Занятия на тему «Моя малая Родина» в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях
Приложение № 1
Занятия на тему «Моя малая Родина» в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Оренбургской области
Рекомендации разработаны с целью оказания помощи педагогам при подготовке, организации и проведении 1 сентября 2014 года занятий в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Оренбургской области уроков на тему «Моя малая Родина».
При подготовке, организации и проведении уроков рекомендуем педагогам учитывать специфику села/района/города. Например, наличие в селе/районе/городе известного исторического объекта, уникального архитектурного сооружения, необычного памятника, спортивных площадок, парков, музыкальной школы и др.
Занятие может проводиться под девизом «Узнаю свою малую Родину и большую». Ниже приведены примерные темы, которые могут служить ориентиром при выборе направления деятельности с дошкольниками или обучающимися. В третьей колонке Таблицы №1 вы можете вписать название объекта своего села/района/города, чтобы в дальнейшем определиться с темой и содержанием занятия.
Таблица №1
№ п/п
Тема
Название объекта в селе/районе/городе
Оренбуржье историческое
Оренбуржье гостеприимное
Оренбуржье спортивное
Стадионы
Бассейны
Катки
Велотрассы и др.
История моей улицы
…
Оренбуржье литературное
Памятники, музеи и др.
Оренбуржье читающее
Сельские, районные, городские библиотеки
Оренбуржье многонациональная
Национальная Деревня и др.
Музеи Оренбуржья
Оренбуржье – край, в котором живут сказки
Дом-музей С.Т. Аксакова и др.
На подготовительном этапе педагоги:
определяют тему занятия;
собирают необходимую и актуальную по теме информацию;
определяют ключевые слова, понятия, которые составят основное содержание занятия, с учетом возраста детей, специфики образовательной организации, возможности приглашения известных и авторитетных людей, почетных граждан города;
определяют основной вид деятельности обучающихся на занятии:
- игровая;
- познавательная;
- исследовательская;
- проектная;
- художественная ( продуктивная);
- спортивно-оздоровительная;
- коммуникативная;
- социальная;
- творческая и т.д.
составляют сценарный план занятия.
Основной этап – проведение занятия 1 сентября 2014 года.
Примерная структура занятия:
I. Мотивация деятельности.
Форма проведения: встреча с известными, авторитетными людьми, почетными гражданами, ветеранами; просмотр видеообращения, видеоролика и пр.; введение в игровую ситуацию и т.д.
II. Постановка учебной задачи (для обучающихся), создание проблемной или игровой ситуации (для воспитанников дошкольных организаций).
III. Учебные действия (для обучающихся) или организация образовательной деятельности (для воспитанников дошкольных организаций).
Форма организации: индивидуальная, парная, групповая.
IV. Контроль и оценка/самоконтроль и самоценка (для обучающихся) или подведение итогов (для воспитанников дошкольных организаций).
Результатом занятия могут быть спланированные или скорректированные мероприятия плана воспитательной работы (проекты, акции, флэшмобы, социальные опросы, репортажи, видеосюжеты…)
Например.
Проекты:
составление «Карты моего района» (информационная, экологическая, спортивная, для молодой семьи и пр.) для распространения среди жителей района, размещения на сайтах образовательной организации, муниципалитетах района;
составление «Маршрута для гостей города» (пешеходный, велосипедный, автобусный);
«Выходи играть во двор» - разучивание игр, в которые можно играть во дворе в разные времена года;
проекты, которые отражают специфику профилей среднего общего образования (например, социологический опрос, репортаж, различные измерения, эксперименты, исследования, лабораторные работы)
Акции
экологические,
социальные,
информационные,
здоровьеформирующие,
агитационные,
благотворительные и пр.
Социологический опрос (в саду/школе родителей, педагогов; на улице жителей района) с целью благоустройства района, помощи нуждающимся.
Репортаж/интервью/видеосюжет (в детском саду/школе с родителями, педагогами; на улице с жителями района; в учреждениях/организациях района с работниками, служащими; с выпускниками школы.
На заключительном этапе информация о проведении занятия на тему «Моя малая Родина» может быть размещена на сайте образовательной организации.
Приложение № 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМНЫЙ ПРОЕКТ
«ЧУДО РОДИНА МОЯ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
(село, деревня, район, город)
Много чудес на свете,
Много – не сосчитать…
Только одна на планете
Милая Родина-мать.
К одному из главных чудес мы, конечно же, относим нашу Родину – Россию и ее частицу, милую каждому сердцу – малую Родину (родной край, город, село, район).
Ведь край родной – это и вся страна, и тот уголок ее, где ты родился и вырос.
Проект «Чудо Родина моя – моя малая Родина» поможет детям еще больше узнать свой родной край, научит видеть в хорошо знакомых с детства местах что-то новое, чудесное, удивительное и в то же время то, что представляет проблемы, которые необходимо учиться решать с детства.
I.Стартовый период проекта
1. Стартовая программа «Знакомимся с проектом «Чудо Родина моя – моя малая Родина».
2. Большой Совет друзей «Как мы будем участвовать в проекте, посвященном нашей малой Родине?» (проводится совместно с родителями и др. взрослыми).
Формирование творческих групп, создание объединений ребят и взрослых:
-группа историков (изучение и сбор материалов об истории малой родины)
-творческая группа художников, поэтов и прозаиков (рисунки, фотографии, поделки, вышивки, рассказы, стихи и песни, посвященные малой Родине);
-творческая группа мастеров-умельцев (изготавливают сувениры, подарки для замечательных людей);
-объединение защитников природы малой Родины (проводят акции защиты и помощи природе);
- «Пресс-центр» (освещает участие воспитанников в реализации проекта);
-группа книгоиздателей (выпускает книги, посвященные малой Родине, ее красоте, особенностям, замечательным людям, проблемам; книги с рассказами, стихами, рисунками ребят. их учителей и родителей о малой Родине);
-сотрудники зала «Чудо Родина моя – моя малая Родина» (зал оформляется силами ребят и их родителей. Дети готовят экскурсии и проводят их для гостей, для малышей, для сверстников).
II.Основной период проекта
1. Открываем свою любимую малую Родину заново:
- Путешествуем по малой Родине с целью открытия ее красоты, его особенностей, ее Славы, ее проблем.
- Пишем Азбуку «Наша любимая малая Родина от А до Я».
- Собираем мнение жителей «О нашем селе (деревне, районе, городе и о нас» (выделяем хорошее и плохое, то что нравится и не нравится людям, делаем выводы и решаем, чем мы можем помочь нашему району и людям, в нем живущим).
- Изучаем историю малой Родины и проводим итоговую историческую игру «В Зеркале истории малой Родины по имени_____________________».
- Составляем карту Заботы о своей малой Родине и ее людях.
- Проводим Встречи:
с ветеранами, тружениками, руководителями;
со старожилами.
- Пишем книгу из серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей), посвященную замечательным людям малой Родины.
- Проводим вечера Благодарения ветеранам, труженикам «Вам от души мы говорим спасибо!»;
- Проводим Благотворительный Марафон «Поможем нашим ветеранам», «Подарим Радость ветеранам».
- Открываем свою Доску почета «Ими гордимся, с них берем пример».
- Проводим конкурсы:
конкурс-викторина «Что мы знаем о нашей малой Родине и ее людях?»;
конкурс-мечта: «Наша малая Родина в будущем»;
конкурс мастерства и вдохновения «На крыльях вдохновения», посвященный нашей малой Родине:
поэтов и прозаиков «О нашей малой Родине и о нас»;
художников «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;
фотографов «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;
видеофильмов «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;
семейных книг, видеофильмов«Судьба семьи в истории моей малой Родины»;
экскурсоводов «Мы по нашей малой Родине идем»;
- Проводим творческий вечер наших поэтов, прозаиков, композиторов и художников «Родина моя – души моей частица».
- Выпускаем буклеты, значки, сувениры, посвященные малой Родине.
- Решаем проблемы нашей малой Родины вместе со взрослыми.
- Составляем карту Заботы о малой Родине и ее людях.
- Проводим агитпоход «За Красоту и чистоту малой Родины».
- Проводим акции «Малой Родине – нашу заботу», «Мы - Природе Малой Родины»;
III. Итоговый период проекта:
-Вспоминаем, как мы жили-поживали, участвуя в проекте «Чудо Родина моя – Моя малая Родина»;
-Перечисляем чудеса, которые мы открыли на территории своей малой Родины;
-Устраиваем выставку творческих работ, посвященных малой Родине «Родина моя – души моей частица»;
-Подводим итоги конкурса на лучшую книжку о своей малой Родине;
-Проводим праздник, посвященный своей малой Родине;
-Награждаем всех участников проекта.
Вас, девчонки и мальчишки,
Приглашаем делать книжку
Про чудо-Родину свою по имени
По итогам работы в каждом периоде проекта дети пишут Книжку, посвященную своей малой Родине.
Приложение № 3
«Здесь родины моей начало»
Проект создания школьной краеведческой энциклопедии Тюльганского района
Данный проект стал победителем конкурса проектов инновационной деятельности классных руководителей «Воспитание оренбуржца XXI века» в номинации «Воспитательная деятельность во внеурочное время».
Автор – Антосюк Любовь Михайловна, классный руководитель 10 а класса, учитель литературы высшей категории, руководитель литобъединения «Тюльганские родники» МОУ «Лицей№1» п.Тюльган Оренбургской области
Извлечения из проекта.
Цель проекта:
Создать и выпустить школьную краеведческую энциклопедию для широкого использования в учебной и внеклассной работе, в дополнительном образовании. В дальнейшем пополнять энциклопедию новыми работами.
Задачи проекта:
Организовать разновозрастные группы учащихся для работы над проектом;
Определить тематическую направленность краеведческой энциклопедии;
Использовать в работе краеведческие исследовательские работы учащихся;
Привлечь к исследовательской деятельности широкий круг учащихся;
Воспитывать чувство гордости за свой край, за людей, живущих здесь;
Развивать творческую активность, умение работать в команде;
Обучить всех ребят навыкам оформительской работы на компьютере.
Проект направлен на формирование гражданственного и патриотического сознания учащихся, реализацию творческого потенциала учащихся, воспитание любви к родному краю, к людям, живущим здесь, а также на повышение социальной активности подростков и старшеклассников.
Деятельность по проекту:
В проекте будут участвовать 5 разновозрастных групп ребят по 5 человек под руководством ответственных (учителя, занимающегося исследовательской деятельностью), а также учеников – консультантов 10а класса. Эти группы работают по направлениям: литературное краеведение, география края, биоэкологическое краеведение, этнография, история края. Используя творческие, исследовательские работы ребят, продолжая работать над исследованиями краеведческого характера, собирая информацию, дети готовят к выпуску и выпускают школьную краеведческую энциклопедию Тюльганского района «Здесь родины моей начало». Она будет выпущена в форме большой папки со съемными цветными ламинированными листами формата А-4. Первичное количество страниц - 50. Энциклопедия ежегодно будет пополняться. Съемными листами энциклопедии можно будет пользоваться на уроках, на классных часах, при подготовке к мероприятиям.
Ожидаемые результаты:
Выпущенная энциклопедия будет конкретным продуктом деятельности самих ребят, так как их творческие, исследовательские работы не будут лежать в папках на полках и на дисках в кабинете. Учебная деятельность перейдет в практическую. Дети получат хороший навык творческой, исследовательской деятельности, а также оформительской. Пользоваться энциклопедией будут учителя и учащиеся нашей школы (500 человек), в перспективе – учащиеся и учителя тюльганских школ и жители района.
Режим доступа: http://www.orenklass.narod.ru/zvezd/arhiv2010.html
Приложение № 4
Рекомендации по проведению классного часа по теме «Оренбургский пуховый платок - гордость Оренбургского края»
Визитной карточкой нашего края стал Оренбургский пуховый платок. Пуховые платки вяжут практически во всех деревнях и селах нашей области. Это уникальный народный промысел.
14 октября 2011 года Оренбургский музей изобразительных искусств и Областной Совет женщин совместно с Оренбургским областным художественным колледжем организует акцию «Покров день - в оренбургском платке». Этой традиции уже три года, она родилась в 2009 году во время проведения Фестиваля Оренбургского пухового платка «От матери - дочери».
Цель акции - сохранение традиций оренбургского народного промысла, передача культурного опыта старшего поколения молодым, патриотическое воспитание молодежи на примерах гордости за исторические национальные символы Оренбуржья.
Предлагаем Вам провести в образовательных организациях ваших территорий классные часы по теме «Оренбургский пуховый платок - гордость Оренбургского края».
В ходе подготовки к классным часам необходимо продумать и подготовить проведение выставок, экспозиций, интернет-выставок, слайды-презентации мастеров этого направления вашей территории.
В зависимости от поставленной цели классного часа, своих возможностей рекомендуем использовать следующие материалы:
Этнографическое обозрение Башкирского Зауралья. К истории пуховязального искусства у башкир (на примере юго-восточных башкир) УРГАЗА.гu Статьи и исследования 2011 -02-16 14_47_5...
Л. И. Володкович//По родному краю (Краеведческие очерки)//Чкаловское книжное издательство, 1954
Николай Струздюмов. Оренбургский платок — пуховязальные места и их обитатели: Очерки. Рассказы. — 207 с. 21 см, М. Современник 1985.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
«Географический атлас Оренбургской области». — М.: Издательство ДИК, 1999. — 96 с: с ил., карт. Стр. 79.
«Орск. Фотоальбом» — М.: Алгол, 1995. — 128 с: 133 илл.
«Орск. Фотоальбом» — Издательство «Планета», 1985.
«Орденоносное Оренбуржье». Челябинск. Южно-Уральское кн. изд-во, 1968. 392 с. Стр. 274-283.
9. «По родному краю (Краеведческие очерки)». Чкаловское
книжное издательство, 1954 г.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств: 50 лет: альбом / сост. Т.В. Орлова. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2010. - 244 с: ил.
Исаенко В.А. Оренбургский государственный академический народный хор . - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2010. - 256 с: ил.
Сценарий праздника «Оренбургский пуховый платок» http://zschool116dn.ru/vospitanie/puch.doc
Надеемся, что совместными усилиями мы сможем приобщить детей к культурному опыту старшего поколения и сохранить традиционный оренбургский промысел.
Приложение № 5
Рекомендации
по проведению часа классного руководства в рамках года культуры, посвященного творчеству С.Т. Аксакова
Каждый учебный год в школе знаменуется выбором тем, которые являются своеобразной доминантой в определении воспитательной составляющей.
Сергей Тимофеевич Аксаков – знаменитый русский писатель, поэт и прозаик, литературный и театральный критик, мемуарист.
Творчество С.Т. Аксакова (20 сентября (1 октября) 1791 г. – 30 апреля (12 мая) 1859 г.) обладает богатейшим педагогическим, воспитательным потенциалом, оно помогает формировать человека, показывает ему, как жить в гармонии с собой и окружающим миром.
В ходе подготовки к уроку необходимо продумать и подготовить проведение выставок, экспозиций, фестивалей, интернет-выставок, конкурсов творческих работ школьников, молодежных конкурсов научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ, юношеских научных чтений, научно-практических конференций.
В качестве наглядного материала могут быть использованы портреты писателя, его семьи и современников, копии документов (автографы писем Аксакова к родным, черновые записи произведений писателя и т.д.), репродукции, фотографии (фотокопии) исторических мест, связанных с деятельностью С.Т. Аксакова, путеводители по музеям Аксакова.
Предлагаем учителям в зависимости от поставленной цели занятия, особенностей класса, своих возможностей использовать для открытого урока 2014-2015 учебного года интересный материал, посвященный С.Т. Аксакову, который вы можете найти на сайте проекта «ЭНИ «Сергей Тимофеевич Аксаков» http://aksakov.do.am.
Данный проект разработан по гранту РГНФ и представляет собой электронное научное издание (ЭНИ), посвященное Сергею Тимофеевичу Аксакову.
Cайт посвящен великому русскому писателю – нашему земляку С.Т. Аксакову. На сайте размещено электронное научное издание (ЭНИ) «С.Т.Аксаков», которое является специализированной информационной системой, включающей в себя: корпус текстов, основанный на наиболее авторитетном научном издании произведений писателя (С.Т. Аксаков. Собрание сочинений. Тт. 1-5. – М., 1966. Под ред. С.И. Машинского), и – в ближайшей перспективе – на рукописных источниках, прежде всего неизданных письмах писателя; текстологический и реальный комментарий к ним; алфавитно-частотный конкорданс произведений С.Т. Аксакова; справочную и биобиблиографическую информацию о семействе Аксаковых (указатели разных типов); летописи жизни и творчества С.Т. Аксакова и И.С. Аксакова; интернет-библиотеку научной литературы о жизни, творчестве и языке писателя (прежде всего это материалы Аксаковских чтений). Поскольку сайт предназначен для использования как в научных, так и в образовательных целях, на нем также размещены методические, иллюстративные материалы, необходимые для проведения соответствующих занятий в школе.
Заместитель и.о. министра О.П. Озерова
Т.И. Вороньжева
43-51-22
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ