Развитие творческих способностей младших школьников
МБОУ «СОШ № 1» г. Белева Тульской области
учитель начальных классов Абрамова Наталья Владимировна
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЁННОГО ОПЫТА РАБОТЫ
Белёв 2013
Тема
Развитие творческих способностей младших
школьников
Идея
Развитие творческих способностей школьников,
через использование в учебной деятельности заданий
дифференцированного характера
Список ИПМ.
ИПМ 1. Сведения об авторе.
ИПМ 2. Условия формирования опыта.
ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта.
3. 1. Актуальность опыта.
3. 2. Теоретическая база опыта.
3. 3. Новизна опыта.
3. 4. Область применения опыта.
3. 5. Адресная направленность.
ИПМ 4. Технология опыта.
4. 1. Дифференцированный подход в обучении.
4. 2. Развитие творческих способностей ребёнка в учебной деятельности с использованием дифференцированного подхода в обучении.
4. 3. Творчество как способ положительной мотивации учения.
4. 4. Домашнее задание дифференцированного характера как средство развития творческих способностей школьников.
ИПМ 5. Результативность опыта.
Литература
Приложение
ИПМ 1. Сведения об авторе.
Ф. И. О.
Абрамова Наталья Владимировна
Дата рождения.
16. 10. 1979 г.
Образование.
Высшее. Орловский государственный
университет 2002 г. По специальности «Педагогика и методика начального образования».
Педагогический стаж работы.
15 лет.
Стаж работы в МБОУ «СОШ №1» г. Белёва Тульской области
8 лет
Квалификационная категория
Высшая
Занимаемая должность.
Учитель начальных классов.
Награды.
Грамота комитета образования М О «Белёвский район».
Грамота администрации М О «Блёвский район».
Почётная грамота департамента образования Тульской области
Курсы повышения квалификации.
Государственноеобразоватеьное учреждениедополнительного профессионального образованияТульской области"Институт повышения квалификациии и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области"
"Современный учитель как профессионал "с 07.10.2009 г. по 21. 04. 2010 г. Свидетельство №2233
"Тенденции и направления развития современной начальной школы в условиях модернизации российского образования" с 15. 09. 2011 г. по 11. 03. 2012 г.
Свидетельство№375
"Основы религиозных культур и светской этики"с 04.04.2012 г. по 12. 05. 2012 г. Удостоверение № 923
"Обучение учителей по использованию Электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности" с 24 9. 2012 г. по 19.10.2012 г.
"Обновление структуры и содержания начального общего образования в условиях введения ФГОС начального общего образования"
с 08.09.2011 г. по 24.11.2011 г.
Удостоверение №1292
Тульский педагогический институт им. Л. Н. Толстого
"Организация дистанционного образования детей-инвалидов"
с 22.11.2010 г. по 04.12.2010г. Удостоверение №538
ИПМ 2. Условия формирования опыта.
Опыт формировался на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Белёва Тульской Области.
На формирование опыта повлиял ряд факторов:
Переход начальной школы на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта является формирование универсальных учебных действий. Главной задачей российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия потребностям личности, общества. Основополагающий принцип обновления содержания образования – личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся. Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь».
Проблема, над которой работает школа: «Раскрытие индивидуальных возможностей, воспитание интереса к окружающему миру через интеграцию воспитания в общей процесс обучения и развития».
Наш идеал:
школа свободного творческого развития личности и индивидуальности каждого ребёнка и самореализации в семейной, трудовой и гражданской жизни.
Работа школьного методического объединения над темой: «Современные подходы к формированию образовательного пространства младших школьников в условиях перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Изучение по теме литературы:
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения М.: 1997 .
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса М.: 1982
Волков И. П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения М.: 1990
Дереклеева Н. И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся. М.: 2007
Рындак В. Г. Личность. Творчество. Развитие. М.: 2001
Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: 2002
Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: 1989
ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта.
3. 1. Актуальность опыта.
Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость развития творческих способностей каждого человека. Современное общество движется по пути творческого мышления человека. Творчески мыслящий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций. Он способен к самореализации своих возможностей, к саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящей личности не находит своего полного претворения в школьной практике. Поэтому развитие творческих способностей школьников имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.
Противоречия, разрешаемые опытом.
Противоречия между получающей всё большее распространение тестовой формой контроля и необходимостью всестороннего развития личности.
Противоречия между требованиями, предъявляемыми к компетенциям учащихся и неоднородностью уровня подготовки.
Противоречия между стремлением детей жить интересно и не достаточно развитой в городе социальной инфраструктуры (отсутствие театра, кинотеатра, картинной галереи, спортивного комплекса).
3. 2. Теоретическая база опыта.
Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Большинство авторов великих изобретений выделили две стадии творческого процесса: 1) длительное размышление; 2) короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».
Во второй половине двадцатого века исследование творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучать процесс творчества детей и подростков. Разрабатывались первые программы формирования творческих способностей. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.
Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определённую систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.
Зачастую открытия рождаются при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за своё решение.
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина творческое мышление выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового материала, но и является условием творческого преобразования, имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, в значительной степени определяет эффективность учебно – воспитательной деятельности в школе.
Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества А. В. Бушлинского, А. М. Матюшкина, А. Я. Пономарёва. Разработка принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей Б. М. Теплова, Д. Б. Богоявленского, А. В. Петровского.
Творческое мышление теснейшим образом связано с процессом воображения. А. В. Петровский характеризует эти процессы как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. Считают, что если решить мышление воображения, оно становится
творчески бесплодным и не способным к новым конструкциям. В то же время, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становится бесцельным и бессильным.
С точки зрения Л. С. Выгодского, воображение и мышление теснейшим образом переплетаются так, что их бывает трудно разграничить. Процессы мышления и воображения участвуют в любом творческом процессе. Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле всегда противоположно тому, что уже познано. Однако чтобы достичь конечной цели творчества, необходимо иметь отправные данные, достаточный запас информации. Чтобы дать качественные знания учащимся, повысит интерес детей к учёбе, приучить их работать самостоятельно, важно реализовать один из принципов дидактики – принцип дифференцированного подхода в обучении. Проблемой дифференцированного обучения занимались Н. П. Гузик, В. В. Фирсов, Г. К. Селевко, Унд Инге, О. Б. Лошнова и многие другие педагоги новаторы.
3. 3. Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в модернизации и адаптации уже известных методов, средств, форм, приёмов обучения, разработке системы дифференцированных заданий, направленных на развитее творческих способностей учащихся.
В содержании образования произошли существенные изменения. Всё большее распространение приобретает вариативность программ, учебных пособий, средств и форм обучения. Изменилась роль педагога. Он стал наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор развития. Основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать ни система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. От выпускников требуются качества свободной, творческой личности. Сформировать эти качества в процессе обучения возможно при систематической работе по развитию творческих способностей учащихся, использовании дифференцированного подхода, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классноурочной системе.
3. 4. Область применения опыта.
Опыт может быть применён учителями начальных классов в рамках программы общеобразовательной школы.
3. 5. Адресная направленность.
Рекомендуется педагогам, работающим над проблемами развития творческих способностей школьников с использованием дифференцированного подхода в обучении.
3. 6. Трудоёмкость опыта.
Изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Диагностика и формирование положительной мотивации учения.
Использование дополнительной литературы при организации учебного процесса.
Разработка заданий творческого характера.
Разработка уроков с использованием заданий дифференцированного характера, направленных на развитие творческих способностей.
ИПМ 4. Технология опыта.
4. 1. Дифференцированный подход в обучении.
Я считаю, что дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения. При любом коллективном обучении формирование ключевых компетенций происходит индивидуально, в соответствии с особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Поэтому, работая над проблемой развития творческих способностей учащихся, я использую дифференцированный подход в обучении.
В начальных классах умственная деятельность лишь формируется. В работе с классом я учитываю индивидуальные особенности психических процессов как слагаемых обучаемости, психофизические особенности личности в целом. Дети в любом возрасте отличаются типологическими чертами, образуя четыре группы темперамента: холерический тип, сангвинический, флегматический, меланхолический. Среди этих групп есть дети с повышенной и пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной. Разным ученикам требуется разное время, объём, разные формы и методы работы, чтобы овладеть программным материалом, развить свои творческие способности, сформировать творческое мышление. Используемый мною дифференцированный подход позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей каждого учащегося.
Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работой. Поэтому я работаю над формированием у детей навыков самостоятельной учебной деятельности.
Дифференцированный подход как средство развития творческих способностей учащихся, на мой взгляд, можно использовать на всех этапах обучения.
Осуществляя дифференцированный подход, я добиваюсь актуализации необходимых знаний всех детей. (Приложение 1). Во время объяснения нового материала я учитываю психофизические особенности учеников. Поэтому использую дифференцированный подход, мобилизующий творческие способности учащихся. (Приложение 2).
На этапе закрепления основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы творческого характера. Дифференцированный подход на этом этапе я осуществляю преимущественно в виде заданий различного уровня сложности и характера. Я готовлю два – три варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант задания, или каждый вариант я заранее предназначаю определённой группе учеников. Отдельным группам даю разъяснения с целью предотвращения ошибок. (Приложение 3). При организации такой работы я имею возможность выявить и устранить пробелы в знаниях, углубить изучаемый
материал и расширить его границы, развивать на этой основе творческие способности детей. При реализации дифференцированного подхода в обучении я предлагаю задания для индивидуальной или групповой работы детей не только репродуктивного, но проблемного, исследовательского характер, развивая этим творческие способности учеников.
(Приложение 4).
Контрольные работы содержат одинаковые для всех задания, одной трудности, соответствующие образовательным стандартам. Оценка знаний и умений, выраженная отметкой, объективно отражает достигнутый уровень успеваемости. При этом я включаю в контрольные работы задания, которые ребёнок может выполнить в качестве дополнительной работы. (Приложение 5). Я заинтересованна в том, чтобы не просто поставить ученику отметку, но и понять, какие знания умения не усвоены и почему. Основная цель проверки для меня не в констатации факта «верно – неверно», а в установлении причин, не позволяющих отдельным ученикам успешно справиться с заданием. Результаты выполнения заданий я использую для организации дифференцированной работы направленной на развитие творческих способностей учеников.
На мой взгляд, реализация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика, остаётся одной из самых острых проблем начального образования. Поэтому, чтобы
процесс обучения был индивидуализированным в гетерогенном классе, способствовал развитию творческих способностей каждого ученика я строю его на основе дифференцированного подхода в обучении.
Приложение 1.
Актуализация знаний.
Тема. Раздельное написание предлогов со словами.
Всем ученики получают карточку с заданиями. Я предлагаю ребятам самим определить сколько и какие задания они выполнят.
- Вставь пропущенные слова.
- Найди в тексте многозначное слово.
- Узнай, пользуясь словарём, значения этого слова.
Чудесный выдался денёк,
А я учу ( ).
Я должен твёрдо знать урок
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
Что значит «по»?
Что значит «за»?
И «по» и «за» ( ).
А хорошо бы ( ) порог
И мчаться ( ) дороге!
Какой же выдумать предлог,
Чтоб не учить ( ). А. Шибаев.
Приложение 2.
Тема. Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов.
А. Работа по карточкам. Ученики разделены на две группы. Каждая группа выполняет своё задание к тексту.
Город Белёв старинный и красивый. Самобытна и прекрасна белёвская земля. Бережно хранят белёвцы память о своих истоках.
1.Найдите однокоренные слова. Определи слабую позицию для согласного в корне слова. Пользуясь основным принципом русского языка, обоснуй правильность обозначения его буквой.
2. Докажите, что слова: Белёв, белёвская, белёвцы – однокоренные слова. Выделите в корне слова букву «в», обозначающую согласный звук в слабой позиции. Измени слово так, чтобы звук стоял в сильной позиции.
Б. Выведение алгоритма решения орфографической задачи.
Алгоритм составляется детьми при поддержке учителя. Оформляется в виде схем. Это способствует развитию творческих способностей школьников, помогает слабым ученикам понять материал урока.
Алгоритм.
Определите опасное место в слове.
Выделите корень.
Измени слово так, чтобы согласный звук стоял в сильной позиции.
-
?
?
----а (н)
!
Приложение 3.
Тема. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Вариант 1. Сконструируй из 3 палочек три разных угла: прямой, острый, тупой.
Сконструируй три острых угла.
Вариант 2. Сконструируй по образцу. Покажи острые углы, тупые углы, прямой угол.
Приложение 4.
Задания для индивидуальной или групповой работы направленные на развитие творческих способностей учеников.
Грамматическая арифметика.
Запиши слова – ответы.
Кок + лоб +о = ?
Весёлый наборщик.
Придумай слова, начинающиеся с каждой буквы этого слова.
Журнал
Ж – жук, у – укроп, р – река, н – нора, а – акула, л – лук.
Путаница.
«Расколдуй» слова, запиши.
Садимолёт, ошегород, прадавила, замивод, авмитобус.
Приложение 5.
Русский язык. 2 класс. Контрольная работа (диктант) по теме: «Безударные гласные».
Три весны.
В полях показалась земля. Наступила первая весна, полевая. На реке треснул лёд. Река стала вольной. Это настала вторая весна, речная. Сошёл последний снег. Ожили леса. Деревья оделись в новый наряд. Пришла третья весна, лесная.
1. Над словами первого предложения поставь знак ударения. Подчеркни буквы, обозначающие гласные в слабой позиции. 2. К словам речная, лесная запиши проверочные слова.
3* Запиши предложение – продолжение текста. Включи в него слова с проверяемыми безударными гласными.
4. 2. Развитие творческих способностей ребёнка в учебной деятельности
с использованием дифференцированного подхода в обучении.
Для меня творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противоположно разрушению, шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли. Я считаю, что творчество – нравственная категория, оно требует от человека высочайшего чувства ответственности и предельного уровня компетентности в избранной области.
Работая с младшими школьниками, я вижу, что благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения я в своих классах активизирую познавательную деятельность, создаю ситуацию заинтересованности, используя для этого дифференцированный подход в обучении.
Я убеждена, что развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, на мой взгляд, выступает планомерное, целенаправленное предъявление задач в системе, отвечающей следующим требованиям:
познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Задачи для учеников своего класса я ставлю с учётом дифференциации.
Для развития творческих способностей учеников, перед собой я поставила следующие задачи:
используя разнообразные формы и методы обучения систематически развивать у детей подвижность, гибкость, активность мышления;
учить детей анализировать, рассуждать, запоминать осмысленно;
делать выводы, находить новые способы решения задач.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач в занятии я выделяю четыре последовательных этапа:
разминку,
развитие творческих механизмов,
выполнение развивающих частично – поисковых задач,
решение творческих задач.
(Приложение 6).
Я компоную задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Задания предлагаю всему классу, работу веду в быстром темпе. Такая работа создаёт дух соревновательности, концентрирует внимание. Я всегда внимательно выслушивать ученика, вижу в каждом индивида с особыми возможностями и дарованиями. Я убеждена, что творческий потенциал заложен и присутствует в каждом ребёнке, поскольку творчество – естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определённой деятельности в меру наличия специальных способностей. Я провожу в своих классах предметные недели, так как это позволяет развивать творческие способности учеников с учётом их индивидуальных особенностей. (Приложение 7). В своей работе я вижу подтверждение слов Розенталя,
который утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно начинают этих успехов добиваться, даже если раньше считались не очень способными. Я вижу потенциал в каждом ребёнке, поэтому на основе дифференцированного подхода в обучении веду систематическую работу по развитию творческих способностей каждого школьника.
Приложение 6.
Литературное чтение.
Тема. Обобщение по теме: «Я и мои друзья».
Разминка.
Назовите пословицы о дружбе, которые вы подобрали дома.
Объясните их смысл.
Развитие творческих механизмов.
А. Рассмотрите портреты писателей. Назовите авторов, произведения которых вошли в раздел «Я и мои друзья».
Б. Запишите в таблицу человеческие качества, которые на ваш взгляд
а). помогают б). мешают
добрым отношениям, дружбе. Объясните выбор.
Выполнение развивающих частично – поисковых задач.
А. Викторина. Работа детей в группах.
Найдите ошибки в названиях произведений.
«Алла, не грусти», «Волшебство слова», «Я ушла в свою обиду», «Хорошие», «Два пирожка», «Перед игрой».
Соотнесите фамилию автора и произведение.
Берестов, Лунин, Булгаков, Ермолаев, Осеева.
«Хорошее», «Анна не горюй», «Два пирожных», «Я и Вовка», «Гляжу с высоты на обиду…».
К каким из прочитанных произведений можно отнести эти пословицы.
Добрый человек добру учит. Друг познаётся в беде. Горькая правда лучше доброй лжи.
Выберите верные утверждения.
В рассказе «Хорошее» говориться о хороших поступках, которые совершил герой.
В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит по тому, что попала в больницу.
В Рассказе Осеевой «Почему» собаку звали Бум.
В рассказе «Почему» мальчик переложил вину на собаку из-за жестокости.
К стихотворению «Я и Вовка» подходит пословица: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
Решение творческих задач.
Выполнить иллюстрацию к одному из прочитанных произведений раздела «Я и мои друзья».
Составить рассказ на тему: «Мой друг».
Приложение 7.
Неделя математики.
Первый день. «Из истории математики».
План проведения.
1. Рассказ – демонстрация. «Как люди научились считать?»
2. Загадки о цифрах.
3. Игра в рифмы.
4. Подведение итогов.
Второй день. «Турнир смекалистых».
План проведения.
Учимся писать математический диктант на «4» и на «5».
Умеете ли вы составлять числовые выражения?
Какова масса? (Логические задачи на нахождение массы.)
Весёлые вопросы. (Задачи в стихотворной форме.)
Третий день. «Кто больше наберёт очков».
План проведения.
Игра «Верно, неверно».
Занимательный конструктор (из геометрических фигур).
Подведение итогов.
Четвёртый день. «Час занимательной математики».
План проведения.
Конкурс «Кто быстрее». (Решение практических задач.)
Конкурс «Правильно ответь». (С помощью сигнальных карточек.)
Конкурс «Смекни». (Логические задания на построение геометрических фигур.)
Конкурс «Покажи быстрей число».
Подведение итогов.
Пятый день. «Математика в сказках».
План проведения.
Продолжи сказку. (Инсценировка продолжения сказки.)
Сказочные задачи. (Составление задач по сказкам.)
Числа в пословицах. (Объяснить смысл пословиц.)
Кто больше. (Назвать поговорки, пословицы, скороговорки в которых есть числа.)
Подведение итогов. Награждение.
4. 3. Творчество как способ положительной мотивации учения.
Существуют положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника. В качестве благоприятных черт мотивации я отмечаю общее положительное отношение ребёнка к школе, широту его интересов, любознательность. Непосредственность, открытость младших школьников являются, на мой взгляд, благоприятными условиями для развития положительных мотивов, чувства ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников, по моим наблюдениям, имеет и ряд негативных характеристик. Так, интересы младших школьников:
недостаточно действенны, сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
неустойчивы, ситуативны, без поддержки учителя могут быстро угасать;
малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учебной деятельности.
В начале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда, и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а ещё позднее – к способам добывания знаний.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: от интереса к отдельным фактам к интересу познания закономерностей и принципов. Закладывается интерес к способам приобретения знаний, возникают мотивы самообразования.
Социальные мотивы развиваются от общего понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными.
Позиционные социальные мотивы представлены в этом возрасте желание ребёнка получить главным образом одобрение учителя.
Такова качественная картина мотивации учения в младшем школьном возрасте. Если проследить количественную их динамику, то увидим, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Это происходит из-за снижающегося стремления ребёнка учиться и его неуверенности в своих возможностях.
В своей работе я стремлюсь избежать снижения мотивации учения у школьников, формировать положительную мотивацию учения.
Для решения этой задачи я использую в работе задания творческого характера. Развитие творческих способностей ученика ведёт к повышению его познавательной активности, что способствует развитию положительной мотивации к учению. Использование при этом
дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.
Для создания положительной мотивации я опираюсь на творчество детей, в частности, на их стихотворчество. Подбирать рифмы к словам, сочинять двустишия и четверостишия на заданные темы детям своего класса я предлагаю на уроках и во внеурочное время.
(Приложение 8).
Мотивация учения – это непостоянная величина. Мотивация младшего школьника меняется и зависит от ряда объективных и субъективных причин. В своей работе я постоянно изучаю мотивацию учения детей. (Приложение 9).
Приложение 8.
1 класс. Русский язык. Тема. Слово, предложение, текст.
Закончи фразу.
Ша-ша-ша – моет мама (малыша). Аш-аш-аш – у Вовы (карандаш).
Восстанови стихотворение.
Бегемот Разинул
Рот Просит Булку
Тема. Правописание слов с сочетаниями жи, ши.
Дополните слог до слова.
Ши- ? (шина, шило). ? –жи (лужи, лыжи).
Придумай рифму к слову.
Шишка – (мишка, пышка).
Составь четверостишие, используя рифму: шина, машина.
Тема. Имя прилагательное.
Задумайте предмет, опишите его с помощью имён прилагательных. Сделайте это в стихах.
Красное, румяное,
Сладкое, медвяное. (яблоко)
Опиши предмет, используя слова, обозначающие признаки предмета.
Берёза (высокая, стройная, кудрявая, зелёная, родная, молодая).
Составь четверостишие, используя эти слова.
Приложение 9.
Изучение мотивации мною как учителем имеет свою специфику по сравнению с изучением мотивации в исследовательских целях, так как я не располагаю для этого специально отведённым временем, мне надо сочетать изучение мотивации с учебным процессом.
В своей работе я использую следующие методы изучения мотивации:
наблюдение за поведением учеников во время уроков, характером общения школьников, отношением к выполнению порученного дела;
использование ряда специально подобранных ситуаций, которые можно включить в естественный ход учебного процесса;
индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
анкетирование, помогающее довольно быстро собрать материал.
4.4. Домашнее задание дифференцированного характера
как средство развития творческих способностей школьников.
Творческие способности своих учеников я развиваю не только во время учебной деятельности, но и во внеурочное время. Одним из средств развития творческих способностей детей во внеурочное время, на мой взгляд, является домашняя работа. Основываясь на опыте своей педагогической деятельности, я сделала вывод, что систематическое выполнение дифференцированных домашних заданий учениками моего класса ведёт к развитию их творческих способностей.
Организуя процесс обучения, я стремлюсь не только дать сумму определённых знаний детям, но сформировать самостоятельность мышления школьников. Способность ребёнка мыслить самостоятельно является необходимой для развития его творческих способностей.
Каждый ученик развивается, усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента. Уровень знаний и познавательных способностей детей моего класса различен. Поэтому, работая над проблемой развития творческих способностей каждого ученика своего класса, я разрабатываю дифференцированные задания как для выполнения на уроке, так и для использования в качестве домашних заданий. При выполнении домашних заданий ребята не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и учатся использовать рациональные приёмы применения знаний на практике, переносить свои знания и умения, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.
Предлагая для выполнения детям домашнюю самостоятельную работу, состоящую из дифференцированных заданий, направленных на развитие их творческих способностей, я соблюдаю ряд условий:
определяю индивидуальные особенности учеников;
учитываю уровень владения учебным материалом каждого ребёнка в классе;
ориентируюсь на интересы школьников;
обеспечиваю ученику возможность пользоваться различными источниками информации;
строю познавательные задачи на междисциплинарной, интегрированной основе.
Домашнее задание такого характера я даю детям в следующих случаях:
при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;
при обобщении пройденной темы;
при подготовке к контрольным и проверочным работам;
при работе над ошибками.
(Приложение 10).
Развивать творческие способности детей мне помогает организация групповой работы.
В своей работе я использую домашние задания, предлагаемые для выполнения группе детей.
Работа учеников в группе организуется на основе дифференцированного подхода. Ребёнок выбирает для выполнения часть общего задания с учётом своих интересов, способностей, своего желания.
В качестве группового домашнего задания можно использовать метод проекта.
(Приложение 11).
Приложение 10.
При изучении орфограмм корня в курсе русского языка начальной школы детям предлагается домашнее задание творческого характера.
Составить карточку «Проверь друга»:
запишите слова с пропущенными в корне буквами, обозначающими гласные и согласные в слабой позиции;
составьте и запишите текст, в котором будут содержаться слова с орфограммами корня;
составьте и запишите текст, где необходимо исправить грамматические ошибки;
напишите загадки, слова – отгадки которых содержат в корне гласные или согласные в слабой позиции;
напиши текст, используй в нём слова на изученное правило, составь задание к этому тексту.
Приложение 11.
Тема. «Время и его измерение».
Проект «Изготовление календаря».
Тип проекта:
- исследовательский, практико – ориентированный;
-межпредметный (математика, окружающий мир, история, художественный труд);
- групповой;
- средней продолжительности.
Планируемый результат:
каждая группа, изготовив календарь, представляет его классу; затем календарь используется по назначению.
В результате работы над проектом школьники
- узнают о способах и единицах измерения времени, их несоразмерности и возникающих из-за этого трудностях летосчисления;
- знакомятся с календарём как с системой счёта времени, его устройством, различными видами календарей, с элементами мировой истории (в связи с проблемой измерения времени, создания и совершенствования календаря);
- продолжают учиться работать с бумагой.
Этапы работы над проектом.
1 этап. Знакомство с различными видами календарей. Повторение и систематизация имеющихся знаний. Определение вопросов, на которые необходимо ответить для изготовления календаря.
2 этап. Определение направлений поиска ответов на поставленные вопросы. Распределение на группы, определение обязанностей внутри каждой группы.
3 этап. Подбор и изучение литературы по данной теме. Сбор и систематизация материала.
Результаты этой работы я обсуждаю с учениками в группах. Затем каждая группа готовит свои выступления.
4 этап. Определение группой вида календаря. Изготовление календаря.
5 этап. Презентация результатов группового творчества.
ИПМ 5. Результативность опыта.
Результатом моего опыта является развитие творческих способностей учащихся. В моих классах ученики не удовлетворяются работой со школьными учебниками, им интересна сама деятельность на уроке, они читают словари и специальную литературу, ставят вопросы и ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
В моих учениках развивается инициатива и самостоятельность, что повышает познавательную активность детей на уроке.
Применяемые мной в учебной деятельности задания творческого характера, создают комфортный психологический климат для учеников.
У детей формируется положительная мотивация учения. (Приложение 12).
Рассуждения детей на уроке, их ответы на вопросы свидетельствуют о достаточно высокой умственной и нравственной зрелости учеников моего класса.
Стимулируя проявление творческих способностей школьников в учебной деятельности, я развиваю их эмоционально – волевую сферу.
Активное участие учеников моего класса в предметных викторинах, школьных и районных олимпиадах, конкурсах – результат развития творческих способностей.
Учащиеся ориентируются на самообразование, саморазвитие в интересующей их области. Поэтому многие ученики моего класса посещают различные кружки и факультативы. (Приложение13).
Показателем результативности опыта является повышение качества знаний моих учеников.
(Приложение 14)
Приложение 13.
Мониторинг деятельности школьников,
направленной на развитие творческих способностей.
Деятельность школьников
1класс
2класс
3класс
4класс
Занятия в факультативах.
«Школа здоровья».
100%
100%
«Английский язык».
100%
100%
100%
«Основы православной культуры»
100%
Занятия в кружках.
«Мягкая игрушка».
5%
7%
7%
«Музыкальный кружок».
5%
5%
10%
10%
Посещение библиотек.
Школьная библиотека.
100%
100%
100%
100%
Детская районная библиотека.
10%
35%
45%
65%
Занятия в школе искусств.
5%
15%
20%
20%
Участие в олимпиадах.
Школьные олимпиады.
60%
75%
Районные олимпиады.
50 %
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ