ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»
















ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




















Братухина Наталья Викторовна,

учитель-логопед













ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Не интеллектуальные преимущества

сделали человека властелином над всем

живущим, но то, что одни мы владеем

руками «этим органом всех органов»,

писал Джордано Бруно.

Слайд 2

В про­цессе эволюции кисть становится не толь­ко исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательни­цей мозга.

Территория проек­ции кисти и особен­но большого пальца в передней и задней центральных извили­нах коры больших по­лушарий мозга имеет почти такую же протя­женность, как все ос­тальное тело. Функция кисти уникальна и уни­версальна. Она ос­новной орган труда во всем его многообра­зии. Рука настолько связана с нашим мыш­лением, с пережива­ниями, трудом, что ста­ла вспомогательной частью нашего языка.

Все то, что есть в человеке не­уловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выраже­ние через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, ус­покоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончай­шие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Если обер­нуться к ис­тории, то ещё наши далёкие предки, в том числе и учёные Востока, иска­ли средства, с помощью ко­торых человек успокаивался, снимался эмоциональный, пси­хологический стресс. Одним из таких способов, пришедших к нам из индийских, китайских лечебно-оздоровительных систем, является воздействие на рефлексогенные зоны, за­ложенные в кистях рук.

Немецкий философ Кант гово­рил, что «рука является вышед­шим наружу мозгом» Исследо­вания современных физиологов подтвердили тесную связь боль­ших полушарий головного мозга с нервными окончаниями, зало­женными в кистях. Утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот, стрессовое состояние вызывает в руках сла­бость, вялость: «Руки отнялись», «Всё валится из рук».

Восточные оздоровительные системы утверждают, что с по­мощью пальцев рук мы можем нормализовать функциональное состояние внутренних органов. Например, японские учёные считают, что массаж большого пальца повышает функциональ­ную активность головного моз­га, желудка, кишечника, печени, сердца. Специалисты по точеч­ному массажу отмечают, что у страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы часто слабые мизинцы, особен­но левый.


Слайд 3

В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Дви­жения пальцев рук в ходе раз­вития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. При­мерно таков же ход развития речи ребёнка, сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Раз­витие движений пальцев, как бы подготавливает почву для фор­мирования речи.

Эксперименты показали, если ребёнок затрудняется показать 1, 2, 3, 4, пальца, зайца из паль­чиков, то и говорит он плохо.





Мелкая моторика — это со­гласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользо­ваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, за­стегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его выс­шие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуля­ционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями не­умелых пальцев отстает в пси­хомоторном развитии, у него воз­никают проблемы с речью.

В мето­дической литературе содержат­ся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые под­тверждают, что тренировка тон­ких движений пальцев рук сти­мулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специаль­но отведенное в течение дня время.

Пальчиковый тренинг дол­жен быть разнообразным, эмо­ционально-приятным, неутоми­тельным и динамичным.

Далее я предложу некоторые упражнения и задания.



Слайд 4

Проблема с почерком - до­вольно распространенная в на­чальной школе. Обучение пись­му - сложный вид работы для любого ребёнка. В исследования многих педагогов и психологов показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и пси­хические нагрузки того же уров­ня, что и космонавты в момент старта.

Навыки письма вообще фор­мируются позже умения читать или считать.

Слайд 5

В формировании на­выка выделяются три основных этапа:

Первый этап, аналитиче­ский, - овладение отдельными элементами действия. При этом большое значение имеет не толь­ко уровень развития ребёнка, но и то, как мы объясняем ребёнку, что именно надо делать, и в какой степени он осознаёт смысл этих действий.

Второй этап, условно назван­ный синтетическим, - соединение отдельных элементов в цело­стное действие.

И третий этап, автоматиза­ция, - это и есть образование навыка как целостного действия, где уже не требуется осознанной регуляции и контроля каждого элемента; письмо идёт, словно само собой. Когда навык дове­дён до автоматизма, вот тогда и появляются плавность, лёгкость, быстрота.

Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движения­ми пальцев и кисти рук). Буквы у таких детей пляшут вкривь и вкось - лезут за строку, падают набок. Пишут такие дети очень медленно, заметен тремор при письме, дополнительные штри­хи, неправильные соединения. Почерк ухудшается даже при не­значительном увеличении ско­рости письма.

Что делать в этом случае?

Лучше, конечно, предупре­дить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы.

Я предлагаю интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координа­цию.


Слайд 6

Развитию мелкой моторики рук способствуют следующие занятия

  • Изготовление бус;

  • Собирание матрешек, мозаики;

  • Застегивание молний, пуговиц, кнопок;

  • Лепка, шнуровка;


Слайд 7

Для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры

«Перебираем крупу» Понадобятся две пустые коробочки и одна - со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками и пр. работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.


«Забей мяч в ворота». Ребенок сидит за столом, в руках у него шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мяч по столу так, чтобы он попал в ворота.


Слайд 8

«Погладим платочки для мамы и для дочки». Перед каждым ребенком – скомканный лист фольги. Нужно пальцами одной руки разгладить лист так, чтобы он не порвался.


Слайд 9

«Сделай так же». У педагога набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребенка – спички и маленький кружок. Взрослый показывает одну карточку 5 секунд. Ребенок запоминает положение человечка и складывает его из спичек и кружка у себя на столе.


Слайд 10

Про­чертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их.


Слайд 11

Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а ря­дом с ней - с внутренней стороны или с наружной.


Слайд 12

Дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку


Слайд 13

Штриховка, раскрашивание рисунков с мел­кими деталями.


Слайд 14

Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги


Слайд 15

Обведи рисунок по точкам


Слайд 16

Нарисуй рядом такую же точно картинку


Слайд 17-19

Очень нравится детям рисо­вать по клеточкам под диктовку («Одна клетка вправо, две вниз и т.д.»). Можно придумать ри­сунок самим или взять образец для вязания, вышивания. В ходе тренировок дрожащие линии по­степенно превратятся в четкие и уверенные.


Слайд 20

Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок.


Слайд 21

Метод «пальчикового» чтения

После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обу­чать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге-слиянии «согласный — гласный» та­ким ориентиром является глас­ный звук. Для этого пригоден метод «пальчикового» чтения с использованием известных символов гласных звуков:

а — большой круг,

у — маленький кружок,

о — овал,

и — полоска.

Гласные звуки — символы красного цвета. Каждому пальчику соответствует свой звук:

большой палец — соглас­ный звук;

указательный — а;

средний — у;

безымянный — о;

мизинец — и.

Согласный звук подставля­ется по мере изучения, место гласного звука не меняется, например:

Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с сим­волами гласных звуков, затем они работают по памяти, ме­няя согласный звук.

Метод «пальчикового» чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чте­нию, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.


Слайд 22

Выполнение игровых заданий способствует развитию сообра­зительности, пространственно­го мышления, математических, творческих способностей детей, общему речевому развитию, а также предупреждению оптиче­ской дисграфии.

Слайд 23

Кроме того, успешность работы по формированию мелкой моторики рук зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии воспитателя, учителя и специалистами школы-интерната.



Вывод:

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным сред­ством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Раз­витие пальцевой моторики подготавливает почву для по­следующего формирования речи. Поскольку существует тес­ная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.


Слайд 24

Таким образом, мелкая моторика пальцев:

  • стимулирует речевое развитие;

  • повышает работоспособность головного мозга;

  • оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.





Литература


  1. Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. – 1999. - № 8.

  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.

  3. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей: Пособие для учителей и родителей – М., 2001.

  4. Дудьев В.П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология . – 1999. - № 4.

  5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. 1973.

  6. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998.

  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998.

  8. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.

  9. Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) //Дошкольное воспитание. – 1976. - № 11.

  10. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под. ред. О.Б. Иншаковой. – М. – Воронеж, 2001.


6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ