Технологическая карта урока «Производство текстильных материалов» 5 класс
Технологическая карта урока
5 класс
Раздел: «Создание изделий из текстильных волокон».
Тема урока: «Производство текстильных материалов».
Цель урока:
Раскрыть содержание понятий: классификация текстильных волокон, ткацкие переплетения, рапорт, прядильное, ткацкое производство.
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитать культуру общения при работе в группе, сформировать эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: образцы тканей, карточки с заданиями, лупа, проектор, компьютер, презентация, видеофильм.
Структурные элементы урока
Планируемые результаты
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Предметные
УУД
1. Организационный момент
Умение организовать рабочее место
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Проверите, все ли необходимое есть на вашем рабочем месте.
– Добрый день!
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу!
Проверите, все ли необходимое есть на вашем рабочем месте.
(Настраивает учащихся на работу).
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку,
Организуют рабочее место.
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Понимание и определение понятий цель и задачи урока
Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Ответьте на вопросы:
- Ребята, вы узнали сказку?
- Вы можете прочитать строчки данного произведения?
- Что делают героини нашей сказки?
- Где, наш взгляд, можно использовать пряжу? Что из нее делают? (слайд 2)
- Вы готовы в этом разобраться? - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
- Какова же цель нашей работы на уроке?
- Для чего нам это необходимо?
Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить?
(слайд 3).
– Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации иллюстрации к сказке «О царе Солтане» (слайд 1)
Подводит учащихся к осознанию целей и задач.
- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Давайте вместе попробуем вспомнить кто автор этих прекрасных строк?
Задает наводящие вопросы.
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Помогает, советует в планировании.
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
3.
Актуализация
опорных
знаний.
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Ответьте на вопросы:
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто помнит, какие изделия из тканей вы изготавливали в начальных классах?
- Что, на ваш взгляд, служит сырьем для производства тканей?
- Из каких растений получают волокна для изготовления тканей?
- Какие из них растут в нашем регионе?
Предлагает ответить на вопросы.
- Давайте вместе подведём итог собранной информации
(слайды 4-5)
Информирует учащихся о классификации текстильных волокон
(слайд 6)
Рассказывает о растениях, из которых получают текстильные волокна.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Вопрос: как производят ткань из текстильных волокон?
Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
4.
Первичное усвоение новых знаний.
Умеют давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности изготовления ткани, ее отделки, определять лицевую сторону ткани.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ответьте на вопросы:
- Как в старину из волокон получали нить?
- Как называется машина, производящая ткань?
- Как нити в ткани могут переплетаться между собой?
- Как называются ткацкие переплетения?
- Как вы думаете, для чего суровую ткань отбеливают, окрашивают, а иногда наносят набивной рисунок?
- Как вы считаете, по каким признакам можно определить лицевую сторону ткани?
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Задает вопросы.
Демонстрирует презентацию:
(слайд 7 «Прялка»);
(слайд 8 «Ткацкий станок»).
Демонстрирует филь «Современное ткацкое производство».
Знакомит учащихся с профессией ткач.
- Обратите внимание на высокую скорость работы ткацкого станка. Думаю, не все сумели разглядеть процесс ткачества. Давайте откроем учебник на стр. 85 и внимательно рассмотрим схему 42. «Получение ткани на ткацком станке»
Показывает учащимся нити основы и утка, объясняет их различие.
Демонстрирует макеты ткацких переплетений. Раскрывает содержание понятия раппорт
(слайд 9)
Демонстрирует образцы тканей с различными ткацкими переплетениями.
(слайд 10 «Переплетения»).
- Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой.
Затем она проходит отделку (слайд 11,12 «Отделка ткани», «Ассортимент тканей»).
Демонстрирует приемы определения нитей основы и утка.
- Если вы научитесь, правильно определять нить основы, то в дальнейшем, сможете безошибочно раскроить любое изделие!
Знакомит с правилами определения лицевой стороны ткани
(слайд 13)
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.
5.
Первичная проверка и закрепление полученных знаний.
Умение применять полученные знания в практической деятельности.
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, умение работать в группе.
Познавательные: применять полученные знания.
Заполните карточки-задания. Ответьте на вопросы:
- Где выращивают…?
- Что необходимо растению для нормального роста?
- В какой части растения находятся текстильные волокна?
- Дайте характеристику волоку… (внешний вид).
- Определите направление долевой нити.
- Определите лицевую сторону ткани. Аргументируйте ваш выбор.
Проводит инструктаж по ПТБ.
Предлагает задание на «новое» знание.
- А теперь давайте выполним небольшую Лабораторную работу.
Делит класс на группы:
«Знатоки хлопчатника»
«Знатоки льна».
Раздает карточки-задания, образцы х/б и льняной ткани, лупы.
Знакомит учащихся с содержанием лабораторной работы
Самостоятельно работают с учебником. Заполняют карточки-задания.
Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.
6.
Практическая работа
Умение применять полученные знания в практической деятельности.
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: умение позитивно сотрудничать с учителем.
Познавательные: применять полученные знания.
- Используя технологические карты, опираясь на макеты ткацких переплетений, частично изготовьте образцы:
полотняного, саржевого, сатинового и атласного переплетений.
Предлагает задание на «новое» знание.
Знакомит учащихся с алгоритмом выполнения практической работы.
Раздает макеты ткацких переплетений и технологические карты.
Показывает технологию изготовления различных видов ткацких переплетений.
В ходе практической работы, при необходимости, оказывает учащимся индивидуальную помощь.
Используя технологические карты, самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному алгоритму. Частично выполняют образцы ткацких переплетений.
7.
Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
-Давайте обсудим результаты выполненных лабораторной и практической работ.
Предлагает учащимся обсудить результаты выполненных лабораторной и практической работ.
Консультирует, советует, помогает
Обучает способам контроля и самооценки деятельности
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, индивидуальной практической работы. Осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
8.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Умение самостоятельно применять полученные знания.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
- Ребята, для того чтобы закрепить умения, полученные на сегодняшнем уроке, дома продолжите выполнение макетов ткацких переплетений.
Эстетично оформите выполненную работу в форме панно, аппликации и др..
Организовывает обсуждение и запись домашнего задания.
Показывает варианты оформления работ.
Записывают домашнее задание
9.
Рефлексия деятельности
Регулятивные:
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:
осознавать успешность своей деятельности.
Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? Для чего нужно знать направление долевой нити?
Какие затруднения у вас возникли?
Дайте анализ своей деятельности на уроке.
Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ