Тема урока Возникновение неравенства и знати

Урок 6. Тема урока Возникновение неравенства и знати.


Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о земледелия и ремесла, совершенствованию орудий труда, появлению имущественного и социального неравенства;

Воспитательная: способствовать формированию интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;

Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться и формирование самостоятельной всесторонне развитой личности.

Задачи урока:

  • развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика собирательства и земледелия, охоты и скотоводства) умений и навыков;

  • формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;

  • сформировать у учащихся знания о развитии земледелия и скотоводства, совершенствовании орудий труда, выделению ремесла, появлению имущественного и социального неравенства;

  • сформировать у учащихся знания об изменениях в общественной и духовной жизни, понимание разницы между родовой и соседской общиной;

  • сформировать у учащихся понятия: ремесленник, гончарный круг, плуг, племя, вождь, знать (знатные люди), рабы, город, святилище, царь, соседская община.

Тип урока: комбинированный

Подход к обучению: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.

Понятия и термины: ремесленник, гончарный круг, плуг, племя, вождь, знать (знатные люди), рабы, город, святилище, царь, соседская община.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint. глина для лепки, палочки, отрезки шнура, керамическая посуда, фрагменты керамики, пряслица.


Структура и ход проведения урока:

I . Оргмомент

Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие. Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.

II . Проверка изученного материала.

1 Фронтально, устно, краткие ответы с места на вопросы учителя

Где возникло земледелие?

Когда оно возникло?

Из какого занятия выделилось земледелие?

Какие растения люди стали выращивать?

Какими новыми орудиями труда они пользовались и каким образом это делали?

Какой ещё новый вид хозяйства появился в это время?

Какие животные были одомашнены первыми?

Как земледелие скотоводство повлияли на жизнь людей?

От чего жизнь людей стала зависеть в большей степени?

2 Работа с картой

На карте учебника стр 9 найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?

3 Работа с датами

Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия?

Насколько раньше?

4. Развёрнутый ответ у доски по пунктам параграфа.

Глиняная посуда и одежда из ткани

Родовые общины и племя

Духи, идолы и жертвы.

5. Фронтально, устно, краткий ответ с места. Выполнение заданий со слайда

Вставьте пропущенные слова

Земледелие возникло в западной (Азии) более (10 тысяч) лет назад


  1. Подготовка к изучению нового материала

Постановка проблемного задания

Выяснить, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать.

IV. Изучение нового материала

1 Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

Рассказ учителя. Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества?

Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство?

Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием?

Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий?

Как называют такое занятие человека?

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя. Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь. Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда. Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром. Из них изготавливали украшения.

Работа с иллюстрациями учебника и презентации «Отливка топора» (с. 25)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

Медь - мягкий металл. Вот почему орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок кремня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным. Это объясняется тем, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть - это также облегчает обработку дерева. Медь обладает и другими преимуществами: затупившееся медное острие затачивали заново, а выщербленный кремневый нож или обломившийся наконечник копья приходилось выбрасывать. Камень, расколовшийся при обработке не так, как нужно, никуда более не годился. Кусок меди, принявший не ту форму, переплавляли или перековывали заново. Из меди делали мелкие предметы любой формы (рыболовные крючки, иглы, шилья, гвозди, проволоку, заклепки).

Наряду с медными орудиями люди долгое время продолжали использовать каменные: полностью заменить камень медь все же не могла.

2 Изобретение плуга

Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

Как появился плуг?

Рассказ учителя. Были изготовлены точные модели древней мотыги и древнего плуга. Каждым из этих орудий нужно было разрыхлить участок земли одного и того же размера. Оказалось, что с помощью плуга и лошади требуемую работу можно выполнить в 50 раз быстрее! (Использовать лошадь для вспашки сталь гораздо позже, около тысячи лет назад, до этого пахали на быках) Таковы огромные преимущества вспахивания земли перед рыхлением ее мотыгой.

Применение металлических орудий, пахота на быках привели к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока; роль земледелия и скотоводства в хозяйстве значительно выросла. Постепенно эти занятия становятся главными.

Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами. Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

К чему это привело? Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными. В обществе появляется неравенство.

Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство — появление богатых и бедных людей.

3 Возникновение соседской общины. Выделение знати.

Рассказ учителя. Почему же появилось неравенство? Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.

Сравним родовую общину и соседскую. Чем они отличаются? Что общего. Результаты запишем в тетрадь.

Родовая

Соседская

Различия

Родичи

Соседи

Сообща жили

Жили семьями

Сообща трудились

Трудились семьями

Общее имущество

Имущество принадлежало каждой семье

Земля в общей собственности

Семья владеет своим участком земли

Равенство

Неравенство

Сходство

Совместные работы и защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река


Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство.

Теперь соплеменники делятся на более «сильных», могущественных и более «слабых», зависимых. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления — военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство. Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. 

V. Закрепление

Решение кроссворда на слайде презентации

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1 Первый металл, освоенный человеком. (Медь)

2 Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы)

3 Род занятия человека. (Ремесло)

4 Богатые, влиятельные люди. (Знать)

5 Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

появление в обществе богатых и бедных людей (Неравенство)

Ответим на вопрос урока почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать

  1. Улучшились орудия труда

  2. Стало легче обрабатывать землю

  3. Обильнее стали урожаи

  4. Появились излишки

VI. Задание на дом

Прочитать §5, ответить на вопр. стр. 29 учебника, повторить § 2-4 и записи в тетради.

Принести луки и стрелы.

VII. Подведение итогов

1 Рефлексия

Упражнение «Плюс-минус-интересно».  В графу «+» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

2. Итог урока

3. Оценка урока

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ