Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности» на 2014 – 2015 учебный год Класс: 8

муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«мухамедьрОВСКАЯ Средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано» на заседании МО

Протокол заседания методического

объединения учителей гуманитарного цикла

от_____________2014 г. №______

Руководитель ШМО

_________________Ж.К.Салихова


«Согласовано»

Зам. директора по УВР: ___________М.А.Бикбулатова

«___» ____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Мухамедьяровская СОШ»

______________/Абдуллина А.У./

Приказ № ______от ___________2014г.





Рабочая программа элективного курса

«Уроки словесности»

на 2014 – 2015 учебный год



Класс: 8


Учитель: Фаизова Дина Акрамовна










2014год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса составлена на основе «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ {авт.-сост. С.И.Львова}, реко­мендованной Департаментом общего среднего образова­ния Министерства Образования РФ.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приёмы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определённой системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определённое содержание, и произведения, содержание которых выражено посредством языка. В программу вошёл ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. На уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы. Кроме известных учащимся понятий, в программу включён ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях. Программой рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идёт о произведении словесности. Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работ над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения – сказки, рассказа, сценки и др.

Основные цели и задачи:

1.Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.

2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.

3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.

4.Развитие навыков лингвистического анализа художественного текста.

5.Создание самостоятельного высказывания с использованием изученных художественных средств.

В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов. Таким образом, изучение базовых понятий, основ русской словесности в 8 классе должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

Формы контроля: создание собственных произведений, редактирование и совершенствование текста, сочинение – рассуждение, анализ текста,творческий диктант.

Программой предусмотрено 34 часа в год (1 час в неделю).

Содержание программы

Изобразительные ресурсы русского словообразования (14 ч)

Морфема и ее значение (2 ч)

Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для слово­творчества: большое количество морфем и словообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, их сти­листическое разнообразие; большое количество способов образования: морфемных (с помощью морфем) и неморфемных (немор­фологических).

Морфема как значимая часть слова. Стилистические приемы, основанные на семантике морфемы: прием привлечения внима­ния к значению морфемы (прием семантизации морфем), обыг­рывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффикса­ми, использование слов-паронимов, однокоренных слов в тексте и др.

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в текс­те; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смыс­ловое сопоставление производного и производящего слова и др.

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.

Словообразовательный повтор (4 ч)

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов.

Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора как разновидность сло­вообразовательного повтора, который одновременно служит и средством единоначатия смежных стихов или строф поэтичес­кого текста; средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в прозаическом произведении.

Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оцен­ки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования умень­шительно-ласкательных суффиксов в художественных произве­дениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.

Внутренняя форма слова (4 ч)

Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Прием обыгрывания внутрен­ней формы слова (прием этимологизации) как средство выра­жения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзаж­ных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном тол­ковании внутренней формы слова.

Окказионализмы (4 ч)

Словообразовательная модель как источник пополнения сло­варного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием различных словообразова­тельных средств в изобразительных целях.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей худо­жественного текста и выразительное его чтение.

Лексическое богатство русского языка (20 ч)

Слово в художественном тексте (1ч)

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обога­щения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.

Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художест­венном тексте.

Переносное значение слова (8 ч)

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное упот­ребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.

Многозначные слова (2 ч)

Стилистическое использование многозначных слов. Прием намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приема: созда­ние комического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя и др.

Омонимы, синонимы, антонимы (4 ч)

Виды омонимов; их экспрессивное использование в художест­венных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.

Каламбур как словесная игра, основанная на юмористичес­ком использовании многозначных слов и омонимов.

Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.

Лексика ограниченного употребления (2 ч)

Изобразительные функции лексики ограниченного употребле­ния (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие, и т. п.

Основные требования к использованию лексики ограничен­ного употребления в художественном тексте: уместность, понят­ность и умеренность.

Приемы разъяснения значения диалектизмов, профессиона­лизмов в художественной речи: объяснение в сноске, в скобках и др.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды уста­ревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старин­ной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания поэтическому тексту торжественного, высокого звучания; сред­ство сатиры и юмора, выражения насмешки и осуждения и др.

Особенности употребления старославянизмов в художествен­ных текстах.

Фразеологизмы (3 ч)

Стилистическое использование фразеологизмов в художест­венной речи: использование семантически и структурно не изме­ненных фразеологизмов как средства эмоциональной характе­ристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фра­зеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов (частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двух фразеологических выражений, их сокра­щение; намеки на известное выражение, намеренная граммати­ческая деформация структуры фразеологизма) и др.

Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литера­турных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических осо­бенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 8 класса учащиеся должны:

- углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию и грамматике языка;

- умело использовать в речи и собственных текстах различные языковые средства;

- приобрести навыки лингвистического анализа текста;

- выразительно читать художественный текст;

- закрепить владение языковым анализом художественного текста;

- создавать творческие работы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Внешность человека: Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа // Е.В. Михайлова. – Великий Новгород, 2004

  2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности /А.И.Горшков. – М., 1995

  3. Граник Г.Г.Секреты пунктуации / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко. – М., 1986.

  4. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М., 1998.

  5. Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов / С.И. Львова. – М., 2006.

  6. Солганик Г.Я. От слова к тексту / Г.Я. Солганик. – М., 1993

  7. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2 ч. / Шанский Н.М. – М., 1996

  8. Анненков Е.И. Анализ художественного произведения / Е.И. Анненков.- М., 1987.

  9. Бобылёв Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста / Б.Г. Бобылёв. – Орёл, 2003.

  10. Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: Практикум / Н.А. Купина. – М., 2003.

  11. Львова С.И. Уроки словесности в 7 – 9классах: Программа, планирование, материалы к урокам / С.И. Львова. – М., 1996.

  12. Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 классы / С.И. Львова. – М., 1996.









Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела программы, тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

Факт.

Изобразительные ресурсы русского словообразования

14





1

Морфема. Морфемные и неморфологические способы словообразования.

Стилистические приёмы, основанные на семантике морфем (семантизация морфем, т.е привлечение внимания к значению морфемы).

Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение, употребление морфем в качестве самостоятельных слов.




1


Знать свойства русского словообразования, морфемы, словообразовательные модели, способы словообразования, основные способы привлечения внимания к значению морфем.

Уметь использовать в речи и собственных текстах различные языковые средства



2

Творческий диктант

1

Уметь пользоваться определенными группами слов или конструкциями, точно подбирать слова или словосочетания.



3

Словообразовательный повтор Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов, слов, образованных по одной словообразовательной модели.

1

Знать виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов, слов, образованных по одной словообразовательной модели. Уметь находить слова с повторами в художественных текстах.



4

Анафора. Повтор однокоренных слов.


1

Знать значение слова «анафора».Уметь находить анафору в стихотворных произведениях.



5

Паронимы и паронимическое противопоставление.

Слова субъективной оценки.

1

Знать значение понятий «паронимы», «паронимическое противопоставление».Уметь различать паронимы, видеть слова с суффиксами субъективной оценки в текстах, использовать их при создании собственного текста.



6

Редактирование и совершенствование текста (письменная работа)

1

Уметь редактировать и совершенствовать текст.




7

Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем.



1

Знать прием обыгрывания внутренней формы слова. Уметь видеть использование данного приема в тексте.



8-10

Этимологизация как средство выражения иронии, сарказма, детской наивности восприятия мира.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

3

Знать значение понятий «этимологизация», «ассоциативный каламбур». Уметь видеть использование данных приемов в тексте, создавать каламбуры.




11,12

Окказионализмы Индивидуально-авторские образования (окказионализмы). Использование окказионализмов в изобразительных целях.



2

Знать значение понятия «окказионализмы». Уметь находить их в художественном тексте.



13

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

1

Знать значение понятия «словообразовательная модель».

Уметь приводить примеры словообразовательных моделей.



14

Анализ фонетических, пунктуационных, орфографических, словообразовательных особенностей художественного текста.

1

Приобрести навыки лингвистического анализа текста.

Уметь выразительно читать художественный текст.



Лексическое богатство русского языка

20





15

Слово в художественном тексте

Лексическое богатство русского языка. Пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.



1

Знать пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.

Уметь приводить примеры.



16

Лингвистический анализ текста (контрольная работа)


1

Знать различные языковые средства. Уметь производить лингвистический анализ текста.



17-19

Прямое и переносное значение слова. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение



3

Знать основные виды тропов: метафору, метонимию, олицетворение. Уметь находить их в художественном тексте, объяснять их функции.



20-21

Основные виды тропов: эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

2

Знать основные виды тропов: эпитет, антономасию, гипер-болу, сравнение, аллегорию, синекдоху.Уметь находить их в художественном тексте, объяснять их функции.



22

Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.

1

Знать функции поэтизмов и слов-символов в художест-венной речи.Уметь находить их в художественном тексте, объяснять их функции.



23

Сочинение - рассуждение.

1

Знать композицию сочинения-рассуждения.

Уметь писать сочинение- рассуждение по тексту.




24-25

Многозначные слова. Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значе-ний многозначных слов. Основные функции этого приёма: создание комического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя.



2

Знать функции многозначных слов, приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов, основные функции этого приёма.

Уметь находить их в художественном тексте, объяснять их функции.






26-27

Омонимы, синонимы, антонимы

Виды омонимов, их использование для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.



2

Знать функции омонимов, синонимов, антонимов в тексте.

Уметь находить их в художественном тексте, объяснять их функции.



28

Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в речи. Контекстуальные синонимы и антонимы

1

Знать значение понятий «каламбур», «контекстуальные синонимы и антонимы».

Уметь находить их в художественном тексте, объяснять их функции, использовать при создании собственного текста.



29

Антитеза и оксюморон, языковые средства их создания. Создание текста с использованием каламбура (проверочная работа)

1

Знать функции антитезы и оксюморона в тексте, приемы создания каламбура.

Уметь создавать текст с использованием каламбура.




30-31

Лексика ограниченного употребления.

Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы как средство речевой характеристики героя. Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в тексте: понятность, умеренность.

Приёмы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов: объяснения в сноске, в скобках. Устаревшие слова. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы.

Особенности употребления старославянизмов в текстах.




2

Знать функции лексики ограниченного употребления в тексте.

Уметь находить слова данной группы в художественном тексте, объяснять их функции, использовать при создании собственного текста.





32-34

Фразеологизмы

Стилистическое использование фразеологизмов в речи как средства эмоциональной характеристики персонажей.

Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.


3

Знать функции фразеологизмов, пословиц, поговорок, литературных цитат в тексте.

Уметь находить их в художественном тексте, объяснять их функции, использовать при создании собственного текста.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ