Урок на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями»
«Нетрадиционные формы работы с родителями»
(из опыта работы)
Подготовил воспитатель:
Тиунова Татьяна Николаевна
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах работы с родителями.
Задачи:
- распространение опыта работы с родителями в рамках семинара с воспитателями с целью применения его на практике коллегами.
Материал: ИКТ - презентация «Нетрадиционные формы работы с родителями», фотоматериал, стенд с литературой по данному направлению.
Ход выступления:
В настоящее время особой популярностью в работе педагогов с родителями применяются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Через эти формы родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. В своей практике по работе с родителями я применила схему классификации нетрадиционных форм общения Татьяны Викторовны Кротовой (доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ). Она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
С какой целью используется эта форма
Формы проведения общения
1.Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».
Я в своей работе применяю анкетирование. Планируем внедрить в практику «Почтовый ящик».
2. Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
Эта работа в группе так же проводится. Участие родителей и детей в выставках осуществляется:
- внутри дет.сада («Дары Осени», «Символ года – овечка», «Ах, эта шляпка»);
- на уровне города (музей; детская библиотека);
- на федеральном уровне (интернет-конкурсы «Подарок маме», «Пасха»).
3.Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
В своей практике я широко применяю консультации в нетрадиционной форме, через выпуск буклетов. Эти буклеты родители могут взять домой, а не в спешке читать в приемной.
4. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.
Я использую в своей практике форму – мини-библиотека по темам «Здоровье и дети», «Уроки улицы», «Мастерим своими руками».
Наиболее эффективным направлением в работе мною была выбрана досуговая форма организации общения педагогов и родителей. К данной группе относится проведение досугов вне ДОУ таких, как посещение катка, «Художественной галереи», «Городского парада Победы», «Участие в интернет-конкурсах».
Главная цель работы с родителями:
1. установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
2. всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, через организацию досугов с родителями и детьми.
Мною были поставлены следующие задачи:
1. установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей;
2. создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
3. создание здоровьесберегающей образовательной среды;
4. привитие культурных норм.
Для реализации данных задач и эффективности использования досуговой формы сотрудничества с семьей мною уделялось достаточное внимание предварительной работе и педагогическому содержанию мероприятия.
В результате анкетирования была выявлена инициативная группа родителей, у которых проявились организаторские способности. Родителям были даны индивидуальные поручения по привлечению большего количества семей воспитанников к посещению городского катка. Мною проводились в группе беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, показывались приемы катания, что способствовало проявлению интереса у детей к фигурному катанию. В данном мероприятии на начальном этапе приняли участие 5 семей.
На протяжении второй младшей группы посещение катка воспитателями и семьями воспитанников осуществлялось 2 раза в месяц, некоторые семьи проводили свой досуг на катке каждые выходные.
На протяжении средней группы наблюдалось увеличение количества семей (до 9 семей), посещающих каток. Родители и дети занимались как индивидуально, так и посещали секцию фигурного катания (3 человека).
Такая нетрадиционная форма помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Следующая нетрадиционная форма – информационно–коммуникационные технологии.
В результате опросов родителей, были выбраны творческие семьи, привлекли их к участию в интернет-конкурсах (5 семей). Данная форма работы была введена в марте 2010 г. Мною были отправлены работы по темам «Подарок маме», «Пасха» и получены следующие результаты – 1,2,3 места, дипломы были вывешены в приемной «Наши достижения». Родители увидели результат и стали активно интересоваться. Данную форму работы я планирую использовать и в дальнейшем, так как она способствует приобретению опыта партнерских отношений, как в семье, так и между педагогом и семьями воспитанников.
Таким образом, использование досуговой формы и ИКТ способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий в нашей группе и детского сада.
Из выше сказанного следует, что использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ