ТЕМА: «Роль исследовательской деятельности начальных классов в реализации идей развивающего обучения»
ТЕМА: «Роль исследовательской деятельности начальных классов в реализации идей развивающего обучения»
1. В условиях становления новых образовательных систем и современных моделей начальной школы нужен учитель умеющий управлять процессом постоянного изменения ученика и восхождения его на более высокий уровень развития.
Анализ практики показывает, что действенной моделью обучения является исследовательская работа на уроках , но для этого необходимы 3 условия:
*мыслить рационально (уметь работать по схеме: анализ –синтез –вывод –следствие)
*действовать целесообразно (уметь оценивать проблемную ситуацию - строить цепь целей - действовать систематично)
*функционировать эффективно (сочетать первые 2 приёма, чтобы в результате получить наибольший эффект)
АЛГОРИТМ исследовательской деятельности младших школьников:
***видим проблему,
***формулируем вопрос,
***даём чёткие определения понятиям,
***наблюдаем,
***проводим эксперимент,
***делаем выводы и умозаключения,
***доказываем,
***защищаем свои идеи.
Очень часто от младшего школьника можно услышать слова: « Не говорите. Я сам попробую догадаться. Не говорите. Я ещё подумаю». Это очень значимо. Начинает развиваться любознательность, скрупулезность, аккуратность и исполнительность. А это одно из главных условий для исследовательской деятельности. Школьники чаще нас находят опечатки в учебниках, логические нестыковки, слышат оговорки в речи учителя, нестыковки в рисунках, заданиях. Это уже частичка исследования и это надо поощрять, нацеливая детей на продуктивную деятельность. По любым учебникам и по любым предметам можно вырастить исследователей.
Для формирования у детей основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методики:
*развитие умения видеть проблему
*игра «Посмотри на мир чужими глазами» ( продолжить незаконченный рассказ , представляя себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; мэром города; вороной , сидящей на ветке дерева и т.д.)
*продолжи рассказ, оценив ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника и т.д.)
*составь рассказ от имени другого персонажа (представить себя столом,
камешком, животным, облачком – один воображаемый день жизни)
*составление рассказа по его концовке
* сколько значений у предмета? (нетрадиционное использование карандаша, мела, коробки, и т.д.)
*тема одна – сюжетов много (нарисовать как можно больше сюжетов на тему «Лето» «город» «Лес» и т.д.
*развитие умения выдвигать гипотезы (предположения и исследовать их)
Как птицы находят дорогу на юг?
ГИПОТЕЗЫ:
А) может быть птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам
Б) наверное птицы сверху видят растения, которые показывают им дорогу
В) предположим , что птиц летят на юг за теми, кто уже знает дорогу
Г) допустим, что птицы находят дорогу по тёплому потоку воздуха
Д) а может быть у них есть внутренний компас, как в самолёте или на корабле
Е) А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы с космоса (провокационная идея)
*упражнение на обстоятельства ( при каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? ( письменный стол, нефтяное месторождение, мобильный телефон, чайник, апельсин и.т.д.)
*упражнение, предполагаемое обратное действие ( вредность или бесполезность вещей)
*нахождение возможных причин события ( Почему трава пожелтела? Для чего весь день летает пожарный вертолёт? Почему медведь зимой не заснул и бродит по лесу?)
*Что произошло бы на Земле , если бы волшебник исполнил три самых заветных желания каждого человека на Земле?
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ в исследовательской деятельности:
*уточняющие: верно ли… должен ли… надо ли…
*восполняющие (неопределённые, непрямые (кто? Где? Когда? Откуда? Почему?)
* развивать навыки экспериментирования (опыты, пробы)
*мысленные эксперименты (рисуем модели разных геометрических фигур и представляем падение тени от них), эксперименты с реальными объектами (измеряем объём капли с помощью аптечной пробирки или на аптечных весах : сколько капель в одном грамме?) или определяем плавучесть предметов(10 штук разных предметов из разного материала)
Ни в коем случае нельзя путать проектную деятельность с исследовательской.
Исследовать – подвергнуть научному изучению чего-либо. Исследование = это исследовательский поиск, в результате которого мы получаем объективный результат. А проект – это разработанный план , замысел.
ПРОЕКТ:
*Может быть краткосрочным Монопроект ( в рамках одного предмета), долговременным и Межпредметным(объединяет несколько предметов)
*Должен носить «кольцевой» характер (при подведении итогов работы дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился их жизненный опыт)
Существует несколько видов исследовательской деятельности:
*исследование
*научно-исследовательская работа
*исследовательско-проектная работа ( в рамках такого проекта может проводиться исследовательская работа, поисковая, прикладная, творческая или поисково –ориентированная)
2.Учёные считают, что исследовательская позиция ребёнка может являться фактором развития одарённости.
Замечательный психолог К.Г.Юнг сравнил большие дарования с самыми прекрасными и часто опасными плодами на древе человечества. Но беда заключается в том , что эти плоды «висят на ветвях, которые легко обламываются».Не все «подающие надежду» дети и дети с высокими интеллектуальными способностями, приносят те самые прекрасные плоды, о которых писал Юнг. Какова исследовательская активность и позиция этих детей? Исследовательская позиция возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности, наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, в ситуациях неопределённости, новизны, познания нового в широком смысле слова. Но у одарённых детей наиболее высокий уровень и широта исследований, склонность к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в трудолюбии, терпении, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки тайн «мироздания».
3.Научно – исследовательская деятельность обучающихся на уроках окружающего мира:
Основная мотивация исследовательской работы на уроках окружающего мира ответить на вопросы:
*Кто это? или Что это?
*О чём это ? или Как?
* Интересно это или нет?
На этих уроках мы знакомим с основами таких наук, как астрономия, ботаника, география, зоология, анатомия и физиология человека.
Ведущими методами исследовательской работы на этих уроках являются:
*наблюдения
*беседы
*опыты
*чтение экологических сказок,
*чтение рассказов, стихотворений, придуманных самими детьми.
Содержание научно-исследовательской работы в начальной школе:
Класс
Содержание:
1класс
1.Знакомятся с многообразием естественных наук, понятия: «учёный, гипотеза, исследование, эксперимент»
2.Слушают, выделяют главное, оформляют короткими рисунками с небольшими комментариями, ведут наблюдения за погодой и температурным режимом в классной комнате, работают с детскими энциклопедиями научно- познавательной литературой.
3.Ясно излагают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, смело пользуясь высказываниями: «на мой взгляд, я согласен с мнением..., я считаю…, я думаю…)
2класс
1.Проводят простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы : проращивание лука (опыт + наблюдение + оформленный вывод)
2.Работают с дополнительной литературой: биографии учёных, истории открытий и т. д.)
3.Делают доклады и публичные выступления.
4.Учатся пользоваться приборами: часами, бытовыми весами, термометром, барометром.
3класс
1.Проводят наблюдения и эксперименты с использованием более сложных приборов, которые требуют строгого соблюдения ПТБ.
2.Строят модели процессов, выдвигают гипотезы и проверяют их с помощью исследовательской работы.
3. Проводят тематические исследования: «Моё дерево» (готовим инструкционную карточку для составления «паспорта дерева»: даём основные характеристики дерева: ствол, семена, кора, плоды,листья, цветы, высота дерева, длина тени, густота кроны , наличие лишайников на дереве, следим за приростом дерева, наличием насекомых-вредителей и состоянием дерева, каждый раз заполняя определённые таблицы (см. журнал «Начальная школа Плюс До и После №10 2009 год стр.50 -56)
4.Исследования по темам:»Сад на подоконнике» «Растения – указатели времени» «Растения - предсказатели погоды» «Растения – «создатели микроклимата» «Растения – «собиратели пыли»
4класс
1.Во время наблюдений сравнивают природные явления, находят закономерности связи, пользуются измерительными приборами
2.Представляют результат работы в виде схем, таблиц, графиков
3.Результат эксперимента объясняют, пользуясь научной терминологией для подтверждения выдвинутых гипотез.
4.Путём самонаблюдения накапливают опыт о конкретном органе или процессе человеческого организма, например «Кожа – пограничник организма»(строение кожи, чувствительность у каждого человека своя – почему?, функции кожи, какого цвета, зависит ли что-то от цвета кожи и.т.д.)
5.Разнообразие тем для исследований: «Изучение популяций улиток в наших окрестностях» «Почва и её обитатели» «Изучение лишайников определённой местности»
4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА “Моё здоровье».(1 классы)
Тема: «Сколько весит здоровье ученика»
1.Актуальность выбора темы:
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассмотрим такие вопросы:
*Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
*Сколько должен весить ранец?
*Как правильно выбрать ранец?
2.Цель: Активизировать познавательную деятельность учеников пи изучении темы «Человек»,
Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
3.Задачи:
А) проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
Б) описать, как влияют тяжести ранца на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
Г) доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Д) предположить свои способы решения проблемы.
4.Объект исследования и база исследования:
* Объект исследования – человек.
*Предмет исследования- осанка школьника – основа здоровья.
* База исследования – МБОУ СОШ №56
*участники исследования – ученики 1 а класса.
5.Гипотеза исследования – мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит детскому здоровью.
6.Методы исследования – анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
7.Результат исследования.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный во времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьника портят тяжёлые ранцы, а особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший организм и его позвоночник чревато неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
8.Выбираем ранец.
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так
много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используют различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой, удобными для чистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе ранец на морозе затвердеет и будет напоминать ледяную корку.
Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят нам из тех стран, где круглый год лето.
9.На всё есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 килограммов, что в 2, 5 -3раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса своих изданий, превышая его из коммерческих целей. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы « гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы учащихся:
1-4 классы ---300г
5-6классы ----400г.
7-8 классы ---500г.
9-11классы ----600г.
10.Угроза за спиной:
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Учёные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее ноша, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигло 70мм рт.ст., а на правое плечо – 110мм.рт.ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления , которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведёт ещё к нарушению осанки.
11.Наш эксперимент:
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе.
В эксперименте участвовало 25 человек.
12.План эксперимента:
*Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
*Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
*Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
*В течении недели наблюдать за изменениями ранца в связи с учебными нагрузками.
*Подвести итоги по позициям:
- самый правильный ранец (до 0,5 кг)
- самый лёгкий портфель
- самый тяжёлый ранец
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями
- самый лёгкий ранец с принадлежностями
- самый тяжёлый учебник
- самый «тяжёлый» учебный день
- самый «лёгкий» учебный день
*дать рекомендации детям и их родителям, а также учителям
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательным аппаратом у нас в классе стоит очень остро:
….человек с нарушением осанки
….человек со сколиозом
…человек здоровых
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле:
Вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика ( в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.
Ф.И.О. ученика
Год рождения
Вес тела (кг)
Диагноз
Правильный вес ранца (кг)
Реальный вес ранца (кг)
Мы увидели , что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть , причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты занесли в таблицу.
Ф.И.О. ученика
Вес ранца (кг)
Выводы
0, 45
Норма
0,9
Слишком тяжёлый
13.Выводы: Мы увидели, что у _______учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0, 5 кг. Нашлись победители – легковесы весом всего 0, 2 кг. Однако у ________человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы –тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?
Для этого мы взвесили все учебные пособия:
Математика –
Русский язык-
Азбука-
Окружающий мир-
Дневник-
Тетрадь на печатной основе по окружающему миру-
Пропись-
Тетрадь на печатной основе по русскому языку-
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300гр.для ученика начальной школы.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в _______(среду и пятницу)ВЕС- (без сменной обуви и дополнительных книг)
А в данные дни он должен быть меньше всего нагруженным. Самым лёгким ранец оказался в _____________________(понедельник и четверг)
Вес тяжеловеса в эти дни достигал – 3, 42 кг, причём не учитывался вес сменой обуви и дополнительных книг. Так сто даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
14.Рекомендации ученикам:
*Не носите лишнего в ранцах
*Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
15.Рекомендации родителям:
*Просим Вас : не покупать тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300гр.
*У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
*Ваши дети быстрее устают, таская за спиной тяжеловесы.
* Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
16.Рекомендации работникам школы:
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями. Мы предлагаем:
*Использовать только те учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу
*Найти возможность иметь комплект учебников дома и в школе
*При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов
*организовать хранение школьной обуви, спортивной формы, принадлежностей для уроков технологии и изобразительного искусства в помещении классной комнаты
*Организовать в классе библиотечку необходимых книг для дополнительного чтения.
5.Исследовательская деятельность на уроках внеклассного чтения.
Эта работа может проходить в рамках внеурочной деятельности. Даст положительные результаты по технике чтения, вдумчивого и осмысленного чтения, более внимательного отношения к слову. Просто повысится грамотность. Существует около 30 видов работы над одним и тем же текстом, а это не надоедает и прочитывается текст не по требованию учителя прочитать 5 раз, а по полному «ИССЛЕДОВАНИЮ» всех тонкостей текста:
А) Прочитать про себя
Б) чтение по «цепочке»
В) чтение по началу и окончанию предложения
Г) прослушивание текста в грамзаписи
Д) «жужжащее» чтение вместе с автором произведения
Е) ролевое чтение
Ж) выборочное чтение при ответе на вопросы
З) учитель читает текст, останавливается и просит продолжить чтение учеником (хорошо развивает беглое чтение)
И) найти в тексте те или иные орфограммы, прочитав предложение и выделив их с устным пояснением правила правописания
К) найти описание внешнего вида, характера( как они характеризуют человека?)
Л) прочитать восклицательное предложение, вопросительное, повествовательное, побудительное
М) какое предложение поможет нам составить задачу по тексту , если есть хотя бы одно цифровое значение
Н) в каком предложении заключена основная мысль произведения
О) тема и жанр произведения
П) экологические вопросы, содержащиеся в тексте
Р) подбор пословиц и поговорок , соответствующих тексту( повторение устного народного творчества)
С) чтение в парах и самооценка друг друга
Т) словарная работа
У) фразеологические обороты
Ф) устаревшие слова и подбор к ним синонимов, антонимов
Я привела только 20 видов работы по тексту. Так формируется правильный тип читательской деятельности.
6.Исследовательская работа на уроках литературного чтения.
Это применимо и к классному часу.(интегрирование )
Тема « Щедрый человек» (по произведению Ы.Алтырсанина)
Цель:
Тема:
Задачи:
Оборудование:
Ход урока:
1.Организационный момент(эмоциональный настрой на урок или классный час)
2.Вхождение в урок: тема, цель, задачи.
3.Основная часть урока:
*записать существительные по теме «Человек»
*записать синонимы к слову «человек»
*записать прилагательные, которые могут характеризовать человека
*записать глаголы
*прочитать портрет созданного человека каждым учеником
*отношение к портрету человека, озвученных обучающимися(примеряю портрет на себя: «как – то не очень…)
*пробуем сочинить свои четверостишия о личности , рифмуя слова
*обсуждение любых четверостиший или ситуаций о человеческих поступках
4.Вот он какой человек. Но мы поговорим сегодня о щедром человеке.
*сбор ассоциаций к слову «щедрый»
*составление Кластера «щедрый человек»
5.Направленное чтение текста( по частям) Работа с учебником. Дети должны видеть абзацы и называть :это предложение в первом, втором….абзаце снизу(ориентирование в тексте)
*словарная работа
*осмысление прочитанного
*определение жанра (притча), знакомство с новым понятием
*цель притчи – поучение
*вспоминаем произведения о поступках людей (выставка книг)
*исследуйте библиотечный фонд и найдите произведения данной тематики (любое задание , в любой форме на дом) ----прямое привлечение детей к работе с социумом!
6.Рассказ учителя об авторе произведения.(Великий просветитель казахского народа, сделал много для развития народного образования в Казахстане, основоположник казахской письменной литературы и литературного языка. Начинал работу как переводчик, затем работал учителем, позднее инспектором. Написал несколько учебных пособий нравоучительного и познавательного характера. Эта притча из «Казахской хрестоматии»)
8.Дыхательная физминутка.”Посидим в тишине»
9.Рефлексия.
*рассказ учителя о меценатах прошлого и настоящего.
МЕЦЕНАТ – богатый покровитель науки и искусства. Покровительствует какому – либо делу , начинанию.
10.работа над ЭССЕ
11.заполнение листа самооценки.
12. Домашнее задание:
* сочинение своих притч
* посещение картинной галереи
*написание мини-сочинений и .т.д.
13.Заключительное слово учителя в форме прочтения стихотворения «Я стану человеком» (Султанмахмут Торайгыров)
Я стану человеком.
Я человеком стану, и, если буду жить,
Ничтожным и никчёмным я не хочу прослыть.
И на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твёрдый дал обет.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за гранью этих лет?
Как месяц полнолунье – не трепетной звездой! –
Я поднимусь над вашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвасен я – и, значит,
Я стану человеком, и долг исполню свой!
Вера Кушнир.
Простая доброта, внимательность простая –
Желание добра во всяком вызывает.
Не бойся же добром твоим делиться с братом:
Делясь, не жди себе награды и уплаты.
7. Исследовательская деятельность на уроках русского языка:
Исследовательская работа по работе со словарными словами по запоминанию, безошибочному написанию:
*предъявление слова не в готовом виде, а зашифрованном с помощью перестановки букв, символов, шифров, кодов:
Льеник -________________
Девьяре -_________________
Альете -___________________
Лёьт -_________________
Лосовьи -________________
Никмель - ___________________
Моковьр -__________________
Варьян-______________________
*ШИФР: зачеркнуть буквы, которые подходят походят к этому шифру: 1 3 5 6 9 10 12 13 15
к
м
у
е
Р
л
д
в
И
а
е
п
н
д
о
ь
(медведь)
*закрашивание словарных слов:
К
У
Н
О
Н
З
А
М
Т
Ь
Д
Щ
П
Й
У
А
П
Е
Ж
Е
В
И
К
А
И
Т
О
Л
Д
М
Д
Ж
О
Е
Р
А
С
И
Л
М
А
Л
И
Н
А
Д
Ы
С
В
А
Р
Н
А
Я
У
К
Б
Л
О
З
С
Т
Б
Ю
Э
Н
Ч
А
С
И
Т
Е
Ц
У
С
Г
Р
И
Б
Ы
Ч
У
О
Л
Ч
Е
Р
Н
И
К
А
Т
П
О
В
А
Ы
С
К
А
Н
А
О
Г
Ш
Л
Т
Б
*запись слов с пропуском букв
*орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой предмета и буквы ( ябл…ня - круглое яблоко, похожее на О)
*этимология слова (как появилось)
* толковый словарь используем (лексическое значение слова)
*пословицы, поговорки, тексты, считалки, с этим словом
*синонимы –антонимы
*рифмовки
*слоговое проговаривание
* группировка по буквам: отец, осина, отдых; по темам: огород, овощи, морковь, огурец и т.д.
*выборочное списывание только словарных слов
* игра «Доскажи словечко»
Работа идёт как в классе, так и во внеурочной деятельности, самостоятельно или совместно с родителями. Обязателен завершающий этап исследования: контрольно –проверочный.
Умело организованная работа поисково-исследовательская деятельность повышает орфографическую грамотность, усиливает интерес к урокам русского языка, обеспечивает развитие творческих способностей ребёнка, учит создавать и проводить свои исследования.
8. Элементы исследовательской работы на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования:
а.Теоретические методы: беседа, анализ и обобщение системы работы учителя по теме исследования,
б.Эмпирические методы: наблюдение уроков.
Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Исследование должно быть посильным, интересным и полезным. Важен учет возрастных особенностей.
В 1 классе работа велась следующими средствами:
1.Проблемными, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
2.Уроком - исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
3.Кратковременными исследованиями - наблюдения с описаниями.
Исследования можно классифицировать по-разному:
·по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
·по месту проведения (урочные и внеурочные);
·по времени (кратковременные и долговременные);
·по теме (предметные или свободные),
·по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (классификация, сравнение, обобщение).
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления.
Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры, каких-либо параметров и т.д. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений, чертежей и т.п. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала.
Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.
Например во 2 классе, исследование с периметром и площадью можно проводить, как в классе, так и на местности. Найти связи, свойства, закономерности.
Игровые задания так же носят исследовательский характер, тогда в процессе игры у младших школьников возникает необходимость сосредоточиться на сути выполняемых вычислительных действий, исследовать их механизм.
Игровые и занимательные задания исследовательского характера способствуют развитию таких качеств вычислительных умений, как осознанность, рациональность, действенность, правильность.
К числу таких заданий могут быть отнесены:
фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти многозначных чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел;
задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);
игры типа «Кто первым получит 50» и т.п.
Такие игры и фокусы можно найти в книгах. Их исследовательский характер относится к разгадыванию способа выполнения фокуса или к выработке выигрышной стратегии игры.
Фокусы с разгадыванием задуманных чисел могут быть разного уровня сложности, который в основном определяется числами, набором и количеством выполняемых над ними действий. Простейшие фокусы включают 2-3 действия сложения и вычитания над числами в пределах 10, затем 20. Достаточно сложные фокусы предполагают действия с многозначными числами, например, одновременное сложение большого количества чисел или последовательное выполнение 5-6 разнородных действий. В одном фокусе может быть разгадано сразу несколько чисел, например, чей-то день, месяц и год рождения. Приведем примеры фокусов разного уровня сложности.
Фокус 1. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса:
а + 14 + 6 - а = 20. Ее можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Для обоснования можно воспользоваться доступными ученикам знаниями - сочетательным свойством сложения: а + 14 + 6 = = а + (14 + 6) = а + 20; а также взаимосвязью суммы и слагаемых: а + 20 - а = 20 (из суммы а + 20 вычли слагаемое а, получили другое слагаемое 20).
Фокус 2 (старинный фокус из главы «Об утешных неких действиях, через арифметику употребляемых» учебника «Арифметика» Л.Ф. Магницкого) (стр.32) состоит в угадывании, у кого из восьми человек (n1), на каком пальце (n2), на каком суставе (n3) находится перстень. Загадывающий умножает на 2 номер человека, прибавляет 5, умножает результат на 5, прибавляет номер пальца, умножает результат на 10, прибавляет номер сустава и сообщает полученное число тому, кто отгадывает. Пусть перстень находится у четвертого человека (n1 = 4), надет на пятый палец (n2 = 5), на второй сустав (n3 = 5). Выполнив вычисления, приведенные в таблице, можно отгадать, у кого находится перстень.
Если из результата (у нас число 702) вычесть 250, то в ответе (452) первая цифра обозначает номер человека, вторая - номер пальца, третья -- номер сустава.
Исследовательский характер некоторых игр тоже кроется не в процессе игры (играть можно, просто выполняя вычисления в соответствии с правилами), а в поиске способа выигрыша. Например, в игре «Кто первый получит 50?» участвуют два человека. Первый может назвать любое целое число от 1 до 5. Второй прибавляет к нему свое число в тех же пределах и т.д. (каждый игрок прибавляет свое число к предыдущей сумме). Выиграет тот, кто первым получит сумму 50.
Для того чтобы победить, надо решить исследовательскую задачу по выработке стратегии игры. Надо подумать, какое число должен назвать победитель в свой предпоследний ход. Если он назовет 45 (46, 47, 48, 49), то его противник прибавит 5 (4, 3, 2, 1) и выиграет. Если он назовет меньше, например 43 (или 42), то противник может прибавить 1, тогда получится 44 (43), т.е. до 50 будет не хватать 6 (7). Эту разницу за один ход не преодолеть, так как нельзя прибавить больше 5. Значит, победа будет отдана противнику. Тот, кто в свой предпоследний ход назовет результат на 5 + 1 меньше, чем 50, т.е. число 44, тот и выиграет.
Например, игра:
«Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными»:
120 - 90 : 15 _ 2 + 1 = 5;
- 90 : 15 _ 2 + 1 = 118;
- 90 : 15 _ 2 + 1 = 112;
- 90 : 15 _ 2 + 1 = 107;
- 90 : 15 _ 2 + 1 = 2;
- 90 : 15 _ 2 + 1 = 6;
- 90 : 15 _ 2 + 1 = 229.
Исследовательские задания на уроке математики могут выполняться на любом этапе урока, а так же задаваться на дом. Например, на этапе актуализации опорных знаний можно включить задачи на установление сходства и соответствия, задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные», на развитие смекалки и логики:
Разбейте на части цветы на рисунке.
По какому признаку разбили? (по цвету)
Составьте выражения на доске. (2+2, 4-2) (с разрезными карточками)
Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое?
По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы.)
На поляну, где росло 4 мухомора и 7 подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улитках хватит грибов, если они не хотят иметь соседей? (Не всем.)
В одной квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3 человека.)
Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7 распилов.)
Сколько концов у трех с половиной палок? (8.)
В корзине лежит несколько яблок. Их меньше 10. Сколько яблок лежит в корзине, если все их можно раздать поровну двум или трем детям? (6 яблок.)
Три карася тяжелее 5 окуней. Что тяжелее: 4 карася или 5 окуней? (Караси тяжелее.)
На этапе открытие новых знаний часто создается проблемная ситуация, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить исследовательские задания по новой теме самостоятельно, возникает проблема, учащиеся сами должны найти поиск решения задания.
Например изучение темы «Длина» (приложение , урок).
Урок 1
Тема урока: «Длина»(1 класс)
Цель урока: повысить мотивацию к теме, показать практическую значимость изучаемой темы.
Задачи урока:
Обучающая: уточнить представления учащихся о длине и единицах измерения, соотношением между ними, научить измерять длину разными способами.
Воспитательная: воспитание культуры исследования, показ практической значимости изучаемого материала.
Развивающая: развитие мыслительных операций, внимания, произвольной памяти, культуры математической речи.
У учащихся будут сформированы: представления о величине «длина» и различных мерках. У учащихся могут быть сформированы: практические умения по сравнению длин объектов, измерение с помощью различных мерок.
Тип урока: комбинированный
I. Организационный момент Приветствие учителя. Приветствие учеников.
II. Актуализация изученных знаний
1) Какое сегодня число? Сколько знаков в записи этого числа? Что обозначает цифра 1, 2 в дате? Март, который по счету весенний месяц, а в году? 2) Какое число лишнее? 12, 8, 20,42, 22, 17,32.21 марта. Двузначное число. Число единиц, так как стоит на первом месте справа. Число десятков, так как стоит на втором месте. Первый весенний месяц. В году третий. 8 - однозначное, 12 - по цвету, 42 - по размеру, 17 - у остальных есть цифра 2, 20 - отсутствуют единицы, 22 - одинаковые цифры.
III. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации и установление причинно-следственных связей3) Как назвать одним словом эту группу? Пингвин, колибри, жираф, страус. Животные На какие группы их можно разбить? На какие группы можно разбить птиц? По какому признаку можно их сравнить? Звери (другое название млекопитающие) и птицы. Летающие и нелетающие. По размеру, по росту Построение логической цепочки. Приблизительно, каких размеров эти животные? Назовите насекомое, которое имеют такой же размер, как колибри. Расположите в порядке возрастания (от меньшего числа к большему). Шмель Колибри, пингвин, страус, жираф - цепи рассуждений.
IYДоказательство. Как называются эти линии? Кривые и ломаны? Реализуется принцип децентрации.(рассредоточения) Из чего состоит ломаная линия? Чем является звено ломаной? По какому признаку их можно разбить на группы Из звеньев и вершин Отрезком По цвету, форме, материалу, количеству звеньев, длине. Какая ломаная лишняя? Мы будем рассматривать только те ломаные, у которых звенья не пересекаются. Ломаная №8 - так как у неё звенья пересекаются. Назовите важные и неважные свойства ( существенные и несущественные).Ученики сравнивают на глаз. Ломаные линии из проволоки и тесьмы растягивают и сравнивают наложением. Сравните ломаные линии по длине.
Y.Формирование новых понятий, способов действий Длина - это величина. Что значит предметы имеют длину? Чему мы будем учиться на уроке? Давайте проведем эксперимент. Какой отрезок длиннее? Один ученик выходит из класса, а остальные сравнивают отрезки на глаз и проверяют с помощью мерки?
Проверяем с помощью мерки.
Измерим длину класса шагами (или ленту локтями).
Почему разные ответы?
Какой мультфильм знаете?
Физминутка для глаз.
Сравнение длин отрезков с закрытыми глазами.
Откройте глаза, проверим.
Из какой бумаги изготовлены эти полоски?
С каким видом бумаги вы не работали на уроках технологии? Имеют протяженность. Сравнивать по длине. На глаз, наложением, с помощью мерки. Затем сравнивает вышедший ученик.
Вывод: на глаз не всегда точно. Ищем другие способы.
Вызываются два ученика. Измеряют шагами длину классной комнаты. Получается разное количество шагов. Нужна одна мерка. Какая? Обсуждение.
Дети достают из конверта полоски и показывают самую длинную, короткую и среднюю.
Дети проверяют разными способами.
Гофрированный картон, жатка, бархатная бумага.
С бархатной. Подведение под понятие, выведение следствий. Применение Измерьте длину зеленой полоски с помощью синей, желтой. Если измерить этой полоской ширину учебника? Как быть? Какой? Приложите желтую модель к нулю. Чему равна ее длина? Существуют стандартные единицы измерения, кто знает какие? А теперь измерьте зеленую с помощью линейки. Зеленая полоска является моделью дециметра. Сколько см в одном дм? Измерьте длину 1 ряд - зеленой гофрированной. 2 ряд - синей. 3 ряд - коричневой. Вывод. Посчитайте сколько маленьких делений в одном см на линейке. Работа в тетрадях с печатной основой. Работа с моделями. С какой величиной мы познакомились на уроке? Какие единицы измерения длины? Дети измеряют и получают ответы. З.=2 с. З.=10 ж. Неудобно. Долго. Неточно. Нужен прибор. Линейка 1 см В 1 дм 10 см. Дети измеряют. 6см, 5см, 8см. 1 см = 10 мм Дети заполняют таблицу. Переход от символической модели, к предметной, графической и вербальной. Ответы детей. Выдвижение гипотез и их обоснование Работа в парах и группах. Решение проблемы Работа в парах и группах Знаково-символические. Развитие речи.
V.Итог урока.
VI. Для решения задач исследовательского характера использует построение схемы, что способствует упрощению поиска решения задачи
Например к задаче - В двух клетках живут 4 хомяка и 16 мышей-полёвок. В одной клетке живёт 1 хомяк и половина всех мышей-полёвок. Каждый день Коля и Мишка дают обитателям этой клетки 106 бобовых стеблей, а обитателям другой клетки - 142 таких же стебля. Сколько бобовых стеблей добавляют каждый день в питание 1 хомяку и одной мыши-полёвке? В ходе анализа задачи составляется такая схема: по ходу работы она заполняется, и учащиеся с легкостью находят путь решения задачи. Можно разнообразить исследовательские задания, проводить их в виде игр, например, учащиеся получают письма, открытки с заданиями и просьбами от любимых литературных героев и т.д. Также на уроках можно давать опережающие задания поискового характера. Так, например, самим придумать такие задания, а также решение задач, в которых ответ был бы равен «9», и проверить, кто больше из учащихся смог их придумать.
9.МОЙ ОПЫТ: (по линии факультатива «Разговор о правильном питании»)
Исследовательская работа по теме:» Жевательная резинка : за и против» в форме суда.
1.Этапы исследовательской работы:
*выбор темы
*определение целей и задач исследования
*выдвижение гипотез
*оставление плана работы
*подготовка к обсуждению исследования (на учёном совете, пресс-конференции, телепередача и т.д.)
2.Ход дискуссии с получением информации и положительных эмоций:
СЕКРЕТАРЬ: Прошу всех встать! Суд идёт! Объявляю состав суда:
Прокурор-….
Судья -…
Адвокат -….
Свидетель обвинения-…
Обвиняемая -…..
СУДЬЯ: слушается дело о пользе и вреде жевательной резинки для организма человека. Суд вынесет свой вердикт, но прежде чем мы его услышим, слово предоставляется обвиняемой.
ОБВИНЯЕМАЯ: Ваша честь, я – жевательная резинка, я ни в чём не виновата. Обращаюсь ко всем, кто хочет быть здоров
*используйте жевательную резинку только после еды в течение 20минут
*жевательная резинка не должна содержать сахар
*Недопустимо глотать жевательную
*жевать её следует аккуратно
СУДЬЯ: слово предоставляется прокурору.
ПРОКУРОР: Уважаемый судья, я бы хотел напомнить всем присутствующим, какое негативное влияние оказывает жевательная резинка на организм человека:
*Жевание на голодный желудок может спровоцировать заболевание желудочно–кишечного тракта
*ингредиенты жевательной резинки могут вызвать аллергические реакции
*жевательная резинка, содержащая сахар, может спровоцировать заболевание кариесом.
АДВОКАТ: Возражаю, Ваша честь! Господин прокурор абсолютно правильно сказал, что ингредиенты жевательной резинки могут вызвать аллергические реакции. Но присутствующие знают ли, какие вещества входят в состав жевательной резинки7 И как эти вещества могут влиять на организм человека? экспертная комиссия проанализировала состав наиболее популярных жевательных резинок: ДИРОЛ, ОРБИТ, СТМОРОЛ, и выявила компоненты, содержащиеся в них. Итак, в их состав входят: ароматизаторы –натуральные, похожие на натуральные и искусственные. При изготовлении ароматизаторов используют плоды, ягоды, листья, цветы и другое природное сырьё. Данные ароматизаторы отличаются высоким качеством и насыщенным вкусом. Они абсолютно безвредны для здоровья. А лецитин – ценное вещество, содержащееся в жевательной резинке, помогает регулировать жировой обмен. Соблюдая определённые пропорции, мы не наносим вреда организму.
СУДЬЯ: Протест принимается. Есть ли что добавить прокурору?
ПРОКУРОР: Да, Ваша честь. Лимонная кислота, которая также содержится в жевательной резинке, может спровоцировать серьезные заболевания крови, аллергию, тошноту, рвоту и другие желудочно-кишечные расстройства.
СУДЬЯ: Для дачи показаний в зал заседания приглашается свидетель со стороны обвинения – ученик 2-го класса___________________________
ПОКУРОР: Скажите, пожалуйста, как часто вы пользуетесь жевательной резинкой?
СВИДЕТЕЛЬ Обвинения: Мне нравится её вкус, она освежает моё дыхание. Да и просто я получаю удовольствие.
ПРОКУРОР: Скажите, это каким –то образом повлияло на ваше здоровье?
СВИДЕТЕЛЬ Обвинения: Да, я стал чаще обращаться к стоматологу.
ПРОКУРОР: Спасибо, у меня вопросов нет больше.
СУДЬЯ: У защиты будут вопросы к свидетелю?
АДВОКАТ: Да, спасибо, ваша честь. Уважаемый свидетель, вы только что сказали, что используете жевательную резинку каждый день, Скажите в течение какого времени вы жуёте жвачку?
СВИДЕТЕЛЬ ОБВИНЕНИЯ: В течение часа, а то и больше.
АДВОКАТ: А в какой период дня вы используете жвачку?
СВИДЕТЕЛЬ ОБВИНЕНИЯ: И до еды и после еды.
АДВОКАТ: При покупке жевательной резинки вы обращаете внимание на содержание сахара в ней?
СВИДЕТЕЛЬ ОБВИНЕНИЯ: Нет.
АДВОКАТ : Спасибо, у меня вопросов больше нет.
СУДЬЯ: Для дачи показания приглашается свидетель со стороны защиты – врач – стоматолог __________
Адвокат: Скажите нам как специалист, имеет ли жевательная резинка полезные свойства?
СВИДЕТЕЛЬ ЗАЩИТЫ: С точки зрения стоматологии жевание резинки после еды способствует выработке желудочного сока, что помогает перевариванию пищи. Сам процесс жевания приводит к улучшению пищеварения, улучшению кровоснабжения дёсен и укреплению зубов. И , кроме того, жевательная резинка защищает зубы от бактерий.
АДВОКАТ: Спасибо, у меня вопросов нет..
СУДЬЯ: У стороны обвинения есть вопросы к свидетелю.
ПРОКУРОР: Спасибо, ваша честь! Уважаемый свидетель, если жевательная резинка так полезна, почему же тогда люди заболевают кариесом?
СВИДЕТЕЛЬ Защиты: Во –первых, жвачка не должна содержать сахар, так как это и есть причина заболевания кариесом. И, потом, сейчас велика опасность купить поддельную жвачку, поэтому надо обращать внимание на то, где и что вы покупаете.
Жевательная резинка должна быть произведена известной фирмой, которая строго следит за качеством своей продукции.
ПРОКУРОР: У меня вопросов больше нет.
СЕКРЕТАРЬ: Суд готов вынести вердикт. Прошу всех встать.
СУДЬЯ: Выслушав обе стороны – обвинения и защиты, суд сделал свои выводы:
*умеренное употребление жвачки служит профилактике стоматологических заболеваний и не наносит вреда организму.
*жевательную резинку оправдать.
ВЫВОД: видим проблему, формулируем вопрос, даём чёткие определения понятиям, наблюдаем, проводим эксперимент, делаем выводы и умозаключения, доказываем, защищаем свои идеи.
10. МОЙ ОПЫТ РАБОТЫ:
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме : «ВЕСНА, весна! И всё ей радо…» (будущий весенний проект
2 класса)
* старт осуществляется на интегрированном уроке внеклассного чтения и изобразительного искусства(2 класс)
Цель проекта: способствовать гармоничному развитию личности, формировать познавательные процессы на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассного чтения, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства, музыки.
Тема : «Изображение весны в стихах русских поэтов и художников. «Лёгкие» и «тяжёлые» цвета. Изображение весеннего неба и земли.
Задачи урока:
*формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира
*учить воспринимать окружающий мир живым и одушевлённым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему
*учить тому, что поэзия – это мир чувств, учить слушать, слышать и читать поэзию
*обучать основам анализа поэтического текста
*обучать участию в беседе, занятию поисковой работой, обучать построению своего высказывания
*закреплять знания литературных терминов и понятий (автор, лирическое настроение, художественный текст или образ)
*формировать представление о выразительных художественных средствах, при помощи его настроения
*учить получать и использовать «лёгкие! и «тяжёлые» цвета как средства эмоциональной выразительности
РАЗВИВАЮЩИЕ:
*развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический и музыкальный слух, художественную зоркость
*развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание и речь
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
*воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений
*воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Оборудование: желательно
изображение весны и подснежников, картины русских художников о весне, Сборник П.И.Чайковского «Времена года», выставка книг на весеннюю тематику, все принадлежности к уроку ИЗО.
Ход занятия:
1.Организационный момент(стихотворение о весне)
2.Подготовительный этап:
*музыка Чайковского
*посещение полянки первоцветов (подснежники в народе называли из «сон- трава» или «прострел») ПОЧЕМУ? –исследование (оказывается , если положить этот цветок под подушку, то приснится сон, который обязательно сбудется)
*Красная книга
3.Подводим к теме урока, целям и задачам.
4.Работа над восприятием литературных текстов и произведений:
*чтение стихов
*прослушивание рассказов о весне в грамзаписи
*загадки о весне - царице
5.Физкультминутка(связана с темой урока)
*раздать кусочки льда, прислонить к лицу, что происходит, какие ощущения с закрытыми глазами (Релаксация)
5.Новая тема:
*картины художников о весне
*беседа по репродукции
*выбор красок
*выбор пейзажа
5.Самостоятельная работа под музыку.
6.Рефлексия. Выставка о самооценка рисунков:
*мне удалось…
*у меня не получилось…
*мне надо…
7.Задание на исследование:
В последующие дни раскрываются оставшиеся бутоны подснежников. Работа может быть по группам, в парах, кто с кем объединится:
___посетить весенний лес с родителями и оформить свои ощущения в форме реферата, презентации, фотоальбома
___сочинить сказку или рассказ о весне
____сочинить загадки или стихи о весне
____вырезать весну из бумаги
_____разгадать кроссворд о весне и составить свой
___написать сочинение
* Весь это материал оформляется в виде проекта. Это исследовательско – проектная работа.
11. Предметом исследования в воспитательной работе могут выступать:
*воспитанность личности обучающегося и сформированность его поведенческих качеств
*воспитательные влияния окружающей среды
*возможность и особенности семейного, общешкольного и классного коллектива, их социолого-педагогическая характеристика.
*педагогические диагностики и аналитико-оценочная работа
12. ВЫВОДЫ: Необходимо активно использовать групповые формы работы.
В ходе выполнения исследовательской работы от младших школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из различных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий.
Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.
Школьнику необходимо получить достойное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть успешным.
Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
Говорят: «Новое - хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выготский.
И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.
Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников - умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность.
13. В проекте и в исследовательской работе решаются многие задачи, которые влияют на гармоничное развитие личности ребёнка. Мероприятия носят познавательный характер, обогащаются литературоведческие, природоведческие знания. Затрагиваются вопросы экологии, развивается эстетический вкус в восприятии художественных произведений, творческих работах детей, развиваются трудовые навыки и т.д.
Таким образом, такая форма работы обеспечивает целостное восприятие мира, произведений поэтов, художников, даёт толчок к самостоятельному поиску информации и самостоятельной деятельности ребят, наглядно утверждает их личностный рост.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ