Конспект урока для 3 класса "Имя существительное"



Урок русского языка в 3 классе учитель начальных классов Зиганшина Гашира Гумаровна

Тема: « Имя существительное»

Цели: Закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме;

активизировать познавательную деятельность учащихся;

пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания;

углубить знания о частях речи; способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.



Оборудование: графопроектор, индивидуальные карточки, фрагменты «Снеговик», снежинки, таблица « Имя существительное», аудиозапись песни о зиме.



1.Орг. момент. Ребята, сейчас урок русского языка. Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь.

2. Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.

Я предлагаю вам отгадать загадку:

Запорошила доро…ки,

Разукрасила око…ки.

Наконец- то ты пришла

К нам волшебница ……..(зима) – определить орфограммы

---Правильно! Ребята, а февраль – какой по счёту месяц зимы?(последний)

Напишем в тетрадях :

Зз (на доске)

Зима

---Подберите родственные проверочные слова к слову «зима».

(зимний, зимушка)

3.А вот» снеговик» сегодня принёс с собой много зимних слов. К какой части речи они относятся?

(к имени существительному)

З…мА к…ньки

Ин..й м…тель

Сев…р

М…роз

Ул…ца

Сверкает

--Почему? (т. к. эти слова отвечают на вопрос что?)

--А какое слово здесь лишнее? (сверкает) –Почему?

--Вы уже догадались какая тема урока? (имя сущ.-ое)

1 группа записывает эти слова в тетради

2 группа составляет 2-3 предложения с этими словами.

(Проверка задания по графопроектору.)

4.Повторение изученного об имени сущ.-ом.

1) Имя сущ.-ое – это…..

2) Как изменяется имя сущ.- ое?

(по числам) – Учитель показывает две коробки , на которых написано: «Подарки» и «Подарок»

--Какую вы выбираете? (подарки)-где много

---Значит имена сущ. изменяются по числам.(бывают ед. числа и мн. числа)

3) Допишите по два слова в каждую строчку( на доске):

Кто? Мама, кот, …..,…….

Что? Туча, столы ….., …..

---Какой же вывод можно сделать? (к живым предметам ставят вопрос кто? К остальным—что?

Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4) А сейчас давайте вспомним, почему имя сущ. называют собственным?

Собственное- это моё. У каждого человека есть собственное сущ.- ое. Это имя.

У города, реки, улицы- это название.

А остальные слова- нарицательные.

- А как пишутся собственные имена существительные?

Игра: «Найди ошибки»(на доске):

Улетел Орёл за город орёл.

Наша поля вернулась с Поля.

--Записать предложения правильно в тетради.

(один из уч- ся исправляет ошибки)

5.А что ещё можете сказать об имени существительном?

--Все имена существительные можно разделить на три группы. А какие это три группы?

(рассказывает ученик)

--Сначала все сущ. были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ:

« Кто придумает для моих слов существительных различия, тот будет награждён.

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал:

Пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние- среднего рода.

Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать сущ., потому что знала «секрет» различия.

6. Следующее задание вы будете выполнять по группам: упр.404.

1группа- записать имена сущ. мужского рода

2 группа- женского рода

3 группа- среднего рода

Проверка : на экране через графопроектор.

м.р. ж.р. с.р.

библиотека платье

огонь площадь место

трамвай фабрика озеро

лебедь пальто

трактор местность село

переулок метель

район аллея

рюкзак улица

музей

7. Физкульт-ка

А сегодня у зимы- новоселье

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба

Вот такой вышины!

Белый коврик у порога

Вот такой ширины!

Белый коврик у порога

Вот такой ужины!

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки- превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги, топ, топ.

Двери комнат отворяем,

Справа- хлоп, слева- хлоп!

8.Самостоятельная работа. Тест.

1) Подчеркнуть имена существительные:

Товарищ, коврик, молчание, грустный, вдруг, суббота, весело, на, ученик, река.

2)Подчеркнуть имена существительные женского рода:

Город, плащ, книга, озеро, лиса, заяц, снежинка, ум, голова, ёлка.

3)Записать слова во множественном числе:

Стул-

Воробей—

Школа—

9. Итог урока.

В густом ельнике жила маленькая ёлочка. Как и все малыши она была очень любопытная и часто задавала вопросы всем, кого встретит. Где? Зачем? Почему?

Сейчас зима. Ёлочке холодно. Ребята, давайте расскажем ей, о чём мы говорили на уроке, и укроем её снежком.

Учитель задаёт вопросы о частях речи. На парте у ребят снежинки с разными ответами .

Каждый ученик выбирает правильный ответ и вешает эту снежинку на ветку ёлочки.

Звучит песня «Снег кружится».









Дополнительное задание.

Допишите к именам существительным несколько имён прилагательных:

Зима (какая?) …..

Ветер(какой?)….

Небо (какое?)….



DSC03100.JPG

Учитель начальных классов Зиганшина Гашира Гумаровна.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ