Тема: «Рассуждение как тип речи»
Тема: «Рассуждение как тип речи».
Задание 1. В каких предложениях содержится тезис (подтезисы), в каких - доказательства? Восстановите порядок предложений, соответствующий логике рассуждения. Сформулируйте тезис самостоятельно, если вы считаете это необходимым. Что можно добавить, чтобы аргументация выглядела убедительнее?
Трудно даже представить, что произошло бы с окружающим нас миром, если бы вдруг исчезли металлы.
Ртуть, например, не замерзает даже при тридцатиградусном морозе, а вольфрам не боится самых жарких объятий пламени.
Серебро и медь охотно проводят электрический ток, а титан отказывается.
Не будь железа, мы лишились бы автомобилей и поездов, стальных мостов и рельсов.
Алюминием богата наша планета, а франций настолько редок, что его содержание в земной коре измеряется буквально граммами.
Без алюминия немыслимы сегодня авиация и строительство.
Удивительны и разнообразны свойства металлов.
Без хрома и никеля покроется ржавчиной нержавеющая сталь.
Не окажись вольфрама, погаснут миллионы электрических лампочек.
Задание 2.
Рассуждение - анализ чужой мысли.
формулировка этой мысли
убедительные доказательства
возможные возражения («противное»)
вывод о том, насколько верно оказалось анализируемое утверждение
Тезис остается в силе Тезис уточняется или даже
опровергается
а) Принято считать, что … ---//---//---
(Большинство людей полагают …
Обычно говорят …
Многие думают …
Многие уверены …)
И действительно … ---//---//---
(Во - первых …, во - вторых …)
Правда … (Конечно …) Однако … (С другой стороны …)
И все - таки … Так что … (Значит …)
1. Что есть тезис? Выберите правильный ответ.
1) главная, «царствующая» мысль текста;
2) тема текста;
3) одно из положений выступления, которое требует доказательства;
4) основное доказательство.
2. Выберите продолжение фразы: аргумент - это…
1) одна из основных мыслей текста;
2) положение, приводимое в защиту тезиса;
3) тема текста;
4) «зацепляющий крючок».
3. Выделите фразу, которая может быть тезисом убеждающей речи.
А. 1) У природы нет плохой погоды.
2) В мире животных.
3) Солнце - небесное светило.
4) Где вы, защитники Родины?
Б. 1) Век живи - век учись.
2) Обучение в начальной школе.
3) О вреде курения.
4) Курение вредит нашему здоровью.
В. 1) Овладеть риторическими навыками должен каждый.
2) Что такое риторические навыки?
3) Риторика в нашей жизни.
4) Риторика - наука убеждения.
4. Выделите предложения, которые можно отнести к аргументативной части:
«Книги нужно читать»:
1) Чтение - это новые впечатления. Согласитесь, что, читая хорошую книгу, вы получаете огромное удовольствие. Поэтому мы так ценим хорошие книги.
2) Я люблю читать книги.
3) Чтение хорошо уже тем, что, читая книги, мы не совершаем в этот момент дурных поступков.
4) Книги - это прекрасно! Как была бы скучна наша жизнь без них!
5) Именно способность читать дает нам возможность учиться. Без чтения мы не смогли бы прочитать рекламу, письмо, мы не узнали бы о других странах.
6) Книги должны читать все.
7) Чтение книг - это прекрасная возможность отдохнуть: читая, мы переключаемся от других видов человеческой деятельности и тем самым снимаем напряжение.
8) Если вы не признаете необходимость чтения книг, то легко сделать выводы о вашем интеллектуальном развитии.
1) Любите ли вы ходить в театр? 2) В театр ходить необходимо. 3) Для меня поход в театр - это всегда новые впечатления. 4) Даже тогда, когда я идем на «классику», то получаю возможность вместе с авторами спектакля по-новому «прочитать» Чехова, Островского и других. 5) Приходя в театр, мы сопереживаем героям драмы и трагедии или смеемся над персонажами комедии, то есть испытываем определенные эмоции, а это позволяет нам зарядиться энергетикой спектакля. 6) Вы, наверное, задумывались над тем, что театр - это всегда приобщение к творчеству. 7) Театральная постановка совмещает творчество автора пьесы, творчество режиссера, творчество актеров и, наконец, творчество самого зрителя, который творчески преломляет увиденное.
Л. ЛИХОДЕЕВ. Попробуй удивиться.*
Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. Он и до этого садился в ванну, и многие до него делали то же самое. Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. Архимед удивился. Когда он удивился - он задумался. А когда он задумался - он открыл великую тайну природы.
Может быть, всё это происходило и не так. Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.
Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.
Скажем, сидел себе Ньютон в саду. Смотрит - упало яблоко. Ну, упало и упало. Подыми и съешь. Никого не удивляло это никогда. А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?». Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.
Конечно, все это гораздо сложнее. Все это требовало огромного труда, огромных знаний.
Я рассказываю об этом так не сложно потому, что это, наверно, тебе известно. И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.
И, кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.
Вот идет в лесу человек. Слышит - поют птицы. Ну, поют и поют, эка невидаль! А иной удивится: очень необыкновенно и складно поют. И задумается…
А другой человек удивится краскам и цветам природы. И начинает сам пробовать сочетать эти краски. Получается картина.
Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивиться, как разнообразно и точно или, наоборот, нудно и неточно люди излагают свои мысли. И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.
Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. Они как-то смотрят на мир однобоко - чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? У них явные расхождения с Ньютоном. Они бы это яблоко сжевали без всякого всемирного тяготения. Они берут волшебный ковер-самолет и прибивают его на стенку, чтоб не летал. Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания, о чем болтают.
Очень скучные люди. Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.
А ты попробуй удивиться. Все в этом мире непросто. Все находится во взаимосвязи. Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. Поэтому существуют мечты и реальность. Поэтому существуют дружба и борьба. И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.
И поэтому люди бывают счастливы.
…Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.
Вот как важно уметь удивляться!
*Цитируется по: Развивайте дар слова. - М., 1986.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ