Разработка внеклассного мероприятия "Чудеса из бабушкиного сундука" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Самара











Разработка внеклассного мероприятия

по изобразительному искусству в 5 классе по теме

«Чудеса из бабушкиного сундука»







Составитель:

Ловцева Наталья Борисовна,

Учитель изобразительного искусства, черчения







г. Самара

2013

Тема: «Чудеса из бабушкиного сундука».

Цели:

Обучающая:

- познакомиться с бытом и жизнью наших предков;

- закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий.

Воспитательная:

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать коммуникативную культуру.

Развивающая:

- развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;

- развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.



Оформление: интерьер русской избы: печка, колыбель, прялка, сундук.

Ход мероприятия.

Одна девушка качает колыбель, другая прядет на прялке, маленький мальчик «спит» на сундуке.

Ведущий: Мы назвали свой праздник, именно так, чтобы хоть на время оказаться в прошлом, еще глубже познать быт и жизнь наших предков.

За печкою – невидимый сверчок.

И мне сверчка уже привычно пенье.

А рядом с печкой – мамин сундучок.

В том сундучке – все мамино именье.

Хранится в нем цветастый сарафан

И для косы нехитрые уборы.

Для них давно удел особый дан –

Напоминать девическую пору.

Сундук – в прошлом это частичка жилья, неотъемлемая часть любого крестьянского хозяйства. Дети малые на нем спали… Если соседи зайдут разговором потешиться – тоже на нем уместятся. Но самая главная тайна сундука была внутри. В нем хранились вещи, которые были дороги хозяевам: девичье приданное, одежда к празднику, одежда для последнего обряда…

И снова память воскрешает

Былую Русь с одеждой той:

Рубахи, сарафаны проступают

В картинах древности седой.

Звучит мелодия русской народной песни «Красный сарафан».

Ведущий: Традиционной крестьянской одеждой у женщин были длинные нижние рубахи, называемые по-разному: залокотницы, грибанки, станушки (от слова «стан»), сарафан-клинник, на голове лента золотого шитья – вязка, связка. Это для праздника. А для работы, кроме станушки – холщевая юбка.

У мужчин на все случаи жизни одна одежда – рубахи да порты.

Излюбленными цветами были белый и красный. Красный цвет считался распространенным средством против сглаза и играл роль оберега от злых сил и несчастий. Этим же объясняется размещение вышивки: она располагалась в тех местах, где заканчивалась одежда – по подолу, вороту, манжетам, а также на плечах. Одежда была, в основном, холщевая.

Ведущий открывает сундук и достает оттуда холстину.

Холстину пряли изо льна. Хоть и грубовата она, но очень прочна. Приходилось немало трудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно: полоть, дергать, стлать, трепать…

Звучит русская народная песня «Научи-ка меня, мать».

Ведущий: Парни подшучивали над девчатами, сеявшими лен. А девчата не оставались пред ними в долгу. Может, так и появилась эта песня.

Песня «Пахал Захар огород»

Ведущий: Кто заленится, того «воробьем» прозовут. И до чего тот хитер – притворится больным, лишь бы на работу не идти!

Игровая песня «Дома ли, кума, воробей?»

Ведущий: Основной обувкой в будни и в праздники были лапти.

Ведущий достает из сундука лапти

О боже мой, какие лапти…

Какие лапти были у меня!

Их сплел отец и спрятал на полати

За хомуты до праздничного дня.

Я их берег, я примерял украдкой,

Они светились, пахли, как цветы.

Я нюхал. Замирал в истоме сладкой.

А на ночь снова прятал в хомуты.

Во всех краях были свои мастера, умевшие плести добротные лапти.

«Лапти плесть – раз в сутки есть, а старые ковырять – с голоду помирать».

Плетение лаптей – одно из самых древних и необходимых для крестьянина дел.

Заранее готовили лыко и колодку по размеру ноги.

С помощью кочедыка – лапотного шила – вплетали лыко. Сплетут один лапоть, вспомнят старую шутку: «Слышали, забраковали семьсот пар лаптей. Почему? Да на одну ногу оказались!». Просто мастер перевернул колодку. Надо плести другой лапоть по этой же колодке, не забыв ее перевернуть. Вот отсюда и бытует выражение – «Сделаны на одну колодку!»

Ведущий проводит игру «Лапоть». Девушка бросает лапоть на пол со словами: «Петя тонет!». Та, у которой «миленок» Петя, поднимает лапоть, но бросает вновь, называя другое имя. Если зазевалась и не подняла лапоть, то лаптем стукают по ноге, приговаривая: «Не зевай!».

Ведущий достает из сундука челнок и веретено.

Ведущий: Челнок – ткацкого станка дружок,

А веретено – как к прялке дно.

Они напоминают нам о том, как в долгие зимние вечера садились за прялки, станы…

Русская народная песня «Ой, ниточка…»

Ведущий: Да, тысячи лет этой пряхе,

А прядей не видно седых.

Работала при Мономахе,

При правнуках будет твоих.

Декабрь сменяется маем,

Цветы окружают жнивье.

Намаешься в поле с серпами...

А прялка поет и поет…

Серп да жатва – как сестра с братом.

Ведущий достает из сундука серп.

Отжинки от ржи назывались «стромой». А пойдем в гости к «строме».

Игровая песня «Кострома»

Ведущий: Излишки товаров везли на ярмарку, приобретая при этом для себя самое необходимое.

Песня «Где ты был, Иванушка?»

Ведущий: А тут наступила пора гуляний, свадеб, игрищ. Девушки прихорашивались и шли на круги водить хороводы.

Хороводная песня «Все мы, девушки, гуляли».

Ведущий: Раз появлялись девушки, то парни тут как тут. И пошли заигрыши.

Исполняются частушки «Как мы Ваню одевали».

Ведущий: Заканчивая свой рассказ, хочу лишь добавить, что наверное, у многих ваших бабушек до сих пор сохранились сундуки. И бабушки по-прежнему бережно хранят в них вещи, которые им так же дороги, как и те, что вы видели здесь. А может, ваши сундуки поведают вам другую историю или раскроют новые тайны? Кто знает?

Ведь мама сундучком тем дорожит,

Хотя не все в нем – утешенье взгляду:

В том сундучке на самом дне лежит

Одежда для последнего обряда.

Я снова вижу маму сквозь туман,

У сундучка. Щемящая картина:

В одной руке – цветастый сарафан,

В другой – как лебедь белая, холстина.

Список используемой литературы:

1. Мы – славяне!: популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1999.

2. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. пособие: в 2 ч. под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

3. Бабушкины уроки: Учеб.- метод. пособие: под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

4. Русский дом: Учеб.- метод. пособие: в 2 ч. под ред. Федотовой И.Ю. – изд. СИПКиРО,1999.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ