Разработка внеклассного мероприятия "Чудеса из бабушкиного сундука" 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Самара
Разработка внеклассного мероприятия
по изобразительному искусству в 5 классе по теме
«Чудеса из бабушкиного сундука»
Составитель:
Ловцева Наталья Борисовна,
Учитель изобразительного искусства, черчения
г. Самара
2013
Тема: «Чудеса из бабушкиного сундука».
Цели:
Обучающая:
- познакомиться с бытом и жизнью наших предков;
- закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий.
Воспитательная:
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать коммуникативную культуру.
Развивающая:
- развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;
- развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.
Оформление: интерьер русской избы: печка, колыбель, прялка, сундук.
Ход мероприятия.
Одна девушка качает колыбель, другая прядет на прялке, маленький мальчик «спит» на сундуке.
Ведущий: Мы назвали свой праздник, именно так, чтобы хоть на время оказаться в прошлом, еще глубже познать быт и жизнь наших предков.
За печкою – невидимый сверчок.
И мне сверчка уже привычно пенье.
А рядом с печкой – мамин сундучок.
В том сундучке – все мамино именье.
Хранится в нем цветастый сарафан
И для косы нехитрые уборы.
Для них давно удел особый дан –
Напоминать девическую пору.
Сундук – в прошлом это частичка жилья, неотъемлемая часть любого крестьянского хозяйства. Дети малые на нем спали… Если соседи зайдут разговором потешиться – тоже на нем уместятся. Но самая главная тайна сундука была внутри. В нем хранились вещи, которые были дороги хозяевам: девичье приданное, одежда к празднику, одежда для последнего обряда…
И снова память воскрешает
Былую Русь с одеждой той:
Рубахи, сарафаны проступают
В картинах древности седой.
Звучит мелодия русской народной песни «Красный сарафан».
Ведущий: Традиционной крестьянской одеждой у женщин были длинные нижние рубахи, называемые по-разному: залокотницы, грибанки, станушки (от слова «стан»), сарафан-клинник, на голове лента золотого шитья – вязка, связка. Это для праздника. А для работы, кроме станушки – холщевая юбка.
У мужчин на все случаи жизни одна одежда – рубахи да порты.
Излюбленными цветами были белый и красный. Красный цвет считался распространенным средством против сглаза и играл роль оберега от злых сил и несчастий. Этим же объясняется размещение вышивки: она располагалась в тех местах, где заканчивалась одежда – по подолу, вороту, манжетам, а также на плечах. Одежда была, в основном, холщевая.
Ведущий открывает сундук и достает оттуда холстину.
Холстину пряли изо льна. Хоть и грубовата она, но очень прочна. Приходилось немало трудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно: полоть, дергать, стлать, трепать…
Звучит русская народная песня «Научи-ка меня, мать».
Ведущий: Парни подшучивали над девчатами, сеявшими лен. А девчата не оставались пред ними в долгу. Может, так и появилась эта песня.
Песня «Пахал Захар огород»
Ведущий: Кто заленится, того «воробьем» прозовут. И до чего тот хитер – притворится больным, лишь бы на работу не идти!
Игровая песня «Дома ли, кума, воробей?»
Ведущий: Основной обувкой в будни и в праздники были лапти.
Ведущий достает из сундука лапти
О боже мой, какие лапти…
Какие лапти были у меня!
Их сплел отец и спрятал на полати
За хомуты до праздничного дня.
Я их берег, я примерял украдкой,
Они светились, пахли, как цветы.
Я нюхал. Замирал в истоме сладкой.
А на ночь снова прятал в хомуты.
Во всех краях были свои мастера, умевшие плести добротные лапти.
«Лапти плесть – раз в сутки есть, а старые ковырять – с голоду помирать».
Плетение лаптей – одно из самых древних и необходимых для крестьянина дел.
Заранее готовили лыко и колодку по размеру ноги.
С помощью кочедыка – лапотного шила – вплетали лыко. Сплетут один лапоть, вспомнят старую шутку: «Слышали, забраковали семьсот пар лаптей. Почему? Да на одну ногу оказались!». Просто мастер перевернул колодку. Надо плести другой лапоть по этой же колодке, не забыв ее перевернуть. Вот отсюда и бытует выражение – «Сделаны на одну колодку!»
Ведущий проводит игру «Лапоть». Девушка бросает лапоть на пол со словами: «Петя тонет!». Та, у которой «миленок» Петя, поднимает лапоть, но бросает вновь, называя другое имя. Если зазевалась и не подняла лапоть, то лаптем стукают по ноге, приговаривая: «Не зевай!».
Ведущий достает из сундука челнок и веретено.
Ведущий: Челнок – ткацкого станка дружок,
А веретено – как к прялке дно.
Они напоминают нам о том, как в долгие зимние вечера садились за прялки, станы…
Русская народная песня «Ой, ниточка…»
Ведущий: Да, тысячи лет этой пряхе,
А прядей не видно седых.
Работала при Мономахе,
При правнуках будет твоих.
Декабрь сменяется маем,
Цветы окружают жнивье.
Намаешься в поле с серпами...
А прялка поет и поет…
Серп да жатва – как сестра с братом.
Ведущий достает из сундука серп.
Отжинки от ржи назывались «стромой». А пойдем в гости к «строме».
Игровая песня «Кострома»
Ведущий: Излишки товаров везли на ярмарку, приобретая при этом для себя самое необходимое.
Песня «Где ты был, Иванушка?»
Ведущий: А тут наступила пора гуляний, свадеб, игрищ. Девушки прихорашивались и шли на круги водить хороводы.
Хороводная песня «Все мы, девушки, гуляли».
Ведущий: Раз появлялись девушки, то парни тут как тут. И пошли заигрыши.
Исполняются частушки «Как мы Ваню одевали».
Ведущий: Заканчивая свой рассказ, хочу лишь добавить, что наверное, у многих ваших бабушек до сих пор сохранились сундуки. И бабушки по-прежнему бережно хранят в них вещи, которые им так же дороги, как и те, что вы видели здесь. А может, ваши сундуки поведают вам другую историю или раскроют новые тайны? Кто знает?
Ведь мама сундучком тем дорожит,
Хотя не все в нем – утешенье взгляду:
В том сундучке на самом дне лежит
Одежда для последнего обряда.
…Я снова вижу маму сквозь туман,
У сундучка. Щемящая картина:
В одной руке – цветастый сарафан,
В другой – как лебедь белая, холстина.
Список используемой литературы:
1. Мы – славяне!: популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1999.
2. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. пособие: в 2 ч. под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
3. Бабушкины уроки: Учеб.- метод. пособие: под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
4. Русский дом: Учеб.- метод. пособие: в 2 ч. под ред. Федотовой И.Ю. – изд. СИПКиРО,1999.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ