Факультативное занятие по русскому языку для учащихся 6 класса "От серьезной науки до словесных шуток"
Алтайский край
Павловский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Колыванская средняя общеобразовательная школа»
Факультативное занятие по русскому языку для учащихся 6 класса
От серьезной науки до словесных шуток
(разработан на основе Программы по русскому языку под ред. Разумовской М.М. и пособия «От серьезной науки до словесных шуток» авт.-сост. Введенская Л.А., Колесников Н.П.)
Разработала учитель русского языка
и литературы Соколова О.А.
МБОУ «Колыванская СОШ»
Павловского района
Алтайского края
Пояснительная записка
Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, нужно правильно говорить.
В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка.
Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у детей возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств. Мы часто пытаемся понять, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.
К концу 6 класса по Программе по русскому языку под ред. М.М. Разумовской учащиеся должны овладеть следующими умениями:
Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы;
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.
Занятия на данном факультативе способствуют углублению знаний о родном языке. Максим Горький в статье «О языке» писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем оно победоносней».
Факультатив «От серьезной науки до словесных шуток» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами.
На факультативных занятиях обогащается словарный запас учащихся.
Факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Факультатив объединяет группу учащихся 6 класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим разделом науки о языке.
Ожидаемый результат:
Умение определять происхождение слова при помощи словаря.
Различение псевдоэтимологических слов.
Узнавание слов «народной этимологии».
Факультатив рассчитан на 35 часов в год, на 1 час в неделю.
Программа факультатива
Удивительная наука – этимология.- 1ч
Слова и вещи.- 3ч.
Слова-перекрещенцы. -3ч.
Слова-ошибки.- 3ч.
Мнимые иностранцы.- 2ч.
Слова-имена. -3ч.
Литературные герои. -3ч.
Родословная «головы» -1ч.
Обрусевшие иностранцы. -1ч.
Заимствованное богатство.- 4ч.
Несколько отдельно взятых терминов. -3ч.
Не все о науке – можно и пошутить.- 5ч.
Странные превращения.- 2ч.
Подведем итоги. -1ч.
Методические рекомендации:
С 1 по 18 занятие – исследовательские - в форме бесед, соревнований, путешествий, экскурсий.
С 19 по 28 – игровые - в форме игр, сочинения стихов, рассказов, сказок.
С 29 по 34 – творческие - в форме создания творческих работ.
35 – выставка творческих работ.
Термины и понятия:
Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология, лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский, белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология, филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы, кинология.
Содержание факультатива
№п/п
Тема
Процессуальное содержание
Кол-во часов
Дата проведения
1
Удивительная наука – этимология.
Как, когда и кто был первым ученым-лексикографом. «Белые пятна» науки этимологии.
1
2
Слова и вещи.
Почему и каким образом названы те или иные вещи…
1
В поисках родственников.
1
Слова-иностранцы.
1
3
Слова-перекрещенцы.
Осмысление (некоторые иностранные заимствования принимают русское обличие путем осмысления по созвучию с русским).
1
Деньги (как и откуда у нас возникли названия денежных единиц).
1
Родословная шахматной королевы (происхождение шахматных терминов).
1
4
Слова-ошибки
Искалеченные слова (при усвоении передачи из рук в руки чужеземных слов происходит немало ошибок и искажений из-за взаимного непонимания.).
1
Ошибка и ошибиться
1
Фокус.
Зонт и ферт.
1
5
Мнимые иностранцы
«Иностранец Василий Федоров» (неоправданная любовь к иностранным словам).
1
«Не помнящий родства…».
1
6
Слова-имена.
Слова-фамилии.
1
Откуда взялся «царь» и что такое «король».
1
Географические слова.
1
7
Литературные герои
Библейские образы.
1
История терминов «галерея» и «лазарет».
1
Античная мифология, сирена.
1
8
Родословная «головы»
Происхождение названий частей тела.
1
9
Обрусевшие иностранцы
Изба , доска, товарищ.
1
10
Заимствованное богатство
Греческое наследство (скаф, варвар, хирург, микро, халтура, каторга, суд).
1
Латинское наследство (глобус, машина, макулатура, диск, утиль).
1
Арабское наследство (жираф-графин, табак, лист, яблоко).
1
Международные слова.
1
11
Несколько отдельно взятых терминов
Атлас, флора и фауна.
1
Раек, цифра.
1
Инициатива, икс.
1
12
Не все о науке – можно и пошутить.
Филологи играют и мы с ними.
1
«1000 детей – 50 слов».
1
Кинология – наука о кино?
1
Черкешенка и черкеска.
1
Попробуй свои силы!
1
13
Странные превращения
Альманах и марципан.
1
Рикошет и азарт.
1
14
Подведем итоги
1
Список литературы для учителя:
1. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М: Просвещение, 1986.
2. Введенская Л.А., Колесников Н.П.- От серьезной науки до словесных шуток. – М: Новая школа, 1996.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.
4. Казанский Б.В. Приключение слов. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
6. Кобяков Д.Ю. Приключения слов. – Барнаул, Алт.кн.изд., 1975.
7. Колесов В.В. Гордый наш язык… - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2006.
9. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
10. Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.
11. Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.
12. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т.I-II. Вып. 1-7 – М., 1963-1980.
13.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.
Список литературы для учащихся:
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М: Просвещение, 1991.
Колесов В.В. Гордый наш язык… - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
Мокиенко В.М. В глубь поговорки. - – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.
Сперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2007.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.
Современный толковый словарь русского языка. /под ред. С.А.Кузнецова. – М., Ридерз Дайджест- 2004.
Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т.I-II. Вып. 1-7 – М., 1963-1980.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ