Статья "Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы"

Жукова Елена Ивановна

учитель-логопед


"Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы"

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии, так как для дошкольника ведущий и наиболее приятный вид деятельности - игра. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.). Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.

В связи с этим мной была определена тема работы "Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы".

Главная цель моей работы преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.

Приоритетными задачами моей работы можно назвать следующие:

1. Способствовать формированию речевой готовности к обучению в школе

(исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи).

2. Способствовать формированию психологической готовности к школьному обучению:

- активизация психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления);

- развитие позитивного отношения к процессу обучения и повышение эмоционального комфорта на занятиях.

Начиная работу с детьми, провела диагностику. Были получены следующие результаты:

сентябрь 2010г.- с чистой речью - 34% , с нарушениями – 66%

сентябрь 2011г.- с чистой речью – 37%, с нарушениями - 63%

Элемент игры я вводила буквально с первых занятий. Так, на этапе подготовки артикуляционного аппарата, на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки, я использовала куклу " Клаву" и бегемотика "Боню". Цель: показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.

При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие стихотворения или сказки "о веселом язычке" с опорой на наглядность.

Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделяла пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений, текстов.

Я предлагала задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как С, З, Ш, Ж, Л, Р, способствовали следующие игровые пособия: "Звуковые дорожки", " Лабиринты" - на одном вдохе ребенок должен был тянуть автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (СССС….). Это может быть движение самолета, машины, и т. д.

Использование данных игровых пособий позволяло не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.

При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).

Далее отрабатывался звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА и т. д.

В большинстве случаев это было утомительное и не интересное задание для ребенка, я старалась превратить его в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:

"Подружи звуки", "Слоговая ромашка", "Слоговые дорожки", "Подружи звуки", "Слоговые листочки", "Догонялки", "Ступеньки", "Чудесная лесенка", и другие. Детям предлагалось "шагать" пальчиками по дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам, лужам и одновременно проговаривать нужные слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому-то помочь или кого-то догнать старался выполнить задание правильно и быстро.

Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствовала и лексико-граматический строй речи, развивала фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза. На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий:

"Магазин", "Логопедическое лото", "Волшебный цветок", " Назови слова", "Один - много" и другие. В описанных играх дети совершали покупки в магазине, собирали лепесточки в цветок, расселяли животных в домики, а также проговаривали слова с заданным звуком, активизируя словарь и развивая фонематический слух.

Автоматизация звука во фразах и предложениях, я проводила уже на знакомых, отработанных с ребенком словах. Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.

На данном этапе использовала различные игровые пособия с усложнением речевого материала: "Логопедические лото", "Скороговорки в картинках", "Рррычащий рассказ", "Связанные одной цепью", "Найди ошибки", "Зоопарк", "Лабиринт", "Загадочные картинки", "Что есть у Иры?", "Придумай предложение", "Рифмушки" и другие.

В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

Подтверждением эффективности работы по теме служат следующие показатели:

май 2011г. обследовано 39 детей: количество детей с чистой речью увеличилось с 34%до 69 % детей, с нарушением (автоматизация) уменьшилось с 66% до 31%.

май 2012г. обследовано 42 ребёнка: количество детей с чистой речью увеличилось с 37%до 86% детей, с нарушениями (автоматизация) уменьшилось с 63% (25) до 14%(6) детей.

Вывод: результаты игровой организации логопедических занятий убедили меня в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ