Теоретические основы развития творческого мышления у младших школьников
Теоретические основы развития творческого мышления у младших школьников
Понятие творческого мышления
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах 20 века толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по – разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж.Гилфорд, Н.Марш, Ф.Хеддон, Л.Кронбах, Е.П.Торренс) назвали креативностью и стали изучать её независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего – либо нового.
Хорошо изучена креативность в западной психологии, зарубежные психологи разработали три основные точки зрения на понимание проблемы креативности человека.
1) Изучение креативности как продукта творчества (оценка значимости результата и его качества)
2) Изучение креативности как процесса творчества (оценка организации и протекания процесса творческого мышления)
3) Изучение креативности как свойства личности (выраженность в различных видах деятельности факторов креативности ) .
Для определения уровня креативности Дж.Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди них:
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
Любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
Способность к разработке гипотезы;
Ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;
Фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;
Способность усовершенствовать объект, добавляя детали и так далее.
Е.П.Торренс выделил четыре основных параметра, характеризующих креативность:
1) лёгкость – быстрота выполнения текстовых заданий;
2) гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
3) оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;
4) точность выполнения заданий.
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
В наиболее простейшей трактовке под творческим мышлением понимается процесс решения мыслительных задач, требующих создания нового на основе усвоенных знаний и умений, то есть на основе накопленного ранее опыта.
Широкий обзор определений « творческого мышления» дают в своей книге «Практикум по возрастной психологии» Е.Ф.Рыбалко и Л.А.Головей.
В новой иллюстрированной энциклопедии: « Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности».
И.Я.Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.
В.С.Мухина: «Взаимодействие индивида с окружающей действительностью с целью преобразования действительности и развития индивида».
В.М.Бехтерев: « Созидание чего-либо нового в ситуации полной концентрации человека на определённой проблеме и концентрации всего прошлого опыта для решения этой проблемы».
Но Е.Ф.Рыбалко и Л.А.Головей объединяют понятия творчества и креативности. Вопрос соотношения, взаимосвязи и идентичности креативности и творческого мышления требует особого рассмотрения, так как данная проблема вызывает расхождения во мнениях многих современных психологов. Так в современной психологии определяют творчество как созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и создаваемые им продукты, которые он отдаёт другим.
Широко используется в отечественной психологии понятие «одарённости». Исследования по вопросу одарённости проводили такие известные психологи как Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, В.Д.Шадриков и другие. Они дают одарённости следующее определение: «Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Таким образом, одарённость является одним из условий освоения определённых видов деятельности, а творческое мышление – высшим и лучшим результатом одарённости. Психологи относят творческое мышление к высшему и лучшему способу действия при решении различных мыслительных задач. Следовательно, согласно концепции одарённости, одарённость и творчество становятся синонимами, а творческое мышление является предпосылками развития творческой направленности личности.
Говоря о творчестве необходимо помнить, что выделяют несколько его видов. Одна из первых классификаций творчества принадлежит С.О.Грузенберг. Этот автор выделил философский тип творчества. Цель - познание мира:
- психологический тип творчества (который делится на собственно творческий – вдохновение из прошлого опыта, воображения, интуиции; и на психопатологический – вдохновение из болезненных фантазий и извращений психики);
- инициативный тип творчества (определяющий характер и особенности создаваемых образов).
Е.И.Николаева выделяет три основных вида: художественное, интеллектуальное и техническое, причём в основе деления лежит тип продукта, который получается в результате созидательной активности.
Наиболее часто, однако, можно встретить следующую классификацию: собственно творчество, как создаваемый продукт является принципиально новым и значимым для конкретного индивида и всего человечества и репродуктивное творчество, когда продукт значим и нов только для данного конкретного индивида. Эта классификация рассматривается также как деление на репродуктивное мышление (найденное в ходе которого, решение не является чем – либо принципиально новым) и продуктивное мышление (найденное в ходе которого, решение ранее не существовало и полностью продумано), причём продуктивное мышление является ничем иным как творческим мышлением.
При таком делении становится заметна принципиальная разница между детским и взрослым творческим мышлением. Прежде всего, творческое мышление взрослого всегда продуктивно, творческое мышление ребёнка представляет наибольшую значимость для самого творящего, для наиболее полного понимания мира.
Однако, многие авторы выделяют ещё несколько различий, так Е.И.Николаева обращает внимание на тотальность детского творчества: оно свойственно всем детям. Сензитивным периодом развития творчества и творческого мышления можно считать возраст до 8 лет, так как до этого возраста ребёнок не оценивает своё творчество с точки зрения других людей, ориентируясь только на своё восприятие. С 8 лет может возникнуть чувство неудовлетворённости результатами творчества, ощущение его банальности и ненужности, вследствие чего произойдёт «затухание» интереса к творчеству как процессу.
Эту же особенность детского творческого мышления подчёркивала В.С.Мухина. Своеобразный итог исследованиям проблемы детской одарённости и оригинальности подвели в своей работе « Одарённость. Рабочая концепция» российские психологи Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушинский и другие. Они отмечают существование двух основных точек зрения на вопрос детской одарённости: 1) все дети характеризуются одарённостью, 2) одарённые дети встречаются крайне редко. В то же время авторы считают детство периодом становления и формирования одарённости и не исключают возможность исчезновения признаков одарённости в ходе взросления.
Хорошо заметны различия между детским и взрослым творческим мышлением становятся при рассмотрении творческого мышления как самостоятельного процесса.
В структуре любого процесса традиционно принято выделять несколько этапов. Существует несколько теорий поэтапного осуществления процесса творческого мышления. Согласно теории Г.Альтшуллера в данном процессе выделяют три основных стадии:
- аналитическая (выбор задачи с определением конкретной проблемы нуждающейся в творческом решении)
- оперативная (поиск новых приёмов и способов решения проблемы)
- синтетическая (оценка сделанных выводов, проверка универсальности и соответствия действительности) .
В отечественной психологии общепринятой считается иная стадиальность. Стадии соответствуют общепринятой в Российской психологии теории этапов творческого процесса:
- в решении творческих задач выделяют появление замысла и задач, решить которые необходимо для его реализации (аналитическая стадия по Г.Альтшуллеру);
- выявление путей реализации, выбор необходимых творческих операций и осуществление их (оперативная);
- соотношение полученного результата с замыслом и преобразование его до полного совпадения (синтетическая).
Также взрослый осуществляет промежуточную оценку процесса решения творческой задачи, то есть может что–либо исправлять и корректировать в выполнении для соответствия продукта замыслу. Немаловажным в творчестве взрослого является возможность мобилизации творческих сил на любом из этапов фантазирования, произвольное управление творческим порывом и возможность резко изменять направление мысли в связи с осознанной необходимостью.
Решение творческой задачи взрослым человеком протекает в соответствии с данным этапом, но в творческом процессе ребёнка этапы могут быть смещены или наслаиваться друг на друга. Так детское творческое мышление чаще всего характеризуется приблизительностью замысла или отсутствием этапа замысливания. В то же время достаточно растянут во времени оперативный этап. Именно в ходе этого этапа замысел приобретает чёткие формы или начинает формироваться (в том случае, если ребёнок начал работу без конкретного замысла). Чаще всего ребёнок особенно увлекается этим этапом и начинает отступать от имеющегося в начале работы замысла, то есть при осуществлении промежуточной оценки творческого процесса ребёнок корректирует не ход работы, а изначальный замысел. Соответственно этап оценки результата представлен слабо, ребёнка, в отличие от взрослого, уже не волнует несоответствие конечного результата замыслу, поэтому он не пытается преобразовать конечный результат, и остаётся, доволен им.
Но при этом нельзя говорить об одинаковом уровне развития творческого мышления у детей. Некоторые дети более склонны к поиску новых оригинальных решений. В подобных ситуациях говорят об особенной одарённости детей, о таком качестве как креативность. Мы уже упоминали о взгляде Е.Ф.Рыбалко и Л.А.Головей, объединяющих и даже отождествляющих творческое мышление с креативностью. В то же время креативность по определению, приведённому в книге этих авторов « Практикум по возрастной психологии», включает в себя «прошлые, сопутствующие и последующие характеристики» процесса выхода за пределы имеющихся знаний, то есть творчества.
Но большинство авторов не объединяют данные понятия. Так под креативностью Е.И.Николаева понимает особые творческие способности, проявляющиеся в различных видах деятельности человека. Следует, однако, отметить, что некоторые авторы, например Д.Б.Богоявленская, считают творческое мышление неотъемлемой характеристикой личности. Согласно этой точки зрения, проявление творчества зависит не от особых способностей, а от стиля жизни человека, от того, как он реализует себя, а креативность определяют как второстепенное и дополнительное понятие.
В отечественной психологии долгое время понятие креативность не использовалось, включаясь в понятие творчества, даже сейчас некоторые исследователи считают творчество особой чертой личности, а следовательно не признают существования специальных способностей, обуславливающих успешность решения творческих задач и высокий потенциал творческого мышления.
Многие авторы отмечают существование ряда факторов или свойств креативности, но выделяют при этом разнообразные особенности. Так Л.А.Головей и Е.Ф.Рыбалко выделяют ряд факторов согласно исследованиям Дж.Гилфорда и Е.Торренса: оригинальность (как необычность, нестандартность и неповторимость конечного результата), семантическая гибкость (свойство, позволяющее видеть объект под новым углом, придумывать новые способы использования знакомых образов), образная адаптивная гибкость ( способность изменять сам образ объекта, обращать внимание на менее заметные свойства и качества). Семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать идеи в ситуации, которая не содержит предпосылок для создания этих идей). Также авторы добавляют ещё один фактор: способность к обострённому восприятию недостатков.
Но следует отметить, что эти качества в первую очередь характеризуют креативного взрослого, а не креативного ребёнка. Поэтому при выявлении и определении свойств детской творческой направленности целесообразно использовать в качестве факторов детской креативности следующие характеристики одарённости:
1. Опережающее познавательное развитие (широту восприятия, любознательность, стремление к получению наиболее полной информации и созданию альтернативных систем связей, хороший уровень развития речи, внимания и памяти, высокий уровень концентрации и большое упорство при решении задач)
2. Особая психосоциальная чувствительность (обострённое чувство справедливости, изобретательность и богатая фантазия, чувство юмора, недостаточный эмоциональный баланс, преувеличенные страхи, обострённое восприятие невербальных сигналов, возможность негативного самовосприятия)
3. Особые физические характеристики (высокий энергетический уровень при достаточно часто сниженной потребностью во сне, отставание моторной координации от интеллектуального развития, нестабильность зрения до 8 летнего возраста).
В то же время Е.И.Николаева предлагает, оценивая креативность детей, особое внимание обратить на генерирование ими нестандартных идей, то есть на оригинальность ответов детей на вопросы и поиска решения тех или иных задач. А также «в целесообразном варьировании способов действия, в лёгкости перестройки имеющихся знаний, в смене интерпретации свойств объекта с качественным его преобразованием при решении мыслительной задачи». Другими словами Е.И.Николаева приводит свойства креативности, соответствующие факторам по Дж.Гилфорду (оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость), но адаптирует их для детского возраста.
Таким образом, можно говорить о соответствии понятий креативности и творческого мышления как о предпосылках творческой одарённости. Творческое мышление – один из наиболее сложных типов мышления, требующий навыков в применении мыслительных операций и развития специфических качеств (например, оригинальности мышления, самостоятельности и т.д.).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ