Совершенствование межпредметных связей в учебном процессе
Бянкина Наталья Валерьевна,
учитель изобразительного искусства,
МАОУ СОШ №14,
Великий Новгород.
Всё, что находиться во взаимной связи
должно преподаваться в такой же связи.
Каменский
Совершенствование
межпредметных связей
в учебном процессе.
Выбор темы обусловлен прежде всего тем, что:
на предмет изобразительного искусства учебным планом предусмотрен всего 1 час в неделю. Поэтому передо мной остро встал вопрос: "Как сделать школьный курс изобразительного искусства интересным, нужным, любимым?". Ответ нашёлся почти сразу: "Через реализацию межпредметных связей (МПС) с предметами основного и дополнительного образования."
Основными задачами, которые ставит перед собой школа, являются: развитие познавательного интереса, повышение интелектуального уровня учащихся, создание условий для самореализации личности каждого учащегося.
Тесными связями курса изобразительного искусства со всеми школьными дисциплинами.
Integer - лат. полный, целый.
Интеграция представляет собой "процесс и результат создания непрерывно связанного, единого, цельного…". Исследователи трактуют интеграцию по разному, в педагогике единой точки зрения по этому вопросу, судя по всему, нет. Одни утверждают, что это цель образования, другие это средство и т. д.
Межпредметные связи как педагогическая проблема.
1. История вопроса.
Важно отметить, что МПС в рамках традиционного учебного плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению. Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства.
МПС - важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. В педагогической науке идея МПС родилась давно и связана с поиском путей отражения целостности объективного мира в содержании учебного материала и в формах организации обучения.
Одним из первых к этой проблеме обратился чешский педагог Ян Амос Каменский. В "Великой дидактике" им было выдвинуто положение о том, что: "Всё, что находится во взаимной связи должно преподаваться в такой же связи". Каменский считал, что изолированное изучение взаимосвязанных явлений является важнейшей причиной бессистемных и непрочных знаний.
Особая значимость проблемы реализации МПС в учебном процессе подчёркнута и в педагогических теориях Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Ф. Гербарта, К. Д. Ушинского, др.
Проблема реализации МПС в образовательно-воспитательном процессе получила достаточно широкое развитие в современной педагогической науке в трудах И. Д. Зверева, А. П. Беляевой, Ш. И. Ганелина, М. М. Лёвиной и др.
2. Психологические основы межпредметных связей.
Успех обучения во многом зависит от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способность учащихся быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям (МПС) принадлежит важная роль. Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные связи с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. Л. С. Выготский экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность, способствовавшая формированию обобщений, "не аннулируется и не пропадает зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую работу мысли".
Человеческая память не только запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда, когда это требуется. На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, МПС дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межпредметных ассоциаций весь предмет или явление действительности.
Важное значение для разработки теоретических и практических проблем реализации МПС в школе имеют данные педагогической психологии. В трудах отечественных учёных-психологов Н. А. Мечинской, Е. Н. Кобановой-Меллер, А. Н. Леонтьева, П. Н. Гальперина и других всесторонне разработаны психологическая теория учебно-познавательной деятельности учащихся; выявлено содержание психических процессов, лежащих в основе мыслительных операций.
Значительный вклад в разработку психологических основ теории МПС внёс Ю. А. Самарин. Он исследовал ассоциативную природу умственной деятельности; дал классификацию умственной деятельности в зависимости от характера объединения ассоциаций в системе соответствующего уровня.
Таким образом, межсистемные и межпредметные ассоциации оказывают большое влияние на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся:
способствуют обобщению знаний, как в теории, так и в практике.
стимулируют преобразование этих обобщений в стройные взгляды и убеждения школьников, на их основе формируется научная картина мира.
составляют основу МПС в содержании обучения.
Таким образом, такие ассоциации позволяют ученику выйти за рамки одного учебного предмета, способствуют использованию знаний из различных предметных областей, подчиняя, их друг другу.
В психологических исследованиях убедительно доказано, что использование МПС при организации учебно-познавательной деятельности школьника играет важную роль. Реализация МПС создаёт необходимые условия для личностно-ориентированного обучения, для более глубокого прочного усвоения понятий, полного и всестороннего раскрытия связей между понятиями.
3. Определение межпредметных связей.
В изученной мною литературе, я не нашла единой точки зрения. Каждый учёный определяет МПС по своему. Исходя из всего, можно определить, что:
МПС - это:
важнейший дидактический принцип;
составная часть учебно-воспитательного процесса;
важное условие совершенствования образовательно-педагогического процесса.
4. Классификация межпредметных связей.
Существует огромное множество разнообразных классификаций МПС по различным признакам. Например, М. Н. Скаткин по временному критерию выделяет:
предшествующие
сопутствующие
перспективные
Мнения авторов во многом расходятся, так как нет единого критерия для вычленения видов МПС. Однако, многообразие классификаций позволяет глубже проникнутся в сущность данного явления, рассмотреть его с различных точек зрения.
Межпредметные связи изобразительного искусства с другими дисциплинами.
ИЗО и письмо.
Чистописание издавна входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В середине XIX в. появляется ряд руководств к обучению скорописи. Были выпущены прописи, дающие образцы красивого делового письма: ведомостей, счетов, расписок, векселей и т. д.
На уроках изобразительного искусства я нередко использую в своей работе упражнения из интегрального курса начального обучения "Окоём" С. Ловягина. Эти упражнения не более чем гаммы для начинающего музыканта. Методичные упражнения необходимы для лёгкого исполнения творческих задач. Техничность даёт свободу выражения мысли. Выполняя упражнения чёрной гелевой ручкой, дети подготавливают себя для выполнения более сложных творческих заданий в графике, а также совершенствуют свои каллиграфические навыки.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Считаю, что развитию речи способствуют не только уроки конструирования, бумагопластики, лепки, но и проведение физкультминуток с использованием упражнений на выполнение фигурок из пальцев. Темы для таких упражнений подбираются в соответствии с темой урока, что даёт дополнительный стимул для выполнения творческого задания на уроках изобразительного искусства.
Во время физкультпауз часто использую "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира _ предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Уже на первых уроках ИЗО можно определить степень развития мелкой моторики руки ребёнка и наметить дальнейшую работу по её развитию и корректировке. Думаю, что педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма.
ИЗО и чтение.
Моим хорошим помощником при подготовке к урокам является книга "Занимательное азбуковедение". Загадки, потешки, ребусы, кроссворды и другие задания дают мне возможность проследить связь с уроками чтения. Произведения, изучаемые на уроках родного мира, нередко иллюстрируются на уроках изобразительного искусства.
На моих уроках часто звучат стихи, отрывки литературных произведений в моём исполнении или исполнении детей. Это создаёт великолепный эмоциональный настрой на выполнение творческого задания.
ИЗО и математика.
Применение на уроках различных графических упражнений, графических диктантов помогает в формировании понятий и навыков, используемых на уроках математики.
ИЗО и история.
Знания, полученные детьми, на уроках истории помогают мне в организации учебного процесса. С опорой на них получаются интересные беседы при объяснении учебного материала, повышается заинтересованность детей к теме урока и непосредственно к предмету. Так, например, изучая историю древнего мира, пятиклассники замечательно справляются с темами, связанными с украшениями древних обществ.
ИЗО и география.
Знания, полученные детьми на уроках географии, помогают мне в раскрытии тем разделов "Искусство других народов", "Игрушки разных стран и народов", "Художественные, архитектурные музеи мира" и др.
ИЗО и ОБЖ.
Не лишним вспомнить о правилах и основах безопасности жизнедеятельности на уроках рисования по темам: "На улицах города", "Пожарные", "Половодье" и другие.
ИЗО и краеведение.
Не обхожу вниманием и введение в свои уроки регионального компонента. Считаю, что знание своего родного края, подчёркивает связь теоретических знаний с жизнью, воспитывает чувство патриотизма, любви к родным местам, гордости за национальные традиции и корни. Благодаря тому, что традиции Великого Новгорода очень богаты и своими корнями уходят далеко в прошлое, создаётся обширная база для изучения народного костюма, народных промыслов, древнерусской архитектуры.
ИЗО и физика.
Обучая детей основам цветоведения, затрагиваю вопросы раздела оптики из курса физики.
ИЗО и музыка.
Неоспоримым помощником изобразительного искусства является музыка. Она помогает создать настрой на выполнение работы, почувствовать её эмоциональную сторону. Объединяют эти предметы общие термины и понятия.
ИЗО и черчение.
Ряд уроков, упражнений предполагают развитие пространственного видения предметов. Посредством их идёт подготовка к курсу черчения. На этих уроках очень помогают знания детей о геометрических телах, полученные на уроках математики и геометрии.
ИЗО и дополнительное образование.
В ходе опытно-эксперементальной работы по теме: "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла как средство формирования творческих способностей младших школьников", мною разработана программа внеклассных занятий "Игрушка. Путешествие из глубины веков." Так же при планировании занятий в дополнительном образовании, я учитываю знания и умения, полученные учащимися на уроках ИЗО и др.
Итак, что же такое межпредметные связи для меня, учителя, учителя-практика?
Прежде всего - это важнейший дидактический принцип.
Это обязательное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Составная часть учебно-воспитательного процесса.
Возможность формировать у учащихся высокую мотивацию к изучению школьного курса изобразительного искусства.
А о том, что это действительно так говорят результаты успеваемости по предмету, участие и победы детей в различных школьных, городских, областных, всероссийских, международных конкурсах.
Список литературы.
Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1939. Т.1. С.190, С.175.
Песталоцци И. Г. Избранные пед. произведения. М., 1963. Т.3. С.175.
Ушинский К. Д. Избранные пед. сочинения. М., 1968. С.447.
Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М., 1962. С.354. С.262-263.
Лёвина М. М. Межпредметные связи как дидактическая проблема и некоторые аспекты её исследования//Сов. педагогика, 1972. №8.
Лошкарёва Н. А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса. М.,МГПИ, 1981.
Зверев И. Д. , Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения.Л., ЛГПИ
Усова А. В. формирование у школьников обобщённых умений и навыков при осуществлении межпредметных связей//МПС естественно-математических дисциплин. М., 1990.
Максимова В, Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1988.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль "Академия развития", 1997.
Желтовская Л. Я. , Соколова Е. Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 1987.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-П.: Лань, 1997.
Ловягин С. "Окоём" - интегральный курс начального обучения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ