Конспект урока на тему "Прошедшее время глагола"

Тема: «Прошедшее время глагола».

Цель урока: формирование представлений о прошедшем времени глагола и его лексико-грамматических признаках, умения опознавать глаголы прошедшего времени, разбирать по составу и объяснять, как они образуются; способствовать формированию исследовательских и коммуникативных способностей, прививать уважение к государственному языку.


Ход урока:

1. Мотивационно-целевой этап.

  1. Организационный этап

Запись даты.

- Начать сегодняшний урок я хочу с замечательного слова. А что это за слово, вы узнаете, прослушав стихотворение павлодарской поэтессы О.Н.Григорьевой.

- Сәлеметсіз бе! - говорю я вам.

- Сәлеметсіз бе! – говорю друзьям.

- Сәлеметсіз бе! – говорю дождям,

Птицам, облакам,

Травам и цветам!

Всем, кто на пути

встретится тебе,

Говори всегда:

- Сәлеметсіз бе!

- Какое это слово?

- Правильно, - Сәлеметсіз бе! – Здравствуйте!

- Почему так говорят? (желают здоровья или как говорили в старину: здравия).

- Какая орфограмма в этом слове?

- Запишите его красиво, правильно соединяя буквы – запомните как оно пишется.

- Подберите однокоренные слова и выделите общий корень. Какие из однокоренных слов являются проверочными для слова здравствуйте?

(здравие, поздороваться, здоровый – здравый, здравствовать)

- Почему это слово называт волшебным? (поднимает настроение)

  1. Актуализация опорных знаний

- Что ты, Саша, сделал для того, чтобы у тебя было замечательное настроение? Назови глаголы. (поздоровался, учился, умылся, улыбнулся и т.д.)

- Что объединяет эти слова? (глаголы прош. времени, возвратные, соверш.вида).

- Какой из трёх моделей соответствуют эти глаголы? Докажите.

что делает? что сделает?

что сделает? что будет делать?

действие в действие после

момент речи момента речи



что делал?

что сделал?

действие до

момента речи

(Эти глаголы обозначают действие, которое совершилось до момента речи, отвечают на вопросы: что делал? что сделал?)

- Полная ли это модель?

  1. Постановка темы урока и формулировка целей.

  • Может вы уже догадались, какова тема урока?

  • Тема урока: Прошедшее время глагола.

  • Сформулируйте цель.


4. Операционный этап.

    1. Исследовательская работа.

Карточка №1. Прочитайте задание.

1 строку у доски и в тетрадях.

2 строку самостоятельно – взаимопроверка.

- Поработайте в мини-группах. Какой вывод можно сделать?

    1. Работа с правилом и моделирование.

- Сравните свой вывод с выводом учебника.

- Можно ли дополнить модель? Поработайте в парах.

- Защитите свою модель.

    1. Упражнение.

  • Подбери и запиши слова по следующим схемам:

¬∩٨٨□ , ¬∩٨٨□, ¬∩٨٨□, ¬∩٨٨□

л а л о л л и

- Можно ли по графической модели слов, определить часть речи и грамматические значения? Каким образом? Докажите, что вы правы. Запишите глаголы, соответствующие этим моделям, используя корень здрав-

5. Контрольно-оценочный этап.

Тестовый контроль - самооценка//карточка – самопроверка.

Карточка.

  • Запиши текст в прошедшем времени. Выдели окончания глаголов, определи род, число глагола.

Солнце скрывается за острым хребтом. А в небе идёт, полыхает заря.


6. Рефлексия.

- Как вы считаете, достиг ли урок цели? Чему ты себя научил?

- Назовите опорные слова к теме сегодняшнего урока.

(прош.время, суффикс –л, род, число, что делал? действие до момента речи)

- Оцените свою работу.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ