Тема: Коррекция звукопроизношения. Значение артикуляторной гимнастики и рекомендации к ее проведению. Особенности и этапы введения звуков в речь

Тема: Коррекция звукопроизношения.

Значение артикуляторной гимнастики и рекомендации к ее проведению. Особенности и этапы введения звуков в речь.

Логопедическая (артикуляторная) гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба). Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Логопедическая гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детей более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение, определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

Рассмотрим виды упражнений для развития мимической и артикуляторной мускулатуры.



ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯТОРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.



  • "Улыбка". Губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов.Зубы сомкнуты.

  • "Трубочка". Зубы сомкнуты. Губы сильно вытянуты вперед.

  • Поочередное выполнение упражнений "Улыбка"-"Трубочка".

  • "Лопатка".Высунуть широкий язык. Подержать 10-15 сек.

  • "Иголочка".Высунуть узкий язык. Подержать 10-15 сек.

  • Поочередное выполнение упражнений "Лопатка","Иголочка".

  • Широкий язык поместить на нижнюю губу. Подержать 10-15 сек.

  • Кончик языка поместить на верхнюю губу. Подержать 10-15 сек.

  • "Лесенка".Кончик языка поместить за верхние зубы, затем за верхнюю губу,а потом на вехнюю губу.(Аналогично выполнять за нижними зубами).

  • "Маятник". Кончик языка поочередно помещать то в правый, то в левый угол рта.

  • "Конфетка". Кончик языка упирать изнутри то в правую, то в левую щеку.

  • "Посчитать зубы". Кончиком языка коснуться каждого зуба.

  • "Мостик". Кончиком языка упереться в нижние передние зубы. Остальная часть языка немного приподнята.

  • "Желобок".Губы округлены и сужены. Язык слегка высунут , его боковые края приподняты, образуя посредине языка небольшой желобок.

  • "Чашка". Кончик языка и боковые края приподнять . Подержать 10-15 сек.

  • "Маляры". Кончиком языка поглаживать небо от передних зубов вглубь рта.

  • "Пулемет". Кончиком языка стучать в небо около передних зубов , произнося "д-д-д".

  • "Грибок". Присосать язык к небу.Держать 1-15 сек.

  • "Цокание".Щелкать языком, имитируя цоканье.

После того как эти упражнения выполняются правильно и легко, подключается дыхание.

При постановке свистящих ( с,з,ц) струя воздуха центральная холодная и узкая. Звук, который при этом произносит ребенок не стоит называть, а следует ассоциативно выбрать название для звукоподражания ( например, «песенка ручейка»).

При произношении шипящих звуков, струя воздуха- широкая и теплая. (Такой звук может называться «песенка змеи», «песенка жука»).

Аналогичные ассоциации подбираются к каждому поставленному звуку. На этом этапе не стоит ждать, что ребенок станет произносить новый звук правильно сразу и всюду. До того как это станет возможным, автоматизация звука должна пройти несколько этапов от простого к сложному: на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, связной речи. Уже на уровне автоматизации звука в словах целесообразно напоминать ребенку о правильном произношении звука в бытовой речи. По мере закрепления нового звука необходимо контролировать его правильное произношение при каждом воспроизведении. Только в этом случае процесс автоматизации завершится успешно и ребенок в полной мере овладеет правильным произношением.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ