Психологическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению государственной итоговой аттестации
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа
г. Лузы Кировской области
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«Психологическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению государственной итоговой аттестации»
Подготовила:
педагог – психолог
КОГОАУ СОШ г. Лузы
Филёва Е.Н.
г. Луза
2015год
Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, а особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для учащихся – это стресс длиною в целый год. Стресс мобилизует все физические и психологические силы человека и является нормальной реакцией адаптации, однако, лишь зрелый человек способен успешно действовать в условиях стресса. Не все учащиеся способны на подобное восприятие стресса и особенно – подростки. Все подростки в школе, даже самые успешные, нуждаются в тренировке способности действовать в условиях стресса. Не меньшей психологической помощи в подготовке к экзаменам ожидают родители и педагоги выпускников.
Основная нагрузка при подготовке к экзаменам ложится на педагогов, в своей работе им необходимо учитывать индивидуальные особенности личности каждого ученика.
Существует три основные группы учащихся, которые требуют разного педагогического подхода при подготовке к экзаменам. Рассмотрим их.
Первая группа детей – учащиеся с сильной нервной системой. Такие дети отважны, не боятся риска, опасностей, стараются в окружающем мире все исследовать, попробовать, узнать на личном опыте. Самостоятельны и независимы в суждениях и поведении, могут перечить учителям и родителям, учатся хорошо с начальных классов, в среднем и старшем звене успеваемость может улучшаться. Им нравятся контрольные, зачеты, доклады, ответы у доски, самостоятельные творческие задания. Во время контрольных работ такие дети волнуются, но это делает их более собранными. При неудачах у них возникает желание исправить ошибки и достичь успеха.
Основное направление в подготовке таких подростков к экзаменам – тренировка их знаний, умения их использовать, уверенно чувствовать себя во время любых испытаний. Закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности. Благотворно на подготовку таких учащихся действует выполнение и защита научных и творческих работ, участие в конкурсах, конференциях, наставничество или помощь слабым ученикам в классе, поддержка любых проявлений самостоятельности в учебе – индивидуально, на уровне класса, школы, семьи. Необходимо учить подростка планированию своей повседневной занятости, соблюдать режим дня.
Необходимо контролировать психологическое состояние «сильных» учащихся. По мере приближения экзаменов у таких учеников нарастает напряжение и тревога в связи с их ответственностью за постоянную успешность в учебе. Уровень тревоги и напряжения к моменту сдачи экзаменов может быть выше, чем у детей со слабой нервной системой, поэтому им нужна дополнительная помощь: обучение приемам психофизиологического расслабления, переключения внимания, соблюдение «щадящего» режима дня.
Вторая группа детей – учащиеся со слабой нервной системой. Такие дети проявляют страх инициативы, боятся начинать дело, сделать ошибку, боятся оценки результатов их труда.
Испытывают страх при ответах на уроках, особенно – у доски. Пытаются избежать ситуации проверки знаний (болезнь, пропуски). Во время контрольных работ переживания и тревога ухудшают их мышление, поэтому они затрудняются при решении даже посильных для них заданий. Подолгу переживают из-за низких оценок, после чего с трудом собираются для последующей работы. Плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в трудных ситуациях, быстро утомляются, часто жалуются на головные боли, грызут ногти, ручки.
Помощь таким детям заключается в снижении тревожности и повышении устойчивости к стрессу, тренировке уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.
Необходимо спрашивать подростков такого типа в середине урока, рассаживать в середине класса или ближе к учителю, тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала. Не прибегать к публичной критике, обсуждать неудачи индивидуально, поощрять за любые успехи, тренировать уверенность в себе и способность к самостоятельной учебной деятельности. Поддерживать любые позитивные результаты на уроке и попытки их достичь, моделировать ситуации экзаменов. Нужно рекомендовать соблюдать таким ученикам «щадящий» режим дня. Обучить подростков приемам волевой мобилизации.
Третья группа детей – учащиеся с неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности. Такие дети не доводят дело до конца (начинают с интересом, но быстро теряют его), пассивные в делах по дому, нет хобби, ничем не интересуются, не занимаются в кружках и секциях, испытывали трудности с учебой и низкой успеваемостью с начальных классов, избегали учебной деятельности, скрывали от родителей свои неудачи в учебе, прибегали к лжи. Имели ухудшение успеваемости при переходе в среднюю школу и при усложнении программы в 8-9 классах. Снижена учебная мотивация, возможны конфликтные отношения с учителями, одноклассниками, прогулы уроков.
Основные направления подготовки таких подростков: сосредоточиться на развитии базы учебной деятельности, временно игнорируя низкую школьную успеваемость. На этой основе специальными приемами восстановить способность к самостоятельной деятельности. Моделировать ситуации успеха в учебе и восстановить интерес ученика к учебе: сначала по успешным предметам, а затем по большинству. Повысить способность подростка к самостоятельной учебной деятельности возможно, если периоды снижения успеваемости были непродолжительными, успеваемость не была ниже 3-4 баллов, сохранялся интерес к 3-4 предметам, был эмоциональный отклик на успех.
При работе с учащимися этой группы необходимо моделировать ситуации успеха, можно рекомендовать репетиторство по нужным предметам. Важно обсудить с подростком, какое позитивный смысл имеет для него подготовка к экзаменам, контролировать совместно с ним успешность подготовки, планировать достижения в учебе, формировать образ успешного будущего и интерес к нему.
Итак, основные рекомендации педагогам могут быть следующими:
Сосредоточьтесь на позитивных сторонах учащегося;
Помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
Помогайте избежать ошибок, поддерживайте при неудачах;
Учите детей правильно распределять свое время;
Подробно расскажите о процедуре экзамена;
Взаимодействуйте с родителями, привлекайте их для оказания помощи и поддержки.
Психологическая поддержка и подготовка ребенка со стороны семьи – важная составляющая его успеха на экзаменах. Родителям важно знать, способен ли их ребенок переносить экзаменационные стрессы, и, в зависимости от этого, оказать ему посильную помощь.
Вне зависимости от того, низкая или хорошая переносимость стрессовых ситуаций у вашего ребенка, необходимо создать дома благоприятную психологическую среду, поддерживающую при преодолении стресса.
Такая среда создается более частыми контактами родителей с детьми: в перерывах между занятиями, за совместной едой, перед сном.
Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня: сначала расскажите и своих успехах за день, а потом попросите рассказать о его успехах в подготовке к экзаменам.
Совместные воспоминания о прошлых успехах (контрольные, зачетные работы, доклады).
Рассказы о собственных переживаниях на экзаменах и об опыте их успешного преодоления.
Оптимистично, с юмором общаться с ребенком, ориентируя его на успех.
Следить за полноценным питанием ребенка с большим содержанием витаминов, соблюдением режима дня (правильным соотношением занятий, отдыха и сна), здоровым образом жизни.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, наблюдайте за самочувствием ребенка.
Не предъявлять ребенку завышенных требований, не нагнетать обстановку напоминаниями о значимости экзамена и его результатов.
Исключите повышенный тон, нервозность в общении с ребенком.
Перед экзаменом проследите, чтобы ребенок отдохнул и как следует выспался.
Самим учащимся – выпускникам можно предложить следующие рекомендации по подготовке к экзаменам:
Осознать свои трудности в подготовке к экзаменам и спланировать работу по их преодолению;
Определить круг людей, которые могут оказать существенную помощь в подготовке к экзаменам и обратиться к ним за помощью;
Создай комфортные домашние условия для эффективной подготовки: соблюдай режим дня, полноценно питайся, совершай прогулки на свежем воздухе, веди здоровый образ жизни;
Тщательно изучи процедуру проведения экзамена, инструкции по выполнению заданий, требования к работе;
Используй приемы самовнушения, саморегуляции и самоконтроля во время подготовки и проведения экзамена;
Воспринимай экзамен как возможность проявить себя, а не как испытание.
Последние 12 часов перед экзаменом дай организму полноценный отдых.
Список использованной литературы
1.Единый государственный экзамен: психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей: Методические рекомендации учителям. Сост. А.Д. Барбитова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. (Серия «Учебно-методический комплекс»).
2.Ерхова М.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ. Ульяновск: УИПКПРО, 2004
3.Макарова Г.Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей.// Завуч. 2003. №4
4.Статья «Психопрофилактика экзаменов: психологические технологии», МГ «Школьный психолог», № 8, 2006г.
5.Чибисова М. Методический инструментарий психологической подготовки. Народное образование. 2008. № 9.
6.Чибисова М.Ю.Единый государственный экзамен (психологическая подготовка). М., Генезис, 2004.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ