Конспект урока для 5 класса "Лексика. Культура речи"

Муниципальное общеобразовательное учреждение (слайд 1)

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г.Торжка Тверской области







Повторение изученного по теме:

«Лексика. Культура речи»


(урок русского языка в 5 классе)















Учитель русского языка

Буртолик Галина Николаевна


















г.Торжок, декабрь 2014г.


ЦЕЛИ УРОКА: (Слайд № 2)

- обобщить  и систематизировать  знания, полученные  в процессе  изучения  данной темы;

- обогащать  словарный  запас учащихся;

- формировать  умение  использовать  в речи  слова  в  соответствии с  их  лексическим  значением;

- развивать понятие «культура речи»;

- воспитывать  потребность пользоваться  словарём



ЗАДАЧИ:

- систематизация изученного материала по теме «Лексика»;

- выполнение практических заданий по обобщению знаний, полученных при изучении темы «Лексика»;

- проведение творческой работы;

- установление взаимосвязи изученного материала с другими учебными предметами.


Русский язык — один из богатейших языков в мире

Белинский В. Г.


Х О Д У Р О К А


  1. Организационный момент.


  1. Работа с эпиграфом (слайд 3)

Используя эпиграф, записать предложение с прямой речью и построить схему (ученики работают самостоятельно в тетради, затем читают, а схему строит 1 ученик у доски)

«Русский язык – один из богатейших языков в мире», писал В.Г.Белинский.

«П,» - а.


  1. Фронтальный опрос – «Закончи предложение…» (терминология по разделу; устная работа)


1.Словарный состав языка образуется из… (слов)

2. Лексика – это… (словарный состав языка)

3. Лексическое значение слова разъясняется в… (толковых словарях)

4. Слово имеет не только …, но и грамматическое значение (лексическое)

5. Однозначными называются слова, имеющие… (одно лексическое значение)

6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… (многозначными)

7. Слово с переносным значением в художественном произведении используется как… (средство выразительности - метафора)

8. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются… (омонимы)

9. Синонимы – это слова… (одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением речи)

10. Антонимы – это слова… одной и той же части речи с противоположным значением)


  1. Повторение

      1. Словарно-орфоэпическая работа.

Учитель:

- Ребята, мало знать слово, его лексическое значение. Необходимо грамотно, правильно произносить слова. (В связи с термином «лексика» повторяем орфоэпию)


«МОЛЧАЛИВЫЙ ДИКТАНТ» (учитель молча записывает слова на доске, ученики списывают, расставляют ударения, читают вслух, при необходимости дается лексическое значение слов):


БаловАть, позвонИт, досУг, ржАвЕть, красИвее, облегчИть, хвОя, щавЕль.


      1. Лексикон. (устная работа, по памяти материала первых урок по лексике)

«Математику уже затем любить надо, что она ум в порядок приводит», сказал М.В.Ломоносов. Вспомним некоторые цифры, которые нам помогут осознать, насколько могущественный язык нам дан во владение.




17-томный Словарь современного русского литературного языка «БАС»



131 257 слов

Словарь Даля

200 000 слов

Словарь произведений Пушкина

20 000 слов

Словарь выпускника средней школы

1500-4000 слов

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование

8 000 слов


Учитель:

- Какие еще словари русского языка вы знаете? (Словарь Ожегова – 57 000 слов; словарь Ушакова –

85 000 слов)

- Какую задачу мы должны перед собой ставить? (Узнавать как можно больше слов,

обогащать свой словарный запас).


      1. Лексическое значение.

А) Установи соответствие лексических значений словам (слайд 4)

1 ученик комментирует, все – записывают слова и их лексические значения, подчеркивая орфограммы, учитель на слайде потом проводит соединительные линии)


БРОШЮРА – небольшая книжка

ЖОКЕЙ – профессиональный наездник на скачках

ЛЕКСИКОН – запас слов и выражений человека

ИЗМОРОСЬ – очень мелкий дождь


А) Прямое/переносное значение слов (слайд 5)

Задание: составить и записать словосочетания, определяя, где слова в прямом, где – в переносном значении (повторение термина «МЕТАФОРА») – задание по рядам 1,2,3


ГОРЯЧИЙ (молоко, печь, время) – ГОРЯЧЕЕ ВРЕМЯ

РАЗБИТЬ (чашка, окно, жизнь) – РАЗБИТЬ ЖИЗНЬ

ЛЕГКИЙ (пальто, характер, ноша) – ЛЕГКИЙ ХАРАКТЕР


Б) Однозначные/многозначные слова (слайд 6)

Задание: рассмотрите рисунок и составьте устно сочетания со словом ИДЕТ так, чтобы глагол употреблялся в разных значениях. После выполнения учитель демонстрирует (слайд 7), где ответы-сочетания. Учащиеся уточняют лексическое значение.


  1. Идет человек 7) Идут учиться

  2. Идет поезд 8) Идет дождь

  3. Идет время 9) Идет урок

  4. Идут письма

  5. Идет наряд

  6. Идет дым из трубы

В) Отличие многозначных слов и омонимов (слайд 8)

1-ая половина класса работает с первой строчкой сочетаний и определяет, что перед ними: омонимы или многозначные слова, а 2-ая половина класса – со второй строчкой


ГНЕЗДО ДЛЯ ПАТРОНОВ – ГНЕЗДО ЖАВОРОНКА (многозначные слова)

СРЕДА – ДЕНЬ НЕДЕЛИ - ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (омонимы)


Г) Работа по РАЗНОВИДНОСТЯМ ОМОНИМИИ (омофоны, омоформы, омографы) (слайд 9)


Задание (слайд 10): записать пары слов и определить разновидность омонимов


1 ряд записывает пары слов СИДЕТЬ – СЕДЕТЬ, ЛЕСА – ЛИСА (это омофоны)

2 ряд - отрывок шутливого стихотворения Я, НЕ ЖАЛЕЯ МЫЛА,

НОС ТЕРПЕЛИВО МЫЛА (это омоформы)

3 ряд записывает пары слов КРУЖКИ – КРУЖКИ, МОЮ – МОЮ (это омографы)


      1. Синонимы (слайд 11)

Подобрать (письменно) синонимы к словам:


ТОРОПИТЬСЯ – спешить,

УЧИТЬ – изучать,

БЕЖАТЬ – нестись,

УДИВЛЯТЬ – изумлять,

ФАНТАЗИРОВАТЬ – мечтать.


      1. Антонимы (слайд 12)

Глядя на картинки, подберите антонимы (устная работа)


ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ

БОЛЬНОЙ – ЗДОРОВЫЙ

ЛЕНИВЫЙ – ТРУДОЛЮБИВЫЙ

УЗКИЙ – ШИРОКИЙ (о брюках)


      1. Р/р Сочинение-минатюра по картине природы. (слайд 13)

Придумать предложения на тему «ЧУДЕСНЫЙ ЗИМНИЙ ДЕНЬ». Устное словесное рисование.

Например:

Солнце светит ярко. Снег блестит. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкают. Небо сияет чистой голубизной.


  1. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Какие мы цели и задачи ставили сегодня перед собой в начале урока? (узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас)

- Прочтите высказывание-призыв к молодежи русского писателя М.Горького: «НАДО УЧИТЬСЯ ЯЗЫКУ, НАДО РАСШИРЯТЬ СВОЙ ЛЕКСИКОН». (слайд 14)


  1. Выставление отметок учащимся (комментирование)


  1. Домашнее задание (слайд 15)

1) контрольные вопросы – стр.142

2) подготовиться к контрольному тестированию по лексике.

(слайд 16). Спасибо за внимание и понимание!



Список использованной литературы:


  1. «Русский язык в 4 классе». Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1997.

  2. Евлампиева Е.А. «Занимательные задания на уроке русского языка». Чебоксары, «Клио», 1997.

  3. Львова С.И. Альбом раздаточного изобразительного материала «Русский язык в 5-7 классах». М., Центр Планетариум, 2006 .

  4. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 2004 г.

  5. Книгина М.П. «Русский язык. 5 класс». Тесты, в 2 ч. Саратов, Лицей, 2006.

  6. Русский язык. Учебник для класса общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. М., Просвещение, 2006.

  7. Никитина Е.И. «Уроки русского языка в 5 классе». Книга для учителя. М., Просвещение, 2001.

  8. http:festival.1september.ru/


Текстовой комментарий-пояснение.


В последние годы все сложнее складываются отношения школьников к родной речи, родным языкам, беден лексикон учащихся. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю порой бывает очень трудно. На помощь нам приходят новые технологии. Мультимедийный метод проведения уроков:

  • позволяет оживить изучаемый материал;

  • вызывает интерес у учащихся;

  • задания носят занимательный характер;

  • увеличивается лексикон учащихся;

  • помогает систематизировать знания;

  • повышает интерес к саморазвитию;

  • позволяет практически использовать полученные знания при выполнении различных видов работ:

а) при фронтальном опросе;

б) при выполнении заданий творческого характера: «Найди соответствия»,

сочинение-миниатюра, творческое списывание;

в) подборе синонимических рядов;

г) самопроверки, «Следуй за мной», взаимопроверок;

  • позволяет рационально использовать время на уроке:

  • соединить все виды деятельности памяти (зрительной, моторной, слуховой)

для успешного усвоения материала.


План-пояснение к слайдам

1-2 слайды содержат информацию о теме и цели урока.

3 слайд – работа с эпиграфом, повторение предложений с прямой речью.

4 слайд – установление соответствий лексических значений данным словам.

5 слайд – составление словосочетаний, определение слов с переносным значением,

повторение термина МЕТАФОРА

6 слайд – работа по картинке с глаголом ИДЕТ (понятие многозначности).

7 слайд – ответы-сочетания с заданным глаголом

8 слайд – показывает, что надо видеть отличие многозначности от омонимии.

9 слайд – о видах омонимии – термины

10 слайд – задание по определению разновидностей

11 слайд – подбор синонимов к заданным глаголам.

12 слайд – работа по сюжетным картинкам - подбор антонимов.

13 слайд – зимний пейзаж для сочинения-миниатюры.

14 слайд – портрет М.Горького и высказывание для завершения урока.

15 слайд – домашнее задание.

16 слайд – спасибо!






Приложение к уроку по повторению лексики.


Упражнение 1.

Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.

1. Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели. 2. Нет хуже удела, чем быть не у дела. 3. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов. 4.Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. 5. Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших. 

Упражнение 2.

Выделите синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.

Душевно рад, - начал он… - Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович… - Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович… - Сейчас, сейчас, - подхватил отец (Т.) Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (Ч.) Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.

Упражнение 3.

Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы.  Запишите получившиеся антонимические пары.

Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я. Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок?


(друзья – враги, уникальный – обычный, мой – чужой)





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ