ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Методическая разработка урока для детей с ОВЗ с применением ДОТ»
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»
Выпускная квалификационная РАБОТА
«Методическая разработка урока для детей с ОВЗ с применением ДОТ»
(название работы)
-
Работу выполнила
Юдова
Татьяна Валентиновна_
(ФИО слушателя)
_____________________
(подпись слушателя)
«24» ноября 2013 г.
МОСКВА 2013
Оглавление
1. Обзор электронных образовательных технологий и методических приемов,
применяемых при дистанционном обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья ....................................................................................... 3
2. Фрагмент тематического планирования по предмету.................................. 5
3. Конспект урока ..................................................................................... ........... 6
4. Фрагмент тестового задания для проверки качества усвоения материала
обучаемым............................................................................................... .............. 9
5. Описание методических и психологических приемов, используемых при
работе с ребенком - инвалидом на уроке ......................................................11
6. Выводы по организации дистанционного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья .................................................................................... 12
7. Список использованной литературы и Интернет-ресурсы ....................... 14
Обзор электронных образовательных технологий и методических приемов, применяемых при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В книге Роберта И.В. можно найти следующее определение дистанционного обучения. Автор определяет его как «процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ».
Значительная специфика ДО вызвала необходимость ввести в российскую
практику обучающий термин "тьютор". Функции тьютора зависят от принятой
в системе дистанционного обучения модели обучения.
Дистанционная форма обучения предусматривает постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися аудитории. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
- чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-
технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников;
-веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые
игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем с соответствующей программой. От чат-занятий веб- форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с
использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно
достижение образовательных задач. При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда
невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени –
так называемое off-line общение.
Для организации дистанционного обучения в школе целесообразно
использовать Moodle – это система управления содержимым сайта (Content Management System –CMS), специально разработанная для создания онлайн- курсов преподавателями. Такие e-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems – LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments – VLE).
2. Фрагмент тематического планирования по русскому языку
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего часов
В том числе
Формы отчета
с использованием
дистанционных технологий
Вебинар
Лекция интер-
активная
Форум
Чат-семи-нар
Вики
Задание
1
Основные формы существования национального языка. Международное значение русского языка.
1
+
+
+
сообщение
Повторение изученного в 5-8 классах
6
2
Фонетика и орфография.
1
+
+
+
тест
3
Морфемика и словообразование. Орфография.
1
+
+
опрос
4
Лексика и фразеология.
1
+
+
+
тест, сообщение
5
Морфология и орфография.
1
+
+
опрос
6
Словосочетание и простое предложение. Знаки препинания в простом предложении
1
+
+
тест, презентация
7
Контрольный тест 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».
1
+
-
3. Конспект урока по русскому языку.
Тема занятия «Правописание чередующихся гласных о – а в корнях –лаг-лож- , -кос-кас-, -раст-ращ-рос-».
Оборудование: персональный компьютер учителя и ученика, сеть интернет, программа «Skype, ЦОР ФЦИОР
Цель урока:
закрепить полученные знания о чередовании гласных о - а в корнях
формирование и развитие универсальных способов деятельности
продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками
выработка умений применять знания в другой ситуации
Задачи урока:
Образовательные
выработка способов действия при выборе орфограмм с чередующимися гласными в корне
формирование умения дифференцировать орфограммы корня
закрепить знания, умения, навыки необходимые для самостоятельной работы
закрепление уровня осмысления изучаемого материала
Развивающие
развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы
развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся
средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление. Умение сопоставлять и делать выводы
развитие коммуникативных и индивидуальных умений
Воспитательные
воспитывать умение учиться способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач
воспитывать чуткое отношение к родному слову
воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе
Этап занятия
Продолжи-
тельность
Методы обучения
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Средства обучения
Примечания
Организационный момент
5 минут
Словесный, сообщение темы и целее занятий
Подготовка ученика к общению на уроке и развитие внимания к действиям учителя
Определение целей и задач урока ( запись числа и темы урока в тетради)
Запись темы занятий
Слайды
Скайп
Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
10 минут
репродуктивный
индивидуальный опрос
Учитель предъявляет задания на повторение и систематизацию знаний
Предупредительный диктант Учитель: Запиши предложения, найди слова с орфограммой «Чередующаяся гласная в корне», выдели графически
Ложился на поля туман. Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. Цветы росли прямо у кустов. Дом располагался на краю посёлка. Снежные хлопья всё росли и обратились в огромных белых кур. Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.Волны выбросили на берег много водорослей. Вдоль стен располагались шкафы с книгами. Густые кусты разрослись по склонам оврага.
Распределительный диктант
Ответы на вопросы, обсуждение
Этап закрепления знаний
20 минут
самостоятельная работа (за компьютером)
Учитель: Открой ЦОРы и выполни практическую работу
Буквы о-а в корнях -лаг-лож-раст-ращ-рос практическое задание
Выполнение работы
Этап информации учащегося о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
5 минут
Стимулирование учебно-познавательной деятельности
Рефлексия, обобщение знаний, итог занятия, домашнее задание
Запись домашнего задания
Слайды
Этап подведения итогов урока
5 минут
Стимулирование учебно-познавательной деятельности
Учитель: Сегодня мы закрепили тему предыдущего урока, выполнили ряд практических заданий на закрепление полученных знаний (оценивает работу учащегося)
4. Фрагмент тестового задания по теме «Слитное и раздельное написание Не и НИ с различными частями речи».
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Тарас Бульба н(1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына. За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.
1,3,4
2
3
2,3
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой, но быстрой реки.
Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.
Солнце, ещё (не) скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.
2,4,5
2
1,2,3
4,5
Подборка ссылок на открытые электронные образовательные ресурсы
по математике размещённые на страничке ВИКИ.
5. Описание методических и психологических приемов, используемых при работе с ребенком - инвалидом на уроке
Современное образование нуждается в новых и эффективных средствах организации учебного процесса. В настоящее время наш технологический и методический инструментарий постоянно пополняется самыми последними техническими новинками. Еще совсем недавно школы радовались поступающим комплектам мультимедийных проекторов и экранов для их использования. На смену им пришли «умные» интерактивные доски и широкополосный интернет. Такие изменения в системе образования позволили сделать обучение доступным для всех учащихся без исключений. Дети с ограниченными возможностями обучения смогли погрузиться в мир знаний и новейших технологий. На мой взгляд, именно этим детям наиболее важно «почувствовать мир на кончиках пальцев».
И это стало возможным, когда в нашей школе появилось оборудование для обучения детей, находящихся на домашнем обучении. С помощью программы Skype ученик смог стать полноправным участником урока. Привлекали детей в совместной работе над проектами, оформлявшимися с помощью Вики в сети интернет.
Хочется надеяться, что дети с удовольствием включаются в работу по организации дистанционного обучения.
6. Жизнь современного человека невозможно представить без новейших информационных компьютерных технологий. В настоящее время и организация учебного процесса немыслима без них, так как современное образование всё больше основывается на новых эффективных средствах обучения. Школьное оборудование постепенно пополняется техническими новинками, уроки ведутся с использованием интерактивных досок, Интернета.
Без него уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе.
Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким,
насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо,
у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
деятельности.
Для дистанционного обучения характерно использование следующих технологий: кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология.
Кейс-технология – наиболее распространённый вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом;
Сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.
Чаще всего я использую кейс-технологию, так как это самые удобные технологии. Работаю в программе Skype. С её помощью я связываюсь с учеником: мы видим и слышим друг друга, можем переписываться, в программе есть возможность обмениваться файлами и демонстрировать экран собеседника. Зайдя в курс, ученик может не только познакомится с теоретическими материалами, но и многократно решить разного рода тесты, выполнить задания и упражнения, посмотреть презентации, видео, вести переписку на форуме.. Я со своей стороны могу видеть когда ученик заходил в курс, какие задания просматривал, какие упражнения и тесты выполнял. Эта система очень удобна в плане экономии времени преподавателя на проверку и контроля выполнения заданий учеником.
7. Список использованной литературы и Интернет-ресурсы
1. http://sdo.eoi.ru/moodle/
2. http://dist-tutor.info/
3. http://vacad.ru/
4. iclass.home-edu.ru
5. school-collection.edu.ru
6. http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass
7. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для
8. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Информационные технологии в работе
преподавателя [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Педагогическое
образование и науки. – 2009. – № 2. – С. 69-75. – 0,9 п.л.
9. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Особенности подготовки специалиста к
профессиональной деятельности в виртуальной образовательной среде
[Электронный ресурс] : ст. / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – Режим доступа :
http://www.uni-dubna.ru/science/forums/distant-edu/www/textVSME.html. -
25.04.2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ