Психолого-педагогическое сопровождение учащихся – залог успешной реализации ФГОС НОО

Автор: Дранышева Ольга Николаевна, МОУ «Судская сош №1», педагог-психолог



Психолого-педагогическое сопровождение учащихся –

залог успешной реализации ФГОС НОО.

С введением новых стандартов происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения школьников, что существенно повышает значимость педагога-психолога и вносит конкретику в его деятельность.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогических условий для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС.

В ходе психолого - педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника (диагностические срезы, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуаций обучения);

- создание социально-педагогических условий для формирования и развития УУД у учащегося с учётом его индивидуальных особенностей;

- построение системы работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя, психолог и родители, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.

Таким образом, основные направления деятельности остались прежними, но изменилось само содержание и инструментарий психолого-педагогического обеспечения.



Добавились новые методические задачи:

  • Создание СИСТЕМЫ психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс.

  • Разработка КРИТЕРИЕВ и МЕТОДОВ оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций.

  • Разработка СИСТЕМЫ повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

Если говорить и о видах деятельности, то это конечно в первую очередь

  1. Психолого-педагогическая диагностика сформированности универсальных учебных действий, участие в мониторинге реализации ФГОС.

  2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом.

  3. Психологическое обучение и просвещение школьников.

  4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.

Сопровождение детей младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей, и это в первую очередь это связано, с особенностями данного возраста.

Одним из новых направлений в коррекционно – развивающей работе в связи с внедрением стандартов стала организация предшкольной подготовки будущих первоклассников на базе нашей школы.

Главная цель - объединение усилий участников образовательного процесса для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, - повышение уровня качества образования.

Ежегодно я набираю группу детей, как правило, это все желающие, и провожу серию занятий в марте-апреле (всего 7), которые объединены одной общей тематикой. Данные занятия проходят один раз в неделю, в классе, где дети будут учиться. На занятиях обязательно присутствуют учитель начальных классов и родители. Для чего это нужно?

Во-первых, в своей работе с детьми особое внимание я уделяю ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Для меня очень важно снять чувство тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубить понимание его трудностей, усилить чувствительность к потребностям ребенка. Индивидуальные консультации, проводимые в этот период, помогают в достижении возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

Одним из показателей эффективности работы с родителями является большая посещаемость занятий, повышение уровня активности и открытости при общении со мной. Кроме того, анализ результатов оценочного анкетирования, позволяет сделать вывод о высокой оценке проводимых мной занятий.

Следует также отметить, что учитель на основе моих занятий тоже делает для себя определенные выводы, по организации учебно-воспитательного процесса.

Вся работа, проводимая в этот период более подробно прописана в «Программе преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию». Надо отметить, что вопросы преемственности широко рассматривались на совместных методических объединениях учителей начальной школы и педагогов ДОУ.

Исходя из цели психолого- педагогической диагностики мы видим ее значимость для построения всей системы работы с учеником в рамках школьного сопровождения.

Мониторинг оценки личностных и метапредметных результатов является главной составляющей системы работы психолога в условиях реализации ФГОС. В нашей школе используется диагностическая программа, разработанная мной самостоятельно, на все четыре года обучения. Хочется отметить, что диагностика не должна быть ради диагностики. На основе диагностического материала нами проводится глубокий анализ каждого параметра универсальных учебных действий, составляются справки о результатах уровня их развития (входные и итоговые). В них отражаются:

- количественный анализ: обобщенные не персонализированные данные по классам и по параллели в табличной форме (ниже представлен пример);

- табличные данные для большей наглядности представляются на диаграммах;

- качественный анализ;

- выводы;

- рекомендации для учителей.

На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Сопровождение младших школьников реализуется через внеурочную деятельность, кружковую деятельность, занятия.

В первой четверти учебного года для первоклассников проводятся адаптационные занятия «Здравствуй, школа».

Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволяют ребенку успешно развиваться и функционаровать в новой среде.

Данная программа содержит подробную разработку занятий (всего 10). На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания (например, в задании «Подарок классу» детям предлагается вначале прослушать красивую мелодию, а затем нарисовать в кружочках то, что каждый из них хочет нарисовать под эту мелодию. Затем рисунки нанизываются на нить, и получается гирлянда, которая вывешивается в классе. Дети, как правило, любят, когда их рисунки, поделки демонстрируются окружающим.)

В эту программу я включила сказки «Лесная школа».

Дети очень их любят, сопереживают сказочным героям. Первоклассникам легче оценивать свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволяет снизить школьную тревогу у детей, они учатся использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Тридцать «лесных сказок» раскрывают пять основных тем:

  1. Адаптация к школе

  2. Отношение к вещам

  3. Отношение к урокам

  4. Школьные конфликты

  5. Отношение к здоровью.

использование тетрадей «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» Языкановой»).

Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая

личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает

ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский).

Организация проектно-исследовательской деятельности позволяет решить эту задачу. В этом учебном году я с учащимися 4 – класса работали над групповым познавательным проектом «Что мы знаем о Земле?» и исследовательской работой «Может ли папа быть Дедом Морозом?»

Эффективны и «большие» психологические игры, которые являются частью программы по оптимизации внутригрупповых взаимоотношений, имеют широкие возможности, и всегда в наибольшей степени запоминаются и детям и педагогам.

Рекомендую использовать игры разработанные М. Битяновой. Они имеют широкий спектр решаемых задач. Так игра «Ням – Ням и его друзья» (автор Марина Битянова) для первоклассников, позволяет существенно дополнить данные, полученные путем тестирования и беседы с ребенком.

Игра «Заколдованное сердце» (для учащихся 2 класса) - позволяет проанализировать ситуацию в коллективе, состав детей, отношения с классным руководителем.

Часто в основе разработанных мной больших психологических игр лежат арт – терапевтические методы. Они интересны и эффективны. Каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. ( Игры «Зимние узоры Деда Мороза», «Путешествие к далеким планетам», «В гостях у Масленицы», «Елка желаний» и др.).

На игре «Родной край», дети рисовали свой поселок помощью пластилина. Им было дано такое задание: «В нашем поселке много красивых мест. Нарисуйте любимый уголок нашего поселка, но не совсем обычным способом, а с помощью пластилина».

В течение трех лет в школе проходят Недели Психологии, которые очень нравятся детям. В течение короткого промежутка времени они позволяют решать много задач.

В ходе акций, занятий, игр улучшается психологический микроклимат в школе, происходит сплочение детского коллектива.

Таким образом, можно отметить, что постепенно выстраивается новая система работы педагога-психолога по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ