Факультативное занятие по русскому языку для учащихся 6 класса "От серьезной науки до словесных шуток"

Алтайский край

Павловский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»





Факультативное занятие по русскому языку для учащихся 6 класса









От серьезной науки до словесных шуток



(разработан на основе Программы по русскому языку под ред. Разумовской М.М. и пособия «От серьезной науки до словесных шуток» авт.-сост. Введенская Л.А., Колесников Н.П.)










Разработала учитель русского языка

и литературы Соколова О.А.

МБОУ «Колыванская СОШ»

Павловского района

Алтайского края







Пояснительная записка


Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, нужно правильно говорить.

В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка.

Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у детей возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств. Мы часто пытаемся понять, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.

К концу 6 класса по Программе по русскому языку под ред. М.М. Разумовской учащиеся должны овладеть сле­дующими умениями:

  1. Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы;

  2. Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

  3. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  4. Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.


Занятия на данном факультативе способствуют углублению знаний о родном языке. Максим Горький в статье «О языке» писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем оно победоносней».

Факультатив «От серьезной науки до словесных шуток» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами.

На факультативных занятиях обогащается словарный запас учащихся.

Факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

Факультатив объединяет группу учащихся 6 класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим разделом науки о языке.

Ожидаемый результат:

  1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря.

  2. Различение псевдоэтимологических слов.

  3. Узнавание слов «народной этимологии».

Факультатив рассчитан на 35 часов в год, на 1 час в неделю.



Программа факультатива


  1. Удивительная наука – этимология.- 1ч

  2. Слова и вещи.- 3ч.

  3. Слова-перекрещенцы. -3ч.

  4. Слова-ошибки.- 3ч.

  5. Мнимые иностранцы.- 2ч.

  6. Слова-имена. -3ч.

  7. Литературные герои. -3ч.

  8. Родословная «головы» -1ч.

  9. Обрусевшие иностранцы. -1ч.

  10. Заимствованное богатство.- 4ч.

  11. Несколько отдельно взятых терминов. -3ч.

  12. Не все о науке – можно и пошутить.- 5ч.

  13. Странные превращения.- 2ч.

  14. Подведем итоги. -1ч.


Методические рекомендации:

С 1 по 18 занятие – исследовательские - в форме бесед, соревнований, путешествий, экскурсий.

С 19 по 28 – игровые - в форме игр, сочинения стихов, рассказов, сказок.

С 29 по 34 – творческие - в форме создания творческих работ.

35 – выставка творческих работ.

Термины и понятия:

Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология, лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский, белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология, филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы, кинология.


Содержание факультатива


п/п

Тема

Процессуальное содержание

Кол-во часов

Дата проведения

1

Удивительная наука – этимология.


Как, когда и кто был первым ученым-лексикографом. «Белые пятна» науки этимологии.

1


2

Слова и вещи.


Почему и каким образом названы те или иные вещи…


1


В поисках родственников.


1


Слова-иностранцы.

1


3

Слова-перекрещенцы.


Осмысление (некоторые иностранные заимствования принимают русское обличие путем осмысления по созвучию с русским).


1


Деньги (как и откуда у нас возникли названия денежных единиц).


1


Родословная шахматной королевы (происхождение шахматных терминов).

1


4

Слова-ошибки


Искалеченные слова (при усвоении передачи из рук в руки чужеземных слов происходит немало ошибок и искажений из-за взаимного непонимания.).



1


Ошибка и ошибиться

1


Фокус.

Зонт и ферт.


1


5

Мнимые иностранцы


«Иностранец Василий Федоров» (неоправданная любовь к иностранным словам).


1


«Не помнящий родства…».

1


6

Слова-имена.


Слова-фамилии.


1


Откуда взялся «царь» и что такое «король».


1


Географические слова.

1


7

Литературные герои


Библейские образы.


1


История терминов «галерея» и «лазарет».


1


Античная мифология, сирена.

1


8

Родословная «головы»


Происхождение названий частей тела.

1


9

Обрусевшие иностранцы

Изба , доска, товарищ.

1


10

Заимствованное богатство


Греческое наследство (скаф, варвар, хирург, микро, халтура, каторга, суд).


1


Латинское наследство (глобус, машина, макулатура, диск, утиль).


1


Арабское наследство (жираф-графин, табак, лист, яблоко).


1


Международные слова.

1


11

Несколько отдельно взятых терминов


Атлас, флора и фауна.


1


Раек, цифра.


1


Инициатива, икс.

1


12

Не все о науке – можно и пошутить.


Филологи играют и мы с ними.


1


«1000 детей – 50 слов».


1


Кинология – наука о кино?


1


Черкешенка и черкеска.


1


Попробуй свои силы!

1


13

Странные превращения

Альманах и марципан.


1


Рикошет и азарт.


1


14

Подведем итоги


1




Список литературы для учителя:


1. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М: Просвещение, 1986.

2. Введенская Л.А., Колесников Н.П.- От серьезной науки до словесных шуток. – М: Новая школа, 1996.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.

4. Казанский Б.В. Приключение слов. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

6. Кобяков Д.Ю. Приключения слов. – Барнаул, Алт.кн.изд., 1975.

7. Колесов В.В. Гордый наш язык… - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2006.

9. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

10. Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.

11. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.

12. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т.I-II. Вып. 1-7 – М., 1963-1980.

13.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.

Список литературы для учащихся:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991.

  2. Колесов В.В. Гордый наш язык… - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

  3. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

  4. Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.

  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.

  6. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.

  7. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т.I-II. Вып. 1-7 – М., 1963-1980.

  8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ