Технология дифференцированного обучения
Технология дифференцированного обучения.
Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение – это 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности , т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей ( уровень развития внимания , мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Пути решения дифференциации.
1.Деление класса на 3 характерные группы ( «сильные», «средние», «слабые») с учетом степени развития
-реальных возможностей
-способностей к учению
-работоспособности учащихся
Учителем дифференцированно подбираются задания и темп работы для каждой группы.
2.Создание смешанных групп по принципу взаимного обогащения.
3.На основе диагностики причин отставания в учении каждого ученика учитель разрабатывает индивидуальные меры повышения качества его знаний и умений.
4.Побготовка учителем для учащихся заданий с учетом тех трудностей, которые испытывают слабые учащиеся (алгоритмы решений, планы работы и т.д.), для сильных учащихся – задания повышенной трудности.
5.Использование заданий одинакового для всех содержания. Вариативность которых обеспечивается системой постоянно усложняющихся вопросов.
Способы дифференциации:
1.содержательные
- по объему
-по уровню трудности
-по уровню творчества
2.организационные
- по степени самостоятельности
- по уровню помощи
На уроках часто использую разноуровневые задания. Например
Дифференциация по уровню творчества
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой)
Обучение грамоте.
1 группа
2 группа
3группа
Отметить все гласные в словах (дается текст)
Подобрать слова к заданному набору гласных
А АА АИ ООО
(мак, каша, раки, молоко)
Заменяя в слове по одной букве, получить цепочку новых слов
Зайка – майка - ……
Дифференциация по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает усложнения заданий.
Письмо
1 группа
2 группа
3 группа
Запишите слова письменными буквами. Подчеркните букву Щ.
Карточки со словами: лещ, щука, щит, борщ, роща.
Прочитай. Выпиши слова с буквой Щ: щегол, чудо ,щавель, пищит, кошка, щенок.
Сейчас я покажу слова. Вам нужно будет запомнить их, а потом по памяти написать в прописи. Щегол, щука, щи, щавель, щенок, щит.
Математика.
Сравните числа: 54 и 7 63 и 64
9 и 26 52 и 32
Сравните числа , в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:
К3 и к4 5Н и 7Н
в +4 и в +5 д – 1 и д – 2
8 – к и 9 – к м + 0 и м - 0
Русский язык.
1 группа
2 группа
3 группа
Спишите, определите число имен существительных.
Дорога, картины, помидоры, яблоко, молоток, месяц, орех, стекло.
Спишите, определите число имен существительных.
Мы шли по дороге к роще. Вот к березке подлетела сорока. Дятел застучал клювом по осине. Грачи важно расхаживали по пашне.
Выпишите только те предложения, в которых есть имена существительные, которые не употребляются в единственном числе. Определите число всех существительных в этих предложениях.
Наша кошка очень любит сливки. Все ребята во дворе играли в прятки. Темные тучи обложили небо. Мы с сестрой бабушке купили новые очки.
Дифференциация по объему учебного материала.
Необходимость заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети. А также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную к моменту ее фронтальной проверки в классе. Им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учащихся. Как правило дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных заданий предлагаются творческие или задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.
( Какие знаки нужно поставить вместо звездочек, чтобы равенства стали верными ? 9* 5* 2 = 2 4*1* 3=8
Начерти квадрат из 9 клеток. Запиши в каждой клетке квадрата число 1, 2 и 3 так, чтобы сумма чисел в каждой строке и каждом столбце равнялась 6.)
Дифференциация по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения. Но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Организовать эту работу можно так. На ориентировочном этапе учащиеся знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ выполнения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно. Чтобы еще одна часть детей начала работу самостоятельно. Те учащиеся, которые испытывают затруднения в работе( обычно школьники с низким уровнем обучаемости) , выполняют все задания под руководством учителя.
Таким образом, степень самостоятельности различна. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учитель.
Дифференциация по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу преступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания. Оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи использую: помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; Помощь в виде «подсказок» ( карточек – помощниц, записей на доске). Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
- образец выполнения задания
-справочные материалы(правила, формулы, таблицы единицы длины, массы и т.п.)
-наглядные опоры, иллюстрации, модели
- дополнительная конкретизация задания ( разъяснение отдельных слов…)
-вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания
-начало решения или частично выполненное решение.
Результат дифференцируемого подхода в обучении:
-повышается уровень мотивации учения;
-каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;
-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
-сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Положительные стороны дифференцированного обучения
-сильным учащимся можно уделить время;
-слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
-повышается самооценка у слабого;
- повышается уровень мотивации у сильных учеников
Отрицательные стороны дифференцированного обучения
-слабые не имеют возможности тянуться за сильными
-понижается уровень мотивации в слабых группах
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ