Сценарий классного часа «Какой мы коллектив?»

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Дергаевской СОШ № 23

Иванова О.В.









Сценарий классного часа Тема «Какой мы коллектив?»

Цель: Проанализировать различные способы взаимодействия в группе, выбрать организационную структуру группы.

Форма: игра – эксперимент.

Подготовительная работа.

Эта игра необходима в группе, где ребята способны проанализировать происходящее, сумеют вместе с педагогом сделать необходимые выводы. Особенно такая форма работы поможет куратору, чья группа еще не сформирована и где нет сложившейся системы взаимоотношений. Для игры потребуется раздаточный материал:

  • Две копии описания систем общения (рис.1 и 2):

















Общаться только с боссом. Общаться можно только с

соседями по каждую сторону.

  • Секундомер;

  • Копии текста логической задачи для каждого участника (задача должна соответствовать интеллектуальному уровню развития ребят).

Приведем возможную задачу:

Рыболовы. Леня, Дима, Коля и Саша подсчитывали после рыбной ловли свои трофеи. В результате выяснилось; Саша поймал больше, чем Коля, Леня и Дима вместе поймали рыбы столько же, сколько поймали Коля и Саша. Леня и Саша вместе поймали рыбы меньше, чем Дима и Коля. Как распределились между рыбаками места по количеству выловленной рыбы? (Ответ: больше поймал рыбы Дима. За ним – Саша, затем Коля, а Леня – самый неудачливый.);



  • Копии словарных списков, разрезанные на пять частей.



  • Содержание классного часа.



  • Поделить класс на две равные группы. В игре это две компании. Можно предложить ребятам дать название своим компаниям.

Пока условно назовем их А и Б. Компании Аи Б – конкуренты. Каждая разрабатывает новую видеоигру. Та, которая первой решит две важные проблемы – словарную и логическую первой выйдет со своей продукцией на рынок, а вторая – рухнет.

  • Вручить каждой компании копии описания стилей общения. Пусть они расставят стулья так, чтобы получилось, как на рисунке. Итак, компания А организована так, что центральное место в ней занимает босс (рис. 1). Сотрудники компании могут общаться только с боссом. Надо его выбрать или пусть кто – то станет им добровольно.

Компания Б организована по кольцу: в ней каждый сотрудник может общаться с любым из двух соседей по обе стороны от него (см. рис.»).

Следующий удостоверится, что каждому понятно, с кем он может, а с кем не может общаться.

Разговаривать нужно очень тихо, чтобы не слышали остальные. Если компания решает задачу, все поднимают руки.

  • Первая задача: «Необходимо найти для запуска видеоигры. В компьютере он пропал, а вспомнить его никто не может. Единственный способ его восстановить – это сравнить несколько списков слов и найти то из них, которое содержится во всех списках».


Список 1

Список 2

Список 3

Список 4

Список 5

Угол

Завтрак

Современный

Ношеный

Солнце

Ломаный

Книжки

Писк

Плотность

письмо

День

Рыба

Счастье

Писк

Пальто

Цепь

Широкий

Ковер

Цветок

радио

Клоун

Страница

Яблоко

Ноль верх

Пищалка

Квадрат

Орел

Голубой

писк

Писк

Время

Запад

Пустой

Веревка

Карандаш

Золото

Корова

Земля

рубаха

Мышь

Кафель

Конец

Кратер

Писк

Дерево

Нос

Лента

Коричневый

трава


Засечь время, которое затратят компании на решение задачи, следить, чтобы в каждой из них соблюдались заданные правила общения.

Когда обе команды решат словарную задачу, им дается следующая установка. В компании А сменилось руководство, и в ней решили перейти на систему кольцевых отношений. Компания В тем временем перешла к централизованной системе отношений. Пусть в компании В выберут босса или кто – нибудь станет им добровольно. Напомнить, что в компании А теперь босса нет.


  • Вторая задача: «В видеоигре используется логическая задача. Вам необходимо ее решить».

В завершении необходимо проанализировать ход эксперимента.

Предложить ребятам высказаться, отвечая на вопросы:

  • Какая компания быстрее справилась с первой задачей? А как вы предполагали?

  • Какая компания быстрее решила логическую задачу? Вы ожидали этого?

Необходимо обсудить, что ребята думают о каждом способе общения. Составить список преимуществ и недостатков каждого способа.

Подумать, какие еще системы отношений в группе могли бы работать не хуже.

Сделать выводы, насколько важно, чтобы в каждой группе была определенная система коллективного мышления. То, какой способ коллективной работы лучше, зависит от ситуации. В чрезвычайных ситуациях, когда нет времени выслушать каждого и прийти к общему согласию, разумнее всего сделать так, чтобы кто – то один принимал решение и говорил остальным, что делать. В большинстве других случаях проблемы решаются проще и быстрее при наличии обратной связи, когда к каждому поступают сведения о том, как идут дела.

В связи с этим можно решить, какая структура отношений необходима группе. Ее можно разработать совместными усилиями и затем продумать, как ее реализовать. Важно, чтобы ребята понимали, зачем производится, например, деление на микрогруппы, даются определенные поручения. Игра – эксперимент – неплохое начало для организационного собрания, так как позволяет на деле убедиться в особенностях взаимодействия.







Литература

Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. 40 тестов – экспериментов. СПб, 1997.

Владимирова Г.В. домашние забавы: развлечения в часы досуга. Тверь, 1992.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ