Конспект урока для 7 класса "Местоимения"
Государственное казённое специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностям здоровья
«Михайловская специальная (коррекционная)общеобразовательная
школа-интернат IV вида” Волгоградской области
Конспект урока
русского языка в 7 «Б» классе
по теме: «Местоимения»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Ерохина Н.В.
Дата проведения: 07 февраля 2014 г.
Конспект урока в 7 «Б» классе
Педагог: Ерохина Наталья Викторовна Предмет: русский язык
Класс: 7 «Б»
Тема: «Местоимение»
Цель: создать коррекционно-развивающие условия для успешного усвоения знаний детьми, со сложной структурой дефекта.
Задачи:
1)Ученик сможет дать определение местоимения, отличить его от других частей речи по характерным признакам, заменить существительные местоимениями.
2)Ученик сможет найти совместное решение, работая в паре, оказать необходимую помощь товарищам на основе толерантности.
3)Ученик сможет оценить значение дружбы и взаимоуважения в своей жизни.
4)Ученик сможет обогатить зрительный опыт и словарный запас, расширить предметные представления, установить соответствие между словом и конкретным образом.
Ученик сможет ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме на экране, в тетради.
Ученик сможет различить и называть эталоны формы геометрических фигур (круг, шар) .
Тип урока: урок открытия новых знаний
Дата проведения: 07.02.2014г.
Методы: предметно-практическая работа, словесный, наглядный
Оборудование: ИД, мультимедийный проектор, ноутбук, игра «Рыбалка», карточки.
Этап урока
Ход урока
I.Орг. момент. Мотивация
1. Проверка готовности к уроку
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима морозом в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь ваш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Ваш класс очень дружный.
2.Мотивация
«Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам». Это слова известного французского писателя, военного летчика, который участвовал во Второй мировой войне Антуана де Сэнт-Экзюпери. Незадолго до своей гибели Сент- Экзюпери написал одну небольшую, совсем не похожую на другие книжку-сказку «Маленький принц» и сам ее проиллюстрировал. В последний день июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери растворился в небе над французской Ривьерой, ушел навстречу звездам - так же, как и его Маленький принц...
-Что вам известно о Маленьком принце? (он прилетел с другой планеты в поисках друга)
Что же необходимо для настоящей дружбы? Кого можно назвать настоящим другом?
3.Лексическая разминка
Синквейн на тему «Друг»? (Веня на карточке)
Один из героев писателя обращается к людям с такими словами
«Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце. Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».
(Видят глазами, а чувствуют сердцем)
( Зрячий – обладающий зрением; о человеке, способном сочувствовать, сопереживать, откликаться на чужую боль, говорят, что у него зрячее сердце.)
1 сл
2 сл
3 сл
Словарная работа
А) Он – Маленький принц – главный герой произведения Антуана де Сент-Экзюпери. И ни на маленьких планетах, ни на Большой земле не встретил Маленький принц никого, кто бы мог быть его другом.
- А кто из вас знает, что такое ПЛАНЕТА? (небесное тело, космический предмет)
-Как называлась планета Маленького принца? (Астероид 612)
-А как называется планета, на которой живем мы с вами? (Земля)
-Как еще называют нашу планету за ее форму (Земной шар)
Найдите среди рисунков изображение нашей планеты. (Вене- лист печатной тетради.)
-Какой формы она? (круглая) Где расположена на рисунке? (в центре, внизу)
-Что изображено справа? Что изображено слева?
- У меня в руках глобус-это макет нашей планеты, уменьшенной во много-много раз
- Какую форму имеет глобус? (форму шара)
Б) Откройте тетради. Запишите число.
-Запишите слово «Планета».
-Подчеркните ошибкоопасное место, которое вызывает затруднение в написании. Попробуйте подобрать проверочное слово.
-Как называют слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово? (Словарными) Мы должны запомнить их написание.)
- Составьте предложение со словом ПЛАНЕТА
(Мы живем на планете Земля.)
-С какой буквы написали слово Земля? Почему? (Имя собственное. Название планеты)
Синтаксический разбор предложения.
-Разберите предложение по членам. ( Веня у доски)
-Назовите подлежащее… На какой вопрос отвечает. Как подчеркиваем?
-Назовите сказуемое… на какой вопрос отвечает. Как подчеркиваем»
-Скажите, как по другому называют подлежащее и сказуемое? (главные члены).
- Какие еще члены предложения кроме главных вы знаете? Как подчеркиваем?
4 сл
5 сл
Сл 6
3 Офтальмологическая зарядка
-В бескрайних небесных просторах все находится в постоянном движении. Проследите только глазами, как двигаются планеты.
(Сергей к столу, Веня,Данил с места)
4. Открытие новых знаний.
Постановка проблемы.
- Посмотрите на предложение и ответьте на вопрос: «Кто МЫ живем…» Это могут быть люди? Дети? Взрослые? Сережа и Данил, Максим и Веня?
-На какой вопрос отвечают слова люди, дети, Сережа, Данил? К какой части речи они относятся?(сущ)
-На какой вопрос отвечает слово, которое мы используем вместо них?(Кто)
-На место какой части речи мы ставим это слово?
(На место имени существительного)
-Как можно назвать новую часть речи, если мы используем эти слова вместо имени сущ.?
МЕСТОИМЕНИЕ
место имя
2. Определение темы.
- Так как же называется часть речи, с которой нам предстоит познакомиться? (Местоимение)
3. Постановка цели урока. Попробуйте определить цель нашего урока (познакомиться с местоимением)
(Узнать, к какой части речи относятся новые слова, отличительные признаки новой части речи.)
(ответ с опорой на алгоритм)
4. Поиск решения проблемы
А) Послушайте отрывок и определите, кому принадлежат слова диалога:
- Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?
"Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!" -
подумал я и спросил напрямик:
- Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?
Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то
величиной с дом!
-Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
-Попробуйте сформулировать определение местоимения.
(Местоимение -часть речи, которая заменяет существительные. Местоимения не называют предмет или лицо, а указывают на него.)
Б) Коррекция текста (на слух)
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Люди покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.
-Что не так с этим текстом? Как его исправить?
(убрать повторы сущ.)
-Какой вывод можно сделать?
(Много повторов, текст звучит некрасиво.)
Знаете ли вы, что…
Существительных в русском языке насчитывается около четырех тысяч, глаголов -- около двух с половиной тысяч, а местоимений всего 69.
Возникает вопрос: «А зачем нам нужны местоимения?»
-Обратитесь к тексту и прочитайте его, заменив местоимения другими частями речи.
- Для чего существуют местоимения в речи?
( Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)
- Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Сделайте вывод.
-Как называется новая часть речи и для чего служит?
5. Сравните свой вывод с правилом учебника с 151
СЛ 7-8
Сл.9
Сл 9
4.Физминутка
-Попробуем развеселить маленького принца. Покажем ему настоящее мужское занятие -Рыбалка .
Необходимо поймать рыбку. Назвать изображенный на ней предмет. Заменить название местоимением.
темно
5. Закрепление
А) Составление схемы (работа в парах)
Тот, кто говорит
Тот, кто слушает
Тот, о ком говорят
-Заполните таблицу местоимениями, опираясь на памятку. Обратите внимание на участников речи.
Б) Переработка и преобразование полученной информации
Отгадайте загадку
Уч-ся.
Он, Она, Оно.
Моё стихотворение -
Про местоимения…
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей…
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл - плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
-Кто же это ОН, ОНО, ОНА?
(Месяц, солнце и луна ( иллюстрации).
- Сразу ли вы поняли, что это такое? А как вы думаете, почему?
( Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.)
-Так что же такое местоимение? Для чего существуют местоимения в речи?
( Местоимение-часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
3) Работа на слух с последующим комментированием (Веня у доски)
Упражнение «Отыщи местоимение в слове» выделить цветом .
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
-Запись под диктовку:яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон. (Веня на доске)
Сл 10
Сл111
Сл
12
6. Итог
1.Итог урока
Отгадайте загадку:
Применяем все мы это
Вместо имени предмета.
Нам на все оно укажет,
Но имен ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
Д. Это – местоимение.
- Какова была тема урока?
Какую цель мы ставили в начале урока?
( Узнать, к какой части речи относятся новые слова, познакомится с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи.)
У. Справились мы с целью урока?
Д. Да.
- Сделайте вывод: для чего в нашей речи мы используем местоимения?
- Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу.
Если бы вы вели дневник, какую запись вы бы сделали о сегодняшнем уроке русского языка? Составьте текст, используя слова:
- Мне на уроке было интересно…
- Мне на уроке было трудно…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…
Пусть дневник будет вашим добрым другом, которому можно доверить все.
2.Оценка ответов учителем
-Оцените урок, вашу работу, продолжив предложение «Я считаю, что…».
Поставьте себе общую оценку за урок
Сл
13
7. Домашнее задание
Итоги урока Быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга – вот что, пожалуй, главное в дружбе. И отразить эту мысль вам помогли местоимения. Они придают речи искренность, взволнованность, помогают раскрыть главную мысль автора: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
– Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня.
– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
В небольшой творческой работе попытайтесь ответить на этот вопрос. Используйте местоимения.
Вене. Задание на карточке. Списать, выделить местоимения. Выписать местоимения с существительными, которые они заменяют.
Домашнее задание Вене.
Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то
величиной с дом!
Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других и среди них такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.
У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц
прилетел с планетки, которая называется "астероид В-612".
Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подравняйтесь
С гостями попрощайтесь.
Сл 14
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ