Сценарий родительского собрания «Умеете ли Вы любить своего ребенка?»
Сценарий родительского собрания
«Умеете ли Вы любить своего ребенка?»
Цель: помочь родителям проанализировать свое поведение, обратить их внимание на положительные качества своего ребенка, формы проявления любви к нему.
Задачи:
Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия на ребенка.
Определить факторы успешности выполнения родительских функций.
Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
Подготовительная работа к собранию.
Накануне собрания провести с ребятами методику «Незаконченное предложение», дав им дописать следующее утверждение: «Если бы я был папой (мамой), то я бы своему ребенку…(со своим ребенком…)».
Тему и эпиграф собрания написать на доске. Приготовить ручки и бумагу для индивидуальной работы родителей.
Приготовить плакат «10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».
Приготовить лист ватмана с нарисованным солнышком и маркеры.
Эпиграфы к собранию:
«Где не хватает терпения, надо постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть. И всегда я принимаю ребенка, всегда его люблю» (С. Соловейчик).
«Человек меняется не манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми» (С. Соловейчик).
Ход собрания.
Организационный момент.
Добрый вечер! Сегодняшнее собрание посвящено необычной теме. Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос: «Любите ли Вы своего ребенка?» А как мы любим и умеем ли мы любить - над этими вопросами мало кто задумывается. Давайте сегодня попытаемся определить слагаемые родительской любви.
Но вначале давайте немного поиграем. Я прошу вас всех встать в круг, повернувшись лицом внутрь, касаясь друг друга плечами. Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть. Пусть он покатится по нашим ладоням. (Родители выполняют упражнение). Хорошо! А теперь давайте прокатим мяч в другую сторону. (Родители выполняют).
Спасибо! Присаживайтесь на свои места! Скажите, что Вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение. (Родители по очереди высказываются).
Для повышения эффективности нашей работы давайте будем использовать приемы кооперативного обучения. Для этого нам надо принять правила работы. Предлагаю такие правила:
Каждый имеет право высказаться по теме собрания и быть услышанным.
У нас нет зрителей, работают все.
Мы – хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить секреты.
Доверьтесь мне как другу, поверьте мне как специалисту. Готовясь к собранию, я перелистала много специальной литературы, искала новейшую информацию по теме.
Принимаем правила? (Родители либо принимают правила, либо вносят изменения, после обсуждения которых, принимаются условия проведения собрания). Правила приняты, начинаем работать!
Основная часть.
Я предлагаю Вам ответить на вопросы теста, который предложил родителям журнал «Воспитание школьника».
Напишите в столбик числа от 1 – до 14. Таково будет количество вопросов. При ответе на вопрос Вам надо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, ибо первая реакция всегда самая верная. На весь тест мы отводим 2 минуты.
Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли с Вами дети «по душам», советуются ли «по секретику»?
Интересуются ли они Вашей работой?
Знаете ли Вы всех друзей ребенка?
Разделяют ли дети вместе с Вами хозяйственные заботы?
Проверяете ли Вы, как они учат уроки?
Есть ли у Вас с ними общие занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
Предпочитает ли Ваш ребенок проводить детские праздники без взрослых?
Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
Обсуждаете ли Вы телевизионные передачи?
Бываете ли вместе с ними в музеях, театрах, выставках, других познавательных мероприятиях?
Участвуете ли Вы вместе с детьми в прогулках и походах?
Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми или отдельно?
Подсчитываем количество набранных баллов:
Ваши отношения с детьми можно назвать в основном благополучными, если Вы набрали более 20 баллов.
Если Вы набрали от 10 – до 20 баллов, то отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Анализ родительских ошибок.
С помощью теста Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребенком. Не сомневаюсь, что Вы все набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, каковы Ваши удачи в воспитании ребенка, а где Вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются: они вошли в возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте присмотримся к себе. Не намечается ли какая-нибудь трещина в отношениях с ребенком, которая со временем разведет вас по обе стороны большого оврага?
Для дальнейшей работа нам надо разделиться на 4 группы. (Делятся).
Начинаем групповую работу.
Пусть каждый из Вас самостоятельно вспомнит и запишет на листочке 5 совершенных ошибок в воспитании, которые он когда-либо совершал. Время для исполнения – 3 минуты.
Объединитесь в группу, обсудите и выберите 5 общих ошибок в воспитании. Запишите их на листе. Для этого у Вас есть 10 минут. Затем один из членов группы представит работу к обсуждению.
Родители выполняют задание. Проводится обсуждение результатов групповой работы. После получения информации от всех групп, общие ошибки выписываются на плакат. Учитель просит прокомментировать эти ошибки.
Анализ форм проявления любви к ребенку.
Сейчас я попрошу всех сесть в круг. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, иногда все родители их совершают. Было бы неверно, оставить все, как есть. Всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Давайте рассмотрим наши достоинства и выведем формулу родительского успеха. Я предлагаю выполнить упражнение, оно называется «В лучах родительского солнца».
Каждый нарисуйте на своем листочке круг, впишите туда свое имя. Теперь от этого символа (от вас, как от солнышка), нарисуйте лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: «Чем я, подобно солнцу, согревающему землю, согреваю своего ребенка?» Например, на одном лучике Вы напишите: «С утра я ласковыми словами бужу ребенка», на другом лучике: «В день я 7-8 раз обнимаю своего ребенка, так как понимаю, что это ему необходимо» и.т.д. Пожалуйста, работайте, у Вас 3 минуты.
Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, и нарисуйте такое же солнышко для группы, выписав на его лучи ваши главные достоинства. (Родители работают).
На доске на большом ватмане нарисовано большое солнышко. Это Вы. Своим теплом Вы согреваете ребенка. Как же называются Ваши лучи? Начинает 1 группа, которая записывает свои 5 достоинств, затем остальные группы. Желательно не повторяться. (Родители подписывают лучики общего солнца. Проводится обсуждение общей работы).
Посмотрите, каким лучистым получилось наше родительское солнышко! Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит любовь и тепло, не выбирая место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, давать им тепло и ласку без каких-либо условий. Предлагаю Вам вслушаться в формулу любви, выдвинутую американским психологом Россом Кемпбеллом. Какой бы родитель не хотел сказать: «Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от его плохого поведения». Но, увы, как и все родители я не могу сказать это всегда искренне, положа руку на сердце, но я должен довериться себе и попытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. При этом я всегда напоминаю себе, что:
Это обычные дети.
Они ведут себя, как все дети на свете.
В ребячьих выходках есть немало неприятного, даже противного.
Если я буду стараться выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек.
Если я люблю их только тогда, когда они послушны и радуют меня поведением (обусловленная любовь), если я выражаю им свою любовь только в эти (увы, редкие) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать им развиваться в лучшую сторону, совершенствовать самоконтроль и проявлять себя более зрелым. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и наилучшее их развитие.
Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им контролировать свою тревожность и поведение.
Если я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что «этим родителям никогда не угодишь!». Их будут преследовать неуверенность, тревожность, низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.
Ради самого себя (как родителя, постоянно беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих детей я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной. Ведь будущее детей основано на этом фундаменте.
Подведение итогов работы. Рефлексия.
Сегодня выписано много рецептов родительской любви, выведена ее формула. И все же мне хотелось бы заострить Ваше внимание на одном моменте. У психологов есть понятие «тактильный голод». Бывает он у детей, которых мало ласкают. Это одна из основных бед ребят, воспитывающихся в интернатах. Некому их обнять, потормошить, поцеловать. Эти действия не запишешь ни в одни должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш сегодняшний век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят в дом привычку быть сдержанными. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относиться к сыну или дочери, как к равному, воспринимаются буквально. Не опасайтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский психолог сказал: «Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития - 12».
У нас с Вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы с Вами просто не затронули. Кое-что мы оставили Вам для самостоятельных размышлений. Я попрошу Вас оценить сегодняшнюю работу. Будьте добры, закончите 3 предложения:
«Из сегодняшнего разговора я понял (а)…».
«Мне не понравилось…».
«Хотелось бы продолжить разговор на тему…».
Ответы родители по желанию могут проговорить.
Классный руководитель благодарит родителей за работу и раздает им рассуждения детей «Если бы я был папой (мамой)», предупреждая родителей о секретности и эксклюзивности полученного письма, которое не следует обсуждать с детьми.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ