ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие орфографической зоркости»


ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Развитие орфографической зоркости »

С 1

Школа… Мы часто слышим расхожее мнение о том, что школа не может помочь родителям и детям справиться с проблемами, поджидающими их именно в этом учреждении.

Не может помочь или не хочет этого делать? О школе в целом говорить нельзя, ведь эту помощь оказывают те, кто работает в ней. Мы кому пытаемся помочь? Себе? Ученикам? Родителям? Скорее всего, пытаемся помочь сразу всем, думая, что помогаем себе.

С 2 Я пробую организовать сотрудничество, т.к. оно предполагает заинтересованность всех сторон при продуктивном взаимодействии.

УЧЕНИК


цели, задачи, содержание взаимопомощь,

взаимоподдержка



УЧИТЕЛЬ РОДИТЕЛЬ

информированность


Такое сотрудничество позволяет нам получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе. А успехи учащихся радуют нас, учителей, и вас, родителей.

Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого свой ответ. Но самое главное, что всем нам от такого сотрудничества чуть лучше, чуть теплее, чуть уютнее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справиться с проблемами.


Никогда вопросов глупых

Сам себе не задавай,

А не то еще глупее

Ты найдешь на них ответ.

Если глупые вопросы

Появились в голове,

Задавай их сразу взрослым.

Пусть у них трещат мозги. (Григорий Остер)



С 3 Очень часто ребенок обращается за помощью к вам, родители. Наша задача помочь вам быть компетентными в вопросах обучения и воспитания. Тема сегодняшней консультации « Развитие орфографической зоркости »






С 4 На доске: шляпа, кукла, рак, волк, стол

Эти слова не дают повода для ошибок, т. к. ни один звук нельзя произнести иначе, каждая буква соответствует звуку. Такие слова можно назвать

С 5 «ЗЕРКАЛЬНЫМИ». Но в русском языке гораздо больше

« НЕЗЕРКАЛЬНЫХ» слов. В них не все звуки соответствуют буквам.


С 6 На доске: ворона, кусочек, ель, лиса, бежала, сыр, плутовка, дух, глазки, сказки, сестрица, перышки.

Задание: найти и выписать «зеркальные слова»

С 7 Проверяем

В русском языке гораздо больше «НЕЗЕРКАЛЬНЫХ» слов, в которых произношение расходится с написанием. И от них не всегда спасает знание правил. Все как будто знаешь, а ошибки «растут», как грибы после дождя. Видимо, нужно что-то еще!

ЧТО ЖЕ? ЗОРКОСТЬ!

Моряку, ястребу, охотнику, снайперу – ЗОРКОСТЬ ГЛАЗ.

А в сказке французского летчика и писателя Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц» на прощание Лис открыл Маленькому принцу свой секрет. Он сказал: «ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ. САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ». ЗОРКИМ бывает еще и УМ. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.

Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ.

В чем-то эти люди похожи на … настоящих грибников. Давайте вспомним, как собирают грибы, ведь от этого зависит «грибная удачливость»:

  • Первые ходят и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немало грибов останется незамеченными.

  • Другие старательно обшаривают каждый кустик… Могут потратить напрасно немало времени.

  • Третьи знают, где любят расти грибы!

Чтобы писать грамотно, нужно знать « грибные места» для ошибок.

С 8 Это МОРФЕМЫ, т.е. части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Давайте дадим ему название.

    • Место, где может возникнуть пожар?

( ПОЖАРООПАСНОЕ)

    • Место, где может произойти взрыв?

( ВЗРЫВООПАСНОЕ)

    • Место, где может возникнуть ошибка?

( ОШИБКООПАСНОЕ) С 9


Чтобы видеть ошибкоопасные места, надо понимать, почему они возникают. Для этого узнаем тайну ФОНЕМЫ, т.е. ЗВУКА.





С 10 Определяем позиции



сильная позиция слабая позиция



для гласных – для гласных -

под ударением без ударения


для согласных – для согласных -

перед гласными или на конце слова или

перед звуками- при стечении

«волшебниками» согласных звуков

(р, л, м, н, й, в)


С 11 Сегодня разберем ТРИ основные орфограммы, которые чаще других встречаются у учащихся.


С 12 ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Вспомним ошибкоопасные места:

  • при стечении согласных

  • на конце слова


С 13 На доске: ПТАШКА, ЖИРАФ, БУМАЖКА, СОСЕД, РЕЗЬБА, ХОДЬБА, ВЕЗТИ, НЕБОСВОД, СКАЗКА, ДОРОЖКА

Задание: подчеркнуть ошибкоопасные места.

С 14 Проверка

С 15 Составим СВОД ЗАКОНОВ:

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИИ


сильная слабая


(перед гласными или (на конце слова или при

перед «волшебниками» стечении согласных)

Р,Л,М,Н,Й,В


Вывод: звук в сильной Вывод: ставлю перед

позиции – пишу, «волшебниками» или

как слышу. перед гласными.

(т.е.подбираю проверочное

Слово)






С 16 На доске: КРУЖЕЧКА, БЛЮДЦЕ, КНИЖКА, КНИЖНЫЙ, КНИЖЕЧКА, СЛОВО, ЗАКЛАДКА, ГРЯЗНЫЙ, ОГОРОД, ОГОРОДНЫЙ

Задание:

1.)Найди и выпиши парный согласный в сильной позиции.

2) Найди и выпиши парный согласный в слабой позиции.


С 17 Проверка №1

С 18 Проверка №2


Ваши вопросы.



С 19 БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ


Составим СВОД ЗАКОНОВ:

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИИ


СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ



у гласных только одна гласные безударные: О, А, Е, И, Я

сильная позиция –

ПОД УДАРЕНИЕМ


ИЗМЕНИ ФОРМУ СЛОВА ИЛИ

ПОДБЕРИ ОДНОКОРЕННОЕ

СЛОВО так, чтобы гласный стал

Ударным.


С 20 На доске: ГОДОВОЙ, ГОД, ГОДОВИК

ДОЖДИ, ДОЖДЕВИК, ДОЖДЬ

ЛИСТ, ЛИСТОК, ЛИСТОВОЙ

МОРЯ, МОРЕ, МОРСКОЙ, МОРЯК

Задание : из каждой строчки однокоренных слов найди и выпиши проверочное слово.

С 21 Проверка


Ваши вопросы.



С 22 Вот мы и вышли на « ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО » русского языка:


  • ЧТОБЫ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ОКАЗАЛСЯ В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ, НАДО ПОСТАВИТЬ ЕГ ПЕРЕД ЗВУКАМИ- «ВОЛШЕБНИКАМИ» ИЛИ ГЛАСНЫМ

  • ЧТОБЫ ГЛАСНАЯ ФОНЕМА ОКАЗАЛАСЬ В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ, НАДО ПОСТАВИТЬ ЕЕ ПОД УДАРЕНИЕ




- РАБОТА ПО ПАМЯТКЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « ПРАВИЛ ЛЕГЧЕ НЕТ НА СВЕТЕ »


С 23 Нужно помнить, что путем подбора проверочного слова проверяются гласные и согласные только в корне. В приставках, суффиксах, окончаниях они проверяются по-другому или запоминаются.



С 24 БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

(СЛОВАРНЫЕ СЛОВА)


Применяем приемы «усиления и уярчения» орфограммы в слове, которая трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» идет за счет

    • ОБРАЗНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ материала;

    • путем ВЫСТРАИВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ для запоминания;

    • СОЧИНИТЕЛЬСТВА рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток и т.д.

    • можно НАРИСОВАТЬ, ПРОПЕТЬ, ПРОТАНЦЕВАТЬ, ОДУШЕВИТЬ;

    • на нее можно ОБИДЕТЬСЯ, РАССЕРДИТЬСЯ, ГОРДИТЬСЯ ею;

    • ее можно СЧИТАТЬ ДРУГОМ или НЕПРИЯТЕЛЕМ;

    • ей можно ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ;

    • писать в слове букву по АНАЛОГИИ С ВНЕШНИМ ВИДОМ.


Разберем некоторые из предложенных вариантов:

С 25 На доске: Одуванчик

рОмашка

пугОвица

кОпейка

ЗАПОМИНАЕМ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ


С 26 На доске: БЛОКнот, т.е. несколько листов

ПИРог, т.е. с пирогом можно закатить ПИР на весь мир

ЧЕРЕПаха, т.е. похожа на череп

ФлоМАСТЕР, т.е. живет мастер по имени Фло.

ДЕЛЕНИЕ СЛОВА НА ВХОДЯЩИЕ В НЕГО СОЧЕТАНИЯ


С 27 На доске: Чтоб не обиделась кОрова,

И не прокисло мОлОко,

Мы оба этих дружных слова

Напишем в корне с буквой О.


На доске: Кастрюля, кАпуста, Арбуз и стАкан,

кАртина, кАртон, кАрАндаш и бАнан,

Автобус, мАшина, гАраж и бАлкон-

Пиши с буквой А как и слово зАкон.

ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ





  • Задание: слово ______________________________. Давайте вместе придумаем, как можно запомнить его правописание.

(работа с родителями)


С 28 Путешествие по выставке словарей.


  • Работа по памятке « ПРАВИЛ ЛЕГЧЕ НЕТ НА СВЕТЕ »


  • Домашнее творческое задание для родителей: составь правило на любую орфограмму и запиши его в «Памятку для родителей»



С 29 В заключении хотелось опять вспомнить совет Григория Остера:


« Сварить полную кастрюлю макарон, слить воду и выложить макароны в глубокую тарелку. Запустить туда заморочившего голову своим родителям ребенка. Подождать, пока он окончательно собьется с толку, заблудится и запутается в макаронах. Как только он совсем перестанет барахтаться и застрянет навсегда, наставить на путь истинный, добавить кусок масла и съесть».

А для Вас, уважаемые родители, всегда открыты двери в нашей школе.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ