Сценарий классного часа "Как слушать и слышать музыку"
«КАК СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ»
Здравствуйте ребята!
Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Тема нашей беседы – «Как слушать и слышать музыку».
Так что же такое музыка?
Вопрос очень трудный. Слово «музыка» подарили нам древние греки. Музы в древнегреческой мифологии – дочери Зевса, богини, покровительствующие наукам и искусствам. Их девять. Правда, среди них не нашлось ни одной, которой специально занималась бы искусством звуков. Одни считают, что муза танцев Терпсихора, как бы по служебной обязанности должна была покровительствовать музыке, сопровождающие танцы. Другие считают – это было делом Евтерпы, музы лирической поэзии (стихи у древних греков распевались под звуки инструмента). В слове музыка и сегодня слышится напоминание о далёких богах и легендах.
Откуда берётся музыка?
Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой звуковой мир, такой же неповторимый и единственный как уголок родной земли. Музыка как искусство звука зарождается там, где живут звуки; ее, приносит и шелест полей, и плеск речной воды, а порой она таиться даже в тишине и безмолвии. Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать мир, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является истинно прекрасным.
В мире музыке есть «страна» - жанр. Жанры сложились в ходе развития музыкального искусства. Каждому из них присущи свои особенности.
Какие жанры музыки вы знаете?
Жанр вокальной и инструментальной музыки, музыкально-театральных произведений. Но есть ещё жанр легкой и серьезной музыки. Жанры есть не только в музыке, а и в живописи и литературе.
Какие жанры литературы вы знаете?
Роман, повесть, рассказ.
Жанры живописи это?
Портрет, пейзаж, натюрморт.
А разве нельзя любить искусство, не зная про жанры, читая книги, смотря картины, слушая музыку; не отличая оперы от симфоний?
Можно конечно.
Можно и природу любить, не разбираясь толком в деревьях и растениях. Только вот что полезно иметь в виду: мы всегда что-то с чем-то сравниваем – так уж наш ум устроен. А сравнивая, как будто на каких – то невидимых весах взвешиваем. У человека тонкого ума в голове «гири» всякого достоинства приготовлены. А человек грубого ума всю музыку взвешивает двумя тяжёлыми «гирями»: «нравится» или «не нравится». Как пищу пробуем: «это вкусно», а «это не вкусно». Назначение жанров музыки может быть разнообразным.
Почему говорят лёгкая музыка?
Кто её взвешивает?
Я и вы каждый из нас.
… По телевизору – ритмическая гимнастика. Спортсмен улыбается: хорошо под бодрую музыку мышцы размять. А я эту музыку «взвесить» хочу. Кладу на свои «весы» - стрелка чуть шевельнулась. Неужели испорченные?
Нет, просто музыка такая, легковесная, тут же из головы улетучивается.
… От соседей шум и звуки музыки доносятся – там весёлая компания, там танцуют. Что мои «весы» показывают? Легкое, беззаботное настроение.
… По радио концерт из популярных мелодий.
Интересно, чем сейчас люди в домах заняты, слушая эту музыку?
Наверное, обед готовят, по телефону говорят, может даже уроки делают. А что на моих «весах»? Легко с такой музыкой, от дел не отвлекает. Она как обои на стене: вроде бы не замечаешь, а обстановку красят.
(Звучит легкая музыка)
Что сейчас с вами происходило?
Почему вы так тихо, словно загипнотизированные слушали беседу, а услышав музыку, так внезапно распустились, разболтались?
Когда началась облегчённая, чисто развлекательная музыка – всё сразу исчезло и из головы, и из сердца. Громкое звучание и острый ритм ударили по нервам и вызвали лишь желание ни о чём не думать и двигаться!..
Широчайшее распространение массовой пропаганды музыки играет не только положительное, но и отрицательную роль, так как наряду с лучшими образцами лёгкой музыки разносятся немало музыки низкопробной, рассчитанной на невзыскательных слушателей с недостаточно ещё развитыми идейными запросами и эстетическими вкусами.
Существеннейший признак «лёгкой» музыки «развлекательность». Сейчас очень много разнообразных «обработок» музыки: от народных песен до музыки великих классиков, и манеры их исполнения, при которой от подлинников часто не остаётся и следа. Это сбивает с толку неопытных слушателей.
Нравится ли вам эстрадно-развлекательная музыка?
Никто не хочет «её» у вас отнять, обеднить, а напротив обогатить! Обогатить любовью и пониманием великого, «серьёзного» искусства и одновременно умением отличать хорошую лёгкую музыку, от плохой лёгкой музыки. Звучит «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха в современной эстрадной обработке. (ответы учащихся)
Определить к какому жанру «серьёзной» или «лёгкой» музыки относится опера можно понять, прослушав музыкальный отрывок из оперы.
(звучит «Песенка Герцога» из оперы Дж. Верди «Риголетто»).
Конечно на сегодняшнюю эстрадную музыку «Песенка Герцога» не похожа, но, тем не менее, это, безусловно, лёгкая развлекательная музыка.
Разберем характер музыкального образа, воплощенного в этой песенке, каков жизненный образ Герцога. В этой музыке не просто веселость, а легкомысленность, развязность, хвастливость, ощущение того, что человек этот ни на что, кроме развлечений, не способен.(краткое содержание оперы). Между серьезной и легкой музыкой, далеко не всегда можно провести резко очерченную грань. Откровенно легкое развлекательное песенка может не только вторгаться в трагедийное произведение, но и играть в ней важнейшую драматургическую. Можно сделать вывод, что в произведении серьезном может найти себе место музыка, безусловно, легкая.
И ложатся на эти воображаемые весы всякие легкие гирьки: веселый, уживчивый, беззаботный, развлечь умеет, а гири повесомее: сердечной, умной, доброй, талантливой, ждут другого случая, других людей, каждый сам себе выбирает и друзей и музыку, у каждого собственные «весы» для этого имеются.
Музыкальное произведение как все рожденное и живущее, имеет своих родителей. «Родители» эти-композиторы жизни. Каков бы не был талант композитора и как бы высок ни был уровень его композиторского мастерства - он не в силах создать подлинного, жизнеспособного произведения искусства, если не был вдохновлен чувствами и мыслями, вызывными в нем реальной жизнью, ее радостями и печалями, ее борьбой, победами и поражениями, ее трагедиями и ее восторгами, если он творил отвлеченно от жизни, в ограниченной от мира пустоте лишь своего творческого воображения. Но не возникает подлинное произведение искусства, каким бы жизненным, ни был его замысел, если замысел этот не переплавлен в художественный замысел силы таланта и мастерства композитора.
Понять музыкальное ( и вообще всякое художественное) произведение – значит понять его жизненный замысел, понять, как переплавил композитор этот замысел в своем творческом сознании, почему воплотил именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму, словом, узнать, как, в какой атмосфере родилось данное произведение. Слушателю не менее интересно узнать и то как сложилась жизнь этого произведения, какие события случались в его жизни и как они отразились на его судьбе.
Вы будете увлечены музыкой, заинтересованные ею вы непременно ее полюбите. И в сознании вашем сохранится не только она сама, ее прекрасное звучание, но и облик ее великого создателя, и та страничка живой души, не будь которой, может быть, и не родилось бы одно из лучших творения мирового искусства.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ