Конспект урока на тему "СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Тема урока. Повторение по курсу «Синтаксис сложного предложения».

Задачи урока.

1.Закрепить полученные сведения о разных видах сложных предложений, восстановить в памяти орфограммы и пунктограммы , изученные в предыдущие годы. Формировать умение устно и письменно конструировать сложные предложения разных видов.

2.Воспитывать интерес к русскому языку и русской словесности на основе произведений русской классики.

3.Развивать интерес к современным электронным средствам образования.

Оборудование.

1.Таблицы, схемы и задания на мультимедийной доске.

2.Элекронный учебник для компьютерного тестирования учащихся по курсу 9 класса.



Урок проведен учителем Бикбау А.С. Сош №7 г.Уральск РК

Сегодняшний день особенный: по инициативе ЮНЕСКО 23 апреля отмечается Всемирный день книги и защиты авторского права. В этот день несколько столетий назад ушли из жизни два великих писателя Шекспир и Сервантес. В Испании существует красивая и романтичная традиция : 23 апреля всем покупающим книги дарят розу. Сегодня в ходе повторения синтаксиса сложного предложения я предлагаю вам вспомнить художественные произведения, изученные на уроках литературы в этом году.

Работу начнем с орфографической разминки. Итак, «По страницам русской орфографии». Вспомнив наше магическое заклинание «Спаси нас, Орфография!» , ответим на вопрос, который предлагается на интерактивной доске.

В каком столбике верно указано, где нужен мягкий знак?


А В С Д

Полноч… - ь - -


Глуш… ь ь - ь



Горяч… - - - ь



Гореч… - ь ь -



В каком столбике указан правильный вариант написания суффиксов прилагательных?

А В С Д

Торжестве…ый Н Н НН Н


Карма…ый Н НН НН Н


Зеле…ый НН НН Н Н


Оловя…ый Н Н НН Н



Все эти орфограммы будут встречаться вам в заданиях при повторении синтаксиса сложного предложения.

Заполните схему известными вам видами сложных предложений.


(Заполненная схема выглядит так)






СПП

СПП








Виды

сложных

предложений





БСП

ССП












ССК



Продолжите начатое предложение как cпп с придаточным определительным, а затем с придаточным обстоятельственным.


Я люблю книги…( Варианты ответов. Я люблю книги, которые рассказывают нам об истории нашего края. Я люблю книги, потому что они духовно обогащают человека.)


Следующее задание называется «По страницам русской классики».


Задание№1Прочитайте на интерактивной доске предложение, определите тип сложного предложения, составьте его схему. Чем отличаются наклонения глаголов в этом сложном предложении? Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их.

Задание№2. Определите смысловые отношения между частями бсп и объясните постановку знаков препинания в нем.

Я думал: вольность и покой замена счастью.

Узнали ли вы героев литературного произведения? Назовите автора и его героев.

Задание №3.Определите тип сложного предложения. Чем отличается по строению простые предложения в данном примере? Объясните написание указанного слова. Когда поручик Вулич подошел к столу, то все замолчали, ожидая от него какой(нибудь) оригинальной выходки

Из какого произведения это предложение? Из скольких повестей состоит оно? В какой повести вы встречаетесь с Вуличем?

Задание №4. Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники, которую нарвал он для своего друга. Определите вид придаточного предложения в СПП и средство связи между главной и придаточной частью. Как звали друга Калиныча?

Задание №5. Он ничего рус…кого не читает, но на письме…ом столе у него находится серебря…ая пепельница в виде мужиц…кого лаптя.

Определите тип сложного предложения и смысловые отношения между простыми предложениями. Объясните правописание орфограмм к и ск, н и нн в суффиксах прилагательных. Кого из литературных героев вы узнали по этой фразе?

Уроки по творчеству И.С.Тургенева мы завершали чтением его стихотворений в прозе. Прочитайте наизусть стихотворение « Русский язык»






  • Вы работали над предложениями с одним придаточным. А как могут быть связаны предложения, если придаточных несколько? Начертите схемы в тетрадях и на доске.


Однородная связь: [ ],( как... ), ( как… ).


Неоднородная связь: ( Когда…),[ ], ( что…).


Последовательная связь: [ ], (где…), (что…).

Прочитайте предложения на доске и выполните задания к ним.

Драматизм сцены достигает своей наивысшей точки, когда Германн узнает от графини,что ее рассказ о трех картах был только шуткой.

Определите вид связи придаточных в данном предложении, составьте его схему. О каком произведении идет речь? Какие это три карты?

Мы друг с другом сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого.

К какому виду сложных предложений относится данное предложение?

Кто эти приятели? Назовите автора и произведение.

Завершающий этап нашего урока называется «По страницам русской литературной критики»

Перед вами на интерактивной доске сложноподчиненное предложение. Если читать произведения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека.

Определите вид придаточного. Замените сложное предложение простым с обособленным обстоятельством, и вы получите точное высказывание известного критика. ( Читая произведения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека ) Почему эти предложения можно назвать синтаксическими синонимами? Чье это высказывание?

Главная роль, конечно, - роль Чацкого. Без нее не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.

Из двух простых предложений составьте СПП с придаточным определительным. Объясните постановку знаков препинания в полученном предложении. Кому принадлежит это высказывание?

Заключительное задание на уроке – тестирование по электронному учебнику в режиме самоконтроля с поощрением, когда каждый правильный ответ с головного компьютера фиксируется на интерактивной доске, а все остальные на мониторах.

Обобщение учителя в конце урока. В течение урока мы с вами повторили виды сложных предложений, восстановили в памяти некоторые виды орфограмм и пунктограмм. Сегодня, когда во многих странах отмечается Всемирный день книги, мы с вами вспомнили любимые страницы русской классики. Закончить урок мне хочется стихами Бориса Слуцкого:

Романы из школьной программы,

На ваших страницах гощу.

Я все лагеря и погромы

За эти романы прощу.

Не курский, не псковский, не тульский,

Не лезущий в вашу семью,

Ваш пламень – неяркий и тусклый –

Я все-таки в сердце храню.


Не молью побитая совесть,

А Пушкина твердая повесть

И Чехова честный рассказ

Меня выручали не раз.

А если я струсил и сдался,

А если пошел на обман,

Я, значит, некрепко держался

За старый и добрый роман.

Вы родина самым безродным,

Вы самым бездомным нора.

И вашим листкам благородным

Кричу троекратно: «Ура!»


С пролога и до эпилога

Вы мне и нора и берлога,

И, кроме старинных томов,

Иных мне не надо домов.


















23 апреля 2014 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ