Учебный план основного общего образования на 2014-2015 учебный год
УТВЕРЖДАЮ: директор КОУ ВО "Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" _______________ А.В. Шеверев
Учебный план основного общего образования на 2014-2015 учебный год
№ п/п
Учебные предметы
5 кл.
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл
10 кл
Всего
Федеральный компонент
1
Русский язык
5
6
5
5
4
5
30
2
Литература
4
3
4
4
4
4
23
3
Математика
5
5
5
5
5
5
30
4
Информатика и ИКТ
1
2
2
5
5
История
2
2
2
2
2
2
12
6
Обществознание (включая экономику и право)
1
1
1
1
1
5
7
География
1
2
2
2
2
9
8
Природоведение
2
2
9
Физика
2
2
2
3
9
10
Химия
2
2
3
7
11
Биология
1
2
2
2
2
9
12
Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
5
13
Технология
2
2
2
1
7
14
Физическая культура
3
3
3
3
3
3
18
Итого
24
25
29
31
30
32
171
Региональный компонент
15
Русский язык
2
2
2
1
1
1
9
16
Технология
2
2
1
5
17
География
1
1
Обязательная нагрузка
28
30
32
32
31
33
186
Компонент образовательного учреждения
19
Обязательные занятия по выбору обучающихся
1
1
1
3
20
Факультативные занятия: Информатика
Технология
2
2
2
1
1
2
2
7
5
21
Социально-бытовая ориентировка
2
2
1
2
2
1
10
22
Музыкально-ритмические занятия
2
2
23
Дополнительные коррекционные занятия
1
1
1
3
Итого
35
35
35
37
37
37
216
24
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
12
15
18
12
21
12
90
58
49
Общий объём учебного плана
47
50
53
49
306
Пояснительная записка
Учебный план основного общего образования основывается на следующих нормативных документах:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273;
3. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
7. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
8. Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48»;
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О ведении третьего часа физической культуры». Проведение учебного предмета «Физическая культура» в объёме 3-х часов в неделю организовано в соответствии с письмами Минобрнауки России от 30.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья», от 07.09.2010 № ИК-1374/19, Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 № ЮН-02-09/4912.
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 « О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
12. Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253.
Учебный план ориентирован в 5-10 классах – на 34 учебных недели. Обучение ведется по пятидневной рабочей неделе при продолжительности урока – 40 минут. Учебный план как нормативный документ определяет:
1) Продолжительность обучения на весь период получения глухими детьми основного общего образования (6 лет). Специальное образование обучающихся с нарушением слуха имеет более пролонгированную и разветвлённую структуру, чем традиционное общее образование нормально развивающихся детей и подростков. Обусловлено это особыми образовательными потребностями глухих и слабослышащих учащихся, связанных со спецификой их общего и слухоречевого развития и заключающихся в необходимости построения средствами образования «обходных путей» решения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
2) Недельную учебную нагрузку для общеобразовательных и коррекционных курсов, школьного компонента по каждому классу, поскольку в школе для глухих в отличие от общеобразовательной школы введены специфические коррекционные курсы.
3) Итоговое количество учебных часов.
Учебный план школы – интерната предполагает создание благоприятных условий для компенсации проблем развития, вызванных глубоким нарушением слуха и его последствий, раскрытие и развитие способностей обучающихся, обеспечение полноценности их жизни, социальной компетенции, реабилитации и адаптации в обществе.
Цели и задачи учебного плана:
· отработка компонента государственного образовательного стандарта общего образования, определяющего содержание образования, организацию учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учебного заведения;
· формирование у воспитанников системы специальных знаний, умений и навыков во всех изучаемых образовательных областях;
· формирование личности неслышащего обучающегося, его учебной деятельности, развитие устной и письменной речи;
· совершенствование умения пользоваться языком как средством общения по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.
Федеральный компонент основного общего образования представлен следующими образовательными областями: ««Язык», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология».
Образовательная область «Язык» представлена набором коррекционно-образовательных предметов: развитие речи (5-7 класс), грамматика ( 5 - 7 класс), чтение и развитие речи (5 – 6 класс), литературное чтение (7 класс), предметами русский язык и литература в 8-10 классах. Курс изучения русского языка и литературы в средних и старших классах сочетается с коррекционной работой по овладению словесной речью как средством общения и обучения. В силу психо – физических особенностей глухих детей исключается изучение иностранного языка.
Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом с аналогичным названием, предполагает овладение обучающимися арифметикой, алгеброй, геометрией, а также предметом «Информатика и ИКТ» в 8 – 10 классах, направленном на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Область «Обществознание» представлена учебными предметами «История» в объеме 2 часа в неделю в 5-10 классах и «Обществознание» в объеме 1 час в неделю в 6-10 классах, формирующими систему знаний об истории человеческого общества, своей страны, региона, воспитывающими гражданина, патриота.
Область «Естествознание», формирующая целостное представление о мире, единстве и многообразии живого и неживого мира и о месте в нем человека, включает предметы «Природоведение» в 6 классе, «География» и «Биология» в 6-10 классах,
«Физика» и «Химия» в 8-10 классах.
Образовательная область «Искусство» представлена учебным предметом «Изобразительное искусство» в 5- 9 классах, направлена на удовлетворение интересов обучающихся и развитие их художественных способностей. Отсутствие предмета «Музыка» в БУП для С(К)ОУ I вида компенсируется предметом коррекционного блока: «Музыкально-ритмические занятия» в 5 классе.
Образовательная область «Технология» представлена предметом «Технология» 5 -8 классах. Предмет «Технология» включает трудовое обучение обучающихся, воспитанников. При изучении предмета предусматривается деление классов на группы по техническому труду (мальчики) и обслуживающему труду (девочки).
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» исключается в силу ограниченных возможностей учащихся. Однако необходимые знания безопасного поведения в окружающем мире глухие воспитанники получают во внеурочное время на занятиях по ОБЖ.
Область «Физическая культура» представлена в объеме три часа в неделю, направлена на физическое развитие обучающихся, общеоздоравливающие, общеукрепляющие занятия и элементы подготовки по отдельным видам спорта.
Часы регионального компонента направлены на дополнительные занятия по развитию речи в 5 – 7 классах, русскому языку в 8 – 10 классах, географии в 6 классе, а также на дополнительные часы технологии в 5 – 7 классах, поскольку формирование жизненных компетенций имеет важное значение для социализации глухих воспитанников.
Часы компонента образовательного учреждения использованы для увеличения количества часов отдельных предметов федерального компонента базисного учебного плана: обязательные занятия по выбору обучающихся направлены на изучение биологии в 6 классе, химии в 8 и 9 классах; дополнительные коррекционные занятия – на развитие речи в 5 классе и русский язык в 8 – 9 классах. На «Факультативные занятия» по информатике в 5 – 8 классах, с целью подготовки обучающихся к использованию новых информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности; по технологии в 8 – 10 классах с целью профориентации, профильной подготовки на старших годах обучения. А так же на
музыкально-ритмические занятия в 5 классе, которые направлены на обогащение и развитие словаря глухих учащихся, на формирование ритмико-интонационной структуры речи, на развитие остаточного слуха. Предмет «Социально – бытовая ориентировка», направлен на подготовку выпускника к самостоятельной деятельности, формирование его уверенности в себе и облегчение вхождения в жизнь общества, в котором инвалиды по слуху имеют равные права и обязанности.
Объем требований к знаниям и умениям глухих учащихся 5 – 7 классов содержатся в действующей программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2003 года. С 8 класса учебный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса не только в обучении языку, но и другим дисциплинам, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приёмы работы.
Для более полного учета и реализации образовательных возможностей обучающихся в формировании речевой деятельности выделяются часы на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи (РРС и ФПСР), которые проводятся в течение учебного дня в урочное и во внеурочное время. Расписание индивидуальных занятий составляется по скользящему графику. Количество часов в неделю в БУП для С(К)ОУ I вида на этот предмет отводится из расчета 3 часа на одного обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.
Коррекционные курсы присутствуют в учебном плане до конца обучения глухих учащихся. Этим обеспечивается создание особой педагогически организованной слухо-речевой среды, которая служит функциональной поддержкой для формирования у глухих детей фундаментальных способностей, позволяющих усвоить требуемый программой объём знаний и подняться до уровня развития, необходимого для интеграции в обществе. Именно за счёт коррекционных курсов и коррекционного дополнения к содержанию общеобразовательных курсов становится возможным дать глухим детям образование в объёме основной 9-летней школы за 10 лет обучения.
Все общеобразовательные и коррекционные курсы, подкрепляя и дополняя друг друга, направлены на:
стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия, включая слухо-зрительное и слуховое);
создание условий для широкой коммуникативной практики при постоянном пользовании электроакустической аппаратурой;
развитие мотивации и способов использования различных видов речевой деятельности (слухо-зрительное, слуховое восприятие и устное, письменное, устно-дактильное воспроизведение речи);
развитие навыков планирования и прогнозирования деятельности (практической и речевой).
Учебный план обеспечивает единство школьного образования глухих учащихся, непрерывность дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования и возможность дальнейшего обучения молодёжи с недостатками слуха в средних и высших учебных заведениях.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ