Как организовать работу лингвистического лагеря с детьми-мигрантами
«Как организовать работу лингвистического лагеря с детьми-мигрантами»
Программа и календарно-тематический план реализации проекта городского лингвистического лагеря для детей и подростков разных этнических культур «Белый журавль».
(4 каникулярных смены)
Автор – составитель:
Порохина Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Город Кемерово, МОУ «СОШ № 80»
1
Проект городского лингвистического лагеря
«Белый журавль»
на базе МОУ «СОШ № 80»
(для детей-мигрантов и новых соотечественников)
Кемерово – 2011
Краткая аннотация проекта
Лингвистический лагерь «Белый журавль» организуется как лагерь дневного пребывания детей и подростков разных национальностей, проживающих в городе Кемерово. Работу лагеря планируется осуществлять с 01.06. по 24.06. 2011года (в период летних каникул).
Программа лингвистического лагеря «Белый журавль» составлена в рамках специальной областной программы для детей- мигрантов и детей - новых соотечественников «Русский язык как неродной», разработанной на базе КузГПА, и рассчитана на реализацию в течение всего каникулярного времени (для 25-30 детей других национальностей).
Общая цель: обучение школьников правильному высказыванию – в письменной и устной форме - на русском языке.
Частные целевые ориентации:
-дидактические: формирование определенных умений и навыков в области орфоэпии, орфографии, пунктуации, необходимых в практической деятельности детей;
-воспитывающие: формирование мировоззренческих установок, любви к многонациональной России;
-развивающие: развитие умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии в произношении; в описании предметов, в описании героев художественных произведений русских писателей и писателей Закавказья;
-социализирующие: приобщение к культурным ценностям русского народа.
Обучение могут пройти школьники с любым уровнем владения русским языком в возрасте от 8 до 15 лет.
Для первой группы детей -8-13 лет - планируются занятия, включающие лексико-фразеологические игры, игровые задания, направленные на отработку орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм; декламационное чтение поэтических текстов писателей разных национальностей и ролевое чтение русских народных сказок и сказок народов Закавказья с последующим обсуждением и художественным или словесным рисованием. Просмотр и параллельное составление титров к фильмам-сказкам: «Снегурочка», «Морозко», «Варвара – краса – длинная коса», «Конек-горбунок», к фильмам по мотивам сказок А.С.Пушкина. Написание литературных «сказочных» диктантов. Составление диафильмов. Слушание детских музыкальных произведений
2
Хачатуряна, Кажлаева, Мурадели, произведений русских композиторов и написание миниатюр на тему «О чем рассказала музыка»? Посещение Кемеровской Государственной филармонии, беседы о народных инструментах, обучение игре на народных инструментах – ложках, баяне, аккордеоне, балалайке, домре. Создание ансамбля ложкарей на базе лингвистического лагеря.
Все виды занятий направлены на приобщение детей других национальностей к русской культуре, на развитие их письменной и устной речи.
Для второй группы - подростков 14-15 лет - планируются лингвистические турниры, ролевые игры: «Язык современного человека», «Я – деловой человек», «Я - редактор» и другие; чтение и обсуждение поэтических и прозаических текстов писателей разных национальностей: Расула Гамзатова, Косты Хетагурова, Кайсына Кулиева, Мусы Джалиля, Эдуарда Асадова, Булата Окуджавы, Чингиза Айтматова. Просмотр и обсуждение учебных фильмов: «Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Недоросль», «Ревизор». Театрализованные представления на материале программных произведений. Посещение тематических выставок Кемеровского Государственного музея ИЗО (с последующим описанием картин). Знакомство с творчеством кузбасских художников, композиторов, поэтов, писателей; приобщение к устному творчеству народов Сибири – телеутов, шорцев и других национальностей. Декламирование стихов, посвященных городу Кемерово, сочиненных учащимися школ Центрального района (в рамках проекта «Город детства моего»); чтение авторских работ о сибирском крае.
Все виды занятий для данной возрастной группы направлены на подготовку подростков к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
Занятия будут проводить учителя русского языка, музыки, МХК - высшей квалификационной категории; физической культуры и рисования.
Проблема
Генеральная ассамблея ООН объявила 2010 год Международным годом сближения культур. Кузбасс всесторонне содействует сближению культур на своей территории, реализуя основную цель государственной национальной политики – обеспечение всем народам оптимальных условий для полноценного развития личности. Заместитель Губернатора Кемеровской области Е.Л.Руднева в своей статье на страницах журнала «Кузбасс. Регион согласия» отметила: «…мы разрабатываем модель воспитания нравственной толерантной Личности в условиях многонациональной, поликультурной области…Личность, которая будет нести ответственность за межнациональный мир, согласие и стабильность в России».
3
Таким образом, сегодня проблема изучения русского языка в многонациональной стране, в многонациональном Кузбассе, в поликультурном Кемерово – одна из самых актуальных. И конечно, актуальна она и для педагогических работников кемеровских школ. В образовательных учреждениях области, в частности, города Кемерово обучается большое количество детей-мигрантов и детей - новых соотечественников, 90% из которых очень слабо владеют нормами русского языка, как в произношении, так и в написании. Только на базе МОУ «СОШ № 80» обучается 30 детей других национальностей – это татары, армяне, азербайджанцы, грузины, цыгане, чуваши, узбеки, киргизы – все они в основном из больших семей. Родители этих детей сами очень плохо знают русский язык (есть и такие среди них, которые вообще не могут общаться на русском языке). Поэтому многие дети из семей беженцев или те, которые уже родились в Кемерово, но признают только свои национальные обычаи и традиции, очень плохо читают на русском языке, ничего не знают о русской культуре, истории, народных традициях; довольно трудно сближаются с русскими детьми в классе. Возникают не только языковые, но и психологические трудности в процессе обучения мигрантов в русскоязычных школах города, области.
Для подростков 15-17 лет других национальностей пройти ГИА, сдать ЕГЭ по русскому языку всегда оказывается очень сложным процессом, так как здесь требуются не только теоретические знания языка, орфографические и пунктуационные навыки, но и умение работать с текстом: формулировать проблемы, находить аргументы, выявлять авторскую позицию при написании сочинения-рассуждения. Даже русские дети зачастую слабо сдают этот экзамен, если не пользуются услугами репетиторов.
Поэтому реализация составленной нами программы на базе лингвистического лагеря «Белый журавль» поможет детям других национальностей, живущих в нашем городе, лучше овладеть русским языком, постичь красоту русского слова. Программа включает также и оказание помощи родителям – мигрантам через консультации с учителями русского языка, совместное проведение занятий по русскому языку и культурно-просветительских мероприятий.
Основные задачи проекта:
познакомить детей и подростков с культурными особенностями России, Кузбасского региона - языком, литературой, историей; традициями и обычаями;
формировать у детей других национальностей уважение к русским людям, русской культуре, христианским обычаям, нравственным заповедям славянских народов;
4
совершенствовать языковую компетенцию детей-мигрантов и детей -новых соотечественников в условиях поликультурного образовательного пространства.
Срок выполнения проекта:
-начало проекта: 07.06.2011
-окончание проекта: 31.03.2012
Целевая группа:
Дети мигрантов, новые соотечественники, проживающие в городе Кемерово.
Возраст: 8-15лет
География проекта:
город Кемерово, МОУ «СОШ № 80».
Автор программы: учитель русского языка, литературы, музыки, МХК – ПорохинаТатьяна Викторовна,
Прогнозируемые результаты
Во-первых, реализация проекта позволит детям других национальностей научиться правильно понимать и корректно общаться с русскоязычными сверстниками, с учителями школ, в которых они обучаются.
Во-вторых, – приобщить детей к ценностям и традициям, присущим русской культуре и, прежде всего, – языковой.
В-третьих, - подготовить детей мигрантов и новых соотечественников к выпускному экзамену по русскому языку и дальнейшему получению профессионального образования.
5
Календарно - тематический план реализации проекта городского лингвистического лагеря для детей и подростков разных этнических культур «Белый журавль»
Работа лагеря организуется
с 01.06.2011. по 24.06.2011.
по будним дням. Время пребывания детей в лагере с 8.30. до 15.00.
Возраст - 8-15 лет.
Первая смена
Дата
Тема занятия, мероприятия
Время
Место проведения
Ответственные
01.06.2011.
Среда
1.Презентация «лингвистического» бейджика каждого участника лагеря.
8.30.-8.50.
Каб.№12
Вожатые
2.Завтрак.
9.00.-9.30.
Школьная
столовая
Воспитатель
3.Праздничное открытие лагеря:
1).Выступление директора школы, родителей детей - мигрантов.
2) «О великий, могучий и прекрасный русский язык!»: выступление участников лагеря со стихами о русском языке.
10.00.-
11.00.
Актовый зал школы
Начальник лагеря
Вожатые
Воспитатель
Учитель русского языка
Учитель музыки
4.Знакомство родителей и детей с программой на весь период работы лагеря.
11.10.-11.30.
Каб.№12
Начальник лагеря
5.Лингвистический тренинг «Что значит мое имя?»
11.40.-12.40.
Каб.№12
Учитель русского языка
6.Обед
13.00.-13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Экскурсия в школьную библиотеку
«Словари – наши помощники»
13.40.-14.10 .
Школьная библиотека
Школьный библиотекарь
8.Практическое занятие
«Говорите по-русски правильно»
14.20.-14.55.
Каб.№12.
Учитель русского языка
9.Подведение итогов дня.
14.55.-15.00.
Каб.№12.
Начальник лагеря
02.06.2011.
Четверг
1.«Поговорим о традициях русской и белорусской кухни». Беседа с использованием иллюстративного материала.
8.30.-8.50.
Кабинет технологии
Вожатые
2.Завтрак.
9.00.-9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Аудиозанятие. Слушаем «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина.
Словесное рисование: образ русской красавицы и образы русских богатырей.
(1 группа).
9.40.-10.40.
Каб. №12.
Учитель русского языка
3.Спортивные забавы: игрища русских и белорусов.
(2группа).
9.40.-10.40.
Малый спортивный зал
Вожатые
Учитель физкультуры
4.«Музыкальные инструменты народов России»: учимся играть на ложках (ансамблевое занятие).
(1, 2 группы).
10.50.-11.50.
Актовый зал школы
Учитель музыки
5.Занятие по культуре речи. «Пригласите на обед»: игровой словарный диктант.
(1,2 группы).
12.00.-12.30.
Каб.№12
Учитель русского языка
6.Обед.
13.00.-13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Эксурсия в Комсомольский парк
(1группа): рассказы о животных, растениях Кузбасса.
13.40.-
14.40
Городской парк
Воспитатель, вожатые
Экскурсия в спортивный комплекс «Арена»: рассказы о достижениях российских спортсменов и лучших спортсменов Кузбасса.
(2группа).
13.40.-14.40.
С/комплекс «Арена»
Начальник лагеря
8.Подведение итогов дня.
14.50.-15.00.
Каб. №12
Начальник лагеря
03.06.2011.
Пятница
1.«В эфире новости»:
знакомимся с творческими национальными коллективами Кузбасса: Русские. Белорусы.
8.30.-8.50.
Каб. №12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Практическое занятие по русскому языку: «Учимся писать грамотно».
(2 группа)
9.40-10.20.
Каб.№12
Учитель русского языка
3.Игровое занятие по карточкам «Найди ошибку»
(1группа)
9.40.-10.20.
Школьная библиотека
Вожатые
4.Экскурсия в Кемеровский государственный музей ИЗО (Рерих).
(1,2 группы)
10.30.- 12.30.
Музей ИЗО
Начальник лагеря, воспитатель, вожатые
5.РР. Устные рассказы детей «Картина, которая мне очень понравилась».
(1,2 группы)
12.30.-13.00.
Каб. №12
Учитель русского языка
6.Обед.
13.00.-13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Конкурс рисунков на асфальте «Наша дружная планета»
13.40-14.50.
Пришкольная территория
Вожатые
8.Подведение итогов дня.
14.50.-15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
06.06.2011.
Понедельник
1.«В эфире новости»: знакомимся с национальными коллективами Кузбасса: Армяне. Азербайджанцы.
8.30.-8.50.
Каб.№12.
Вожатые
Воспитатель
2.Завтрак.
9.00.-9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Практическая работа со словарями: «Правильность и точность словоупотребления».
(2 группа)
9.40-10.40.
Каб. №12
Учитель русского языка
3.Лингвистическая игра «Справочное бюро» (работа со словарями).
(1 группа)
9.40-10.40.
Школьная библиотека
Воспитатель, вожатые
4.Просмотр фильма-сказки «Снегурочка».
Беседа о героях и богах в славянской мифологии.
11.00.-12.30.
Каб.№12.
Учитель русского языка
5.Музыкальная
викторина «Назови национальный танец»
Аудиозанятие.
12.30.-13.00.
Каб.№12
Учитель музыки
6.Обед.
13.00.-13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.РР. Сочиняем стихи о своем любимом городе.
13.40.-14.40.
Каб. №12.
Учитель русского языка
8.Подведение итогов дня.
14.50.-15.00.
Каб. №12
Начальник лагеря
07.06.2011.
Вторник
1.Блюда армянской и азербайджанской кухни:
конкурс на самый веселый рассказ.
8.30.-8.55.
Каб.№12
Вожатые, воспитатель
2.Завтрак.
9.00.-9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.«Нормативное произношение и ударение»: работа со словарями. Выполнение упражнений, тестового задания.
(2 группа).
9.40.-
10.40.
Каб. №12
Учитель русского языка
3.Лингвистическая игра «Помоги Пете Ошибкину»
(1 группа).
9.40.-10.40.
Школьная библиотека
Вожатые, воспитатель
4. «Что за прелесть эта «Сказка о царе Салтане»! А.С.Пушкин и Н.А. Римский-Корсаков.
Литературная сказка русского писателя и сказка-опера русского композитора.
(Просмотр учебного фильма и слушание музыки.) 1, 2 гр.
10.50.-
12.00.
Каб. №12
Учитель русского языка
Учитель музыки
5. Спортивные забавы:
игрища азербайджанцев и армян. (1,2гр.)
12.00.-13.00.
Малый спортивный зал
Учитель физкультуры
Вожатые
6.Обед.
13.00.-13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Инсценированное чтение по ролям «Сказки о царе Салтане». (1,2гр.)
13.40.-14.50.
Каб. №12
Воспитатель
Вожатые
Учитель русского языка
8.Подведение итогов дня.
14.50.
-15.00.
Каб. №12
Начальник лагеря
08.06.2011.
Среда
1.Конкурс «Русские пословицы, поговорки, загадки о еде» (с вручением сладкого приза).
8.30.-
8.50.
Школьная библиотека
Вожатые
2.Завтрак.
9.00.-
9.30
Школьная столовая
Воспитатель
3.«Берегите красоту русского слова»: подготовка участников лагеря к городскому конкурсу чтецов среди детей-мигрантов.
(1, 2 гр.)
9.50.-
11.30.
Актовый зал
Учитель русского языка
4.Спортивные забавы: игрища татар, мордвы и цыган.
11.40-12.50.
Малый спортивный зал
Воспитатель
Вожатые
Учитель физкультуры
5.Обед.
13.00.-13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
6.Музыкальное занятие «Песни народов России».
13.50. -14.30.
Актовый зал
Учитель музыки
7.Подведение итогов дня.
14.45.-15.00.
Каб. №12.
Начальник лагеря
09.06.2011.
Четверг
1.Фонетическая зарядка: «Русские скороговорки»
8.30. -8.50.
Кааб.№12.
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Деловая игра «Знатоки русского языка» (2гр.)
9.50.-10.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
3. «Калейдоскоп русских народных сказок» (1гр.):
учимся читать по титрам диафильмов
9.50-10.50
Школьная библиотека
Школьный библиотекарь, воспитатель
4.Экскурсия в музей боевой славы: «Вечная память Героям локальных войн» (1,2 гр.)
11.00.-
12.50.
Музей Боевой Славы
Воспитатель, вожатые
5.Обед.
13.00.-13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
6.Занятие по развитию речи: «Что я узнал (-а) о героях-кузбассовцах?». Сочинение: 1гр. – устные высказывания; 2гр. - письменные работы.
13.50.-14.40.
Каб.№12
Учитель русского языка
7.Подведение итогов дня.
14.50.-
15.00.
Каб. №12
Начальник лагеря
10.06.2011.
Пятница
1.«В эфире новости»:
знакомимся с национальными коллективами Кузбасса: Татары. Чуваши. Мордва.
8.30.-
8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-9.30
Школьная столовая
Воспитатель
3. УРР. Легенды, мифы, предания народов Кузбасса.
Сибирские сказки.
9.50.-10.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
4. Спортивные забавы: игрища таджиков, телеутов, шорцев
11.00.-
12.00.
Малый спортивный зал
Учитель физкультуры
Вожатые
5.«Красивое письмо – красивая душа»:
практикум по каллиграфии. (1,2гр.)
12.10.-12.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
6.Обед
13.00.-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Просмотр учебного фильма «Барышня-крестьянка» по одноименной повести А.С. Пушкина: образы русских крестьянок и дворянок. (1, 2 гр.)
Образы телеутских и шорских девушек в сказках..
13.40.-
14.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
Воспитатель
Вожатые
8.Подведение итогов дня.
14.55.-15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
14.06.2011.
Вторник
1.«В эфире новости»:
знакомимся с национальными коллективами Кузбасса: Шорцы. Телеуты.
8.30.-
8.50.
Каб. №12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3. Устное народное творчество коренных народов Кузбасса – телеутов и шорцев: конкурс чтецов (телеутские, шорские сказки и сказки черневых татар)1,2гр.
9.50.-
10. 50.
Каб. №12
Учитель русского языка
4.РР. Сочиняем сказку по мотивам телеутской «Песни о трех братьях».
2гр.
4.Самостоятельное чтение шорской сказки «Мальчик»1гр
11.00.-
12.00.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Спортивные забавы: грузинские игрища.
12.00.-
13.00.
Пришкольная территория
Вожатые
Учитель физкультуры
6.Обед.
13.00.-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Народный календарь. Обрядовые игры, ряжения, колядования в селах Кемеровской области: просмотр учебного фильма.
13.50.-
14.40.
Актовый зал
Учитель русского языка
8.Подведение итогов дня.
14.50.-15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
15.06.2011.
Среда
1.«В эфире новости»:
писатели Кузбасса.
8.30.-8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Занятие по развитию устной речи.
«Люблю березку русскую»: родная природа в стихах кузбасских поэтов.
(1, 2гр.)
9.50.-10.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
4.«Мир вокруг – большой и разный»:
сочинение-миниатюра (на материале стихов И.Киселева).
(1,2 гр.)
11.00.-
11.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Творческая встреча с кузбасскими писателями В. Катковым, Б.Бурмистровым.
12.00.-12.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
Воспитатель
Вожатые
6.Обед.
13.00.-13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Литературно-краеведческая игра «Писатели Земли Кузнецкой».
13.50.-
14.40.
Актовый зал
Учитель русского языка
8.Подведение итогов дня.
14.50.-15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
16.06.2011.
Четверг
1.Фонетическая зарядка: декламируем стихи детского писателя Кузбасса В. Матвеева.
8.30-850.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00-9.30
Школьная столовая
Воспитатель
3.Экскурсия по городу Кемерово:
Памятник А.С.Пушкину
9.50.-
11.30.
У памятника А.С.Пушкину
Учитель русского языка
Воспитатель
Вожатые
4.УРР. Словесный проект памятника А.С.Пушкину.
11.50.-12.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
5. Обед.
13.00.- 13.30
Школьная столовая
Воспитатель
6.«Умеем ли мы дружить?» Мультимедийное
занятие:
«Светлое чувство дружбы» (А.С.Пушкин и И.И. Пущин) 1.2гр.
13.50.-
14.50.
Каб.12
Учитель русского языка
7.Подведение итогов дня.
14.50.-15.00.
Каб.№12
Начальник
лагеря
17.06.2011.
Пятница
1.Морфемная зарядка «Кто больше придумает однокоренных слов?» (К слову «дружба»)
8.30.-
8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-
9.30
Школьная столовая
Воспитатель
3.Творческая работа «Нарисуй дружбу»: словесный портрет.
1,2гр.
9.30.-
9.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
4. «Я хочу научиться дружить»: психологический тренинг на материале сказки С.Прокофьевой «Лоскутик и Облачко». (1гр.)
На материале национальной сказки «Счастье» 2гр.
9.50.-
10.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
5. «Хоровод дружбы»
Читаем сказки народов Закавказья.
1,2гр.
11.00.
11.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
4.«Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова»: поэтический диктант 2гр.; списывание 1гр.
12.00.-
12.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Обед
13.00.-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
6. Просмотр учебного фильма «Кавказский пленник» по мотивам были Л.Н.Толстого.
1,2гр. (фрагмент).
Образ куклы в произведении
Л.Н. Толстого и в художественном фильме.2гр.
13.50.-
14.40.
Актовый зал
Учитель
русского языка
7.Творческая мастерская: «Кукла у разных народов России».1гр.
Выставка.
13.50.-
14.40.
Каб.№12
Вожатые
8.Подведение итогов дня.
14.50.-
15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
20.06.2011.
Понедельник
1.Представляем на выставку свою национальную куклу.
8.30.-8.50.
Каб. №12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.УРР. Придумываем рассказ о жизни своей куклы:. 1,2гр
9.50.-
10.2 0.
Каб. №12
Учитель русского языка
4.ПРР. Особенности национального костюма: сочинение – описание.1.2гр.
10.20.-
11.00.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Музыкальная культура народов Кузбасса: видеофильм.
Обсуждаем вопросы концертной программы.
12.10.-
13.00.
Актовый зал
Учитель музыки
6.Обед.
13.00.-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Готовимся к выступлению на закрытии первой лагерной смены: музыкально-литературная композиция «Радуга культур»
13.40.-
14.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
Вожатые
Воспитатель
Учитель музыки
8.Подведение итогов дня.
14.50.-
15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
21.06.2011.
Вторник
1.Лексическая разминка «Высказывания о русском языке».
8.30.-
8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
«Каравай дружбы»
9.00.
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
Вожатые
3.Подготовка к концертному выступлению: песни, стихи, танцы разных народов России.
1,2гр.
9.50. –
11.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
Воспитатель
Вожатые
Учитель музыки
4.Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку: подводим итоги.1,2гр.
12.00.-
12.20.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Итоговое занятие по развитию речи: пишем сочинение на тему «О роли русского языка в моей жизни» (2гр.)
12.20.-
13.00.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Устные высказывания на тему «Почему я хочу научиться хорошо читать и писать по-русски:?» (1гр.)
12.20.-
13.00.
Школьная библиотека
Школьный библиотекарь
Вожатые
6.Праздничный обед
«Ай - да, русские блины!»
13.00.-
13.40.
Школьная столовая
Воспитатель.
Вожатые.
7.Конкурс чтецов «Горжусь величием твоим, язык
России славной!»
8.Вручение грамот лучшим участникам конкурса.
9.Подведение итогов дня.
14.00.-
15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря.
Учителя.
Воспитатель.
Вожатые.
22.06.2011.
Среда
1.Музыкальная зарядка:
учим «Государственный гимн Российской Федерации». (1,2гр.)
8.30.-
8.50.
Каб.№12
Учитель музыки
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Лексическая работа «Символика Российской Федерации: гимн, герб, флаг». (1,2 гр.)
9.50.-10.30.
Каб.№12
Учитель русского языка
4.«Город, в котором я живу»: поэтический диктант. (1,2гр.)
10.30.-
11.00.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Рисуем герб и флаг города Кемерово (рисунки на асфальте). (1,2гр.)
11.10.-
11.40.
Пришкольная территория.
Вожатые
Воспитатель
6.Составляем устно рассказы «Город, в котором я живу». Готовимся к концертному выступлению.
(1,2гр.)
11.50.-
12.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
7.Обед.
13.00.-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
8.Экскурсия в областную юношескую библиотеку:
«Кузбасс – сердце Сибири»: мультимедийное занятие. (1,2гр.)
13.40.-14.50.
Областная юношеская библиотека для детей и взрослых
Воспитатель
Вожатые
9.Подведение итогов дня.
14.50.-
15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
23.06.2011.
Четверг
1.Музыкальная зарядка «Гимн Кемеровской области» (1,2гр.)
8.30.-8.50.
Каб.№12
Учитель музыки
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.РР. Пишем сочинение на тему «Моя семья - кемеровчане». (1,2гр.)
9.40.-
10. 40.
Каб.№12
Учитель русского языка
4.«Фольклорные посиделки»: быт, традиции, обряды народов Кузбасса. (1,2гр.)
10.50.-
12.30.
Дом творчества
Вожатые
Воспитатель
Учитель музыки
5. Обед
13.00.-
13.30
Школьная столовая
Воспитатель
6.Тематический словарный диктант:
«Город детства моего». (1,2гр.)
13.30.-
14.00.
Каб.12
Учитель русского языка
7.РР. «Улица, на которой я живу»:
Сочинение-описание с элементами повествования.
14.00.-
14.50.-
Каб.№12
Учитель русского языка
8.Подведение итогов дня.
14.50.-
15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
24.06.2011.
Пятница
1.Музыкальная зарядка: учим «Гимн Кемеровской области». (1,2 гр.)
8.30.-8.50.
Каб.№12
Учитель музыки
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Орфографический практикум: самостоятельное списывание с доски текста «Город на Томи». (1,2гр.)
4. Литературно-историческая викторина «Знаешь ли ты город, в котором живешь?»
(1,2 гр.)
9.40.-
10.20.
10.20.-
11.00.
Каб.№12
Актовый зал
Учитель русского языка
Воспитатель
Вожатые
Учитель русского языка
5.Подготовка к праздничному концерту «Радуга культур».
11.00.-
12.00.
Актовый зал
Учитель музыки
Вожатые
6.Итоговый диктант на материале статьи
«Шахтерский край».
2гр.
Орфографическое списывание «Кемерово вчера, сегодня, завтра».1гр
12.00.-
12.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
7. Праздничный обед. «Каравай дружбы».
13.00.-
13.40
Школьная столовая
Воспитатель
Вожатые
Учителя
8.Репетиция концертной программы.
13.40.-14.00.
Актовый зал
Учитель русского языка
Учитель музыки
9.Торжественное закрытие лагерной смены.
Выступление начальника лагеря.
Концертная программа.
Награждение знатоков русского языка.
14.00.-
15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
Учителя
Воспитатель
Вожатые
Родители
Вторая смена
Дата
Тема занятия, мероприятия
Время
Место проведения
Ответственные
24.10.2011.
Понедельник
25.10.2011.
Вторник
1.Праздничное открытие смены: выступление начальника лагеря, учителей, родителей.
8.30.-
9.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
Учителя
Вожатые
Воспитатель
2.Завтрак.
9.00.-9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.ПРР. «Осенний день»: сочинение-зарисовка. (1,2гр.)
9.50-10.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
4. УРР. «Красота и величие русской осени в поэзии, живописи и музыке»: мультимедийное занятие.
11.00.-
12.00.
Актовый зал
Учитель русского языка
Учитель музыки
5.«Краски осени»: творческое занятие (рисуем осень, создаем «осенние» аппликации).1,2 гр.
12.10.-
12.50.
Каб.№12
Учитель музыки
Вожатые
Воспитатель
6.Обед.
13.00-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7. «Осенний марафон»: кто быстрее преодолеет «словарную дистанцию». (Подвижная познавательная игра). (1,2гр.)
13.40.-
14.40.
Спортивный зал
Воспитатель
Вожатые
Учитель русского языка
8.Подведение итогов
дня.
14.50-
15.00.
Спортивный зал
Начальник лагеря
1.Фольклорная разминка «Знаешь ли ты пословицы, поговорки, загадки об осени?»
8.30-
8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00-
930.
Школьная столовая
Воспитатель
3. УРР. «Какими звуками встречает нас осень?»: развиваем ассоциативное мышление. (1,2гр.)
9.50.
10.50.
Каб. №12
Учитель русского языка
4. «Унылая пора! очей очарованье»: поэтический диктант. (1,2гр.)
11.00.-
11.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.«Палитра осеннего превращения деревьев»:
прогулка по осеннему парку.
12.00.-
12.50.
Комсомольский парк
Воспитатель
Вожатые
Учитель русского языка
6.Обед.
13.00.-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7. РР. «Слетает с дерева последний уж листок…»: сочинение-миниатюра. 1.гр.;
создание поэтического текста: 2гр.
13.50.-14.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
8.Подведение итогов дня.
14.50.-15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
26.10.2011.
Среда
1.Речевая разминка «За чистоту русского слова».
8.30.-
8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-
9.50.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Орфографическое списывание «Россия! О тебе слагаю оду!»1,2 гр.
10.00.-
10.50.
Кааб.№12
Учитель русского языка
4.Заседание клуба друзей русского языка (деловая игра).
1,2гр.
11.00.-
12.00.
Актовый зал
Учитель русского языка
Воспитатель
Вожатые
5.Лексический практикум: составляем «Словарик мудрых мыслей». (1,2гр.)
12.10.-12.50.
Каб.№12.
Учитель русского языка
6.Обед.
13.00-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.«Поэтами рождаются, ораторами становятся».
Ораторский турнир (практикум по культуре речи).
(1,2гр.)
13.50.-
14.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
8.Подведение итогов дня.
14.50.-15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
27.10.2011.
Четверг
1.Речевая зарядка «За чистоту русского слова».
8.30.-8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3. «Что такое «хорошая речь»? Правила «хорошей речи»: речевой практикум.
(1,2гр.)
9.50.-10.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
4. «Я русский бы выучил только за то…»: поэтический диктант. (2гр.)
4.Орфографическое списывание (по карточкам) 1гр.
11.00.-
11.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
5. Мультимедийное занятие: «Литература народов России: М. Карим, М. Джалиль, Г.Тукай, Э.Асадов, Б.Окуджава» (презентация).
1,2 гр.
12.00.-12.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
Воспитатель
Вожатые
6.Обед.
13.00.-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Конкурс чтецов:
декламируем стихи поэтов разных народов России.
(1.2гр.). Подготовка к концерту.
13.50.-
14.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
Воспитатель
Вожатые
Учитель музыки
8.Подведение итогов дня.
14.50.-15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
28.10.2011.
Пятница
1.Речевая зарядка «За чистоту русского языка».
8.30.-
8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак «Дары осени».
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3. Лексико-фразеологический КВН «От А до Я».
1,2гр.
9.50.-
10.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
4.Итоговое занятие по русскому языку:
самостоятельная
работа с деформированным текстом. (1,2гр.)
11.00.-1150.
Каб.№12.
Учитель русского языка
5.Подготовка к праздничному концерту: интонационная работа над поэтическими текстами. Песенная подготовка. (1,2гр.)
6.Праздничный обед «В кругу друзей».
12.00.-
12.50.
13.00.-
13.40.
Актовый зал
Школьная столовая
Учитель русского языка
Учитель музыки
Вожатые
Воспитатель
Воспитатель
Вожатые
Учителя
Начальник лагеря
7.Праздничное закрытие второй смены.
Выступление начальника лагеря, учителей, родителей.
Концерт участников лагеря: музыкально-литературная композиция «Как здорово знать русский на «5»!
14.00.-
15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
Учителя
Вожатые
Воспитатель
Родители
Третья смена
Дата
Тема занятия, мероприятия
Время
Место проведения
Ответственные
30.12.2011.
Пятница
03.01.2012.
Вторник
1.Праздничное открытие смены: выступление начальника лагеря, учителей, родителей.
8.30.-
9.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
Учителя
Вожатые
Воспитатель
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Мультимедийное занятие: «Традиции и праздники русского народа. Рождество. Святки. Крещение». (1,2гр.)
9.50.-10.50.
Актовый зал.
Учитель русского языка
Учитель музыки
4.И.С.Никитин. «Русь»: поэтический диктант. 2гр.
4.П.А.Вяземский. «Бесконечная Россия…»: орфографическое списывание. 1гр.
11.00.
11.40.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Прогулка по зимнему парку «Волшебные узоры зимы».
11.50.-
12.50.
Комсомольский парк
Воспитатель
Вожатые
Учитель русского языка
6.Обед.
13.00.-
13. 30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.РР. «Симфония зимнего леса»: сочинение-миниатюра.
13.50.-14.45.
Каб.№12
Учитель русского языка
8.Подведение итогов дня.
14.50.-
15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
1.Фольклорная разминка «Знаешь ли ты пословицы, поговорки, загадки о русской зиме?»
8.30.-
8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Офографический практикум на материале текста И.Соколова-Микитова «Русский лес». (1,2гр.)
9.50.-
10.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
4. «Зимние посиделки»: фольклорная игра-забава.
(1,2гр.)
11.00.
11.50.
Актовый зал
Воспитатель Вожатые
Учитель музыки
5.Просмотр учебного фильма «Ночь перед Рождеством»: по мотивам повести Н.В.Гоголя.
11.50-
12.50.
Актовый зал
Воспитатель
Учитель русского языка
Вожатые
6.Обед.
13.00.-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Создаем диафильм по повести Н.В. Гоголя «ночь перед Рождеством». 2гр.
7.Рисуем любимый эпизод из фильма. 1гр.
13.50.-
14.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
Вожатые
8.Подведение итогов дня.
14.50.-
15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
04.01.2012.
Среда
1.Поэтическая
зарядка: «Читаем наизусть стихи о зиме».
8.30.-8.50
Каб.№12
Учитель
русского языка
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Подготовка к театральному представлению по мотивам сказок о зиме. 1,2 гр.
9.50.-
10.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
Учитель музыки
Вожатые Воспитатель
4. «Сказочный» диктант (на материале сказки «Морозко»): 1гр.
4.Орфографическое списывание с графическим объяснением орфограмм (на материале сказки «Снегурочка»): 2 гр.
11.00.-
11.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Музыкальное занятие: разучиваем песни о зиме; слушаем русские народные песни о зиме. (1.2гр.)
12.00.-
12.50.
Актовый зал
Учитель музыки
6.Обед.
13.00.-13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.УРР. Составляем высказывания на тему «Зимою в городе». Словесное рисование. (1,2гр.)
13.50.-
14.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
8.Подводим итоги дня.
14.50.-
15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
05.01.2012.
Четверг
1.Лексическая зарядка «Снежные» синонимы».
8.30.-
8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.«Чародейкою-зимою…»: пишем поэтические диктанты о русской зиме. 1,2гр.
9.50.-
10.30.
Каб.№12
Учитель русского языка
4.Музыкальное занятие: 1)стихи о музыке национальных поэтов;
2) «Картинки с выставки». М.Мусоргский: образы сказочных персонажей в русской музыке.
(1,2 гр.)
10.40.-
11. 20.
Актовый зал
Учитель музыки
5.Поход в драматический театр: смотрим новогоднюю сказку.
1,2гр.
12.00.-13.30.
Драматический театр.
Воспитатель
Вожатые
Учителя
6.Обед.
13.50.-
14.20.
Школьная столовая
Воспитатель
7.УРР. Составляем устные высказывания-отзывы о спектакле.
1,2гр.
14.30.-14.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
8.Подведение итогов дня.
14.50.-
15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
06.01.2012.
Пятница
1.Лексическая разминка: кроссворд «подбери антоним!»
8.30.-
8.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00.-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Пунктуационный практикум. Работа по карточкам. 1гр.
Тестовые задания 2гр.
9.40.-
10.40.
Каб.№12
Учитель русского языка
4. «В стране знаков препинания»: познавательная игра. (1,2гр.)
10.50.-
11.50.
Каб.№12
Учитель русского языка
Вожатые
5.Подготовка к концерту. (1,2гр.)
12.00.-
12.50.
Актовый зал
Учитель музыки
Вожатые
6.Праздничное чаепитие – обед «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
13.00.-
13.50.
Школьная столовая
Начальник лагеря
Воспитатель
Вожатые
Учителя
7.Закрытие смены: концерт участников лагеря.
Выступление начальника лагеря, учителей.
Награждение грамотами наиболее успешных детей.
14.00.-15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
Воспитатель
Вожатые
Учителя
Четвертая смена
23.03.2012.
Четверг
1.Праздничная линейка. Открытие четвертой смены лагеря «Живое слово».
Выступление начальника лагеря, родителей.
8.30.-
9.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
Учителя
Воспитатель
Вожатые
2.Завтрак.
9.10.-9.40.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Лингвистические тайны текста: практическое занятие. 2гр.
3.Лингвистический бой. 1гр.
9.50.-10.50.
Каб.№12
Актовый зал
Учитель русского языка
Вожатые
4.Мультимедийное занятие «Русские басни – к мудрости ступенька». 1,2гр.
11.00.-
11.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
5.Инсценировка басен И.А.Крылова:
ролевые игры. 1,2гр.
12.00.-
12.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
Учитель музыки
Вожатые
Воспитатель
6.Обед.
13.00-
13.30.
Школьная столовая
Воспитатель
7.Музыкальное занятие: разучиваем песни о весне русских композиторов.1,2гр.
13.40.-
14.20.
Актовый зал
Учитель музыки
8.Рисуем на тему «Мой город весною». Конкурс.
1,2гр.
14.25.-
14.55.
Каб.№12
Вожатые
9.Подведение итогов дня.
14.55.-
15.00.
Каб.№12
Начальник лагеря
24.03.2012.
Пятница
1.Фольклорная разминка «Загадки, пословицы, поговорки о весне».
8.30.-
8.50
Каб.№12
Учитель русского языка
2.Завтрак.
9.00-
9.30.
Школьная столовая
Воспитатель
3.Русские художники о весне:
мультимедийное занятие. (1,2р.)
9.40.-
10.30.
Актовый зал
Учитель музыки.
4.РР «Подснежники»: этюд о любимом цветке. (1,2гр.)
10.40.-
11.30.
Каб.№12
Учитель русского языка
5.Прогулка по весеннему парку.
11.40.-
12.30.
Комсомольский парк
Воспитатель
Вожатые
6.УРР. Составляем устные высказывания по впечатлениям от экскурсии.
7.Обед.
12.35.-
13.00.
13.00.-
13.30.
Каб.№12
Школьная столовая
Учитель русского языка
Воспитатель
8.«Весне навстречу»: подготовка к школьному конкурсу чтецов.
13.40.-
14.50.
Актовый зал
Учитель русского языка
Учитель музыки
9.Подведение итогов дня.
14.50.-
15.00.
Актовый зал
Начальник лагеря
27.03.2012.-
30.03.2012 Подготовка к научно-практической конференции
31.03.2012. Научно-практическая конференция «Великий, могучий и прекрасный русский язык!»
Закрытие лагеря. Подведение итогов. Награждение лучших участников конференции.
Список литературы:
20 000 русских пословиц и поговорок / сост. Михайлова Л.М. – М.: Центрполиграф, 2009. – 382 с.
Мудрое слово Востока. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1996. – 608 м.
Кузбасс региональный. Вып.1. - Кемерово, 2010.
Порохина, Т.В. Ономастика - путь к изучению своего края: программа. – Кемерово, 2011.
Порохина, Т.В. Внеклассная работа по русскому языку и литературе: дедактический материал для проведения внеклассных мероприятий в 5-11 классах. – Кемерово, 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ