Дидактический материал для подготовки к ГИА. Сжатое изложение «О споре»7-8 Клас
Дидактический материал для подготовки к ГИА.
7 -8 класс. Сжатое изложение «О споре».
Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
Одни, например, держатся уважительно по отношению друг другу, не прибегая к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
С целью предупреждения логических ошибок, связанных с неправильным делением текста на абзацы, проводим анализ абзацного членения авторского текста.
Для этого выделяем микротемы, составляем план.
Вступление. Во время диспута люди ведут себя по-разному.
Одни ведут себя уважительно, что приводит к мирному решению проблемы.
Другие агрессивны, поэтому спор с ними напоминает битву.
Горе-спорщики.
Вывод. Успех обсуждения зависит от поведения полемистов.
С целью предупреждения неуместного повтора слов «спор», «спорщик», «доказывать» проводим предварительную работу – выстраивание синонимических рядов.
Спор- дискуссия – полемика
Спорщики - оппоненты – полемисты - противники (стороны)
Доводы, аргументы, позиция
Анализировать, аргументировать, доказывать, объяснять свою позицию
Сочинение-рассуждение с ответом на вопрос: «Как вы понимаете фразу из текста?»
Напоминаем детям структуру сочинения – рассуждения.
Тезис. ( Содержит ответ на заявленный в теме вопрос.)
Аргументы. (Доказательства того, что вы правильно поняли смысл заявленной в теме фразы. Доказательства из текста.)
Вывод. (Собственное мнение или краткий итог, вытекающий из доказательств.)
Как вы понимаете последнее предложение текста «Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре»?
Тезис к сочинению- рассуждению может быть сформулирован по-разному.
Автор текста утверждает, что если человек умеет понимать своих оппонентов, то слушать его будут внимательно, его речь не останется незамеченной.
…умение человека вести себя достойно в споре влияет на результат спора.
…для каждого оппонента нужно выбирать свою тактику в споре.
…поведение полемистов влияет на успех дискуссии.
…понимание оспариваемого, внимательность помогают лучше ориентироваться в споре и точнее выразить и доказать свою точку зрения.
…есть три разновидности спорщиков.
…нужно правильно выбирать вариант и тактику собственного поведения в споре.
Содержание всех представленных тезисов сводится к трём основным мыслям.
Умение вести спор ведёт к решению проблемы.
Для каждого оппонента нужно выбирать свою тактику.
Существует три вида спорщиков.
Аргументы следует подбирать, учитывая содержание тезиса, что позволит избежать логической ошибки.
Если содержание тезиса сводится к первой мысли, то аргументы могут быть следующими:
Если во время спора держатся уважительно по отношению к оппоненту, внимательно анализировать его доводы и основательно аргументировать свою позицию, то в результате возникает взаимное желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
В том случае, когда спорщики настроены агрессивно или, того хуже, стараются оскорбить друг друга, то проблема вряд ли будет решена цивилизованно.
Если содержание тезиса сводится ко второй мысли, то аргументы могут быть следующими:
Если во время спора оппонент держится уважительно по отношению к вам, то и вы должны вести дискуссию вежливо: внимательно анализировать доводы другой стороны и основательно аргументировать свою позицию.
Если же оппонент применяет непозволительные уловки, старается поставить вас в невыгодное положение, то и вам нужно находиться в боевой готовности.
Если содержание тезиса сводится к третьей мысли, то аргументы могут быть следующими:
Одни, например, держатся уважительно по отношению друг другу.
Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки.
Есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом, как невоспитанные люди.
Вывод может подводить итог тому, что было сказано в аргументах, или содержать в себе оценку позиции автора текста.
Я полностью согласна с автором текста в том, что для решения возникшей проблемы стороны должны внимательно выслушать доводы и аргументы друг друга и найти такой выход из сложившейся ситуации, который устроил бы всех.
Рекомендуем познакомить учащихся с разными способами формулировки тезиса и разными видами аргументации.
Дидактический материал.
Работаем с текстом Е. Пермитина «Мать». (Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2005.)
Задание.
Как вы понимаете слова матери «Дурак и радость обратит в горе, разумный и в горе утешится»? Ответ на вопрос оформите в виде сочинения-рассуждения.
Считаем целесообразным познакомить учащихся с разными способами формулировки тезиса и разными видами аргументации, анализируя результаты работы.
Предварительная работа.
Какова основная мысль текста?
Природа – тот чудодейственный источник, который может исцелить душу человека, наполнить его жизнь светом и радостью. (Умный человек всегда может припасть к этому источнику и найти утешение в горе. Люди, не понимающие этого, попросту глупы).
Начать сочинение можно с формулировки основной мысли текста, связав её с фразой, предложенной для комментария.
Природа – тот чудодейственный источник, который может исцелить душу человека, наполнить его жизнь светом и радостью. Умный человек всегда может припасть к этому источнику и найти утешение в горе. Люди, не понимающие этого, попросту глупы. Именно эту мысль хотел донести автор, она же заключена, по-моему, в словах: «Дурак и радость обратит в горе, умный и в горе утешится».
Можно в начале сочинения привести указанную в теме фразу и прокомментировать её.
Е.Пермитин, автор предложенного текста, написал лаконичную, но ёмкую фразу: «Дурак и радость обратит в горе, умный и в горе утешится». В этих словах звучит мысль о том, что некоторые люди не умеют радоваться жизни, не видят в окружающем их мире ничего удивительного, прекрасного, достойного восхищения и любви. И в этом их несчастье. А как быть счастливым, несмотря на невзгоды, которыми бывает полна наша жизнь? Ответ на этот вопрос найдём в тексте.
Ещё один вариант начала сочинения: ряд вопросов, ответы на которые содержат основную мысль текста.
Чем для каждого из нас является природа? Какую роль играет она в жизни? Может ли она стать тем целебным источником, к которому припадает человек в тяжёлые минуты жизни?
Далее предлагаем образцы аргументов, которые доказывают мысль, заложенную в первой части сочинения. (Можно предложить учащимся подобрать к каждому из ранее сформулированных тезисов аргументы, подходящие по смыслу и не нарушающие логики развития мысли.)
Счастье – умение замечать трогательную красоту окружающего мира: первый снег и первую проталину, стремительный полёт жаворонка и его заливистую трель… Именно такое отношение к жизни было у матери, героини произведения Пермитина, которая, вопреки постигшим её бедам, умела радоваться жизни.
Автор пишет также и о тех людях, которые не ощущают благодатного влияния природы, тем самым лишая себя мощного источника радости. «Слепцы они. А со слепцов какой спрос?» - так отзывается о людях, не чувствующих тесной связи с природой, мать.
Героиня произведения Пермитина убеждена, что в жизни человека, какой бы тяжёлой она ни была, всегда найдётся место для радости. То, что некоторым людям кажется недостойным внимания, незначительным и обыденным, может исцелить душу, наполнить светом и утешить в самом тяжком горе.
Автор текста сравнивает мать с людьми, которые смотрят на мир, но не видят его удивительной прелести, слушают пение птиц, но не слышат его. И от этого жизнь их скучна и скудна. Они не могут по-настоящему радоваться, жить полной жизнью. Именно о них героиня Пермитина сказала: «Дурак и радость обратит в горе».
Вывод формулируем, исходя из основной мысли тезиса, а также учитывая содержание аргументации.
Текст Пермитина заставляет задуматься о жизни, об отношении к ней. Вызывает желание пристально всмотреться в каждую деталь окружающего мира и в мудрости и гармонии природы открыть для себя непреложную истину: жизнь прекрасна.
Итак, жизнь человека может быть трудной, наполненной испытаниями, но настоящее утешение он может найти в окружающем мире, в самом скромном и непритязательном пейзаже, в колыханье былинки на ветру, в пении птиц, в свете звёзд и течении реки. Ведь всё это убеждает в том, что жизнь прекрасна.
Так что же для нас природа? Несомненно, это то, что позволяет «умному человеку и в горе утешится».
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ