План: Вступление 3 Пути развития образного мышления: 4 1 этап упражнения по развитию образного мышления 5-6
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Волжская городская станция юных техников»
Реферат на тему:
Развитие образного мышления у младших школьников.
Работа выполнена
педагогом доп. образования
кружка НТМ СЮТ г.Волжска
Неонилиной И.Н.
г.Волжск 2007г.
План:
Вступление 3
Пути развития образного мышления: 4
1 этап – упражнения по развитию образного мышления 5-6
2 этап – упражнения по созданию из геометрических фигур силуэтов технических объектов на плоскости 7-10
Развитие образного мышления – подготовка к объемному моделированию 11-12
Заключение 13
Литература 14
Вступление.
В современных требованиях к обучению, воспитанию и подготовке школьников к труду важное место отведено форированию активных, творческих сторон личности.
Интерес к технике дети проявляют с ранних лет. Используя и удовлетворяя этот интерес в работе с младшими школьниками, можно организовать целенаправленные занятия по обучению их конструированию технических объектов. Готовить младших школьников к конструкторсктехнологической деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство изделия.
Техническое моделирование – один из видов конструкторско-технологической деятельности школьников. Под техническим моделированием школьников принято понимать создание ими макетов и действующих моделей.
Основные задачи занятий по начальному техническому моделированию следующие:
Закреплять и расширять знания, полученные на уроках;
Совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда;
Расширять политехнический кругозор;
Продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта) ;
Пробуждать любознательность иинтерес к устройству простейших технических объектов;
Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов;
Развивать смекалку детей, изобретательность и интерес к поисковой творческой деятельности. Важно определить комплекс средств и методов учебно-воспитательной работы. Под комплексом понимается не произвольный набор средств и методов, а такая их совокупность, которая подчиняется определенным требованиям. Одно из ведущих требований состоит в том, что с помощью комплекса средств и методов должны быть сформированы все составляющие содержание подготовки: политехнические понятия , образное мышление, а также умения и навыки в практической работе. При подборе средств и методов учебно-воспитательной работы учитываются также возрастные особенности младших школьников. Известно, что в возрасте 7-9 лет у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Познавательно-развивающие игры, формирующие у младших школьников политехнические понятия и знакомящие их с работой машин, механизмов, с производством и трудовой деятельностью человека способствуют возникновению и развитию интереса у детей к устройству различных технических объектов, их производству, к творческой деятельности людей.
Пути развития образного мышления.
Новая информация в процессе игры создает у детей новые впечатления о жизни и технике; у ребят возникают мысленно технические образы, рождаются замыслы, которые они хотели бы воплотить в реальные изделия. Но одного желания недостаточно для включения младших школьников в творческую деятельность. Важно научить их грамотно и наглядно выражать свои замыслы. У ребят мало опыта в графической работе, они затрудняются показать наглядно свой замысел. Поэтому следующим этапом в развитии творческих технических способностей младших школьников должна быть работа, направленная на формирование образного мышления, а также умений выражать свои творческие замыслы на плоскости. Один из приемов в этой работе с младшими школьниками – обучение их созданию силуэтов технических объектов из плотной бумаги. При этом необходимо решать следующие педагогические задачи:
Научить детей рассматривать все встречающиеся им предметы и технические объекты как совокупность геометрических тел и фигур, которые известны младшим школьникам;
Сформировать умение мысленно расчленять технические объекты на отдельные части;
Научить представлять каждую часть в виде геометрических тел и фигур и сравнивать отдельные части с теми или иными геометрическими телами и фигурами;
Дать первоначальное представление о том, что объемные предметы можно показать в виде плоскостного изображения;
Научить складывать из геометрических фигур, вырезанных из плотной бумаги, силуэт желаемого технического объекта.
Поставленные задачи целесообразно решать в два этапа: на первом – развивать пространственное представление и образное мышление младших школьников путем систематических упражнений; на втором – научить практически создаватьиз геометрических фигур силуэты технических объектов на плоскости. Умение мысленно представлять в пространстве предметы, различать их отдельные части и понимать взаимосвязь деталей в объекте, а также практически выражать техническую мысль на плоскости накапливается постепенно, и обучение ведется от простого к сложному.
1 этап.
Упражнения по развитию образного мышления.
На одном из первых занятий можно показать детям картинки, рисунки, фотографии технических объектов, где хорошо просматривается их характерный силуэт, и дать понятия, что такое контур и что такое силуэт, а главное – показать разницу между ними. При этом постараться доказать,что каждый предмет или технический объект имеет свои оертания. Линия, которая передает эти очертания, есть контур. Так же как каждый предмет ил технический объект может иметь свою тень, темное пятно, которое передает очертания предмета, - его силуэт. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать его ножницами по контурной линии, то образуется силуэт. Эту разницу между контуром и силуэтом лучше показать детям наглядно.
На большом листе бумаги нарисовать контур грузовой автомашины так, чтобы кузов, кабина и двигатель имели прямоугольные формы, а колеса – форму окружности. Такое изображение называют контурным. Затем вырезать рисунок по контурным линиям и показать детям как образуется силуэт машины. Силуэт разрезать на части и получатся два круга и прямоугольники. Этот простой пример наглядно показывает учащимся, что силуэт объекта можно рассматривать как совокупность геометрических фигур. Безусловно, не каждый силуэт объекта можно разделить на такие части, которые по форме имели бы четкие очертания простейших геометрических фигур. На первое занятие желательно подобрать характерные примеры, а затем объяснить школьникам, что если отдельная часть объекта не имеет четких очертаний геометрической фигуры, известной младшим школьникам, то ее надо попытаться разделить еще раз, пока цель не будет достигнута. Целесообразно будет объяснить детям, что, рассматривая и изучая форму любого объекта, надо стремиться увидеть в нем обобщенный образ, который состоит в основном из геометрических форм, которые они изучали на уроках в школе и на занятиях в кружке.
Контурное очертание грузовика.
Силуэт грузовика.
Пример деления силуэта грузовика на части (геометрические фигуры).
2 этап.
Упражения по созданию из геометрических фигур силуэтов технических объектов на плоскости.
На этом этапе работы можнорассмотреть со школьниками иллюстрации различных машин, а лучше организовать экскурсию на ближайшую стройку, вокзал, производство, с тем чтобы на конкретных машинах и устройствах показать детям, как надо изучать форму технических объектов и зрительно запоминать ее. Кроме того, наглядно показать детям отдельные части технических объектов, научить мысленно сравнивать каждую часть объекта с геометрическими телами и фигурами. Надо выработать у ребят умение мысленно расчленять форму технических объектов, сравнивать и представлять отдельные части ее в виде геометрических тел и фигур. Например, вагон можно сравнить с прямоугольной правильной призмой. В плоскостном изображении, если смотреть на него точно сбоку, - это прямоугольник. Колеса вагона можно сравнить с цилиндром небольшой высоты, а в плоскостном изображении – это круг.
Разбирая с ребятами такой илиподобный примеры, полезно вспомнить с ними учебный материал о геометрических фигурах. Хорошо показать им наглядные пособия прямоугольной призмы и цилиндра, обратив внимание на то, что, если призма прямоугольная, она может быть только четырехугольной. В присутствии учащихся руководитель вырезает из плотной бумаги прямоугольник, равный по величине боковой грани призмы, и объясняет, что этот прямоугольник может быть силуэтом корпуса вагона. Затем он вырезает кружочки (основание цилиндра), которые являются силуэтами, но уже колес вагона. Далее руководитель предлагает ребятам сложить (собрать) силуэт вагона. Для младших школьников должно быть наглядно и понятно, как можно изобразить на плоскости объемный предмет, т.е. создать силуэт.
Для закрепления полученных сведений надо разобрать сразу же по этому принципу силуэты некоторых технических бъектов: ракеты, самолета, самосвала и т.д. На конкретных примерах дети убеждаются в том, что форму технических объектов можно сравнивать с геометрическими формами, можно мысленно разделить на части и в итоге получить плоскостное изображение в виде силуэта. Так постепенно дети учатся сводить любую конструкцию доступную младшим школьникам, к совокупности простых геометрических тел и фигур.
Работа по развитию образного мышления – процесс длительный, во многом зависящий от условий, индивидуальных способностей и подготовки школьников. Но опыт показывает, что такой прием в работе доступен младшим школьникам и приближает их мышление к практическим действиям, т.е. способствует формированию умений выразить мысленный образ на плоскости. Эффективным средством в этой работе является учебное пособие «Геометрический конструктор». Это своеобразная игра по принципу мозаики, которая состоит из набора геометрических фигур, разных по форме, цвету и величине. Такой геометрический конструктор ребята выполняют из плотной бумаги на практических занятиях.
В школе на уроках труда уже первоклассник должен уметь вырезать из нелинованной бумаги прямоугольник, квадрат, многоугольник, уметь определить форму окружающих предметов и их частей.
Во втором классе познания и умения ребят расширяются и углубляются, а учащиеся третьего класса должны уметь строить геометрические фигуры при помощи чертежных инструментов, вычислять площадь прямоугольных фигур, применять масштаб, устанавливать равенство частей фигур на глаз, путем наложения и т.д. Поэтому изготовление набора геометрических фигур не вызывает затруднения. Как правило, ребята активно включаются в работу, им не терпится сразу же сложить, собрать силуэты таких технических объектов, которые им больше всего нравятся, или тех, которые они видели на экскурсии. Дети выполняют рисунки по памяти, представлению, а часто и по воображению, сначала простые силуэты (вагона, автобуса, троллейбуса, грузовой автомашины, ракеты, самолета и т.д.), а затем более сложные. На последующих занятиях, когда у них появится некоторый опыт в подобной работе, геометрический конструктор можно дополнить правильным шестиугольником, параллелограммом, равнобедренной трапецией, частями геометрических фигур (часть круга и т.д.). При этом можно создать силуэты более сложных устройств, таких, как часы, весы и др., где нужно построить многоугольник заданного размера, определить пропорциональность отдельных частей, применить масштаб и т.д.
При выполнении более сложных геометрических фигур необходимы дополнительные пояснения младшим школьникам с учетом учебных программ и возрастных особенностей ребят. Построение более сложных геометрических фигур рекомендуется выполнять младшим школьникам на клетчатой или миллиметровой бумаге, а затем переносить контурное изображение на нелинованную бумагу или картон. На итоговых занятиях с геометрическим конструктором важно добиться того, чтобы учащиеся собирали силуэт задуманного технического объекта не только из имеющихся в наборе фигур, но и могли дополнить силуэт элементами, которых не хватает по замыслу. Познакомившись с таким приемом работы и опираясь на свои знания, умения, навыки, школьник способен создать образ, силуэт почти любой конструкции, взяв за основу геометрические формы.
В начальном техническом моделировании создание силуэта, т.е. практическое выражение мысленного образа на плоскости необходимо как процесс творческого поиска и планирования практических действий в ходе осуществления своего замысла. Выполненный силуэт помогает начинающим моделистам нагляднее представить будущее изделие, яснее увидеть этапы дальнейших практических действий, обсудив свой замысел с товарищами по работе и руководителем кружка. Бывает, что в процессе работы ребята меняют свои замыслы и проверяют целесообразность изменений на силуэте. Особенно эффективно применение такого приема в коллективной работе, когда форму и устройство объекта решает группа ребят.
Каждый может или защитить свое предложение, создав силуэт, или отказаться от своей идеи, увидев несостоятельность ее уже в плоскостном изображении.
Приведенные примеры подтверждают, что пользуясь вышеуказанным приемом в работе, дети выражают свои конструкторские идеи, как и взрослые, в плоскостном изображении, только не в виде чертежа, а в виде силуэта. Опыт показывает, что такой метод работы с младшими школьниками способствует закреплению и углублению учебного материала; расширению политехнического кругозора, развитию пространственного представления и воображения; приближению мышления младших школьников к чтению, а затем составлению чертежа; формированию технического мышления и приближения его к практическим действиям. Таким образом, создание силуэта для младших школьников является не только способом наглядного выражения мысленного образа, но и средством перехода к графическому плоскостному изображению, к моделированию реального образа контурных, а затем и объемных моделей.
Развитие образного мышления – подготовка к объемному моделированию.
Объемному моделированию предшествуют разные пути и способы развития образного мышления. Объемные макеты и модели являются более совершенными образами технических объектов. Их изготовление – это следующая по сложности стадия работы по начальному техническому моделированию.
Специфика внеклассной работы по техническому моделированию позволяет закрепить, углубить и логически продолжить учебную работу, а также решить некоторые дополнительные задаи:
Познакомить младших школьников с простейшими геометрическими телами, форма которых используется в НТМ (куб, правильная прямоугольная призма, цилиндр, конус).
Научить выполнять развертки – выкройки простейших геометрических тел и предметов.
Научить читать графическое изображение простых по форме объемных объектов (технический рисунок, чертеж развертки, простейшие эскизы, чертежи) и создавать образы технических объектов из объемных деталей.
Развитию образного мышления школьников помогают цеенаправленно организованные игры с деревянными наборами – конструкторами (кубики, прямоугольные призмы, цилиндры, конусы и т.д.) и конструкторами «Лего».
Работу по изготовлению объемных макетов и моделей технических объектов можно начать с использования готовых форм. Например, бумажная тара (коробки из-под пищевых продуктов, косметиеских и моющих средств, из-под лекарств и т.д.) часто имеет в своей основе форму геометрических тел, и, манипулируя ими, можно изготовить самые различные макеты и модели технических объектов.
Объемное моделирование из бумаги и картона, где требуется уметь построить чертеж развертки и выполнить ее, заслуживает особого внимания. Младшие школьники на занятиях в кружке выполняют чертеж развертки на миллиметровой бумаге, что значительно облегчает построение. Выполненный чертеж развертки наклеивают на изнаночную сторону плотной бумаги и вырезают по контуру.
В процессе изготовления моделей технических объектов как из готовых коробок, так и из разверток простых геометрических тел важно объяснить учащимся, что форму почти любого технического объекта можно свести к совокупности геометрических тел. И что, владея способами изготовления разверток простых геометрических тел, можно почти любой собственный замысел воплотить в реальную поделку.
Построение чертежа развертки и выкройки четырехгранной правильной призмы.
Заключение.
Таким образом, внеклассные занятия по техническому моделированию в сочетании с уроками трудового обучения и математики обеспечат развитие у детей пространственных представлений, умение мысленно переходить от условных плоскостных изображений на чертеже к восстановлению объемных форм самоделок и, наоборот, изображать на чертеже или эскизе в условных формах объемные предметы, которые им предстоит изготовить. Занятия в кружках технического моделирования оказывают влияние на развитие личности школьника:
Во-первых, работа над моделями способствует развитию точности восприятия, наблюдательности. Для выполнения ее требуется не просто наличие в голове ребенка общего представления о том, что надо изготовить. Ему надо иметь представление о форме и размерах каждой части модели, о ее расположении и соединении с другими частями и т.д. Чтобы все это знать, он должен внимательно наблюдать объект моделирования в натуре или его изображение и нужное запомнить. Можно использовать картины и фотоснимки.
Во-вторых, изготовление модели вызывает активное мышление школьника. При моделировании он обязательно встретится с необходимостью решить ряд практических и мыслительных задач, связанных с выбором наиболее подходящего материала, способов изготовления и соединения деталей, приданием модели возможно большего сходства с прототипом. Это требует умения применять приобретенный ранее опыт в новых условиях, требует сообразительности, смекалки.
В-третьих, работа по чертежам, эскизам, техническим рисункам, самостоятельное решение практических задач, связанных с проектированием (в данном случае условном) и изготовлением модели, немыслимы без развития воображения.
В современных условиях найти свое место в жизни может только творческая личность. Развитие образного мышления формирует у детей задатки технического мышления, что в свою очередь влияет на формирование творческой личности.
Литература.
А.П.Журавлева, Л.А.Болотина «Начальное техническое моделирование». Москва «Просвещение» 1982.
А.Е.Стахурский, Б.В.Тарасов «Техническое моделирование в начальных классах». Москва «Просвещение» 1984.
Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги». Москва «Просвещение» 1983.
Журнал «Школа и производство». № 5, 1993.
З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Москва «Просвещение» 1990.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ