РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса VIII вида

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида

г. Белая Холуница Кировской области


 

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

школы-интерната IV вида
  от _______ №_________

Директор школы-интерната

____________Н.В. Ушакова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

для 3 класса VIII вида




Составитель Е. А. Капранова

учитель начальных классов

1 квалификационной категории




г. Белая Холуница

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса VIII вида составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы » под редакцией В.В.Воронковой,

М.: «Просвещение»,2010г.

Изучение письма и развития речи во вспомогательной школе направлено на достижение следующих целей:

Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

Выработать элементарные навыки грамотного письма;

Повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Формировать нравственные качества.

Общая характеристика предмета

      В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
      Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
      Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
      Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
      В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
      В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
      Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
      Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
      Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.




Учебно-тематический план

Название темы.

Кол-во часов

I.

Повторение

10

II.

Звуки и буквы

85

1.

Звуки и буквы.

5

2.

Алфавит.

5

3.

Гласные и согласные

5

4.

Гласные и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных.

7

5.

Ударение в слове

8

6.

Слога как часть слова. Деление слов на слоги и для переноса. Слогообразующая роль гласных.

5

7.

Перенос слов при письме

6

8.

Твёрдые и мягкие согласные.

5

9.

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.

7

10.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу

9

11.

Парные звонкие и глухие согласные.

15

12.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

8

III

Слово

46

1.

Слова, обозначающие названия предметов.

9

2.

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.

8

3.

Слова, обозначающие названия действий предметов.

12

4.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов.

10

5.

Предлоги. Слова

с разделительным (ъ) знаком.

7

IV

Предложение

18

V.

Повторение

11


Итого

170



Планируемые результаты обучения


Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения письма и развития речи :

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость


Метапредметные результаты изучения письма и развития речи:

Познавательные УУД :

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- анализ информации;

-передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- применение и представление информации;

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

- анализ; синтез; сравнение; сериация;

- классификация по заданным критериям; установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

различных источников; дополнение таблиц новыми данными;





Регулятивные УУД:

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коррекция:

- вносить

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

-умение слушать и вступать в диалог; формулировать свои затруднения, выполнять взаимопроверку


Предметные результаты изучения письма и развития речи


Требования к уровню подготовки обучающихся:


Учащиеся к концу 3 класса должны знать:   

Алфавит


Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения,

- выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

-анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
-определять количество слогов в слове по количеству гласных,

-делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

-списывать текст целыми словами;
 - писать под диктовку текст

(20—25 слов), включающий изученные орфограммы


ПРИЛОЖЕНИЕ

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить

3   к л а с с

      Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.

Количество часов за год - 170

Количество часов в неделю- 5

КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ .


п./п

Название раздела,

темы урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Тип урока

Форма урока

Средства обучения. Информацион-ное

сопровождение

Дата проведения

По плану

Факт

I

Повторение.

10







1





Употребление простого предложения. Выделение предложений из текста.

1





Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Знать правило написания предложения:

большая буква - в начале предложения, точка – в конце.

Уметь выделять предложения из речи и текста.

Комбиниро-ванный урок





Учебник






1.09


2









Правило написания предложения.








1









Знать правило написания предложения:

большая буква - в начале предложения, точка – в конце.

Уметь выделять предложения из речи и текста,

писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Комбиниро-ванный урок








Учебник,

схемы предложений







2.09


3








Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок.




1








Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.




Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.


Уметь составлять предложения по вопросам, используя слова для справок, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Комбиниро-ванный урок







Учебник








3.09


4








Составление и дополнение предложений.






1







Знать правило написания

предложения:

большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Уметь выделять предложения из речи и текста,

составлять предложения по вопросу.

Комбиниро-

ванный урок






Учебник,

Картинный словарь русского языка 3 класс



4.09


5








Составление и запись предложений со словами из словаря.







1








Знать правило написания предложения:

большая буква - в начале предложения, точка – в конце.

Уметь выделять предложения из речи и текста,

составлять и записывать предложения со словами из словаря.

Комбиниро-ванный урок







Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь





5.09


6








Контрольное списывание по теме : «Предложение».






1








Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.




Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце.







Знать правило написания предложения:

большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Уметь списывать текст целыми словами ,писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН




Учебник








8.09


7





Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Составление схем предложений.

1





Уметь находить ошибки в работе и исправлять их, составлять схемы простых предложений.


Комбиниро-ванный урок




Учебник,

Карточки по теме «Простое предложение»


9.09


8




Составление предложений по схемам.



1




Составлять простые предложения по схемам.

Уметь списывать текст целыми словами.

Комбиниро-ванный урок



Учебник,

Карточки по теме «Простое предложение»

10.09


9





Контрольный диктант № 1 по теме:

« Повторение пройденного

во 2 классе».



1



Знать правило написания предложения:

большая буква - в начале предложения, точка – в конце.

Уметь составлять простые предложения, употреблять их в речи.

Уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; писать под диктовку простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа.

Находить ошибки в работе и их исправлять.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН


11.09


10











Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

Работа с деформированным текстом.







1











Комбиниро-ванный урок










Учебник,

Карточки с предложениями









12.09


II

ЗВУКИ И БУКВЫ

85







1

Звуки и буквы

5







11










Звуки и буквы. Отличие звуков и букв.

1

Отличие звуков и букв.

Звуки и буквы.








Знать правило написания предложения:

большая буква - в начале предложения, точка – в конце.

Уметь отличать звуки от букв,

 анализировать слова по звуковому составу;

писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями



Учебник,

Алфавит,

Лента букв

Предметные

картинки






15.09


12




Сравнение пары слов, отличающихся одним звуком.

1

Сравнение пары слов, отличающихся одним звуком

Уметь сравнивать пары слов отличающихся одним звуком.



Комбиниро-ванный урок



Учебник,

Алфавит,

Лента букв,

Картинный словарь русского языка 3 класс

16.09


13



Сравнение пары слов отличающихся одним звуком.

1

Сравнение пары слов отличающихся одним звуком.

Уметь сравнивать пары слов отличающихся одним звуком.


Комбиниро-ванный урок


17.09


14





Контрольное списывание по теме : «Звуки и буквы».



1


Уметь списывать по слогам с печатного текста;

писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Урок проверки, оценки и коррекции

ЗУН

Учебник



18.09


15







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Составление предложений по серии сюжетных картинок

«Пёс Бобик».

1

Составление предложений по серии сюжетных картинок




Уметь находить ошибки в работе и их исправлять.

Составлять предложения по серии сюжетных картинок.




Комбиниро- ванный урок






Учебник,

Алфавит,

Лента букв





19.09


2

Алфавит

5







16





Алфавит. Порядок букв в русской азбуке.



1

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.



Знать алфавит.

Уметь располагать несколько слов в алфавитном порядке

Знать порядок букв в русской азбуке.

Комбиниро- ванный урок




Учебник,

Алфавит,

Энциклопедия


22.09


17







Расположение и запись слов в алфавитном порядке.







1

Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.







Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.



Знать алфавит. Правильное название букв, знание их последовательности.

Уметь пользоваться алфавитом,

располагать и записывать несколько слов в алфавитном порядке.



Уметь пользоваться алфавитом,

располагать и записывать несколько слов в алфавитном порядке.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями


Учебник,

Алфавит,

Лента букв






23.09


18





Расположение и написание слов в алфавитном порядке.



1

Комбиниро- ванный урок




Учебник,

Алфавит,

Карточки по теме : «Алфавит»

24.09


19




Составление списка учащихся по алфавиту.


1

Алфавит. Составление списков учащихся по алфавиту.

Знать алфавит;

Уметь составлять список учащихся по алфавиту.


Применение ЗУНов.



Учебник,

Алфавит



25.09


20





Работа со словарём. Нахождение слов в словаре.



1

Алфавит Нахождение слов в словаре.



Знать алфавит.

Уметь пользоваться алфавитом,

располагать несколько слов в алфавитном порядке,

находить слова в словаре.

Применение ЗУНов.




Учебник,

Алфавит,

С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

26.09


3


Гласные и согласные звуки и буквы

5







21







Гласные и согласные звуки и буквы.







1

Гласные и согласные звуки и буквы







Знать гласные и согласные звуки и буквы.

Уметь различать гласные и согласные, сходные согласные.





Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Лента букв





29.09


22





Выделение гласных, согласных звуков и букв в словах.



1

Гласные и согласные звуки и буквы




Знать гласные и согласные звуки и буквы

Уметь различать гласные и согласные, сходные согласные.


Комбиниро- ванный урок




Учебник,

Лента букв,

Русский орфографичес-кий словарь

30.09


23




Звуки гласные и согласные. Выделение гласных ,согласных букв в словах.

1

Гласные ,согласные звуки и буквы.



Знать гласные и согласные звуки и буквы

Уметь различать гласные и согласные, сходные согласные.

Комбиниро- ванный урок



Учебник,

Лента букв



1.10


24







Контрольный диктант № 2 по теме:

«Алфавит. Гласные, согласные звуки и буквы».



1

Гласные и согласные звуки и буквы.

Алфавит





Знать гласные и согласные звуки и буквы.

Знать правило написания предложения:

большая буква - в начале предложения, точка – в конце.

Уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; писать под диктовку простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа.

Находить ошибки в работе и их исправлять.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН



Алфавит ,

Лента букв






2.10


25








Анализ диктанта.

Работа над ошибками.







1


Комбиниро- ванный урок







Учебник

Алфавит

Лента букв





3.10


4



Гласные буквы

Е, Ё, И, Э, Ю, Я

в начале слова и после гласных.

7







26









Гласная буква и

в начале слова и после гласных.






1








Гласные буквы

Е, Ё, И, Э, Ю, Я начале слова и после гласных.




Гласные буквы

Е, Ё, И, Э, Ю, Я начале слова и после гласных











Гласные буквы

Е, Ё, И, Э, Ю, Я начале слова и после гласных


Знать гласные буквы.

Уметь выделять гласную и,е

в начале слов и после гласных.


Уметь различать е и ё в начале слова.




Знать гласные буквы.

Уметь выделять гласную и,е

в начале слова и после гласных.


Уметь различать е и ё в начале слова.


Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Алфавит,

Лента букв





6.10


27







Гласная буква е

в начале слова и после гласных.





1

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Лента букв






7.10


28







Гласная буква ё в начале слова и после гласных.






1

Уметь различать и отображать на письме букву ё.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник

предметные картинки






8.10


29




Гласная буква ё в начале слова. Различение е и ё в начале слова.

1

Уметь различать и отображать на письме букву ё и е.

Комбиниро- ванный урок



Учебник




9.10

9.10

30








Гласная буква ю в начале слова и после гласных.






1

Знать гласные буквы.

Уметь выделять гласные ю

в начале слова и после гласных.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями


10.10

10.10

31








Гласная буква я, э

в начале слов и после гласных.






1

Знать гласные буквы.

Уметь выделять гласные я, э

В словах. Уметь писать гласные и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных.




Знать гласные буквы.

Уметь выделять гласные я, э

в словах.

Уметь писать гласные и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Лента букв,

Картинный словарь русского языка 3 класс


13.10


32






Гласные и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных.




1

Гласные и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных.




Применение ЗУНов.





Карточки. Самостоятель-ные работы по теме :

«Слова с буквой Э,И,Е,Ё,Ю»

14.10


5

Ударение в слове

8







33








Ударение. Роль ударения в слове.







1

Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трехсложных словах.




Ударение.


Гласные ударные и безударные.


Знать: ударение в слове может быть только одно.

Уметь различать гласные ударные и безударные.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Словарик ударений «Говори правильно»,

Учебник



15.10


34








Ударение в словах. Ударные и безударные слоги.






1

Знать гласные буквы;

Уметь называть ударные и безударные гласные

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Словарик ударений «Говори правильно»,

Учебник


16.10


35




Ударение в словах. Выделение ударных и безударные гласных в словах.

1

Знать: ударение в слове может быть только одно.

Уметь различать гласные ударные и безударные.

Комбиниро- ванный урок



Учебник,

Лента букв,

Картинный словарь русского языка 3 класс


17.10


36



Ударение в словах-омографах (замок – замок).

1

Ударение в словах-омографах (замок – замок).

Уметь правильно ставить ударение в словах, находить безударные гласные.

Комбиниро- ванный урок


20.10


37





Постановка ударения

в двусложных и

трёхсложных словах.



1

Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.


Знать: ударение в слове может быть только одно.

Уметь различать гласные ударные и безударные.

Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных, ставить ударение

в двусложных и

трёхсложных словах .

Комбиниро- ванный урок




Учебник,

Лента букв,

Картинный словарь русского языка 3 класс




21.10


38




Постановка ударения

в двусложных и

трёхсложных словах.


1

Комбиниро- ванный урок



22.10


39







Контрольный диктант № 3 по теме:

«Гласные буквы

Е, Ё, И, Э, Ю, Я начале слова и после гласных. Ударение в словах».

1

Уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; писать под диктовку простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН



Русский орфографичес-кий словарь





23.10


40


Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

1


Находить ошибки в работе и их исправлять.

Комбиниро- ванный урок

Учебник,

Карточки

24.10


6






Слог как часть слова. Деление слов на слоги и

для переноса. Слогообразующая роль гласных.

5







41








Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.






1

Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.




Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.



Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Лента букв,

Наборное полотно,

Касса букв и сочетаний


27.10


42








Деление слов на слоги.







1

Деление слова на слоги.

Знать гласные буквы

Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных.

Уметь составлять слова из слогов.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте.

Уметь делить слова на слоги.

Планировать текущую работу.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Лента букв,

Наборное полотно,

Касса букв и сочетаний


28.10


43



Деление слов на слоги.


1

Комбиниро- ванный урок


Учебник,

Лента букв,

Наборное полотно,

Касса букв и сочетаний

29.10


44



Деление слов на слоги. Составление слов.

1

Деление слова на слоги.


Урок закрепления изученного

30.10


45







Составление и запись рассказа по вопросам и серии сюжетных картинок.

1

Связное высказывание по вопросам и серии картинок. Запись предложений.




Знать правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце.

Уметь составлять рассказ по картинке.

Нахождение ошибок в работе и их исправление.

Комбиниро- ванный урок







Учебник, Русский орфографичес-кий словарь





31.10


7


Перенос слов при письме.

6







46








Перенос части слова при письме. Правила переноса слов.

1

Деление слов на слоги.

Перенос части слова при письме.




Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.



Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






47








Деление слов на слоги и для переноса.

1

Деление слов на слоги.

Перенос части слова при письме.





Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.




Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






48




Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам.

1

Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам.

Уметь составлять слова из слогов, составлять рассказ по картинке и вопросам.


Комбиниро- ванный урок



Учебник,

Лента букв,

Картинный словарь русского языка 3 класс






49






Закрепление

по теме:

«Перенос слов при письме».

1


Уметь различать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, написании.

Уметь слушать, задавать уточняющие вопросы.

Урок закрепления изученного






50






Контрольное списывание по теме:

«Перенос слов при письме».

1


Уметь списывать с печатного текста, правильно оформлять предложение на письме : писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Находить ошибки в работе и их исправлять.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь










51




Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Согласные твердые и мягкие.

1


Комбиниро- ванный урок


Учебник, Русский орфографичес-кий словарь



8


Твёрдые и мягкие согласные

5







52






Звуки и буквы. Согласные твердые и мягкие.

1

Согласные твердые и мягкие. Различение на слух и в произношении мягких и твёрдых согласных в слогах и словах.

Уметь различать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, написании.

Уметь слушать, задавать уточняющие вопросы.


Урок первичного предъявле-ния новых знаний



Учебник,

Лента букв




53







Обозначение мягкости согласных буквами

и, е, ё, я, ю.

1

Обозначение мягкости-твёрдости согласных буквами а,о,у,ы,и, е, ё, я, ю.



Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и,е,ё,ю,я







Знать правописание твердых и мягких согласных.

Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении,

написании.


Уметь слушать, задавать уточняющие вопросы.

Уметь классифицировать.

Уметь объяснять, оказывать помощь.




Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Картинный словарь русского языка 3 класс





54







Обозначение мягкости-твёрдости согласных буквами а,о,у,ы,и, е, ё, я, ю.

1

Комбиниро- ванный урок






Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






55








Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

1



Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Толковый словарь русского языка






56




Употребление гласных букв для обозначения мягкости-твёрдости согласных.

1

Обозначение мягкости-твёрдости согласных буквами а,о,у,ы,и, е, ё, я, ю.


Урок закрепления изученного


Учебник, Русский орфографичес-кий словарь



9



Мягкий знак (ь) на конце

и в середине слова

7









57








Мягкий знак на конце

и в середине слова.

1

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.




Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова

Уметь анализировать слова по звуковому составу.

Уметь выражать свои мысли (монологическая речь),

Сравнивать, оценивать правильность выполнения задания.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Уметь обозначать мягкость согласных в конце и середине слова буквой ь.


Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Плакат:

«Разделитель-ный Ь

(мягкий знак)»




58




Правописание слов с мягким знаком на конце.

1

Правописание слов с мягким знаком на конце.


Комбиниро- ванный урок



Учебник,

Карточки



59




Мягкий знак на конце

и в середине слова.

1

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Комбиниро- ванный урок





60




Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

1

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.


Уметь обозначать мягкость согласных в конце и середине слова буквой ь.


Урок закрепления изученного


Учебник






61




Правописание слов с мягкими согласными.

1

Уметь обозначать мягкость согласных в конце и середине слова буквой ь.


Урок закрепления изученного


Учебник






62





Контрольный диктант № 4 по теме:

«Мягкий знак (ь)

на конце

и в середине слова ».

1

Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и,е,ё,ю,я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Уметь писать слова с мягким знаком на конце

и в середине слова .

Уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; писать под диктовку простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа.

Находить ошибки в работе и их исправлять.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН

Русский орфографичес-кий словарь





63








Анализ диктанта.

Работа над ошибками.


1

Комбиниро- ванный урок







Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь






10






Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу

9







64







Гласные после шипящих.






1


Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими.




Знать правописание согласных после шипящих.

Уметь списывать печатный текст.




Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Лента букв








65







Гласные после шипящих,

правописание слов со слогами жи-ши.




1

Правописание

жи- ши





Знать правописание жи – ши.

Уметь правильно писать сочетания жи – ши.

Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.


Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь





66





Гласные после шипящих, правописание слов со слогами жи-ши.


1

Правописание

жи- ши

Знать правописание жи – ши.

Уметь правильно писать сочетания жи – ши.

Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

Комбиниро- ванный урок





Учебник,

Карточки по теме : «Правописание ЖИ-ШИ»



67








Гласные после шипящих, Правописание ча-ща.






1

Правописание

ча- ща

Знать правописание ча – ща.

Уметь правильно писать сочетания ча – ща.

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. Стараться писать

чисто и скоро.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Толковый словарь русского языка






68


Гласные после шипящих, правописание ча-ща.

1

Правописание

ча- ща

Знать правописание ча – ща.

Уметь правильно писать сочетания ча – ща.

Комбиниро- ванный урок


Учебник




69







Гласные после шипящих, правописание чу-щу.






1

Правописание

чу- щу

Знать правописание чу – щу.

Уметь правильно писать сочетания чу – щу.

Стараться писать чисто и скоро.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






70





Правописание чу-щу.

Закрепление по теме:

«Гласные после шипящих ».


1

Правописание слов с сочетаниями

жи- ши, ча-ща,

чу-щу.


Урок закрепления изученного



Учебник, Карточки по теме : «Правописание ЧУ-ЩУ»



71





Контрольный диктант № 5 по теме:

«Правописание гласных после шипящих».

1

Сочетание гласных с шипящими.

Правописание слов с сочетаниями

жи-ши, ча- ща,

чу-щу.


Знать правописание гласных после шипящих.

Уметь правильно писать сочетания гласных с шипящими,

писать под диктовку текст

(20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН




72





Анализ диктанта.

Работа над ошибками.





1

Комбиниро- ванный урок





Учебник, Карточки по теме : «Правописание чу-щу,ча-ща,жи-ши»



11


Парные звонкие и глухие согласные

15







73







Парные звонкие и глухие согласные.






1

Парные звонкие и глухие согласные.





Знать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь различать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь анализировать, сравнивать.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Лента букв








74








Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

Б-П, Д-Т, К-Г.




1

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

Б-П, Д-Т, К-Г.



Знать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь различать парные звонкие и глухие согласные:

Б-П, Д-Т, К-Г.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Лента букв








75









Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

Ж – Ш, З-С, В-Ф.






1

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

Ж – Ш, З-С, В-Ф.





Знать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь различать парные звонкие и глухие согласные:

Ж – Ш, З-С, В-Ф.

Грамотно и каллиграфически правильно списывать тексты в соответствии с утвержденными нормами.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями


Учебник,

Лента букв,

Наборное полотно,

касса букв







76










Написание звонких и глухих согласных на конце слова.








1

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).








Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь различать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь выделять главное.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями



Учебник,

Лента букв,

Наборное полотно,

касса букв






77










Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.







1

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь сопоставлять согласные буквы на конце слова и перед гласными.

Уметь объяснять, связно высказываться.

Уметь искать необходимую информацию, правило.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями



Учебник,

Карточки по теме: «Парные звонкие и глухие согласные»








78







Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов.



1

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь объяснять правописание звонкой и глухой согласной на конце слова

Стараться писать чисто и скоро.

Урок применения знаний, умений и навыков



Сигнальные карточки,

Учебник







79










Проверка написания парных согласных на конце слова путем изменения формы слова (гриб — грибы).






1

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце слова путём изменения формы слова.

Уметь составлять план ответа-объяснения. Уметь оказывать помощь.

Комбиниро- ванный урок









Учебник, Русский орфографичес-кий словарь









80




Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1



Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).


Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

Нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Комбиниро- ванный урок



Учебник, Русский орфографичес-кий словарь



81





Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов.

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Учебник, Толковый словарь русского языка.




82





Составление предложений их разрозненных слов.



1

Уметь составлять предложения из разрозненных слов.


Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь объяснять правописание звонкой и глухой согласной на конце слова

Стараться писать чисто и скоро.

Урок применения знаний, умений и навыков

Учебник, Толковый словарь русского языка.




83




Дифференциация изученных орфограмм.


1

Урок закрепления изученного


У

чебник, Русский орфографичес-кий словарь



84



Закрепление по теме:

«Парные звонкие и глухие согласные».

1

Урок закрепления изученного




85







Контрольный диктант № 6 по теме:

«Парные звонкие и глухие согласные».




1

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах, правильно

писать слова с парными согласными .

Нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь писать под диктовку текст (20—25 слов),

включающий изученные орфограммы.

Уметь находить ошибки в работе и исправлять их.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН



Русский орфографичес-кий словарь, Толковый словарь русского языка.




86









Анализ диктанта.

Работа над ошибками.








1

Комбиниро- ванный урок








Учебник, Русский орфографичес-кий словарь








87




Составление рассказа по вопросам.



1

Коллективные ответы на вопросы по теме, данной учителем.

Уметь составлять рассказ по вопросам.

Уметь отвечать на вопросы учителя по теме .

Комбиниро- ванный урок



Учебник





12



Разделительный ь перед гласными

е, ё, я, ю, и.

8







88








Слоги с разделительным мягким знаком(ь).






1

Слоги с разделительным мягким знаком(ь).





Знать значение разделительного мягкого знака

Уметь читать слоги и слова с разделительным Ь знаком.

Уметь организовать свое рабочее место.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Плакат:

«Разделитель-ный Ь (мягкий знак)»





89








Разделительный мягкий знак перед гласными е,ё, я, ю,и.






1

Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я,ю, и




Знать правописание разделительного мягкого знака (Ь) перед гласными е, ё, я, ю, и.

Уметь писать разделительный ь перед буквами и, е, ё, ю, я.

Уметь планировать текущую работу.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






90








Правописание слов с разделительным мягким знаком.






1

Разделительный мягкий знак перед гласными

е, ё, я, ю, и.



Знать правописание слов с разделительным мягким знаком.

Уметь писать в словах разделительный ь перед буквами и, е, ё, ю, я.

Уметь выражать свои мысли (монологическая речь).

Комбиниро- ванный урок







Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






91










Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов.







1

Разделительный мягкий знак перед гласными

е, ё, я, ю, и.







Знать правописание разделительного мягкого знака.

Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком.

Уметь писать разделительный ь перед буквами и, е, ё, ю, я.

Уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями


Учебник, Русский орфографичес-кий словарь








92








Правило переноса слов

с разделительным мягким знаком (ь).





1

Перенос слов с разделительным мягким знаком (ь).




Знать правило переноса слов с разделительным мягким знаком.

Уметь переносить слова с разделительным мягким знаком.

Уметь сравнивать, классифицировать.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями


Учебник, Русский орфографичес-кий словарь







93





Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).


Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком. Уметь писать в словах разделительный ь перед буквами и, е, ё, ю, я.

Урок применения знаний, умений и навыков

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь




94






Контрольный диктант № 7 по теме:

«Разделительный мягкий знак перед гласными

е, ё, я, ю, и.».

1


Знать изученные орфограммы.

Нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь писать под диктовку текст

(20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН


Русский орфографичес-кий словарь






95




Анализ диктанта.

Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы.

1


Комбиниро- ванный урок





Учебник, Русский орфографичес-кий словарь




III

Слово.

46







1


Слова, обозначающие название предметов.

9







96






Предмет и его название. Различение слов по вопросам кто? что?




1

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.



Знать слова, обозначающие названия предметов.

Уметь правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях.

Уметь планировать текущую работу.

Уметь выделять слова в тексте, различать по вопросам слова кто? что?

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь




97




Слова, обозначающие название предметов.

Разделение слов по вопросам кто? что?

1

Комбиниро- ванный урок



Учебник, Русский орфографичес-кий словарь



98







Употребление форм единственного и множественного числа (один предмет – много предметов).




1

Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это?



Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






99











Слова, обозначающие название предметов.

Разделение слов по вопросам кто? что?








1

Слова, обозначающие предмет. Разделение слов по вопросам кто? Что?







Знать названия предметов.

Уметь различать по вопросам слова кто? что?, правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Уметь планировать текущую работу.

Комбиниро- ванный урок










Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь,

Предметные

картинки.







100








Название предметов.

Употребление названий предметов в различных формах

(кому?, чему?,

кем?, чем?).



1

Название предметов.

Употребление в речи различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).






Уметь планировать текущую работу.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь, Толковый словарь русского языка.



101









Употребление названий предметов в различных формах

( кого?, чего?).






1


Уметь различать по вопросам слова кто? что?, правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях(по вопросам кого? чего? кому?

чему? и др.).

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями


Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь, Толковый словарь русского языка.




102








Связь названий предметов с другими словами в предложениях.






1

Уметь различать по вопросам слова кто? что?, правильно употреблять в речи слова в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Уметь изменять слова по вопросам.

Урок первичного

Предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями


Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь, Толковый словарь русского языка.




103



Изменение слов по вопросам.


1

Комбиниро- ванный




104





Названия предметов.

Обозначение названий предметов на письме в предложении ().


1

Названия предметов.

Обозначение названий предметов на письме в предложении ().

Уметь находить слова, которые обозначают названия предметов. Обозначать названия предметов на письме в предложении ().

Комбиниро- ванный урок




Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь




2






Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.


8













105








Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.





1

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.

Знать правописание имён собственных.

Уметь различать имена собственные от имён нарицательных.

Умение классифицировать. Уметь планировать текущую работу.

Комбиниро- ванный урок







Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь







106




Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.

1

Знать правописание имён собственных.

Уметь различать имена собственные от имён нарицательных ,писать с большой буквы названия городов, сёл, деревень, улиц.

Уметь анализировать, писать чисто и красиво

Комбиниро- ванный урок



Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь



107





Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.



1

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.

Комбиниро- ванный урок




Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь




108











Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.









1


Знать правописание имён собственных.

Уметь различать имена собственные от имён нарицательных, писать с большой буквы названия городов, сёл, деревень, улиц..

Правильно писать небольшой текст под диктовку в соответствии с грамматическими правилами.

Урок применения знаний, умений и навыков







Учебник,

Карточки












109









Упражнения в написании своего домашнего адреса, адреса школы.






1

Знание своего домашнего адреса, адреса школы.






Знать свой домашний адрес, адрес школы.

Уметь различать имена собственные от имён нарицательных, писать с большой буквы имена собственные.

Нацеливать себя на выполнение поставленных задач.

Урок применения знаний, умений и навыков





Учебник,

Почтовые конверты









110








Закрепление по теме:

«Большая буква в именах собственных».






1

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.


Знать изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, распознавать слова на изученные правила.

Правильно списывать текст с доски или учебника.

Урок закрепления изученного






Учебник,

Карточки









111





Контрольный диктант № 8 по теме:

«Слова, обозначающие названия предметов.

Большая буква в именах собственных».

1

Знать изученные орфограммы.

Нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь писать под диктовку текст

(20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН

Русский орфографичес-кий словарь




112





Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

1


Комбиниро- ванный урок





Учебник,

Русский орфографичес-кий словарь





3




Слова, обозначающие названия действий предметов.

12







113







Слова, обозначающие названия действий предметов.

1

Слова, которые обозначают названия действий предметов. Нахождение их в тексте и различение по вопросам.


Знать названия действий.

Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий.

Уметь выделять главное.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






114



Слова, обозначающие названия действий предметов.

1

Комбиниро- ванный урок


Учебник





115








Изменение формы слова в зависимости

от вопроса (что делает? что делал? что будет делать?) .



1

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

 Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Знать названия действий.

Уметь различать слова, обозначающие названия действий, по вопросам что делает? что делал? что будет делать?

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями


Учебник, Русский орфографичес-кий словарь








116








Изменение формы слова в зависимости

от вопроса

(что делал?,

что сделает?

что сделал?).


1

Знать названия действий.

Уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса.

Планировать текущую работу.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями


Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






117









Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы.

1

Знать названия действий.

Уметь подбирать к предмету ряд действий и определять предмет по ряду действий,

правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Стараться чисто и скоро писать.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями


Учебник, Русский орфографичес-кий словарь







118









Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы.

1

Знать названия действий.

Уметь правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

Комбиниро- ванный урок








Учебник, Русский орфографичес-кий словарь








119






Подбор слов-действий по вопросу. Определение предмета по ряду действий.

1

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Знать названия действий.

Уметь подбирать к предмету ряд действий и определять предмет по ряду действий,

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Комбиниро- ванный урок






Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






120






Обозначение действий предметов в предложении на письме ( ═ ).

1

Обозначение действий предметов в предложении на письме ( ═ ).



Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий предметов.

Подчёркивать названия действий предметов в предложении на письме ( ═ ).

Комбиниро- ванный урок





Учебник,

Лента букв,

Картинный словарь русского языка 3 класс



121




Работа с текстом. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке.

1

Работа с текстом. Составление рассказа по сюжетной картинке

Уметь составлять предложения по иллюстрации и вопросам,

Запись ответов на вопросы.

Комбиниро- ванный урок



Учебник, Русский орфографичес-кий словарь



122








Составление предложений по схеме.

1

Составление предложений по схеме.






Знать названия действий.

Уметь правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

Комбиниро- ванный урок







Учебник, Русский орфографичес-кий словарь







123







Контрольное списывание по теме :

«Слова, обозначающие названия действий предметов».

1

Слова, которые обозначают названия действий предметов. Нахождение их в тексте и различение по вопросам.


Уметь списывание сплошной печатный текст целыми словами, проверять свою запись.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН



Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






124





Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.

1


Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Комбиниро- ванный урок




Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Карточки



4




Слова, обозначающие признаки (качества) предметов.

10







125









Слова, обозначающие признак предметов.

1

Слова, обозначающие признак предметов.







Знать названия признаков.

Уметь находить в тексте слова, обозначающие признаки и правильно относить их к словам, обозначающими предметы.

Уметь организовать свое рабочее место.


Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник









126







Название признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?

1

Название признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?

Знать названия признаков.

Уметь называть признак (качество) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?

Уметь анализировать, писать чисто и красиво.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Лента букв,

Картинный словарь русского языка 3 класс



127





Название признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?

1

Комбиниро- ванный урок




Учебник







128







Сравнение двух предметов по их качествам и признакам.

1

Сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый,

а вата мягкая).

Знать названия признаков.

Уметь сравнивать два предмета по их качествам.

Уметь сравнивать.

Уметь пользоваться словарем.

Комбиниро- ванный урок






Учебник









129








Определение предмета по ряду признаков (качеств).

1

Определение предмета по ряду признаков (качеств).






Знать названия признаков и названия предметов.

Уметь подбирать и называть ряд признаков данного предмета и определять предмет по ряду признаков.

Уметь планировать текущую работу.

Комбиниро- ванный урок







Учебник










130




Подбор и название ряда признаков одного предмета.

1

Подбор и название ряда признаков одного предмета.


Уметь подбирать и называть ряд признаков данного предмета и определять предмет по ряду признаков.

Комбиниро- ванный урок



Учебник,

Карточки





131







Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

1

Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.


Знать названия признаков.

Уметь согласовывать слова, обозначающие признаки, со словами, обозначающими предметы.


Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






132







Слова, обозначающие признак предметов.

Обозначение признаков предметов на письме ( ≈ ).

1

Обозначение признаков предметов на письме ( ≈ ).



Уметь находить в тексте слова, обозначающие признак предметов.

Уметь ставить вопросы к словам, обозначающим названия признаков (с помощью учителя).

Комбиниро- ванный урок






Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Карточки



133







Контрольный диктант № 9 по теме:

«Слова, обозначающие названия признаков и действий предметов».

1


Знать изученные орфограммы.

Нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь писать под диктовку текст(20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН


Русский орфографичес-кий словарь




134





Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

1


Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Комбиниро- ванный урок


Учебник,

Карточки




5

Предлоги.

7







135





Предлоги. Выделение предлогов над, на, о (об), к, от, под в предложениях. Раздельное написание предлогов со словами.

1

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Знать правописание предлогов

Уметь находить предлоги и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Уметь анализировать.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник









136




Предлоги к, от, над, под, о (об). Раздельное написание предлогов со словами.

1

Знать правописание предлогов

Уметь находить предлоги на, в, у, с, из, к, от, над, под, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Планировать текущую работу.

Комбиниро- ванный урок



Учебник,

Картинный словарь русского языка 3 класс



137



Раздельной написание предлогов со словами

(с помощью учителя).

1

Раздельной написание предлогов со словами

(с помощью учителя). Употребление предлогов в речи.

Комбиниро- ванный урок




138






Слова с разделительным ъ знаком. Употребление предлогов в речи.

1

Знать правописание предлогов

Уметь правильно употреблять предлог в речи.

Уметь правильно выражать свои мысли (монологическую речь).

Комбиниро- ванный урок





Учебник, Русский орфографичес-кий словарь





139





Слова с разделительным ъ знаком. Употребление предлогов в речи.

1

Разделительный ъ знак. Письмо слов с разделительным ъ знаком.



Уметь писать слова с разделительным ъ знаком.



Урок применения знаний, умений и навыков

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь




140





Разделительный ъ знак. Письмо слов с разделительным ъ знаком.


Урок применения знаний, умений и навыков

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь




141





Закрепление по теме:

«Слово».

1


Знать правописание предлогов со словами.

Уметь находить предлоги и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Уметь анализировать.

Урок закрепления изученного




Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Карточки




IV.

Предложение.

18







142







Предложение. Порядок слов в предложении.

1

Практическое знакомство с построением простого предложения.



Знать правило написания предложения.

Уметь составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Уметь составлять план ответа связно высказываться.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






143






Предложение. Порядок слов в предложении.

1

Практическое знакомство с построением простого предложения.


Уметь составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. Уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Комбиниро- ванный урок





Учебник, Русский орфографичес-кий словарь




144







Составление предложений из слов, данных в начальной форме.


1

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

Уметь  правильно составлять простые распространенные предложения и сложные с союзом и,
уметь списывать текст целыми словами;

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






145





Согласование слов в предложении.

1

Уметь составлять предложений из слов, данных в начальной форме,

списывать текст целыми словами.

Комбиниро- ванный урок




Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Толковый словарь русского языка





146




Деление текста на предложения. Работа с деформированным предложением.

1

Деление текста на предложения.



Уметь делить текст на предложения,

Комбиниро- ванный урок





147








Составление предложений с употреблением существительных винительного падежа.

1

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?)

Уметь составлять предложение с употреблением существительных винительного падежа.

Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Толковый словарь русского языка



148








Составление предложений с употреблением существительных родительного падежа.

1

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Уметь составлять предложение с употреблением существительных родительного падежа.





Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник,

Картинный словарь русского языка 3 класс





149







Составление предложений с употреблением существительных дательного падежа.

1

Уметь составлять предложение с употреблением существительных дательного падежа.





Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник







150







Составление предложений с употреблением существительных предложного падежа.

1

Уметь составлять предложение с употреблением существительных предложного падежа.





Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Толковый словарь русского языка



151








Составление предложений с употреблением существительных творительного падежа.

1

Уметь составлять предложение с употреблением существительных творительного падежа.





Урок первичного предъявле-ния новых знаний, овладения новыми умениями



152




Выделение в тексте предложений на заданную учителем тему.

1

Выделение в тексте предложений на заданную учителем тему.

Уметь выделять в тексте предложения на заданную тему.



Комбиниро- ванный урок



Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Толковый словарь русского языка



153







Работа с деформированным текстом.

1

Работа с деформированным текстом.





Уметь восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

Уметь  последовательно располагать предложения по смыслу (в более легких случаях -самостоятельно).

Комбиниро- ванный урок








154





Установление порядка предложений в тексте.

1

Установление порядка предложений в тексте.


Уметь устанавливать порядок предложений в тексте, списывать текст целыми словами.

Знать правило написания предложения.

Уметь выделять предложения из речи и текста; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Комбиниро- ванный урок



Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Толковый словарь русского языка



155





Установление порядка предложений в тексте.

1


Урок применения знаний, умений и навыков



156







Составление предложений на заданную тему. Запись предложений.

1

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.



Составление предложений на заданную тему.

Уметь ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать его.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Комбиниро- ванный урок






Учебник, Русский орфографичес-кий словарь






157



Составление и запись рассказа по картинке.

1

Составление и запись рассказа по картинке.


Уметь отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записывать ответ.

Комбиниро- ванный урок


Учебник, Русский орфографичес-кий словарь



158





Закрепление по теме:

«Предложение».

1

Правило написания предложения.

Составление предложений



Знать правило написания предложения.

Уметь выделять предложения из речи и текста; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении


Урок закрепления изученного



Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Карточки



159


Закрепление по теме:

«Предложение».

1

Урок закрепления изученного




V.

Повторение.

11







160



Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.


Знать правописание изученных словарных слов.

Уметь пользоваться словарем, данным в учебнике.

Урок повторения знаний, умений и навыков

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Карточки



161


Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

1



162





Повторение по теме :

«Звуки и буквы.

Алфавит».


Звуки и буквы.

Алфавит.


Знать звуки и буквы гласные и согласные, звонкие и глухие, шипящие.

Знать правописание твёрдых и мягких согласных.

Урок повторения знаний, умений и навыков

Учебник,

Алфавит,

Лента букв




163





Повторение по теме :

«Звуки и буквы.

Правописание твёрдых и мягких согласных».

1

Правописание твёрдых и мягких согласных.



Урок повторения знаний, умений и навыков

Учебник,

Алфавит,

Лента букв





164













Повторение по теме:

«Звуки и буквы.

Гласные после шипящих. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова».

1

Правописание слов с шипящими согласными.











Знать гласные и согласные, звонкие и глухие, шипящие звуки и буквы.

Знать порядок букв в русском алфавите, деление слова на слоги, перенос слов, различение твердых и мягких согласных, правописание жи- ши, ча -ща, чу -щу.

Уметь писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща,

чу, щу.с парными звонкими и глухими согласными

Урок повторения знаний, умений и навыков









Учебник,

Алфавит,

Лента букв







165





Повторение по теме :

«Слова, обозначающие названия, действия и признаки предметов».

1

Слова, обозначающие названия, действия и признаки предметов.

Знать и уметь различать слова, обозначающие названия предметов, действия, признаки предметов.

Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия, действия, признаки предметов. Умение пользоваться словарем.

Урок повторения знаний, умений и навыков

Учебник







166





Повторение по теме:

«Предлоги. Раздельное написание предлогов со словами».

1

Урок повторения знаний, умений и навыков

Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Карточки



167





Итоговый контрольный диктант.

1

Предлоги. Раздельное написание предлогов со словами.


Знать изученные орфограммы.

Нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь писать под диктовку текст

(20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила.

Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН

Русский орфографичес-кий словарь





168







Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

1


Комбиниро- ванный урок






Учебник, Русский орфографичес-кий словарь,

Карточки





169





Составление и запись предложений по вопросам и картинке.

1

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрации.

Составление и запись предложений по вопросам и картинке.

Уметь коллективно отвечать вопросы по картинке, данной учителем, записывать полученные предложения.

Уметь проверять свою запись.

Комбиниро- ванный урок




Учебник, Русский орфографичес-кий словарь




170




Составление и запись предложений по вопросам и картинке.

1

Комбиниро- ванный урок



Учебник, Русский орфографичес-кий словарь










Сводная таблица практической части программы.



Количество контрольных работ

1 полугодие

5

2 полугодие

5

год

11


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


- информационное, в том числе литература основная и дополнительная:

  1. В.В.Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,

1-4 классы » .М.:«Просвещение»,2010г.

  1. А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская. Русский язык 3 класс . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , М.: Просвещение, 2011г.

  2. А.К.Аксенова, Э.В. Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1- 4 класс). Пособие для учителей. М.: « Просвещение»,1980г.

  3. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1990г.

  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: «Российская академия наук ,институт русского языка им.В.В. Виноградова»,1990г.

  5. И.В.Баранников .Картинный словарь русского языка 1,2,3,4 классы. М.: «Просвещение»,1985г.


- материально-техническое:

  • Алфавит.

  • Лента букв

  • Таблицы:

  • Звуки и буквы

  • Согласные звуки

  • Разделительный Ь (мягкий знак)

  • Разделительный Ь и Ъ (твердый и мягкий знаки)

  • Безударные гласные в корне

  • Части речи. Обобщение

  • Разбор слова по составу

  • Наборное полотно, Касса букв и сочетаний

  • Раздаточный материал.

  • Карточки. Самостоятельные работы по теме : «Предложение»

  • Карточки. Самостоятельные работы по теме : «Правила переноса»

  • Карточки. Самостоятельные работы по теме : «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами»

  • Карточки. Самостоятельные работы по теме : «Слова с буквой Э»

  • Карточки. Самостоятельные работы по теме : «Слова с буквами И,Й»

  • Карточки по теме : «Разделительный Ь и Ъ»

  • Карточки по теме : «Ь в конце слова»

  • Карточки по теме : «Алфавит»

  • Карточки по теме : «Правописание ЖИ-ШИ»

  • Карточки по теме : «Правописание ЧА-ЩА»

  • Карточки по теме : «Правописание ЧУ-ЩУ»

  • Карточки по теме : «Правописание ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН и обманчивая мягкость»

  • Карточки по теме :«Предложение»

- медиаресурсы и пр.

-http://www.yandex.ru/,

[email protected]. Журнал «Начальная школа»,

- Pro.Школу. ru.интернет- портал

-http://www.breasting.ru/,

-http://raduga.rkc-74.ru/





47


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ