Тезисы «Проблема нравственного воспитания подростков как одна из проблем классного руководства»

Плотникова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы, I категория.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»,

Свердловская область, г. Каменск-Уральский.

Тезисы

«Проблема нравственного воспитания подростков как одна из проблем классного руководства».



-Проблема  воспитания – одна из самых острых и актуальных не  только  в  педагогическом, но и социальном плане. Нравственное воспитание подростков является важнейшей целью общества. Ошибки в  нравственном  воспитании  наносят обществу  невосполнимый  урон и носят необратимый характер. По сложившейся традиции в нашем обществе главную роль в плане нравственного воспитания по-прежнему отводят школе и классному руководителю.


- Нравственность – сложное и многогранное понятие. Моральные нормы не  имеют обязательного  характера,    их  соблюдение зависит от самой личности. Нарушители моральных норм в лучшем случае осуждаются    обществом;  а в худшем – равнодушно игнорируются этим обществом.   Таким   образом,   соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным  образом  на сознательности самой  личности,  на  понимание  ею  этих  норм  и  правил  и необходимости их соблюдения.


Процесс  воспитания  осуществляется  в  различных  формах  при   помощи разнообразных методов,  приемов  и  воспитательных  средств.  Формы   воспитания  классифицируют в   зависимости   от   количества воспитанников: охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные  ученики (фронтальная,    групповая,    индивидуальная    работа).  Основные приемы нравственного воспитания – убеждение и упражнение.


- Основные формы и методы  нравственного    убеждения школьников, которые выделяет педагогическая наука: классный час, беседа, читательская конференция, диспут, метод коррекции поведения.


-Выделяют   типа   упражнений:    организация   нравственного   опыта воспитанников  путём  вовлечения   их   в   разнообразную   деятельность   и специальные упражнения для детей (воспитание в труде,  метод игровых ситуаций, методы стимулирования, методы воспитывающих ситуаций, методы дилемм).


- Мы   проанализировали   методы    формирования    нравственного поведения    школьников.   В   реальных   условиях педагогического  процесса  методы   воспитания   выступают   в   сложном   и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не  логика  отдельных «уединенных»   средств,   а   гармонично    организованная    их    система.


    - Система мероприятий по нравственному воспитанию разрабатывалась с учетом особенностей 7 «Б» класса Средней общеобразовательной школы №35 (2011-2012 учебный год): недостаточная степень сплоченности коллектива, неустойчивость и несформированность нравственных позиций, низкий уровень культуры общения и культуры взаимоотношений. Эти особенности были выявлены в результате анкетирования, проведенного в начале учебного года.


- Классный час остается самой распространенной и привычной в современной школе формой убеждения. В связи с этим была разработана серия классных часов по теме «Нравственность» («Добрые слова», «Этикет», «Как избежать конфликтов?», «Добро должно быть с кулаками?», «Что такое милосердие», «Толерантность»). Данные классные часы проводились в открытой форме для классных руководителей школ города.


- Еще одной формой убеждения, принесшей ощутимый результат, была читательская конференция по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции». В рамках конференции обсуждались нравственные проблемы, поднимаемые автором.


- Новой формой убеждения для моего опыта классного руководителя стал диспут «Что значит быть порядочным человеком?». Финал диспута остался открытым. На уроках литературы мы вновь обращаемся к этому вопросу, так как поставить точку здесь достаточно сложно.


- Различные типы упражнений, направленных на воспитание нравственности, позволяет применить и реализовать социально-педагогический проект «Формула смелости – 2013», участником которой стал в этом учебном году 8 «Б». Кроме того, этот проект способствует постоянному взаимодействию с родителями, ставшими равноправными участниками данной игры.


- Результатом такого системного подхода к воспитанию нравственности стало повышение культуры межличностных отношений внутри класса, полное отсутствие конфликтных ситуаций с педагогами и сотрудниками школы, увеличение степени сплоченности коллектива; формирование умения различать понятия нравственность/безнравственность. Администрация школы отмечает положительную динамику в развитии отношений между родительским коллективом и учителями, между учащимися класса.


Список использованных ресурсов:


http://pedsovet.su/load/321-1-0-34463

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ