Тезисы «Проблема нравственного воспитания подростков как одна из проблем классного руководства»
Плотникова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы, I категория.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»,
Свердловская область, г. Каменск-Уральский.
Тезисы
«Проблема нравственного воспитания подростков как одна из проблем классного руководства».
-Проблема воспитания – одна из самых острых и актуальных не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственное воспитание подростков является важнейшей целью общества. Ошибки в нравственном воспитании наносят обществу невосполнимый урон и носят необратимый характер. По сложившейся традиции в нашем обществе главную роль в плане нравственного воспитания по-прежнему отводят школе и классному руководителю.
- Нравственность – сложное и многогранное понятие. Моральные нормы не имеют обязательного характера, их соблюдение зависит от самой личности. Нарушители моральных норм в лучшем случае осуждаются обществом; а в худшем – равнодушно игнорируются этим обществом. Таким образом, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.
−Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Формы воспитания классифицируют в зависимости от количества воспитанников: охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Основные приемы нравственного воспитания – убеждение и упражнение.
- Основные формы и методы нравственного убеждения школьников, которые выделяет педагогическая наука: классный час, беседа, читательская конференция, диспут, метод коррекции поведения.
-Выделяют типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей (воспитание в труде, метод игровых ситуаций, методы стимулирования, методы воспитывающих ситуаций, методы дилемм).
- Мы проанализировали методы формирования нравственного поведения школьников. В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
- Система мероприятий по нравственному воспитанию разрабатывалась с учетом особенностей 7 «Б» класса Средней общеобразовательной школы №35 (2011-2012 учебный год): недостаточная степень сплоченности коллектива, неустойчивость и несформированность нравственных позиций, низкий уровень культуры общения и культуры взаимоотношений. Эти особенности были выявлены в результате анкетирования, проведенного в начале учебного года.
- Классный час остается самой распространенной и привычной в современной школе формой убеждения. В связи с этим была разработана серия классных часов по теме «Нравственность» («Добрые слова», «Этикет», «Как избежать конфликтов?», «Добро должно быть с кулаками?», «Что такое милосердие», «Толерантность»). Данные классные часы проводились в открытой форме для классных руководителей школ города.
- Еще одной формой убеждения, принесшей ощутимый результат, была читательская конференция по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции». В рамках конференции обсуждались нравственные проблемы, поднимаемые автором.
- Новой формой убеждения для моего опыта классного руководителя стал диспут «Что значит быть порядочным человеком?». Финал диспута остался открытым. На уроках литературы мы вновь обращаемся к этому вопросу, так как поставить точку здесь достаточно сложно.
- Различные типы упражнений, направленных на воспитание нравственности, позволяет применить и реализовать социально-педагогический проект «Формула смелости – 2013», участником которой стал в этом учебном году 8 «Б». Кроме того, этот проект способствует постоянному взаимодействию с родителями, ставшими равноправными участниками данной игры.
- Результатом такого системного подхода к воспитанию нравственности стало повышение культуры межличностных отношений внутри класса, полное отсутствие конфликтных ситуаций с педагогами и сотрудниками школы, увеличение степени сплоченности коллектива; формирование умения различать понятия нравственность/безнравственность. Администрация школы отмечает положительную динамику в развитии отношений между родительским коллективом и учителями, между учащимися класса.
Список использованных ресурсов:
http://pedsovet.su/load/321-1-0-34463
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ