Родительские собрания "Знакомство с родителями учеников-первоклассников" 1 класс

1 КЛАСС
Первое  собрание 
Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания:

  1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

  2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения*:

  1. Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?

  2. По каким законам должно идти воспитание в семье?

  3. Что  интересного  есть  в  отдельно  взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный)

  1. Знакомство с директором  школы  и школьной администрацией.

  2. Представление педагога, который будет работать с классом.

  3. Экскурсия по школьному зданию.

  4. Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».

  5. Анкетирование родителей по теме  собрания .

  6. Самопредставление – визитная карточка семьи.

  7.  Родительский  тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход  собрания-встречи 

 Собрание  проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших  начальную   школу ). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

  1. Вступительное слово директора школы (вариант).
    – Уважаемые папы и мамы, дедушки и  бабушки, все  взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!
    Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
    Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по  начальной   школе .

  2. Выступление заместителя директора по  начальной   школе .
    Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях  начальной   школы , о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом  школы , вручить каждой семье визитную карточку  школы , указать дни консультаций заместителя директора по  начальной   школе , представить учителя  начальных  классов, который будет работать с конкретным классом.

  3. Самопредставление учителя.
    Учитель проводит самопредставление (вариант):

    1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

    2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

  4. Самопредставление семей.
    Очень интересно проходит на  родительском   собрании-встрече  самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
    План самопредставления семьи

    1. Фамилия, имя, отчество родителей.

    2. Возраст родителей, день рождения семьи.

    3. Интересы, увлечения семьи.

    4. Традиции и обычаи семьи.

    5. Девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

  1. Экскурсия по школьному зданию.
    После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по  школе . Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

  2. Советы родителям.
    В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

  3. Анкетирование родителей.
    Проводится в конце собрания по обозначенной теме.
    Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.









Второе собрание
Тема: Проблема адаптации первоклассников в  школе 
Форма проведения: круглый стол.

Задачи  собрания :

  1. Познакомить  родительский  коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.

  2. Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.

Вопросы для обсуждения:

  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников в  школе .

  2. Психологические трудности адаптации первоклассников в  школе .

  3. Система взаимоотношений детей в классе.

Ход  собрания 

  1. Обсуждение первого школьного дня ребенка.
    Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.

  2.  Родительский  практикум-игра «Корзина чувств».
    Это может выглядеть примерно так.
    Слово педагога. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
    Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
    Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Физиологические условия адаптации ребенка к  школе .

Обсуждение вопроса.

Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение  близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические трудности адаптации ребенка к школе.

При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные  у с л о в и я  психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Взаимоотношения одноклассников.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

    1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

    2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

    3. Не дерись без причины.

    4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

    5. Играй честно, не подводи своих товарищей.

    6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

    7. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

    8. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

    9. Старайся быть аккуратным.

    10. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

    11. П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание
Тема: Эмоции положительные и отрицательные
Форма проведения: семейный совет.

Задачи собрания:

  1. Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

  2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Ход  собрания 

  1. Вступительное слово педагога (вариант).
    – Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня  родительское   собрание , которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по объявленной проблеме, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись ответов детей на вопрос: какой я? (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)
    После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Происходит  о б м е н  м н е н и я м и.
    – Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

  2.  Родительский  тренинг.
    В о п р о с ы:

    1. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

    2. Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?

    3. Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
·
Я тысячу раз говорил тебе, что…
·
Сколько раз надо повторять…
·
О чем ты только думаешь…
·
Неужели тебе трудно запомнить, что…
·
Ты становишься…
·
Ты такой же, как…
·
Отстань, некогда мне…
·
Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
·
Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
·
Как хорошо, что у меня есть ты.
·
Ты у меня молодец.
·
Я тебя очень люблю.
·
Как ты хорошо это сделал, научи меня.
·
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
·
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

  1. Рекомендации родителям:
    1) Безусловно принимайте своего ребенка.
    2) Активно слушайте его переживания, мнения.
    3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
    4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
    5) Помогайте, когда просит.
    6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
    7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
    8) Разрешайте конфликты мирно.
    9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
    10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

  2. Домашнее задание родителям: напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.
    А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й
    1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?
    2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
    3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
    Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10–15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ