Конспект урока для 4 класса "Местоимение"

Тема: Местоимение.
Цель: Усвоение общих понятий о местоимении, как части речи.
Задачи:

1)Обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;
2)Развивать умения правильно употреблять и писать личные местоимения с
предлогами, развивать творческое воображение, логическое мышление,
орфографическую зоркость, работать над обогащением словарного запаса;
3) Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, дружбу, единство классного
коллектива.

Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: Словесный, рассуждение, показ, комментирование, практический, частично-
поисковый, сравнение, обобщение.
Формы: Коллективная, индивидуальная, групповая
Оборудование: Схемы, перфокарты, тесты, презентация, нетбуки.


Ход урока.

 

I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Так, как вы ещё не улыбались.
Чтоб, как солнце яркое в окне,
Радость в моём сердце расплескалась!

II. Сообщение темы урока.

Тему урока вы назовёте сами, если отгадаете загадку.

Загадка:
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена,
Я о себе такого мнения
Огромна роль …(местоимения).
Слайд 1.

Беседа о местоимении.
- Кто же из вас сможет сформулировать, какую часть речи мы называем местоимением?
Чтение правила в учебнике на стр

Вывод 1: указывают на предмет, но не называют.

- Перечислите известные вам местоимения. (…….)

- Посмотрите на доску (на доске отрывки из стихотворений с личными местоимениями).

Мы сегодня в лес пойдем
За зеленой елкой.

(Н.Найденова)

Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна.

(А.Пушкин)

Я лечу, лечу стрелой
Только пыль взметаю.

(А.Толстой)

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.

(К.Чуковский)

Гуси, вы гуси, серые гуси,
Где вы летали, что вы видали?

(Песня)

В небо взлетают цветные огни,
Весть о победе разносят они.

(Е.Трутнева)

Найдите строки, в которых местоимения указывают на:

  • говорящее лицо….. я, мы – это местоимения первого лица. Слайд 2.

  • лицо, к которому обращена речь……. ты, вы - это местоимения второго лица.

  • лицо, о котором говорят… он, она, оно, они - это местоимения третьего лица.

Вывод 2: личные местоимения бывают 1, 2 и 3 лица

- Обратите внимание на слайд: местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО указывают на какое количество предметов? А местоимения МЫ, ВЫ, ОНИ ? Что вы можете сказать?

Вывод 3: местоимения бывают единственного и множественного числа.

III. Работа в тетради.


1. Оформление тетради.

Запись числа, классная работа.


2. Минутка чистописания. Слайд 3. Игра «Где спрятались местоимения?»

- Я буду загадывать вам загадки, вы слушаете внимательно и в тетрадь вы запишите только те местоимения, которые спрятались в ответе:

Загадка первая. За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов ?
Д. Заяц. Это местоимение Я.
Вторая загадка. К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы
получить неодушевлённый предмет ?
Д. Мыло. Местоимение МЫ.
Третья загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог МЫ.
Д. Вымыты. Местоимения ВЫ МЫ ТЫ
Четвёртая загадка . Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?

Д. Тыквы Местоимение ТЫ к местоимению ВЫ.

Пятая загадка. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?

Д. ОН, назад НО.
Шестая загадка. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?
Д. ОНО.


3. Орфографическая пятиминутка. Игра «Путаница».
- Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам,
Всё расставить по местам!
Слайд 4.

- В стихотворении переставлены строчки. Пропущены буквы в словах.
Задание: правильно расставить строчки, вставить пропущенные буквы и объясни
орфограммы. Найди местоимение и подчеркни.


З…л…пили снегом щели .
Прил…тели к нам м…тели,
Льдинкой росписи н…нёс .
На …кне ст…рик М…ро…


4. Физминутка для глаз. Слайд 5.

5. Работа по перфокартам. Слайд 6.

- Упражнение называется «Определи лицо местоимений».
- Я читаю строки из сказочных повестей, а вы должны услышать местоимения, которые встретятся и самостоятельно в перфокартах отметить лицо.

1)     В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. (их, они).

2)     «Ну вот, перед нами Винни – Пух. Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом.» (нами, он)

3)     «Я въехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шел снег. Конь устал и начал спотыкаться. Мне сильно захотелось спать.» (я, мне)

4)     «Навигацию у нас в мореходном училище преподавал Христофор Банифатьевич Врунгель.» (у нас)

5)     «Если ты хочешь отыскать Вишневый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрестке». (ты)

6)     «Жил-был на свете маленький мальчик. Звали его Юн». (его)

7)     «Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами…» (она)


6. Редактирование текста.
Работа по учебнику стр. 124 упр. 320.

- Что вам не понравилось? (Повтор слов.)
- Какие слова повторяются? ( Галя)
- Как устранить ошибки? При помощи, какой части речи? (С помощью местоимений)
- Устраните ошибки и прочитайте текст заново. Запишите.
- Найдите основу каждого предложения. Определите роль местоимений в предложении.
Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать? (Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы и в предложении могут быть и подлежащим и дополнением)).

Вывод 5: Отвечают на те же вопросы, что и существительные, в предложении могут быть подлежащим и дополнением.


7. Групповая работа: Слайд 8.

Учащимся предлагается текст. Отослать файл.
Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.

- Кто же это "он"? Подумайте. О ком или о чём идёт речь в данном тексе. (в группах беседа о чём говориться в тесте)
- Почему вы рассказали о разном? ( В тексте слово "он" не называет предмета)

Сравните два текста и сделайте вывод. ( В первом тексте постоянно повторялось одно слово, было некрасиво, а во втором тексте – одни местоимения и непонятно, о чём речь. Поэтому, в своей речи мы должны использовать и существительные и местоимения)
Вывод 6: правильное употребление в речи.

А где можно использовать этот прием. Давать характеристику предмета, указывать на него, но не называть? (в загадках)

- Я предлагаю вам послушать загадку и отгадать её.

ОН, ОНА, ОНО

Мое стихотворение –
Про местоимения…
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – Он придет:
Тоненький,
Смущенный, -

Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?

(Месяц, солнце и луна!) (Е.Кай)

IV. Физкультминутка.

8. Игра «Собери пословицу».

- Составьте пословицы из частей. Слайд 8.


Скажи мне кто твой друг,


от того и наберёшься.

С кем поведёшься,


пусть тебя другие похвалят.

На друга надейся


и я скажу, кто ты.

Не хвали себя сам


сам не плошай.


- Какой темой объединены пословицы? (Тема дружбы.)
- Какие ассоциации у вас возникают со словом дружба?
- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете? Назовите их.
Объясните смысл пословицы.
- Запишите пословицу, в которой есть личные местоимения. Подчеркните их.

Вывод 7: Украшают речь.

V. Обобщение: по кластеру, который получился.

10. Тест по теме «Личные местоимения».

- А сейчас мы проверим ваши полученные знания о местоимении, через проведение небольшого теста. Работа по нетбуку.

VI. Итог урока.
 О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

Что нового вы узнали о местоимении?


VII. Домашнее задание:

1 группа: Придумать сказку о местоимении и оформить в презентации.

2 группа: Найти 5 пословиц с личными местоимениями и придумать задание, которое мы должны выполнить.

3 группа: стр. 124 упражнение 321.

VIII. Оценивание работы учащихся на уроке.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ