Конспект урока для 2 класса "Звонкие и глухие согласные на конце слова"
План-конспект урока
Тема: Звонкие и глухие согласные на конце слова.
1. ФИО учителя: Подорова Лариса Ивановна
2. Место работы: МОУ СОШ №9 г. Сыктывкар ул. Белинского, 15
3. Должность: учитель начальных классов
4. Учебный предмет: русский язык
5. Класс: 2
6. УМК: Образовательная система «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Русский язык»
7. Межпредметные связи: окружающий мир, музыка
8. Основные понятия: орфограмма, звонкие и глухие согласные
9.Цель урока: в результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- правило написания проверяемой согласной на конце слова;
- способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;
уметь:
- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;
- определять опасное место в слове;
- правильно писать слова с проверяемой согласной на конце;
- выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.
10. Задачи:
1) актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
2) формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
3) формирование умения применять полученные знания на практике;
4) совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
5) развитие слуховой и оперативной памяти;
6) развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
7) развитие устной и письменной речи учащихся;
8) развитие орфографической зоркости учащихся;
9) формирование познавательной мотивации;
10) воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
11) воспитание аккуратности при работе;
12) знакомство с животным миром заповедников республики;
11. Тип урока: урок- исследование
12. Формы работы учащихся: групповая работа
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, доска.
Ресурсы:
1. Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Русский язык.
2. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
3. Карточки для групповой работы.
4. Карточки для индивидуальной работы. Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова.
Структура и ход урока:
Этапы урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Орг. момент
Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности
Вот опять звенит звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
(Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка».
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!
На классном часе мы с вами познакомились с заповедниками республики Коми и домашним заданием было подготовить небольшое сообщение о достопримечательностях заповедников.
Настраивается на активную работу на уроке.
Рассказывают подготовленные сообщения.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.
- Ребята, На территории республики 2 заповедника: национальный парк Югыдва и Печоро-Илычский заповедник. По богатству и разнообразию животного мира парки стоят на первом месте среди всех районов Республики Коми. В них зарегистрировано более 40 видов млекопитающих, 200 видов птиц, около 20 видов рыб. Вот одни из представителей:
1 столбик слов: бурунду(к) и си[г], рябчи[к`] и барсу[к], медве(т) и тетере(ф)
Что же делать? Помоги!
Пропуск букв восстанови.
- Какие звуки слышатся в конце этих слов? ( звуки [к], (ть), (ф) ).
- А какие буквы напишем на конце слов? Как их можно проверить?
- Ваши мнения разделились?
- Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним, как правильно написать согласную букву на конце слова.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
- Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.
- А что такое орфограмма?
- Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова.
- Ребята, вспомним правила работы в группе.
-Прочитайте слова во 2 столбике: бурундуки, сиги, рябчики, барсуки, медведи, тетерева.
- Как они называются по отношению к словам 1 столбика? (проверочные)
-Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный)
- Какие буквы помогли проверить? ( и, а) Благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании.
-Какая орфограмма есть в словах 1- го столбика? (буква согласного в конце слова)
- Ребята, название каких перечисленных представителей животного мира вам не знакомы? (сиг)
- Воспользуемся словарём. Сиг – промысловая рыба, относящаяся к семейству лососевых. Живут сиги в северном полушарии, в странах с холодным и умеренным климатом.
- Мы продолжаем знакомиться с обитателями заповедников. А представитель следующего животного мира ждёт нас в учебнике. Выполним упражнение 247 на стр.157.
Что нам необходимо сделать? (подобрать и записать в скобках проверочные слова, вставить пропущенную букву, обозначить орфограмму.)
- А что поможет нам правильно определить пропущенную букву? (правило с. 152 , читают)
- Запишите число классная работа.
- Прочитайте стихотворения. В. Хмельницкого «Бобёр»…
- Что вы заметили в словах ЗУБ, ДУБ,РАЗ, ДИКОБРАЗ, РАД?
- Почему?
- Какой вывод сделаем?
- Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова. Проверочные слова запишем на первом месте.
- Что мы делаем с орфограммой?
- А ещё что подчеркнём?
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Орфограмма – это написание слова по правилу.
Правила работы в группе.
• Работай дружно, по плану.
• Умей выслушать другого.
• Уважай мнение других.
• Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
Ученик читает понятие из учебника.
- В конце слова произносим звук
[п], а пишется буква б.
- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.
- Да. Мы знаем правило…
- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
IV. Физкультминутка.
(подвижная)
Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья
V. Первичное применение знаний. Работа в парах.
Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий.
- Ребята, мы здорово отдохнули с жителями заповедника.
- Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам.
- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды жира_
дикобразы муравье_
жирафы у_
львёнок ле_
котёнок ё_
ежик ено_
нет енота дикобра_
нет ужа носоро_
нет носорога ко_
- Ребята, а эти животные могут обитать в наших заповедных местах Республики? Почему?
- Что вы можете сказать про проверочные слова?
- Какой вывод можем сделать?
Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы.
2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок.
3) Можно подставить слово НЕТ.
Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога.
- Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.
VI. Физкультминутка. (для глаз)
Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья
VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа.
Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
- Какая птица появилось на слайде? (тетерев)
- Что вы знаете о ней?
Работа с текстом.
Тетереф– осторожная и подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает.
У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюф.
Зимой в морос тетереф падает с деревьеф прямо в рыхлый снек и ночует под снегом, в лунках.
Рацион питания птицы состоит из растительных кормоф.
Тетерев – осторожная и подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает.
У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюв.
Зимой в мороз тетерев падает с деревьев прямо в рыхлый снег и ночует под снегом, в лунках.
Рацион питания птицы состоит из растительных кормов.
Разделить класс на 3 группы.
Задания:
1 группа – исправить ошибки в предложениях.
2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст.
3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст.
Давайте проверим, что у нас получилось. Спишите текст безошибочно.
Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.
VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.
Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные:
осознание необходимости новых знаний для ученика.
-Подведём итог нашего урока.
_ Что мы сегодня исследовали на уроке?
- Как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?
-Что больше всего запомнилось на уроке?
Высказывания обучающихся.
Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.
IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
- Ребята, перед вами две корзинки, только пока в них ничего нет.
- Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то положите в одну корзинку ягоду.
- Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то в другую корзинку положите грибок.
По окончании урока дети собирают в корзинки ягоды и грибы.
- Я вижу, что в нашей корзинке много спелых и вкусных ягод, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.
- Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
X. Информация о домашнем задании.
Творческая работа.
Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.
- Подберите 3 названия зверей и 3 названия птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных нашего края подготовьте доклад.
Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ