Театрализованное представление к 9 Мая

Театрализованное представление к 9 Мая

Звучит музыка, на сцене появляются ведущие, слова ведущих звучат на фоне музыки
1 ведущий: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается.
2 ведущий: Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье – посвящается!
1 ведущий: Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кому сегодня 17. Тем, кто не знает, что такое война посвящается. Чтобы помнили… Чтобы поняли…
2 ведущий: Рассказать тем немногим, что ныне живы и здравствуют, рассказать, чтобы воскресить перед вашим мысленным взором всё, что дорого и свято.
1 ведущий: Рассказать, чтобы воздать должное вашему поколению, чтоб хоть этим немногим отблагодарить за любовь к Родине, честью которой вы дорожили, за любовь к людям, жизнь которых вы защищали, за свет ваших душ, за мудрость и доброту.
2 ведущий: Мы расскажем сегодня о наших ровесниках, которым в 1941 году исполнилось семнадцать. О тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады.
1 ведущий: Мы хотим увидеть, услышать, понять их – наших сверстников, бросавших свои мальчишеские тела под фашистские танки и на амбразуры дотов. Месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь, опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег.
2 ведущий: Кто они? Какими они были? Мы хотим представить себе хотя бы некоторых из них, тех, кто дошёл до конца этой страшной дороги войны и тех, кто пал смертью храбрых в один из этих дней, на одном из её километров…
Потому что нельзя ценить и защищать мир, не зная, какой ценой он достался.
1 ведущий: Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. Но мы хотим сегодня вместе с вами попытаться воссоздать для себя атмосферу тех дней, постараться представить, как это было!
2 ведущий: Более 20 млн. людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют сострадания и участия. Но мы должны о них помнить!
И пусть наш рассказ будет обращён ко всем, обязанным вам жизнью, чтобы помнили…

1 ведущий:: Июнь …клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 ведущий:
Та ночь была полна июньской прелести,
Для них она не пожалела света.
Грядущим аттестатом зрелости
Их озаряло это лето…
Громко звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года, танцуют вальс , музыку сделать тихо
Девушка 1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.
Юноша 1:  Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
Юноша 2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность…
Девушка 2:  Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.
Девушка 3:  Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.
Юноша 3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!
Девушка 3: А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!
Юноша 3: Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит?
Девушка 3: Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой?
Девушка 2: Ты, правда собираешься уехать в тайгу?
Юноша 3: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!
Девушка 2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь… Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду!
Юноша 2: А меня родственники к себе зовут. Говорят, что могут устроить в рыболовецкую бригаду. Как думаете, соглашаться?
Девушка 1: Ну, это ты сам решай. Здесь трудно что-либо посоветовать.
Юноша 1: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!
Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования
Юноша 2: Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года. 3 школа города Мамадыша, наш 10 «А»!
Девушка 1: Нас 35 человек: 17 девочек, 18 мальчиков.
Юноша 1: Мы молоды и счастливы…
Девушка 2: Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле…
Девушка 3: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами…
Девушка 2: Я мечтаю стать учителем.
Юноша 3: Я мечтаю приносить добро людям.
Девушка 1: Я мечтаю о любви.
Юноша 2: И Я мечтаю… ( подходит к девушке, молча отдает цветок, оба замирают)


1 ведущий: В тот день они ещё смеялись,
Любили зелень и огни.
Ни голос скрипок, ни рояли
Им не пророчили войны.
2 ведущий:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звучит голос Левитана, объявляющего о начале войны, звучит песня «Священная война», выпускники уходят к постаменту, надевают пилотки
1 ведущий:
Ранним, солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
2 ведущий:
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом, далёком году.
««Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!». Юноши по очереди делают шаг вперёд)
- Первый!
- Первый!
- Первый!
- Первый!
22 июня… День первый!
звучит фонограмма припева песни «До свидания мальчики», юноши уходят со сцены

1 ведущий:
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где не знали сами.
2 ведущий:
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте…
Не продали мальчики совести и чести.
1 ведущий:
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом…
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Громко звучит второй куплет песни «До свидания девочки», девушки надевают пилотки,
2 ведущий:
Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.
Шагают по ней девчата, похожие на парней.
Нет, это горят не хаты, то юность горит в огне.
Идут по войне девчата, похожие на парней.
1 ведущий :
Казалось, было лишь вчера:
И песни у костра,
И школьных вальсов вечера,
И встречи до утра.
2 ведущий :
И вот в свои семнадцать лет
Встают в солдатский строй.
У всех шинелей серый цвет,
У всех один покрой.
1 ведущий:
Они уходили, за плечами
Оставив школьные пороги
И мать, застывшую в печали
На пыльной и пустой дороге.

Сценка Гали и Венеры
2 ведущий: Шли солдаты на запад, по дорогам войны,
Выпадал среди залпов, может час тишины.
И тогда на привале, опустившись в окоп,
Люди письма писали, тем, кто был так далек.

1 ведущий: В редкие передышки между боями писали письма своим родным и близким, которые остались в тылу. Им ведь порой приходилось даже хуже, чем нам.

Боец (радостно): Мне от мамы письмо из Ленинграда.
Все: Читай вслух.
Боец (читает): Здравствуй, сынок наш Ванечка! С большим приветом пишут тебе твои папа и мама, сестренка Таня. У нас все по-старому, папа работает на заводе, часто там и ночует, потому что троллейбусы и трамваи не ходят. На прошлой неделе совсем не было хлеба. Танюшка совсем ослабела, даже говорить сил не было. Папа вечером пошел искать хлеб. Его не было очень долго. Танюшка лежала и плакала, потом заснула. Отец пришел в 2 часа ночи, принес хлеба. Я не хотела будить Танюшу, но она сама проснулась, кинулась к отцу на шею и сказала: так боялась, что ты попал под бомбежку! Скорей бы уж кончилась война, и Ванюшка приехал домой!” Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт». Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков.
Сынок! Будь сильным, честным, смелым. Бей фашистов крепче, и знай, что мы тебя любим и очень ждем! Твои папа, мама, сестренка...

Мальчишки садятся на корточки в, поют песню «В землянке», кто-то пишет письмо, кто-то слушает, кто-то чистит автомат и т.п.

под музыку читает письмо солдат.
Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла. О, как мы любим жизнь! Во много раз сильнее, чем прежде. Но чем больше мы любим жизнь, тем сильнее презираем смерть… Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину.
Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…
Я обязательно вернусь мама, ты только жди
Звучит голос записанный на фонограмму «Уважаемая, Мария Александровна! С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых. Ваш сын был настоящим солдатом».

2 Ведущий: Был сыном, ребёнком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девчонкой, хотел вернуться домой, хотел


Звучит песня Хотят ли русские войны


1 Ведущий. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Более 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Было очень тяжело. Море горя, страданий. Но жизнь есть жизнь, и в перерывах между боями солдаты находили минуты для отдыха и веселья. На фронте, в короткие минуты передышки между боями любили бойцы послушать хорошую задушевную песню  Песня — верная подруга и помощница солдата. Она вселяет бодрость, будит в сердцах отвагу, воодушевляет на подвиг, учит любить Родину. Военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Информбюро, но сколько они сделали для победы нашего народа… В военные годы миллионы солдат оказались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена — все это стало святым для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен. Сколько было создано в годы войны песен о любви, верности, о разлуке! Они пелись бойцами в землянках, в лесу у костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.

Песня «Смуглянка»

2 Ведущий: Песни военных лет? Иной раз задумываешься: за что их так любят и помнят  в народе, сохраняют в памяти на долгие годы, берегут как святыню? Наверное, за простоту и душевность, запоминаемость и мелодичность. Для тех, кто прошёл и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далёкой поры. Стоит раздаться одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщинки на лицах людей и наполняются глубоким раздумьем глаза-Песни военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымлённым дорогам войны до победного её окончания. Песня делила вместе с воинами и горести и радости, подбадривала их весёлой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить и голод и холод, во имя Победы. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили! Прошли годы, страна давно залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их… прекрасных и незабываемых. И у каждой своя история, своя судьба.
Песня медсестры


1 ведущий: Цветы, берёзки, скорбная стена,
Где перечислены в порядке строгом
Выпускников ушедших имена.
А вот на пожелтевших фотографиях
Знакомые до боли имена…
Ах, сколько жизней молодых и сильных
Перемолола чёрная война.

Война… Мы знаем о ней понаслышке:
по фильмам и книгам, по рассказам ветеранов.
Мы знаем, что она еще где-то есть.

2 ведущий: Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой!
Человек убивает человека.
Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и унижается.
Ради чего? По какому праву?
Все поникло, ушло куда-то в прошлое, пред зловещим словом Война. Последние залпы Великой Отечественной войны были 68 лет назад. Но вновь матери России оплакивают своих сыновей, вновь звучат выстрелы, гремят взрывы.

Афганистан. Таджикистан. Чечня.

Чем виноваты эти безусые ребята, которым никогда уже не будет ни 30, ни 40, ни 50….

1 Ведущий: Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с вами говорят.
Мы слышим их.
Они нам близки.

Дети исполняют сценку.
У костра ребята, они одеты в одежду того времени, ведут разговор.

Ученик 5: Что теперь будем делать? Как жить?
Ученик 6: Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.
Ученик 7: Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!
Ученик 5: Так уж сразу и полка!
Ученик 7: Ну может быть, и не полка, но многих гадов уничтожу.
Ученик 8: А я буду сержантом, как мой отец.
Ученик 6: А на каком он фронте?
Ученик 8: Погиб под Смоленском.
Презентация пионеров-героев

2 Ведущий: В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, выпускали снаряды, собирали теплую одежду для бойцов, выступали с концертами перед ранеными. Дети войны... сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине.... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин, становились юнгами на военных кораблях Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель,— трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан — обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» — и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
1 Ведущий: Пионеры-герои — советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления Советской власти, коллективизации, Великой Отечественной войны. Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в 1954 году с составлением Книги почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; к ней присоединились Книги почёта местных пионерских организаций. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями: Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук; Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды — Володя Саморуха , Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами.


2 Ведущий: Вглядитесь в эти лица. Запомните их молодыми. Немногие из тех, кто ушёл на фронт в первые дни войны, вернулся назад…Девяносто семь из ста не вернулись! Девяносто семь из ста, вы понимаете, что это значит!

1 Ведущий: Трудным был путь к победе. Не хотели фашисты с нашей земли уходить. Вырыли окопы, спрятались в них. Из толстых бревен крыши сделали, тяжелыми камнями дороги перегородили, и все вокруг окутали колючей проволокой. Навезли пушек, наставили пулеметов. Хотели наш народ сломить, завоевать, чтобы наши люди не могли свободно жить, работать... Но наш народ несокрушимой стеной встал на пути у врага. Четыре долгих года шла война. Много наших людей полегло в боях за Родину.


2 Ведущий: И мы победили! Война завершилась теплой весной 1945 г. Наша армия гнала фашистов до самого Берлина. Солдаты возвращались домой...

Голос Левитана ; песня «День Победы» (презентация)

Исполняется стихотворение «Память»

Снова распускаются цветы,

В майский день так хочется поверить,

Что красивые и светлые мечты

Словно солнца свет ворвутся в двери.

Опустившись в мягкую траву

Вспомни тех, кого уже нет с нами,

Но они в душе твоей живут,

Согревая вечным словом «память»!

Это было много лет назад,

Но земля хранит безумство боя,

Помнит взрывы танковых гранат,

Помнит тех, кто умирали стоя!

Небеса давно уже чисты,

Жизнь идет, и солнце так же светит,

Но кладут на парапет цветы

С трепетом и со смущеньем дети.

И мы с ними будем наравне,

Потому что много не видали,

Ведь не мы погибли на войне,

Ради Жизни жизнь свою отдали!

Хоть на миг оставьте все дела,

Вспомните, и мир светлее станет!

Время все стирает, но должна

В наших душах оставаться память!


Монолог матери у вечного огня
Сынок, может быть ты похоронен здесь? А может здесь лежит сын другой матери? Всё равно! Ты зови меня своей матерью..
Я всё вспоминаю то утро, когда мы стояли у военкомата. Я глядела на твоё родное лицо и никак не могла привыкнуть к зелёной гимнастёрке, пилотке и к этой улыбке на твоём вдруг повзрослевшем лице.
Сколько лет прошло? Сколько вёсен отшумело, а я всё помню. Помню, как ты на прощание прижался к моей щеке и сказал тихо-тихо: «Не думай о плохом, мамочка, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…Я вернусь мама, ты только жди…Не вернулся». (остаётся у монумента)

На последних аккордах музыки на сцене появляются ведущие

1 Ведущий : Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас.
Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась.
2 Ведущий :
Пылает днём и ночью пламя
И озаряет шар земной,
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.
1 Ведущий :
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
2 Ведущий :
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Звучит метроном, идёт минута молчания

ВЕЛИКОЕ ИСПЫТАНИЕ прошел и наш родной край. Мужчины уходили на фронт... Шли на войну и девушки-добровольцы. В тылу оставались старики, женщины, подростки, дети.

Отцы уходили на фронт... На их место за штурвалы комбайнов и рычаги тракторов садились сыновья и дочери. За двоих-троих работали на полях и фермах их жены, да и старики не остались в стороне.

Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика, в Соколках и Таканыше — ленинградские средние школы. В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, и к весне следующего года они уже подготовили более 80 девушек. В совхозах, при МТС формируются женские бригады. Неизменным победителем социалистического соревнования среди полеводческих коллективов в течение всех военных лет выходила комсомольско-молодежная бригада Александры Гурьяновой из совхоза «Агробаза». Бригадир служила примером во всем для своих юных подруг, работала за троих, постоянно выполняя производственную норму на 300 и более процентов.

Для работы в поле не хватало тракторов и комбайнов. Никаких запасных частей к ним не поступало. Поэтому землю приходилось обрабатывать не только с помощью лошадей (лучшие из которых были отправлены на фронт), но и коров. Сеяли вручную, жали серпом. Труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту — в создании фонда обороны, сборе средств на вооружение Красной Армии, в подписке на военный заем. Они собирали теплые вещи для тех, кто находился в окопах, отправляли им посылки, часто отрывая от своего скудного стола.

Так, к марту 1942 года труженики мамадышского тыла внесли в фонд обороны Родины более 263 тысяч рублей, приобрели облигации государственного займа более чем на 167 тысяч и денежно-вещевой лотереи — на 270 тысяч рублей. К каждому празднику бойцам отправлялись подарки. Свыше трех миллионов рублей трудящиеся района собрали на строительство танковой колонны «Колхозник Татарии». Так, жители Верхнеякинского, Куюке-рыксинского и Малмыжского сельских советов внесли в этот фонд по сто тысяч рублей. Сабир Салимов, Мубаракша Мухаметшин, Шакур Танеев из деревни Хасаншино и Верхние Яки перевели в фонд строительства танковой колонны по пяти тысяч рублей каждый.

В конце мая 1943 года на опушке леса у станции Старый Оскол делегация трудящихся Татарской АССР, возглавляемая секретарем обкома ВКП(б) С. Ш. Гафаровым передала 200 боевых машин 10-му танковому корпусу. Среди тех, кто в этот день получил боевую машину, был и старший сержант Кузьма Васильевич Корноухов из деревни Грахань Мамадышского района. Своим землякам он писал:

«...Ваша техника попала в надежные руки. Заверяю своих земляков, что там, где пройдут танки «Колхозник Татарии», не будет места фашистскому гаду».

В том же грозном 1943 году на средства тружеников района были построены самолеты для авиационного звена «Мамадышский колхозник», собравшим 2 миллиона (фактически было собрано 2228 тысяч рублей.— Авт.) на строительство боевых самолетов. Самолеты для авиазвена «Мамадышский колхозник» изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова. По воспоминаниям А. В. Комарова, уроженца деревни Средние Пинячи Заинского района Татарии, работавшего в сборочном цехе этого завода мастером, в сборке самолетов принимали участие мошодые выпускники ФЗО, мобилизованные из сел Мамадышского района.

Для звена «Мамадышский колхозник» были выбраны пикирующие бомбардировщики Пе-2, которые, как и все другие, приобретенные на средства трудящихся Татарии, поступили на вооружение 202-й бомбардировочной авиадивизии имени Верховного Совета ТАССР. 22 мая 1943 года этой дивизии было вручено шефское знамя Татарии. Под этим знаменем самолеты Пе-2 с надписью «Совет Татарстаны» на фюзеляжах бомбили врага на Курской дуге, подготавливали переправу через Днепр, Вислу, Одер и Эльбу. Они бомбили Берлин...

Мальчишки предвоенных и военных лет... Как быстро они взрослели! Как спешили попасть на фронт! Некоторые убегали из дома, не подозревая, сколько седин они прибавляли матерям своими патриотическими порывами.

Конечно же, дело подготовки молодежи к защите Родины не было пущено на самотек и не основывалось лишь на патриотических порывах. В годину тяжких испытаний комсомол оправдал свое назначение.

Районный комитет ВЛКСМ совместно с райвоенкоматом проводил большую работу по организации всеобщего военного обучения подрастающего поколения. Об этом рассказывают страницы районной газеты «Голос колхозника».

3 апреля 1942 года секретарь райкома ВЛКСМ Гизатуллина телеграфировала в Казань: «Подбор девушек-связисток закончен 20 марта. 21 мая районная газета сообщала: «Комсомольско-молодежное подразделение Осоавиахима города начало подготовку девушек-стрелков по 110-часовой программе всевобуча. Командир Сафин умело и четко организует бойцов, передавая им знания, приобретенные на полях сражений. Бойцы 3 отделения Шагалова и Ильясова отлично овладели стрелковым оружием и гранатой...»

Еще 8 декабря 1941 года Татарский обком комсомола обсудил вопрос о формировании резервных комсомольско-молодежных лыжных отрядов. К началу 1943 года такой отряд в Мамадышском районе уже был. Славные боевые традиции первых лыжных отрядов времен гражданской войны были продолжены. 30 января 1943 года бюро Мамадышского райкома ВЛКСМ (которое, кстати, целиком состояло из девушек), специально обсудив вопрос о ходе подготовки лыжников, с удовлетворением отметило, что задание обкома комсомола перевыполнено: вместо 350 лыжников и 10 инструкторов в районе подготовлено 420 лыжников и 25 инструкторов.

В годы войны в Мамадыше занимались и подготовкой шоферов. 5 января 1943 года районная газета писала: «Свыше 350 шоферов-водителей подготовила Мамадышская автошкола. Более половины выпускников пополнили ряды героической Красной Армии, среди них много девушек-шоферов...»

Весной 1943 года после окончания автошколы ушли на фронт восемнадцатилетние девушки-комсомолки Валентина Голякова, Александра Мартынова, Анастасия Потеряхина, Анна Овчинина, Анна Смирнова, Мария Фролова. В автотранспортном батальоне 1-го Украинского фронта они форсировали Днепр, Вислу и Одер. Прискорбно, что одна из них не дождалась светлого праздника Победы. Жизнь девятнадцатилетней Маши Фроловой оборвалась на дорогах Польши, недалеко от станции Труст...

Получив начальную военную подготовку, добровольцами ушли на фронт учащиеся из 9-го класса Мамадышской средней школы комсомольцы Анатолий Лукоянов, Владимир Мазилов, Виталий Петров, Клава Анкудинова, Маша Антипина, Масхут Мавлеев, Александр Ныров. Никто из них после войны так и не вернулся в Мамадыш.

В музее города есть фотография, с которой смотрит миловидная девушка в шинели и шапке-ушанке с открытой улыбкой на лице. Это Клава Анкудинова. На оборотной стороне снимка ее рукой написано «Не забывайте, помните сероглазую певунью. Все она также радостна и жива. На долгую память маме и милой сестренке Тамусеньке в дни Великой Отечественной войны. С пламенным боевым приветом Ваша Клавдия. Март. 1943 год».

Связист, гвардии рядовой Клавдия Михайловна Анкудинова погибла в бою за освобождение Бреста. Ей было всего восемнадцать лет и она так хотела дожить до победы...

На фронтах Великой Отечественной войны мамадышцы-комсомольцы совершали подвиги, слава о которых останется на века. Героем войны стал комсомолец из Таканыша Нух Идрисович Идрисов, повторивший подвиг Александра Матросова.

Призвали в армию и уроженца деревни Малые Кирмени Гафията Нигматуллина. Перед службой он работал в совхозе «Пятилетка», вступил в комсомол. Гафият считался уже бывалым солдатом, ибо до 1939 года отслужил действительную. А из Албаева в 1942 году был призван на фронт один из мальчишек Иван Максимов. Возвращался Иван Максимов на родину со множеством правительственных наград. Орден Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Красной Звезды, целый ряд медалей и Золотая Звезда Героя украшали его грудь. Славного сына вырастила мамадышская комсомолия!

В Албае родился и вырос еще один Герой Советского Союза—Михаил Кириллович Москвин. На фронте Москвин с сентября 1942 года. Командуя взводом в механизированной бригаде, сражался он на Калининском фронте, участвовал в освобождении городов Великие Луки, Ново-Сокольники и уже тогда был награжден орденом Красной Звезды.

Погодок, земляк и тезка Москвина — Михаил Андреевич Просвирнин был родом из Соколок. Военные судьбы их схожи. Просвирник тоже удостоился высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра и тоже служил в механизированных частях. Редкое совпадение! Но, если вдуматься — ничего удивительного в этом нет: ведь росли-то они на одной земле, пили воду из родников одного семейства! А военная «работа» у Просвирника была опасной — он был сапером.

Долгожданная Победа... Сколько было ликований, ожиданий, счастья в связи с этим днем! И сколько слез... Каждый четвертый мамадышец, мобилизованный на фронт, так и остался навеки на полях сражений. Их могилы разбросаны от Волги до Берлина. Место захоронений многих из них и теперь еще не известны.

Но уже давно выросли сыновья и дочери погибших, и растят они уже своих сыновей и дочерей. И живут, значит, наши герои не только в памяти людской, но в молодой поросли.

Каждую весну, когда приходит День Победы, как поется в песне, «этот праздник с сединою на висках» и «со слезами на глазах», мы еще и еще раз вспоминаем и отдаем почести всем, кто отстоял жизнь на земле и принес нам светлый и радостный день. Каждую весну у обелисков, в садах и на площадях встречаются те, кто прошел через военные невзгоды, вернулся домой с Победой, и снова и снова начинаются воспоминания, горестные и счастливые...
Громко звучит музыка, затем музыку сделать тише, на фоне музыки идёт текст ведущих
Ведущий 1:
У нас в гостях сегодня ветераны –
Подтянуты, торжественны, стройны.
Они свои и наши жизни защищали
Четыре года страшной той войны.
Ведущий 2:
Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою.
Приносим мы любовь и уваженье
И светлую признательность свою.
Ведущий 1:
За то, что вы отважно воевали,
За то, что через тысячу прошли смертей,
За то, что никогда не забывали
О долге перед Родиной своей.
Ведущий 2: Сегодня все улыбки – вам, всё тепло майского солнца – вам! Вам – отстоявшим, защитившим, не согнувшимся, смерть одолевшим!
Ведущий 1:
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей славы! С днём Победы!
Музыка звучит громко, зрители аплодируют
Ведущий 2: Слово предоставляется. ветеранам...
Для ветеранов исполняется «Майский вальс» .
1-ый учащийся:
Почему так радостно сегодня?
Зеленеют ивы и каштаны?
Алые знамена город поднял — день пришел —
Победы день желанный!
2-ой учащийся:
А майский гром — гром ликованья,
И встречи вместо расставанья,
Победа, Май — неразделимы,
Весна и жизнь - непобедимы!
3-ий учащийся:
Как хорошо, что Вам опять
Победный Майский день встречать!
От молодого поколения
Спасибо за освобождение!
4-ый учащийся: В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – мы!
Мы – поколение, которое называет себя будущим!
Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!
Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Песня «Салют Победы»



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ