Конспект урока для 4 класса «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа

№ 561 Калининского района Санкт – Петербурга

Русанова Л.А.,

учитель начальных классов


План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс


Тема: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка»


Цель: Развитие умений делать выводы от общего к частному.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Способствовать формированию межполушарных связей путём упражнений "Ленивая восьмёрка".

  • Воспитывать навыки диафрагмального дыхания с помощью БОС- технологии на основе материалов литературного чтения (4 класс) .

  • Корректировать навыки письма через выполнение упражнений в безотрывном письме.

  • Развивать мышление на основе упражнений в развитии навыков умозаключений от общего к частному.

  • Развивать мышление через выполнение упражнений на анализ и синтез понятий.

Образовательные:

  • Продолжать учить детей анализировать общие понятия и, с упором на них, делать выводы, находить близкие связи между понятиями (на материале уроков русского языка).

  • Повторить и закрепить определения имени существительного и глагола.

  • Повторить и закрепить умение в объяснении орфограммы «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь», отрабатывать правильность написание слов с этой орфограммой.

  • Закрепить навыки правописания словарных слов (собака, стакан, свитер).

  • Пополнять и обобщать активный словарь за счет используемых на занятии слов - понятий.

Воспитательные:

  • Воспитывать учебную мотивацию, аккуратность, организованность.


Оборудование: ПК, программа «Литературное чтение, 4 класс» (БОС-технологии), карточки с заданиями, куклы Саша и Маша, сундучок с призами.


1. Орг момент (1 мин)

2. Сообщение темы, целей. (2 мин)

2.1. Повторение

- Что делали на прошлом уроке (устанавливали отношения между понятиями)

- Какие части речи использовали при установлении отношений? (имена существительные, прилагательные)

- По каким признакам устанавливали отношения? (орфограмма, словарные слова)


2.2. Формулирование темы, цели

- Сегодня мы продолжим игру «Вперед, за сюрпризом». Но чтобы получить сюрприз от наших Саши и Маши, нам нужно пройти 3 станции.

- Как называется первая станция? («Пиши-ка»)

- Что мы будем делать на этой станции? (Отрабатывать навыки чистописания, повторять функциональные отношения между понятиями, повторять правописание словарных слов).

- Как называется вторая станция? («Читай-ка»)

- Что мы будем делать на этой станции? (Отрабатывать навыки чтения с использованием здоворьсберегающих технологий).

- Как называется третья станция? («Играй-ка»)

- Что мы будем делать на этой станции? (играть в головоломки).




Вывешиваем на доску табличку

- Что мы будем делать на станциях?

«Пиши-ка» - Отрабатывать навыки чистописания, находить функциональные отношения между словами, повторять правописание словарных слов. Познакомимся с новым понятием

«Читай-ка» - Отрабатывать навыки чтения с использованием здоворьсберегающих технологий.

«Играй-ка» - Играть в головоломки, учиться делать выводы от частного к общему, повторять правописание изученных орфограмм.


- Верно, пройдя все три станции, мы выполним главную цель – научимся делать выводы от общего к частному, повторим правописание словарных слов, признаки частей речи, правописание слов с изученными орфограммами.


3. Станция «Пиши – ка» (5 мин)

3.1. Разминка

Две сороконожки

Бежали по дорожке.


Бежали, бежали,

Друг друга повстречали.


Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали, что едва мы их разняли


3.2. Чистописание. Повторение функциональных связей.

3.2.1. Прописать соединение СССсссССС

3.2.2.

- Установите, о каком понятии (предмете) идет речь, если известны его функциональные отношения

ДОСКА

Стеклянный, пить – (ст…кан) (Слова закрыты табличками.

Теплый, носить, горло – (свит…р) Таблички открываются по мере

Умная, лаять, помощник человека – (с…бака) называния слов)


- Подумайте, какие буквы пропущены и почему? Поставьте ударение, назовите безударные гласные.

- Можно ли проверить названные безударные гласные? (нет)

- Почему? (непроверяемые, словарные)

- Какой вывод можно сделать? (Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением следует запомнить)


- Что общего у этих слов? (существительные, словарные слова, начало слова на «С»).

- Запишите слова, обратите внимание на правильность соединений и на подчеркнутые буквы – это опасные места.


3.3. Понятие об умозаключении.

- Сегодня мы познакомимся с новым понятием. Посмотрите на доску. Что за слово зашифровано?

«УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ»

- Как вы думаете, что такое «Умозаключение»

- Какое слово близко к нему по значению?


ВЫВОД ОТВЕТ НАБЛЮДЕНИЕ

- Для чего делают выводы? (чтобы вывести закономерность, правило)


3.4. Упражнение «Какой вывод можно сделать?»

- Посмотрите на карточку.

- Прочитайте левую колонку и правую. Постарайтесь найти выводы к данным в левой колонке заявлениям.

(Задание № 1 выполняется коллективно. Остальные проверяются после выполнения. )

Соедини



1. Слова:

учить, писать, читать, играть -

обозначают действие, значит это…



неопределенной форме

2. Глаголы:

учил, писал, читал, играл,-

имеют на конце суффикс

-Л- , значит они …



глаголы

3. Глаголы:

учить, писать, читать, играть -

имеют окончание -ТЬ, значит они стоят….



прошедшего времени


Докажите, что данные вами выводы, умозаключения, сделано от общего к частному.

- Мы с вами учили новое понятие (Как называется? //Умозаключение), писали, пора перейти на станцию «Читай-ка» и повторить чтение стихотворения С.А. Есенина «бабушкины сказки»

4. Станция «Читай – ка». Чтение изучаемого произведения по методике «БОС» (5мин)

4.1. Физминутка

Упр. «Ленивая восьмерка»

Упр. «Мячик» (диафрагмальное дыхание)


4.2. Чтение

- Вспомним правила чтения.

1) Используем диафрагмальное дыхание.

2) Обращаем внимание на посадку: сесть удобно, спина прямая, ноги на полу.

3) Начинаем дышать под команду «бегунка», отслеживая вдох – выдох, вдох – обязательно через нос.

4) Читаем строго по «бегущей» строчке.


Первые четыре строки вслух читает учитель, остальные читают про себя.

Далее читаем индивидуально по четыре строчки, остальные в это время читают про себя.


Ставим дополнительную задачу: после чтения найти и назвать глаголы в неопределенной форме, объяснить (сделать вывод) почему?


- Молодцы, пойдемте поиграем.


5. Станция «Играй – ка». Игра «Собери слово». (5 мин )

- Ребята, посмотрите, здесь случилась катастрофа. Части слов рассыпались и непонятно, что это за слова.

- Соберите- ка из данных частей задуманные слова, прочитайте их, и докажите – сделайте вывод- почему эти слова пишутся именно так.


Подъезд, съедобный, объяснить, въехать,

Листья, воробьи, платье, друзья


- Какая орфограмма у этих слов? (правописание слов с разделительным Ь //Ъ знаком )

- Почему в ваших словах пишется разделительный Ь //Ъ знак? Сделайте вывод.


Запишите эти слова в тетрадь, выделите морфемы



6. Итог (2 мин.)


- Молодцы, хорошо поработали.

- Маша и Саша тоже вас хвалит, но ребята хотят задать последние вопросы.

- Над какими задачами работали? (возвращаемся к табличке на доске)

- Отлично, ну а теперь, самооценка:

Если вы считаете, что поработали на славу, возьмите из сладкого сундучка 2 конфетки,

если поработали средненько, то возьмите 1 конфету.

А если поработали плохо – то вообще ни одной. Спасибо за урок.

4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ