Система подготовки к государственной итоговой аттестации (из опыта работы)


Система подготовки к государственной итоговой аттестации



Как добиться эффективной подготовки выпускников школы к ГИА?

Из опыта работы учителей информатики МБОУ «СОШ № 1 г. Тосно

с углубленным изучением отдельных предметов»


Бровина Галина Николаевна, учитель информатики и ИКТ



Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) для 11-х классов и в формате основного государственного экзамена (ОГЭ) для 9-х классов.

Нашей школе – МБОУ «СОШ № 1 г. Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» - это удается с завидной стабильностью.


Сравнительная статистика результатов единого государственного экзамена в

2010 - 2014 году

(на этапе государственной итоговой аттестации)

Предметы

Показатель


По РФ

2014

Общий по ЛО

2014

По району

2014

По школе 2010 г.

По школе

2011 г.

По школе

2012 г.

По школе

2013 г.

По школе

2014 г.

Русский язык

62

67,22

67,67

68,22

67,13

67,13

76,07

75,23

Математика

39,6

48,71

45,96

46,03

57,59

57,59

55,41

56,1

Биология

54,31

59,14

56,94

58,33

52,00

52,00

71,67

69,5

Информатика

57,14

60,21

58,29

73,33

66,85

66,85

73,71

58,5

Литература

54,07

60,32

54,7

75,11

63,33

63,33

71,0

63,67

История

45,72

51,28

49,69

48,24

54,15

54,15

56,7

56,2

Обществознание

53,09

57,36

56,81

57,37

61,18

61,18

65,4

60,61

Английский язык

61,25

64,75


55,50

66,63

66,63

69,25

-

Физика

48,6

49,1

48,47

55,55

51,50

51,50

71,33

58,7

Химия


63,1

63,33

54,75

56,67

56,67

65,0

77



Качество подготовки учащихся школы к ЕГЭ по основным

и углубленным предметам за пять последних лет


Качество подготовки учащихся школы к ЕГЭ по предметам

В начале учебного года в школе разрабатывается План-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение ГИА, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам. Составной частью плана является   мониторинг подготовки к ГИА.

Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче ОГЭ в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе мы выделяем следующие составляющие как три основных направления работы по программе:

         информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

         предметная готовность, или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

         психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ГИА следующие:

         организация информационной работы по подготовке учащихся к ГИА;

         предметная подготовка;

         мониторинг качества;

         психологическая подготовка.


Программа мониторинга качества подготовки к ГИА включает 3 направления:

 

1. Методическая помощь учителям-предметникам, работающим в выпускных классах   и персональный контроль за их деятельностью  в связи с необходимостью эффективной  подготовки  к ГИА

  • отработать обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта, необходимого для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ;

  • сориентировать учителей-предметников на выбор оптимальных современных подходов в обучении, способствующих успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ.

  • обмен опытом между учителями-предметниками,  работающими в выпускных 9, 11 классах

 

2. Организация помощи  выпускникам в подготовке к ГИА

  • организовать работу школьного консультационного компьютерного пункта для отработки навыка работы в формате ЕГЭ и ОГЭ

  • ознакомить выпускников с критериями оценивания ответов

  • научить выпускников работать в формате ЕГЭ, ОГЭ, познакомить с процедурой ЕГЭ, ОГЭ.

 

3. Информирование родителей выпускников о ЕГЭ, ОГЭ

  • об условиях проведения ЕГЭ и ОГЭ  

  • о процедуре проведения ГИА

  • о трудностях, возникающих у выпускников при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, путях преодоления  их. 


Школьное методическое объединение учителей информатики уделяет большое внимание вопросам подготовки учащихся к ГИА. Это основное направление работы. В рамках реализации данного направления работы учителя информатики школы проводят тестирование учащихся в формате ЕГЭ и ОГЭ на уроках и во время дополнительных занятий, работают с Интернет-ресурсами, дающими возможность проводить тестирование в режиме оn-lain, учитывая дифференциацию учащихся по их интеллектуальным возможностям, склонностям и интересам.

Под руководством методической службы, при активном участии учителей информатики традиционно создаются новые и совершенствуются существующие дидактические ресурсы для организации образовательного процесса, в том числе и дистанционные элективные курсы, дистационное сопровождение уроков, интерактивные задания, on-line тестирование и пр. Продолжена начатая в прошлом году разработка методических и дидактических материалов, реализующих индивидуально-личностный подход при подготовке к итоговой аттестации на основе разноуровневой подготовки обучающихся. Основные акценты в обучении, как основной формы подготовки к ЕГЭ сделаны на развитие мышления, когнитивной сферы и коммуникативной культуры обучающихся.


Отличительной особенностью уже многих лет обучения в нашей школе стало внимание к выявлению и раскрытию способностей обучающихся, выявлению одаренных школьников. Традиционно и учителя информатики ведут активную работу по выявлению и развитию одаренных учащихся. Участие в предметных олимпиадах – это одна из самых распространенных форм работы с одаренными детьми. В нашей школе она имеет сложившиеся традиции проведения и занимает особое место в ряду интеллектуальных соревнований, поскольку в ее основе лежит школьная программа. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной в плане углубления знаний по предмету. Олимпиада – это проверенный способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.

Социальное партнерство с высшей школой, конкурсные мероприятия, нацеленные на развитие

творческой, познавательной и исследовательской активности обучающихся, также способствуют созданию условий для такой работы. На различных уровнях проводятся (международные, российские, городские, районные, школьные) соревнования, конкурсы, олимпиады и фестивали Ежегодно олимпиады, конкурсы и фестивали организуются для всех возрастных групп обучающихся с 1 по 11 класс, что способствует раскрытию способностей обучающихся в различных сферах деятельности: творческом использовании информационных технологий, робототехнике, применении математического аппарата в области компьютерных наук, компьютерном моделировании, программировании, логике, теоретических основах информатики, практическом применении теоретических основ логики, информатики и компьютерных наук. Проведение этих мероприятий предваряется подготовкой к участию в них как обучающихся – участников конкурсов и олимпиад, так и их учителей.

В школе создаются благоприятные условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей, складывается опыт работы с одаренными детьми. Педагогическим коллективом проводится большая работа по пропаганде научных знаний среди обучающихся школы. Придается особое значение подготовке и участию детей в предметной Всероссийской олимпиаде школьников.

Наша школа ежегодно принимает участие в олимпиаде. С каждым годом наблюдается высокий процент участников школьного (около 50% от общего количества обучающихся) и муниципального этапа (12%), отмечаются стабильные результаты.

Наличие дистанционного тура олимпиады позволяет расширить аудиторию участников и способствует, в том числе, и развитию ИКТ-компетентности обучающихся, создавая дополнительную мотивацию к изучению курса информатики и ИКТ.

Ориентирование учителей информатики и ИКТ на выбор оптимальных современных подходов в обучении, способствующих успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ - одно из главных направлений работы школьного методического объединения учителей информатики. На МО акцент делается на использование различных форм методической помощи учителю, таких как обмен опытом работы, сотрудничество средней и высшей школы, публикация и размещение методических материалов в свободном доступе, в том числе и в Интернете. В течение года в школе учительские проводились учительские конференции, семинары, совещания и круглые столы. За время проведения ЕГЭ были выявлены направления педагогической деятельности, позволяющие добиваться высоких результатов:

  • формирование личностно-ориентированных индивидуальных и групповых образовательных маршрутов обучающихся;

  • организация профориентационной работы с обучающимися;

  • формирование мотивации к изучению информатики и развитие информационной культуры обучающихся;

  • привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах, занятиям в системе дополнительного образования (ЦИТ, курсах по программированию и т.п.);

  • вариативность в изложении содержания и представлении учебных материалов;

  • организация различных форм взаимодействия учителей и обучающихся на основе использования современных интернет-ресурсов и социальных сервисов в образовательном процессе.

В соответствии с планом подготовки к ГИА в 2013/2014 учебном года для методистов, учителей и преподавателей информатики был проведен семинар «Методические аспекты подготовки к ЕГЭ-2014». На семинаре Г.Н. Бровина, директор школы, учитель информатики и ИКТ, в своем выступлении раскрыла методику обучения информатике в старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС.

В то же время постоянно ведется работа над расширением научного кругозора и глубины знаний учащихся. Этому способствует подготовка к участию в конкурсах и конференциях разного уровня, поскольку часть предлагаемых заданий ориентирована на материалы ЕГЭ, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

Стало уже доброй традицией проведение в стенах нашей школы секции научно-практической конференции в рамках международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», начало которой было положено еще в далекие 90-е годы директором школы Бровиной Галиной Николаевной и учителем информатики, доцентом СПбГУАП, ответственным секретарем конференции Бровиным Николаем Николаевичем. Гатчина, Тосно, Сосновый Бор – города Ленинградской области, которые на основании большого вклада в работу и привлечения школьников и специалистов, получили разрешение оргкомитета международной НПК проводить в своих городах самостоятельные секции конференции.

Учащиеся и педагоги школы регулярно принимают участие в работе Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», представляют свои научные работы на различных секциях этой конференции, которые проводятся на базе ЛОИРО, СПбГУ, СПбГУАП, Дома ученых им.Горького РАН, Северо-Западного ЦИТ, а также на других площадках проведения конференции – лицеи, центры, учебные заведения г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Цель мероприятия - приобщение учащихся к научной и исследовательской работе, развитие умения использовать научную литературу, развитие интереса к предмету. Не секрет, что подобные мероприятия дают возможность думающим ученикам вкусить плоды нелегкого, но интересного исследовательского поиска, определиться с будущей профессией. Ежегодно в стенах школы загорается не одна звезда. Это будущее науки, те, кто сегодня делает первые шаги на стезе открытий.

В системе подготовки выпускников к итоговой аттестации можно выделить следующие основные направления.

  1. В настоящее время накоплена обширная методическая база преподавания

информатики и ИКТ в средней школе.

На сайте www.fipi.ru можно скачать спецификации и кодификаторы ГИА по информатике и ИКТ ГИА. Рекомендуется использовать данные материалы при подготовке выпускников.

Также на сайте ФИПИ начали работу открытые банки заданий ЕГЭ и ГИА-9.
Познакомиться с содержимым этих разделов сайта можно выбрав соответствующие названия на главной странице сайта. Открытые банки заданий содержат множество заданий, использовавшихся на экзаменах прошлых лет.

Открытые банки заданий ЕГЭ и ГИА-9 предоставляют следующие возможности: познакомиться с заданиями, собранными по тематическому рубрикатору, загрузить задания по выбранной пользователем теме с разбивкой по 10 заданий на страницу и возможностью перелистывать страницы, открыть в отдельном окне задание, выбранное пользователем.

Открытые банки заданий ЕГЭ и ГИА-9 функционируют в тестовом (апробационном) режиме.

На сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru опубликован перечень учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях. По нашему мнению использование этих пособий позволяет организовать качественную подготовку по предмету. В частности по информатике это издания:

  • ГИА-2013. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013.ФИПИ-школе)

  • ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Информатика. 9 класс/ ФИПИ авторы-составители: Кириенко Д.П., Осипов П.О., Чернов А.В.- М.: Астрель, 2012.

Педагоги школы в работе с выпускниками активно используют серию пособий для подготовки к экзаменам, выпускаемую издательством «Просвещение» - «Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы». Такие пособия охватывают материалы КИМов ЕГЭ прошлых лет, как правило, содержат формы бланков экзамена и рекомендации по их заполнению, подготовке к экзамену, критерии оценивания его результатов, а также позволяют учителю использовать задания ЕГЭ при тематическом контроле.

Также широко используются пособия по различным предметам серии «Единый государственный экзамен 2015. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ», выпущенной в издательстве «Интеллект-центр».

Учителя-предметники активно привлекают и другие интернет-ресурсы для качественной и эффективной подготовки выпускников:

http://www.edu.ru/moodle/ - федеральный портал Российское образование;

http://www.alleng.ru - образовательные ресурсы интернета

Эти сайты предлагают материалы ЕГЭ разных лет, демоверсии экзаменационных заданий, ссылки на образовательные ресурсы интернета.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике и информатике учителями нашей школы активно использовался открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, тренировочные работы по системе stadgrad. Учащимся предлагалось пройти тестирование в режиме он-лайн. Такая форма работы позволяет сразу увидеть результат своей работы, обратить особое внимание на те задания, в которых допущены ошибки.

Такие тренинги проводятся не только на базе школы, но и на базе Районного центра информационных технологий.


  1. В соответствии с третьим направлением национальной образовательной инициативы

«Развитие учительского потенциала» особую актуальность приобретает вопрос организации переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Научно-исследовательская работа педагогов наряду с применением в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий качественно сказывается на их профессионализме. А высокий профессионализм обеспечивает качество подготовки выпускников к ЕГЭ педагогами нашей школы.

Научные работы Бровиной Г.Н. («Образовательное пространство «Школа-колледж-вуз» и его роль в подготовке и выведении выпускников школ на региональный и муниципальный рынки труда» и другие), Сулановой И.К. («Правовая культура как необходимый фактор устойчивого развития на пути к становлению гражданского общества») представлены в сборнике материалов Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», опубликованном при поддержке Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга.

Также работы Бровиной Г.Н. и Бровина Н.Н., касающиеся вопросов качественного современного образования, были представлены на Международной научной конференции ЮНЕСКО в секции «Проблемы высшего и среднего образования в 21 веке», внесены в реестр базы данных ЮНЕСКО.

Методические разработки учителей информатики школы представлены в качестве электронных образовательных ресурсов в образовательной сети ЛОКОС.

Большое количество ЭОР, применяемых педагогами в организации и проведении учебного процесса, накоплено в школьной библиотеке. На сегодня каталог насчитывает более 300 ресурсов.

В библиотеке школы функционирует Интернет-класс, который дает возможность педагогам и учащимся пользоваться Интернет-ресурсами.

Педагоги школы, чьи ученики показали высокие результаты на ЕГЭ, также делятся опытом в качестве преподавателей курсов повышения квалификации. Так, Бровин Н.Н., учитель информатики МБОУ «СОШ № 1 г. Тосно» проводил курсы повышения квалификации для учителей информатики всего района (курсы прошли 26 преподавателей из 24 школ).

В результате этого обучения слушатели систематизировали свою методику подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике, овладели приемами обучения психотехническим навыкам сдачи тестовых экзаменов и ознакомились с нормативно-правовой основой организации и проведения ЕГЭ.

А также были вынесены некоторые возражения по задачам, содержащимся в материалах ЕГЭ по информатике.

Например, отмечено, что в задачах, связанных с алгоритмизацией и программированием, нарушены правила структурного программирования, не учитываются базовые алгоритмические структуры, их правильное изображение, фрагменты программ записаны не структурно. Всё это противоречит общепринятым мировым стандартам и правилам и формирует неверные навыки у учащихся;

в тестах, как, к сожалению, и в большинстве учебников используется термин блок-схема, что противоречит ГОСТ ЕСПД. Государственные стандарты требуют использования термина СХЕМА АЛГОРИТМА, а не БЛОК-СХЕМА. Элементы схем алгоритмов должны иметь стандартные размеры; очень трудоёмки по времени выполнения задачи на выработку стратегий.


Кроме того, проводятся районные методические семинары, мастер-классы по преподаванию отдельных тем подготовки к ЕГЭ, школьные семинары для учителей.

Так, например, в нашей школе постоянно проводятся фестивали открытых уроков, семинары, мастер-классы для педагогов, заместителей директоров по УВР, директоров школ, например, «Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс» в рамках семинара для директоров Тосненского района «Стратегия и практика управления качеством развития инновационных систем в условиях ПНПО для директоров ОУ».

Отдельные вопросы подготовки выпускников к ЕГЭ, спектр используемых учебных пособий, электронных учебников и интернет-ресурсов обсуждается на заседаниях методических объединений. Это позволяет выработать единую стратегию подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.


  1. Работа с родителями, психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ


Постоянно проводится работа с родителями обучающихся: в плане подготовки предусмотрено проведение тематических родительских собраний (как общешкольных, так и в отдельных классах) с участием администрации школы, педагога-психолога. В этом направлении организована работа Конференции участников образовательного процесса, как главного органа государственно-общественного управления школой; а также постоянно проводится работа с родительским активом школы.

Постоянно проводится индивидуальная работа с родителями выпускников.

Высокие результаты ЕГЭ – это не только качественная учебная подготовка, но и определенный психологический настрой. Вопросам организации психологической помощи обучающимся также уделяется особое внимание.

Педагог-психолог проводит работу, направленную на изучение индивидуальных особенностей поведения учащихся во время экзаменов, проверочных и итоговых работ; мониторинг по профориентации учащихся.

Проводятся групповые развивающие занятия по темам «Стресс», «Тревожность», «Эмоциональные особенности личности». По итогам этих занятий проводятся совещания при директоре, индивидуальные консультации для обучающихся, даются рекомендации родителям, педагогам.

Все эти мероприятия направлены на то, чтобы выработать объективное отношение к системе ЕГЭ, подготовить учащихся и их родителей к этому испытанию.

В работе педагог-психолог использует пакет программного обеспечения «Экватор»: «Психопрофилактическая антистрессовая программа», к которой прилагается компьютерный индикатор ТЕРМ-01. Пакет разработан для работы со всеми возрастными группами детей.

Большой спектр методических рекомендаций, подборка методик и тестов содержится в журнале «Школьный психолог», который является приложением к газете «1 сентября» «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ»), журнале «Воспитание школьников».


Именно при таком комплексном подходе к процессу подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации возможно достичь высоких результатов ЕГЭ в системе.


Итак, исходя из опыта работы нашей школы, можно предложить следующие рекомендации.


Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Исходя из выше сказанного, главными аспектами преподавания информатики и ИКТ должны быть

Научность и доступность

Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения:

  • включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых;

  • методика, предполагающая не заучивание и воспроизведение определений, а поиск нужной информации и оперирование ею.


Метапредметная направленность

  • отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

  • исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;


Личностная направленность

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Можно дать следующие общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2015 г.

  • Во-первых, ЕГЭ по информатике – экзамен по выбору, но, тем не менее, выпускников, сдающих этот экзамен, по уровню исходной подготовки можно разделить на две группы: базовый уровень; профильный уровень.

Экзаменуемые с базовым уровнем подготовки, как правило, выполняют только задания базового уровня сложности (от 10 до 15 таких заданий). Эти задания покрывают (на базовом уровне) основной материал курса информатики и ИКТ, в том числе, темы «Двоичное представление чисел», «Файловая система персональных компьютеров», «Базы данных», «Электронные таблицы», «Кодирование текстовой информации», «Основы логики», «Основы теории алгоритмов». Работа экзаменуемых этой группы происходит, в основном, на уровне воспроизведения и применения знаний в стандартной ситуации. При подготовке к ЕГЭ ученикам этой группы разумно сосредоточиться на темах, проверяемых упомянутыми выше заданиями. Более амбициозная (и более предпочтительная) стратегия состоит в том, чтобы более глубоко изучить курс в целом и поднять свой уровень знаний с базового до профильного.

Экзаменуемые группы с профильным (хорошим и отличным) уровнем подготовки показывают хорошее знание всех разделов курса информатики и ИКТ и готовность к продолжению образования на профильных специальностях учреждений высшего профессионального образования. Однако, даже среди этой группы процент выполнения задачи, в которой требуется самостоятельно написать программу, достаточно низок (некоторым оправданием этого является то, что разработка программы ведется на бумаге, без использования привычной программной среды). Эти проблемные темы должны быть своевременно выявлены с помощью тестовых работ и тщательно разобраны. Подчеркнем, что речь идет именно об изучении тем, а не о натаскивании на отдельные задания. Таким образом, резерв в повышении результатов в этой группе состоит в изучении программирования (задача С4) и уменьшении количества потерянных баллов в других задачах.

  • Во-вторых, следует обратить внимание на изучение понятийного аппарата и основных

формул, связанных с организацией и функционированием компьютерных сетей, передачей данных, кодированием звуковых и графических данных. При обучении на профильном уровне следует большее внимание разработке программ в рамках требований, предъявляемых стандартом образования (задача С4). Как при профильном, так и при базовом обучении, следует максимальное внимание уделять решению задач, в том числе – решению практических задач на построение алгоритмов с помощью компьютера. Большую помощь при этом могут оказать практикумы, включающие наборы задач по разным темам и допускающие выполнение обучающимися самопроверки.

В целом, при обучении важно обращать внимание учащихся не только на простые факты и формулы, но и на более глубокие связи между объектами и понятиями.

При подготовке выпускников к Единому государственному экзамену учителям следует подробнее объяснять учащимся цели этого испытания и структуру экзаменационной работы. Так как экзамен используется и для оценки уровня усвоения образовательной программы и соответствия подготовки выпускников требованиям государственного стандарта образования с одной стороны и для подготовки абитуриентов к продолжению обучения на профильных специальностях вузов с другой стороны, экзаменационная работа содержит набор заданий различной сложности и преследующих различные цели. Будущему участнику экзамена надо четко определиться с тем, какие цели он ставит и, соответственно, в какую из групп по уровню результатов планирует попасть

  • Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ должна

начинаться на раннем этапе обучения;

  • Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный

подход к учащимся;

  • Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе

современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети;

  • Необходимо расширять научный кругозор обучающихся, вовлекать их в научно-

исследовательскую деятельность;

  • Вести работу по взаимодействию с высшими учебными заведениями РФ;

  • Активно работать над повышением квалификации педагогических работников,

самообразованием учителей. Проводить работу по обмену передовым педагогическим и научным опытом в сфере образования.

  • Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно

информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ


«Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …»

Ершов А.П., академик


9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ