«Роль отца в семье»
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
«Роль отца в семье»
доклад на конференции отцов
Учитель русского языка и литературы: Кулинич Наталья Константиновна, I квалификационная категория
2014 год
Цель: создание условий, способствующих формированию у родителей чувства ответственности за воспитание своих детей.
Задачи:
Предметные:
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.
формирование умений воспринимать, осознавать услышанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
воспитание эстетического отношения, устойчивого интереса к литературному творчеству народа.
Метапредметные:
умение определять понятия и обобщения, устанавливать аналогии, находить взаимосвязь разных видов искусств (поэзии, прозы, педагогики, психологии); строить логическое суждение, умозаключение и делать выводы.
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и родителями; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей.
Личностные: воспитание гражданской идентичности: уважения к обществу, знание языка, культуры своего народа; усвоение традиционных ценностей российского общества.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация.
Роль отца и мужчины в воспитании детей.
«Без хороших отцов нет хорошего воспитания»- так отметил еще в 18 веке историк, сентименталист Николай Михайлович Карамзин.
А несколько раньше в 15 веке немецкий поэт, ученый и гуманист Севастьян Брант написал:
Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным – пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова… Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Роль отца в воспитании детей велика. Это прописная истина. А всё ли, уважаемые папы, делают для того, чтобы быть хорошими отцами? И все ли правильно понимают свою роль в семье?
Обратиться к психологам. Мне хочется познакомить вас с двумя классификациями отцовского отношения к ребенку, которые выделяют ученые. Первая основана на психологической потребности или опекать, заботиться, или учить. Одних мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беззащитен, беспомощен; у других – ведущая потребность учить, передавать свои знания и умения в течение долгого времени, то есть сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником.
Но есть и другая классификация, более конкретная. Здесь выделяються четыре типа:
Первый отец – большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки, догонялки. И обычно на этом большой друг останавливается, уверенный в том, что он сделал все, что нужно. А визиты к врачу, посещение родительских собраний, помощь в приготовлении уроков… Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. Большой друг – это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой?
Второй – предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему не интересны. Этот мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.
Третий – исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в её традиционных обязанностях! Единственно, чем рискуют папы-наседки, - это увлечься и стать ещё одной мамой, то есть конкурентом, а не дополнением. А если папа занимает мамино место, то кто же будет на папином?
Четвертый – вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь своей жене. Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Иногда даже его раздражает, что мама слишком много занимается с ребёнком.
Как мы видим, существуют самые разные типы отцовского отношения к ребёнку. Но, несмотря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в жизни человека. В наше время уже никого не удивляет, что многие мужчины присутствуют при родах жены. И это не проходит бесследно ни для отца, ни для ребёнка. Отцы сразу же привязываются к маленькому человечку, чувствуют эмоциональный подъём, гордость. И потом они больше заботятся о своих детях.
Так, по результатам исследования, дети, чьи отцы активно принимали участие в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам умственного развития.
И вот ещё одно исследование. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учёбе и самоуважении детей, особенно мальчиков. А это ведёт к агрессивности и жестокости.
И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. Но, если бы он понимать, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость.
Если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, то должен с удовольствием проводить время со своим ребенком, давая ему почувствовать, что он «свой парень». Отец с сыном должен иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты.
Мальчику нужен отец как образец для подражания. В развитии девочки отец играет другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или её прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит её мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. Девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, её замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у неё с отцом.
Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями:
Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка кажется, что на маме держится весь мир: она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.
В сознание ребенка не закладывается мысль: мужчина – это тот, кто должен оберегать женщину.
Очень трудно привлечь сына к домашним делам – перед глазами пример мужчины в «белых перчатках».
Сама мама – издерганная, уставшая – далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна быть для детей и мужа.
Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас.
Психологи и ученые считают, что важным условиям правильного семейного воспитания является:
Прежде всего, сама семейная атмосфера. Воспитывает ребенка весь повседневный уклад семьи, взаимоотношения между её членами, отношение к труду, отдыху, событиям в стране; обстановка, окружающая ребенка.
Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но и самим делом.
Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, остро переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь родителей предполагает участие ребенка в жизни семьи. Ребенок рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальные, и он должен заботиться о других так же, как другие заботятся о нем.
Дети всегда хотят видеть в родителях высокие моральные качества: мужество и скромность, честность и справедливость, доброжелательность к людям, богатство знаний. Даже в малом они стремятся копировать своих родителей. Важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения.
Говоря о роли отца в воспитании ребенка, нельзя не заметить, что даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен.
Дети могут чётко отметить все плюсы и минусы в поведении отца.
В двух шестых классах(6А и 6Г) я провела анкетирование, в котором приняло участие 32 человека. Цель этой работы – понять, насколько дети знают своих пап и определить, какую роль играют отцы в жизни детей. Давайте обратимся к результатам анкет.
Ребятам было предложено закончить следующие предложения:
1. Люблю, когда мой папа…
- дома со мной (13 человек)
- помогает мне (8 человек)
- берет меня на рыбалку (4 человека)
- занимается машиной вместе
со мной (2 человека)
- зарабатывает деньги (1 человек)
- ничего не ответили (4 человек)
2. Мне не нравится, когда папа…
- курит, пьёт (13 человек)
- ругает меня (10 человек)
- задерживается на работе (6 человек)
- огорчается (1 человек)
- уезжает на дачу (1 человек)
- не разрешает гулять (1 человек)
3. Хочу, чтобы папа был…
- рядом со мной (12 человек)
- был добрым (6 человек)
- внимательным (4 человека)
- пунктуальным (1 человек)
- ничего не ответили (9 человек)
4. Я считаю, что роль отца в семье
состоит в том, чтобы…
- содержать семью (15 человек)
- быть главой семьи (7 человек)
- воспитывать детей (5 человек)
- решать проблемы (4 человека)
- любить семью (1 человек)
5. Сколько времени я провожу с отцом?
- много (13 человек)
- мало (10 человек)
- достаточно (9 человек)
6. Наши общие интересы?
- спорт (11 человек)
- телевизор (9 человек)
- компьютер (4 человека)
- нет никаких (8 человек)
- настораживает и заставляет
задуматься (5 человек)
Да, часто ли отцы задумываются над тем, какую роль они играют в жизни своего ребенка? И да, и нет. Возможно, вам поможет определиться следующая жизненная история.
Получилось так, что фирма, где я работал, разорилась, и я остался без основной работы. Дело осложнялось тем, что я учусь заочно в институте, поэтому пришлось по ночам подрабатывать грузчиком. Но главный кормилец в семье в настоящее время – мама Люся. Она не жалуется, ей нравиться, что Петька теперь проводит много свободного времени с отцом. Когда я работал, я его видел очень редко. Я пропустил первое слово сына, не ко мне он сделал первый шаг. Это меня огорчало.
«С тех пор, как я остался без работы, все изменилось. Мы освоили вместе велосипед, я впервые отвёл его в бассейн. Я лично делал ему боевую раскраску, когда он болел ветрянкой. И ещё мы с ним любим печь пирог.
А когда-то я сам всё осваивал в одиночестве. Отцу было некогда. Он работал шофёром-дальнобойщиком, редко бывал дома. Я рос во дворе, учился из-под палки, водился со шпаной. Когда мне исполнилось 13 лет, мать поняла, что добром это не закончится, и отправила меня в деревню к своим родителям. У деда с бабушкой я прожил три года. Дел хватало: я поправлял вместе с дедом забор, воевал с крапивой, помогал косить, потом собирать и солить грибы, копать картошку, запасать дрова. Теперь я понимаю, что дед специально придумывал нам совместные дела. Именно с ним я мог говорить обо всём, что меня волновало. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы- не дед. Это он мне показал, что воспитание мальчика, подростка – это забота мужчины, это его ежедневная и главная обязанность. Мой собственный отец не научил меня этому, потому что он сам этого не знал. Он был, что называется, настоящим мужчиной, но нам, близким, от этого было не легче.
Теперь я понимаю, как мне повезло. Многие ли мальчишки имели в свои самые трудные подростковые годы рядом с собой мужскую руку? Вот теперь я занимаюсь воспитанием своего сына. Мне очень важно, что мой сын Петька знает точно: главное моё дело – это быть с ним каждый день и в любую минуту, когда я ему нужен. Я уверен: традицию безотцовщины надо ломать. Пришло время заняться настоящим делом: сажать деревья и растить детей».
Вот такая история. Я, конечно, не призываю всех пап сразу же бежать рассчитываться с работы. Я призываю мужчин к тому, чтобы они были для своих детей примером во всем.
Хочу похожим быть на папу.
Во всем хочу как папа стать.
Как он –
Носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать.
Быть сильным, умным, не лениться.
И делать все, как он – на пять!
И не забыть ещё жениться!
И нашу маму в жены взять!
Папа, ты самый хороший на свете!
Лучший отец на огромной планете!
Как я тобой восхищаюсь, горжусь,
Крепко за дружбу и руку держусь!
Пусть иногда ты бываешь суров.
Значит, так надо! Всегда будь здоров!
Пусть твоя жизнь будет светлой, красивой,
Солнечной, яркой и очень счастливой!
Воспитывать трудолюбивого и духовно богатого, социально адаптированного человека – надо! Воспитать детей такими, чтобы они были счастьем и гордостью семьи, школы, страны – трудно! Но преодолеть эту трудность и воспитать настоящего человека – прекрасно!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ