2. Упражнение "Назови эмоцию"

  3. Упражнение «Безопасное место»

  4. Игра «Зеркало»

  5. Упражнение «Ругательства»

  6. Завершение занятия

Занятие 61

Развитие творческих способностей, мышления, ММР, учебной мотивации

  1. Игра «Вообрази себе…»

  2. Упражнение «Дорисуй предметы»

  3. Упражнение «Закончи фразу»

  4. Игра «Что бывает круглым»

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Игра «Изобрази с помощью жестов»

  7. Симметричные рисунки

  8. Завершение занятия

Занятие 62

Формирование у ребенка уверенности в себе, осознание своих положительных качеств

  1. Упражнение «Я хвалю себя за то…»

  2. Упражнение "Я посылаю свою любовь"

  3. Рисунок «Я люблю…»

  4. Упражнение «Интервью»

  5. Упражнение «Могу научить…»

  6. Завершение занятия

Занятие 63

Развитие аналитико-синтетической деятельности, произвольного внимания

  1. Игра «Пол, нос, потолок»

  2. Игра «Колумбово яйцо»

  3. Упражнение «Волшебное слово»

  4. Игра «Кто быстрее выложит из палочек предмет…»

  5. Упражнение «Рисуем кусочками»

  6. Профилактика нарушения зрения

  7. Игра «Продолжи ряд»

  8. Завершение работы

Занятие 64

Формирование у детей способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях

  1. Игра «Я могу защитить…»

  2. Упражнение «Петушиный бой»

  3. Упражнение «Рисование кусочками»

  4. Игра «Планеты»

  5. Упражнение «Три подвига Андрея»

  6. Завершение занятия

Занятие 65

Развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти, ориентира на плоскости

  1. «Запомни сказку»

  2. Игра «Окончание слов»

  3. Симметричные рисунки

  4. Игра «Пары слов»

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Графический диктант

  7. Игра «Вспомни и сравни»

  8. Завершение работы

Занятие 66

Закрепление навыков самовыражения у детей

  1. Игра «Я могу …»

  2. Упражнение «Разные голоса»

  3. Упражнение «Значки»

  4. Игра «Счетные палочки»

  5. Упражнение «Я не хочу…»

  6. Завершение занятия

Занятие 67

Развитие речи, ММР, воображения,

расширение и активизация детского словаря, учебной мотивации

  1. Игра «Хлопай и топай»

  2. Упражнение «Волшебный мир»

  3. Выкладывание из крупы «волшебного предмета»

  4. Упражнение «Повтори скороговорку»

  5. Игра «Зачем ходят в школу»

  6. Игра «Что будет, если…»

  7. Пальчиковая гимнастика

  8. Подведение итогов

Занятие 68

Закрепление навыков сотрудничества и доверия в группе

  1. Игра «Внимание! Разыскивается…»

  2. Упражнение «Бросок любви»

  3. Упражнение «Работаем в парах»

  4. Игра «Большой круг-маленький круг»

  5. Рисунок «Мне понравилось на занятиях..»

  6. Подведение итогов












Примеры занятий

Занятие №1


Тема. Знакомство детей с психологом и между собой.

Цель:

  • познакомить детей с психологом и между собой;

  • учить детей задавать ?-сы по теме «Знакомство»;

  • развивать чувство принадлежности к группе;



  1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом необычным способом – плечом, рукой, спиной, носом, щекой и т.д. Придумайте свой способ. какие чувства вы сейчас испытывали, когда здоровались?

  1. Имя + жест

Каждый участник называет свое имя, делает шаг вперед в центр круга и показывает какой-либо жест, группа хором повторяет имя и жест.

  1. Ласковое имя

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все участники назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя.

  1. Игра «Скучно, скучно так сидеть»

По кругу расставлены стулья. На один меньше, чем общее количество детей. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться и местами поменяться.

Все дети стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз надо убирать по одному стулу.

Задаются вопросы детям – как вы себя чувствуете сейчас? Какие эмоции вы испытываете? (отвечают) Изменилось после игры ваше настроение? А что помогло его изменить?

  1. Что понравилось? Запомнилось?

Дети высказывают мнение.



Занятие №2

Тема. Развиваем психические процессы.

Цель:

  • развитие слуховой памяти;

  • развитие зрительной памяти и внимания

  • развитие координации движений и графических навыков;

  • развитие ММР.


    1. Запомни слова.

Детям зачитываются слова с установкой на запоминание: одеяло, мед, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец.

    1. Игра «Какой игрушки не стало?»

Выставляются игрушки (5-7). Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна игрушка убирается, а дети определяют, какой не стало.

    1. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.

    1. Пальчиковая гимнастика «Разминка»

У

Ты, утёнок не пищи!

Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

пражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, а в завершении -двумя руками вместе.





    1. Выкладывание из палочек фигуры по образцу. (ЁЖ)

    2. Завершение занятия. Подведение итогов.
























Список литературы:


  1. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки М.: Генезис, 2005.

  3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.

Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль:

Академия развития, 2003.

  1. Клюева Н.В.,Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,коммуникабельность Ярославль Академия развития 2000г.

  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.

  3. Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.

  4. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.  












18


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ