Конспект урока для 1 класса «Что такое язык?»
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема : «Что такое язык?»
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Меня зовут Ирина Владимировна.
- Мои ученики, такие же первоклассники, как и вы, прислали вам свои пожелания к уроку. (видеоролик)
- А я, в свою очередь, хочу сказать вам очень важные слова - каждый из вас уникален, неповторим и не заменим, как и все в этом мире!
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой,
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
- Это улыбчивое солнышко заглянуло и к нам на урок. Оно будет греть вас и дарить свою добрую улыбку.
2. Закрепление пройденного материала.
- Кто из вас любит читать? Кто читает каждый день? Всегда помните, что чтение – лучшее умение. Значит вы все хорошо знаете все буквы, раз умеете читать. А я сейчас это проверю.
Игра «Серпантин» (по цепочке называют букву алфавита).
- Мои ребятки приготовили вам подарок, сделанный своими руками «Ожившая Азбука», а вы, если захотите, сделаете свою(за доской развешены буквы).
3. Подведение к теме урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем настоящими исследователями. А вот, что будет предметом наших открытий, вы узнаете, послушав сказку о Весёлом Язычке.
«Жил-был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот закрыт, открыт. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. Вот так: языком стучит в зубы, произносим «д-д-д-д». Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.
- И так, предметом наших исследований будет поиск ответа на вопрос (чтение с слайда) «Что такое язык?»
- Попробуйте ответить на этот вопрос (Выслушать 2-3 учеников)
- Это подвижный мышечный орган речи во рту(никогда не устаёт), находится во рту; продукт питания; в колоколе металлический стержень; язык пламени (по удлинённой форме); пленный, захваченный для получения нужных сведений; язык – народ, нация.
- Сейчас мы с вами сделали важное открытие! Оказывается слово «язык» имеет несколько значений, оно многозначное. (вывешивается табличка «многозначное») Похлопайте себе за сделанное открытие.
-Объяснение значений слов мы можем найти в «Толковом словаре» (показать словарь)
- Какие ещё многозначные слова вы знаете? (касса, ключ, мышка)
- А сегодня мы будем говорить о языке, как средстве общения.
- Предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка: На болоте две подружки, две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
4. Работа по учебнику.
А) - Откройте «Азбуку» с.83. Рассмотрите рисунки. Нарисуйте языки(колоколу, пламени, ребёнку, ботинку), соответствующие каждой.
- А на рисунках на доске сделает тоже самое (Диана). Проверка по слайду.
- А колоколу зачем язык? Предлагаю послушать этот замечательный звон. (аудиозапись)
- А книгам можно нарисовать язык?
- Нет, потому что книга без языка рассказывает.
- Мы с вами разговариваем на русском языке, а некоторые могут говорить ещё и на татарском. Какие ещё языки знаете?
- В Татарстане 2 государственных языка. Всего на земном шаре, по приблизительным подсчётам, существует свыше двух с половиной тысяч языков! На русском языке говорят больше 250 миллионов человек. Это язык А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого. У каждого народа свой язык.
- Давайте прочитаем об этом в «Азбуке» (Лера).
- Для кого это ещё одно открытие? Похлопайте себе.
Б ) - Вы любите сказки? Послушайте отрывок из русской народной сказки (я читаю) и скажите мне её название.
(«Петушок – золотой гребешок») – на слайде появляется книга с этой сказкой.
- Вспомните действующих лиц в сказке (Кот, дрозд, лиса, петух) – слайд с героями
- А вы знаете, что жители волжских городов, такой как Вологда, «окают» при чтении и произношении слов, а, например, москвичи «акают».
- Сейчас вы попробуете прочитать отрывок из сказки, как волжане.
- Хорошо прочитали, теперь, как москвичи.
Физминутка для глаз.
- Сейчас вы услышали разные варианты речи жителей разных областей. А где правильное чтение?
- Мы живём в средней полосе России и наша речь приближена к литературной. А где мы можем услышать правильную речь? ( у дикторов радио и телевидения).
- Литературный язык имеет правила, которые необходимо соблюдать каждому члену общества. Уточнить правильное произношение того или иного слова можно по орфоэпическому словарю (показать словарь).
Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правильное произношение слов (вывешивается табличка «орфоэпия»). В переводе с греческого ОРФО – правильно ЭПОС – говорить.
5. Работа над развитием речи.
- Поиграем в игру «Лишнее слово» ( на слайдах записаны, с исчез. лишними словами)
Гора пятёрка Елена
горе пятница Николай
горный пятно Юлия
пригорок пятачок Рая
Чтение столбиков. Какое слово может быть лишним?
Предполагаемые ответы детей:
1 ст – «горе», оно не родственное или «горный», отвечает на вопрос какой?
2 ст – «пятно», остальные слова близкие по значению с цифрой «5».
3 ст – Николай, т.к. мужское имя, или Рая, т.к. неполное.
6. Нас ждёт ещё одно интересное открытие.
-Попробуйте догадайтесь, когда мы так говорим: - острый на язык (говорит бойко, колко); - язык до Киева доведёт (спрашиваем и узнаём); - держи язык за зубами (молчать); - как корова языком слизала (ничего не осталось); - найти общий язык (достичь взаимопонимания).
- Сейчас мы объясняли значения ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ( вывешивается табличка). ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – это устойчивые обороты. Слова нельзя переставлять местами. Употреблены они в переносном значении.
? 7. Беседа о правилах собеседника.
- Как вы хотели бы, чтоб с вами общались?
Правила общения: 1) не перебивать; 2) слушать собеседника; 3) меньше говорить о себе; 4) не говорить громко. Сервантес сказал : «Ничего не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
- Какие открытия мы сегодня сделали?
- Что было особенно интересным?
- А сейчас гостям мы подарим красивый букет роз (каждый прикрепляет свою на доску)
Красная – у меня всё получилось, розовая – не всё удалось, жёлтая – мне было трудно.
СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ