Занятия на тему «Моя малая Родина» в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях

Приложение № 1


Занятия на тему «Моя малая Родина» в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Оренбургской области


Рекомендации разработаны с целью оказания помощи педагогам при подготовке, организации и проведении 1 сентября 2014 года занятий в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Оренбургской области уроков на тему «Моя малая Родина».

При подготовке, организации и проведении уроков рекомендуем педагогам учитывать специфику села/района/города. Например, наличие в селе/районе/городе известного исторического объекта, уникального архитектурного сооружения, необычного памятника, спортивных площадок, парков, музыкальной школы и др.

Занятие может проводиться под девизом «Узнаю свою малую Родину и большую». Ниже приведены примерные темы, которые могут служить ориентиром при выборе направления деятельности с дошкольниками или обучающимися. В третьей колонке Таблицы №1 вы можете вписать название объекта своего села/района/города, чтобы в дальнейшем определиться с темой и содержанием занятия.

Таблица №1

п/п

Тема

Название объекта в селе/районе/городе

Оренбуржье историческое


Оренбуржье гостеприимное


Оренбуржье спортивное


Стадионы

Бассейны

Катки

Велотрассы и др.

История моей улицы

Оренбуржье литературное

Памятники, музеи и др.


Оренбуржье читающее


Сельские, районные, городские библиотеки

Оренбуржье многонациональная

Национальная Деревня и др.

Музеи Оренбуржья


Оренбуржье – край, в котором живут сказки

Дом-музей С.Т. Аксакова и др.



На подготовительном этапе педагоги:

  1. определяют тему занятия;

  2. собирают необходимую и актуальную по теме информацию;

  3. определяют ключевые слова, понятия, которые составят основное содержание занятия, с учетом возраста детей, специфики образовательной организации, возможности приглашения известных и авторитетных людей, почетных граждан города;

  4. определяют основной вид деятельности обучающихся на занятии:

- игровая;

- познавательная;

- исследовательская;

- проектная;

- художественная ( продуктивная);

- спортивно-оздоровительная;

- коммуникативная;

- социальная;

- творческая и т.д.

  1. составляют сценарный план занятия.

Основной этап – проведение занятия 1 сентября 2014 года.

Примерная структура занятия:

I. Мотивация деятельности.

Форма проведения: встреча с известными, авторитетными людьми, почетными гражданами, ветеранами; просмотр видеообращения, видеоролика и пр.; введение в игровую ситуацию и т.д.

II. Постановка учебной задачи (для обучающихся), создание проблемной или игровой ситуации (для воспитанников дошкольных организаций).

III. Учебные действия (для обучающихся) или организация образовательной деятельности (для воспитанников дошкольных организаций).

Форма организации: индивидуальная, парная, групповая.

IV. Контроль и оценка/самоконтроль и самоценка (для обучающихся) или подведение итогов (для воспитанников дошкольных организаций).

Результатом занятия могут быть спланированные или скорректированные мероприятия плана воспитательной работы (проекты, акции, флэшмобы, социальные опросы, репортажи, видеосюжеты…)

Например.

Проекты:

  • составление «Карты моего района» (информационная, экологическая, спортивная, для молодой семьи и пр.) для распространения среди жителей района, размещения на сайтах образовательной организации, муниципалитетах района;

  • составление «Маршрута для гостей города» (пешеходный, велосипедный, автобусный);

  • «Выходи играть во двор» - разучивание игр, в которые можно играть во дворе в разные времена года;

  • проекты, которые отражают специфику профилей среднего общего образования (например, социологический опрос, репортаж, различные измерения, эксперименты, исследования, лабораторные работы)

Акции

  • экологические,

  • социальные,

  • информационные,

  • здоровьеформирующие,

  • агитационные,

  • благотворительные и пр.

Социологический опрос (в саду/школе родителей, педагогов; на улице жителей района) с целью благоустройства района, помощи нуждающимся.

Репортаж/интервью/видеосюжет (в детском саду/школе с родителями, педагогами; на улице с жителями района; в учреждениях/организациях района с работниками, служащими; с выпускниками школы.

На заключительном этапе информация о проведении занятия на тему «Моя малая Родина» может быть размещена на сайте образовательной организации.


























Приложение № 2


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМНЫЙ ПРОЕКТ

«ЧУДО РОДИНА МОЯ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

(село, деревня, район, город)


Много чудес на свете,

Много – не сосчитать…

Только одна на планете

Милая Родина-мать.

К одному из главных чудес мы, конечно же, относим нашу Родину – Россию и ее частицу, милую каждому сердцу – малую Родину (родной край, город, село, район).

Ведь край родной – это и вся страна, и тот уголок ее, где ты родился и вырос.

Проект «Чудо Родина моя – моя малая Родина» поможет детям еще больше узнать свой родной край, научит видеть в хорошо знакомых с детства местах что-то новое, чудесное, удивительное и в то же время то, что представляет проблемы, которые необходимо учиться решать с детства.

I.Стартовый период проекта

1. Стартовая программа «Знакомимся с проектом «Чудо Родина моя – моя малая Родина».

2. Большой Совет друзей «Как мы будем участвовать в проекте, посвященном нашей малой Родине?» (проводится совместно с родителями и др. взрослыми).

Формирование творческих групп, создание объединений ребят и взрослых:

-группа историков (изучение и сбор материалов об истории малой родины)

-творческая группа художников, поэтов и прозаиков (рисунки, фотографии, поделки, вышивки, рассказы, стихи и песни, посвященные малой Родине);

-творческая группа мастеров-умельцев (изготавливают сувениры, подарки для замечательных людей);

-объединение защитников природы малой Родины (проводят акции защиты и помощи природе);

- «Пресс-центр» (освещает участие воспитанников в реализации проекта);

-группа книгоиздателей (выпускает книги, посвященные малой Родине, ее красоте, особенностям, замечательным людям, проблемам; книги с рассказами, стихами, рисунками ребят. их учителей и родителей о малой Родине);

-сотрудники зала «Чудо Родина моя – моя малая Родина» (зал оформляется силами ребят и их родителей. Дети готовят экскурсии и проводят их для гостей, для малышей, для сверстников).


II.Основной период проекта

1. Открываем свою любимую малую Родину заново:

- Путешествуем по малой Родине с целью открытия ее красоты, его особенностей, ее Славы, ее проблем.

- Пишем Азбуку «Наша любимая малая Родина от А до Я».

- Собираем мнение жителей «О нашем селе (деревне, районе, городе и о нас» (выделяем хорошее и плохое, то что нравится и не нравится людям, делаем выводы и решаем, чем мы можем помочь нашему району и людям, в нем живущим).

- Изучаем историю малой Родины и проводим итоговую историческую игру «В Зеркале истории малой Родины по имени_____________________».

- Составляем карту Заботы о своей малой Родине и ее людях.

- Проводим Встречи:

  • с ветеранами, тружениками, руководителями;

  • со старожилами.

- Пишем книгу из серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей), посвященную замечательным людям малой Родины.

- Проводим вечера Благодарения ветеранам, труженикам «Вам от души мы говорим спасибо!»;

- Проводим Благотворительный Марафон «Поможем нашим ветеранам», «Подарим Радость ветеранам».

- Открываем свою Доску почета «Ими гордимся, с них берем пример».

- Проводим конкурсы:

  • конкурс-викторина «Что мы знаем о нашей малой Родине и ее людях?»;

  • конкурс-мечта: «Наша малая Родина в будущем»;

  • конкурс мастерства и вдохновения «На крыльях вдохновения», посвященный нашей малой Родине:

  • поэтов и прозаиков «О нашей малой Родине и о нас»;

  • художников «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;

  • фотографов «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;

  • видеофильмов «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;

  • семейных книг, видеофильмов«Судьба семьи в истории моей малой Родины»;

  • экскурсоводов «Мы по нашей малой Родине идем»;

- Проводим творческий вечер наших поэтов, прозаиков, композиторов и художников «Родина моя – души моей частица».

- Выпускаем буклеты, значки, сувениры, посвященные малой Родине.

- Решаем проблемы нашей малой Родины вместе со взрослыми.

- Составляем карту Заботы о малой Родине и ее людях.

- Проводим агитпоход «За Красоту и чистоту малой Родины».


- Проводим акции «Малой Родине – нашу заботу», «Мы - Природе Малой Родины»;

III. Итоговый период проекта:

-Вспоминаем, как мы жили-поживали, участвуя в проекте «Чудо Родина моя – Моя малая Родина»;

-Перечисляем чудеса, которые мы открыли на территории своей малой Родины;

-Устраиваем выставку творческих работ, посвященных малой Родине «Родина моя – души моей частица»;

-Подводим итоги конкурса на лучшую книжку о своей малой Родине;

-Проводим праздник, посвященный своей малой Родине;

-Награждаем всех участников проекта.

Вас, девчонки и мальчишки,

Приглашаем делать книжку

Про чудо-Родину свою по имени


По итогам работы в каждом периоде проекта дети пишут Книжку, посвященную своей малой Родине.



























Приложение № 3


«Здесь родины моей начало»

Проект создания школьной краеведческой энциклопедии Тюльганского района


Данный проект стал победителем конкурса проектов инновационной деятельности классных руководителей «Воспитание оренбуржца XXI века» в номинации «Воспитательная деятельность во внеурочное время».

Автор – Антосюк Любовь Михайловна, классный руководитель 10 а класса, учитель литературы высшей категории, руководитель литобъединения «Тюльганские родники» МОУ «Лицей№1» п.Тюльган Оренбургской области

Извлечения из проекта.

Цель проекта:

Создать и выпустить школьную краеведческую энциклопедию для широкого использования в учебной и внеклассной работе, в дополнительном образовании. В дальнейшем пополнять энциклопедию новыми работами.


Задачи проекта:

  • Организовать разновозрастные группы учащихся для работы над проектом;

  • Определить тематическую направленность краеведческой энциклопедии;

  • Использовать в работе краеведческие исследовательские работы учащихся;

  • Привлечь к исследовательской деятельности широкий круг учащихся;

  • Воспитывать чувство гордости за свой край, за людей, живущих здесь;

  • Развивать творческую активность, умение работать в команде;

  • Обучить всех ребят навыкам оформительской работы на компьютере.


Проект направлен на формирование гражданственного и патриотического сознания учащихся, реализацию творческого потенциала учащихся, воспитание любви к родному краю, к людям, живущим здесь, а также на повышение социальной активности подростков и старшеклассников.


Деятельность по проекту:

В проекте будут участвовать 5 разновозрастных групп ребят по 5 человек под руководством ответственных (учителя, занимающегося исследовательской деятельностью), а также учеников – консультантов 10а класса. Эти группы работают по направлениям: литературное краеведение, география края, биоэкологическое краеведение, этнография, история края. Используя творческие, исследовательские работы ребят, продолжая работать над исследованиями краеведческого характера, собирая информацию, дети готовят к выпуску и выпускают школьную краеведческую энциклопедию Тюльганского района «Здесь родины моей начало». Она будет выпущена в форме большой папки со съемными цветными ламинированными листами формата А-4. Первичное количество страниц - 50. Энциклопедия ежегодно будет пополняться. Съемными листами энциклопедии можно будет пользоваться на уроках, на классных часах, при подготовке к мероприятиям.


Ожидаемые результаты:

Выпущенная энциклопедия будет конкретным продуктом деятельности самих ребят, так как их творческие, исследовательские работы не будут лежать в папках на полках и на дисках в кабинете. Учебная деятельность перейдет в практическую. Дети получат хороший навык творческой, исследовательской деятельности, а также оформительской. Пользоваться энциклопедией будут учителя и учащиеся нашей школы (500 человек), в перспективе – учащиеся и учителя тюльганских школ и жители района.






Режим доступа: http://www.orenklass.narod.ru/zvezd/arhiv2010.html
















Приложение № 4


Рекомендации по проведению классного часа по теме «Оренбургский пуховый платок - гордость Оренбургского края»


Визитной карточкой нашего края стал Оренбургский пуховый платок. Пуховые платки вяжут практически во всех деревнях и селах нашей области. Это уникальный народный промысел.

14 октября 2011 года Оренбургский музей изобразительных искусств и Областной Совет женщин совместно с Оренбургским областным художественным колледжем организует акцию «Покров день - в оренбургском платке». Этой традиции уже три года, она родилась в 2009 году во время проведения Фестиваля Оренбургского пухового платка «От матери - дочери».

Цель акции - сохранение традиций оренбургского народного промысла, передача культурного опыта старшего поколения молодым, патриотическое воспитание молодежи на примерах гордости за исторические национальные символы Оренбуржья.

Предлагаем Вам провести в образовательных организациях ваших территорий классные часы по теме «Оренбургский пуховый платок - гордость Оренбургского края».

В ходе подготовки к классным часам необходимо продумать и подготовить проведение выставок, экспозиций, интернет-выставок, слайды-презентации мастеров этого направления вашей территории.

В зависимости от поставленной цели классного часа, своих возможностей рекомендуем использовать следующие материалы:

  1. Этнографическое обозрение Башкирского Зауралья. К истории пуховязального искусства у башкир (на примере юго-восточных башкир) УРГАЗА.гu Статьи и исследования 2011 -02-16 14_47_5...

  2. Л. И. Володкович//По родному краю (Краеведческие очерки)//Чкаловское книжное издательство, 1954

  1. Николай Струздюмов. Оренбургский платок — пуховязальные места и их обитатели: Очерки. Рассказы. — 207 с. 21 см, М. Современник 1985.

  2. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

  3. «Географический атлас Оренбургской области». — М.: Издательство ДИК, 1999. — 96 с: с ил., карт. Стр. 79.

  4. «Орск. Фотоальбом» — М.: Алгол, 1995. — 128 с: 133 илл.

  5. «Орск. Фотоальбом» — Издательство «Планета», 1985.

  6. «Орденоносное Оренбуржье». Челябинск. Южно-Уральское кн. изд-во, 1968. 392 с. Стр. 274-283.

9. «По родному краю (Краеведческие очерки)». Чкаловское
книжное издательство, 1954 г.

  1. Оренбургский областной музей изобразительных искусств: 50 лет: альбом / сост. Т.В. Орлова. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2010. - 244 с: ил.

  2. Исаенко В.А. Оренбургский государственный академический народный хор . - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2010. - 256 с: ил.

  3. Сценарий праздника «Оренбургский пуховый платок» http://zschool116dn.ru/vospitanie/puch.doc

  4. http://www, orenburgplatok.ru/book/

  5. http://orenlib.ru/


Надеемся, что совместными усилиями мы сможем приобщить детей к культурному опыту старшего поколения и сохранить традиционный оренбургский промысел.
































Приложение № 5


Рекомендации

по проведению часа классного руководства в рамках года культуры, посвященного творчеству С.Т. Аксакова


Каждый учебный год в школе знаменуется выбором тем, которые являются своеобразной доминантой в определении воспитательной составляющей.

Сергей Тимофеевич Аксаков – знаменитый русский писатель, поэт и прозаик, литературный и театральный критик, мемуарист.

Творчество С.Т. Аксакова (20 сентября (1 октября) 1791 г. – 30 апреля (12 мая) 1859 г.) обладает богатейшим педагогическим, воспитательным потенциалом, оно помогает формировать человека, показывает ему, как жить в гармонии с собой и окружающим миром.

В ходе подготовки к уроку необходимо продумать и подготовить проведение выставок, экспозиций, фестивалей, интернет-выставок, конкурсов творческих работ школьников, молодежных конкурсов научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ, юношеских научных чтений, научно-практических конференций.

В качестве наглядного материала могут быть использованы портреты писателя, его семьи и современников, копии документов (автографы писем Аксакова к родным, черновые записи произведений писателя и т.д.), репродукции, фотографии (фотокопии) исторических мест, связанных с деятельностью С.Т. Аксакова, путеводители по музеям Аксакова.

Предлагаем учителям в зависимости от поставленной цели занятия, особенностей класса, своих возможностей использовать для открытого урока 2014-2015 учебного года интересный материал, посвященный С.Т. Аксакову, который вы можете найти на сайте проекта «ЭНИ «Сергей Тимофеевич Аксаков» http://aksakov.do.am.

Данный проект разработан по гранту РГНФ и представляет собой электронное научное издание (ЭНИ), посвященное Сергею Тимофеевичу Аксакову.

Cайт посвящен великому русскому писателю – нашему земляку С.Т. Аксакову. На сайте размещено электронное научное издание (ЭНИ) «С.Т.Аксаков», которое является специализированной информационной системой, включающей в себя: корпус текстов, основанный на наиболее авторитетном научном издании произведений писателя (С.Т. Аксаков. Собрание сочинений. Тт. 1-5. – М., 1966. Под ред. С.И. Машинского), и – в ближайшей перспективе – на рукописных источниках, прежде всего неизданных письмах писателя; текстологический и реальный комментарий к ним; алфавитно-частотный конкорданс произведений С.Т. Аксакова; справочную и биобиблиографическую информацию о семействе Аксаковых (указатели разных типов); летописи жизни и творчества С.Т. Аксакова и И.С. Аксакова; интернет-библиотеку научной литературы о жизни, творчестве и языке писателя (прежде всего это материалы Аксаковских чтений). Поскольку сайт предназначен для использования как в научных, так и в образовательных целях, на нем также размещены методические, иллюстративные материалы, необходимые для проведения соответствующих занятий в школе.






Заместитель и.о. министра О.П. Озерова





Т.И. Вороньжева

43-51-22



































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ