ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО



ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
ПО ОСВОЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ СОТ


«ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»






Выполнила:

Тураева М.В., учитель географии ГБОУ СОШ

с. Хворостянка






2014







ВВЕДЕНИЕ

Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Актуальность данной технологии заключается в следующем:

- в последние десятилетия мы сталкиваемся с колоссальным противоречием между стремительно увеличивающимся объёмом знаний и снижением интереса к предмету вообще;

- количество часов, отведённых на преподавание географии, постепенно сокращается,

- огромное количество издаваемых учебников ориентировано на обобщённо-интегрированный подход, в то время как дифференцированный почти полностью игнорируется.

Данная технология разрешает противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках, в том числе и географии; между возрастающей практической значимостью школьного курса географии и дефицитом учебного времени. Технология способствует развитию творческого потенциала учащихся.

При внедрении элементов технологии критического мышления мною были поставлены цели:

- формирование критического стиля мышления в процессе обучения географии;

- развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

- формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте;

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей образовательных технологий.

Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:

- сформировать у учащихся умения и навыки как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве;

- формировать критический стиль мышления в процессе обучения географии;

- развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

- формировать умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи.



  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и готовым не только к функционально-ролевому, но и личностному взаимодействию в каждый момент времени каждой учебной ситуации: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия, что задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. Несомненным достоинством технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.


Стадии и приемы технологии РКМЧП

Стадия

Функция

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление

Содержание

Информационная (получение новой информацией по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний)

Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса).

Функции трех стадий ТРКМЧП можно представить следующим образом:


  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Стадия 1. Вызов. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается и обсуждается учащимися; работа на первой стадии ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия (фаза)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и методы

1. Вызов

Вызов уже имеющихся по изучаемому вопросу знаний, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; «Верные и неверные» утверждения; перепутанные логические цепочки;

«Мозговая атака»

Пример 1. На уроке географии в 8 классе по теме «Рельеф» на стадии вызова использую приём «Правда-неправда (верные-неверные утверждения)». Ученики работают в группе, помогая друг другу в нахождении верного ответа.

Учитель: - Ребята, сейчас я попытаюсь вас запутать, говоря неправду. Если вы согласны со мной, говорите: «Правда!». Если нет, то «Неправда» и объясняете мне, почему я неправа. Договорились? Будьте внимательны!

- Познакомьтесь с заданием.

1) В рельефе нашей страны преобладают горы, они занимают более половины территории.

2) Самая большая по площади равнина России – Восточно-Европейская (Русская равнина)

3) Самые высокие горы России - Кавказские.

Учитель: - Утверждение 1. (Обучающиеся не соглашаются с эти утверждением и объясняют причину несогласия).

Учитель: - Утверждение 2. Почему вы согласны?

Учитель: - Утверждение 3. Ваши мнения?

Достаточно ли у вас знаний, чтобы согласиться с моим утверждением или опровергнуть его? В чём вы уверены, а что вызывает сомнение? Что бы вы хотели узнать?

Пример 2.

Стадия вызова на уроке географии в 8 классе по теме «Внутренние воды Росссии».

Учитель: - Сегодня мы будем изучать внутренние воды России. Итак, вспомните, виды внутренних вод.

Ученики работают в группе, выясняя, какие воды называют внутренними, затем после обмена информацией составляется кластер «Внутренние воды».


,

Стадия 2. Осмысление. На этой стадии происходит непосредственный контакт обучающихся с информацией (текст, фильм, лекция, материал параграф; работа ведется индивидуально – парами – группами.

2. Осмысление

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знания «старого» к «новому».

Ученики читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием 2-3-4 значков («V», «+», «-», «?»), которые по мере чтения становятся на полях;

- введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;

- стратегия РАФТ;

- приём «фишбоун»;

- «Тонкие» и «толстые» вопросы

Пример 1.
На данном этапе использованы следующие методы и приемы -
  «Тонкие» и «толстые» вопросы; 
Учащиеся составляют вопросы.
 
- «Тонкие» вопросы предполагает однозначный фактический ответ. «Толстые» - развернутый обстоятельный ответ.
 
Например:
 
   «Тонкие» 
1. Что такое абсолютная и относительная влажность воздуха?
 
2. Как изменяется влажность воздуха?
 
3. Какие облака бывают?
 
   «Толстые» 
1. Какова зависимость влажности воздуха от его температуры и подстилающей поверхности?
 
2. В чем выражаются различия в типах облаков?
 
   Учащиеся дают предполагаемые ответы. В результате на стадии вызова организуется работа по целенаправленной работе с информацией - поиск ответов на свои вопросы. 
Пример 2.  Учащиеся работают с текстом учебника.
   Для изучения темы «Облака» использовала метод «ЗИГЗАГ». 
   Класс делится на группы. Количество групп должно быть равно количеству сравниваемых объектов. Выделяем линии сравнения облаков (см. кластер) - например 3 типа облаков - 3 рабочие группы.
   Для получения новой информации создаются временные экспертные группы, где учащиеся получают новую информацию по одному из типов облаков для каждой группы и составляется мини - кластер, с которым каждый эксперт возвращается в рабочую группу.

   В данном конкретном случае из 3-х мини–кластеров составляется один общий из информации полученной учащимися, и готовится выступление одного от группы с выводами.

   Фиксируют в сводной таблице, в которую разносятся данные по линиям сравнения, определяемым в начале при постановке цели. 
Сводная таблица для разных типов облаков.

Виды облаков

Общий вид

Погода 

Вид осадков

Причина образования

Кучевые

Разбросанные кучи ваты, огромные горы на высоте от 2-х -10 км. 

Переменная, кратковременные осадки 

Ливни, грозы 

При быстром подъеме нагретого воздуха с высотой; образуются облака летом к 10-11 часам 

Слоистые

Однообразно серые, покрывают небо сплошной пеленой на высоте больше 2 км

Пасмурная, чаще осенью, весной

Моросящие дожди

При контакте теплого и холодного воздуха, который медленно поднимается по холодному 

Перистые

Вид белых волокон или кружев, перьев на высоте равной 10 – 12 км.

Ясная, облака не закрывают солнце

Без осадков

При быстром подъеме теплого воздуха на большую высоту. Образованы из кристалликов льда.


Стадия 3. Рефлексия. На данной стадии обучающиеся имеют возможность закрепить новые знания и перестроить своё первичное представление об изучаемом материале.

3. Рефлек-

сии

Возвращение обучающихся первоначальным записям-предположениям; их изменение и дополнение, дополнение, выполнение творческих, исследовательских или практических заданий на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

- Заполнение кластеров, таблиц,

установление причинно- следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы.

- организация устных и письменных круглых столов;

- «бортовые журналы»;

- синквейны;

- эссе.



Пример 1. Учащиеся используют знания, полученные на стадии осмысления и делают выводы, сопоставляя линии сравнения. Я понял, что… 
Пример 2. Тестирование «Найди соответствие»

А - кучевые

В - слоистые

С - перистые

1. Сплошь покрывают все небо.

2. Появляются летом в 10-11 часов на высоте менее 2 км.

3. Высота образования не большая.

4. Вид белых волокон или кружев.

5. Похожи на разбросанные кучи.

6. Образованы из кристалликов льда на высоте выше 10 км.

Ответы: А-2, 5; В – 1,3; С- 4, 6 

В результате данных приемов методики РКМЧП учащиеся: 
1. Мыслят самостоятельно; 
2. Добиваются результата; 
3. Выносят свои суждения; 
4. Работа в экспертных группах позволяет каждому проявить себя в поиске информации и поделиться ей в рабочей группе. 
   Таким образом, все учащиеся задействованы в работе и каждый осмысливает полученную информацию.

Приемов ТРКМЧП очень много. Это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся эффективной, интересной, приносящей удовлетворение ученикам и учителю.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся, развивает творческий потенциал учащихся, учит

следовать девизу «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».


Список использованной литературы:

1.Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, 29. С.3

2.Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, 4, С. 66.

3.Вишнякова Е.Е. Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, 15. С.10.

4.Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. 2.

5.Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. 27 - 28.С.3.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ