Конспект урока для 6 класса "Числительное как часть речи"

Открытый урок русского языка в 6-ом классе

Тема « Числительное как часть речи»



Цель: получение знаний о числительном как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить с морфологическими и синтаксическими признаками числительного, с его видами.

Развивающие: развить умение извлекать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач, систематизировать полученные знания, сравнивать, делать выводы; развить навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные: воспитать любовь к слову, научить слышать и слушать друг друга.



Ход урока

1. Зарядка в начале урока.

-Энергично потрите ладошки с внутренней и внешней стороны. Произнесите афирмацию: « Я люблю русский язык! Я с удовольствием учу его».



2. Запись числа и рисование смайлика

- Нарисуйте на полях смайлик, показывающий, с каким настроением вы пришли на урок.



3.Целеполагание

-Сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой вы определите и сформулируете сами чуть позже. В процессе работы над этой темой мы будем сравнивать, делать выводы, анализировать, продолжим работу в парах. Вы будете и самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач, информацию, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

4.Введение в тему

-Известный писатель К.Г.Паустовский сказал о русском языке так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…»

- Есть в русском языке и слова, которые называют… А что называют, вы узнаете, если отгадаете ребус.

-Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Вы уже, наверное, и не помните, как в первом классе учились считать, узнавая цифру за цифрой.

-Вот перед вами числа разряда единиц. Запишите их словами. Обратите внимание на правописание безударной гласной в корне, подчеркнув их.

-Сделайте самопроверку. Объясните безударную гласную в корне.

5.Определение и запись темы

-Слова, которые вы записали, представляют собой самостоятельную часть речи. Что называет она, вы узнаете, если разгадаете новый ребус.

- Как вы назвали тему урока?

(Имя числительное как самостоятельная часть речи.)

-Какие задачи стоят перед вами?

Ученики говорят, учитель обобщает:

- Получить знания о числительном как самостоятельной части речи.

- Познакомиться с разрядами числительного.

- Научиться определять морфологические и синтаксические признаки числительного.


6.Анализ признаков данных слов

-Как вы определили, что это числительное?

-На какие признаки следует обращать внимание, чтобы определить любую часть речи?

(1. Что обозначает. 2. На какие вопросы отвечает. 3.Какие морфологические признаки имеет. 4.Синтаксические функции.)

7. Беседа и составление схемы

-Какое значение имеют слова, обозначающие числа разряда единиц?

Обозначает число и количество предметов при счете.

-На какой вопрос отвечают?

8.Знакомство с новыми терминами

-Образуйте от слова « количество» суффиксальным способом прилагательное

(Количественное). Количественное (-ые) – это один из разрядов прилагательных. Количественные делятся на целые, дробные, собирательные.

-Названия первых двух разрядов говорят сами за себя. Целые обозначают целые числа. Дробные - дроби и доли. А вот о собирательных вы узнаете, прочитав в учебнике на странице учебника 162.

9. Работа в тетради и у доски по рядам

-Приведите примеры разрядов количественных числительных. Обратите внимание, как пишутся дробные числительные. Отдельными словами целая часть, числитель и знаменатель.



10.Разминка

- Выровняйтесь. Смирно! По порядку номеров рассчитайтесь!

11. Целеполагание и работа над порядковыми числительными

-Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счете. И тогда эти числительные называются… порядковыми.

-На какой вопрос они отвечают?

-У какой части речи есть такой же вопрос?

-Как их различить между собой?

(У них разные значения)

-К числительному можно задать вопрос «какой при счете?»



12. Работа над морфологическими признаками числительного

-Изменяется ли по падежам, родам и числам? Сейчас вы проведете исследовательскую работу.


Задание. Проанализируйте числительные шесть, шестой, один, два( по четырем вариантам). Изменяется ли они по падежам, родам и числам? Приведите примеры.

Вывод:

1. Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют формы числа и рода.

2. Порядковые изменяются по числам, падежам, родам.

3. Числительное один изменяется по падежам, по родам и числам.

4. Числительное два изменяются по падежам и родам..



13. Работа над синтаксической ролью числительных

1) работа по карточкам четырем ученикам. Взаимопроверка.

Сделать синтаксический разбор предложения «Пятью пять-двадцать пять».


2) Р.Р. Составьте предложение, употребив в нем числительное. Определить, каким членом является числительное.


Ребята приводят свои примеры, определяют, каким членом предложения является числительное. Данные вносят в таблицу.

(Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Дважды два – четыре, это всем известно в целом мире. Первый блин - комом, второй блин – знакомым. И так далее.

Проект ученика «Занимательное о числительном», составленный самостоятельно дома.

14. Выводы

-Что узнали о числительном? Расскажите друг другу и всем, используя схему, которую мы составили.

15. Рефлексия

-Кто поработал на «5»? На «4»? На «3»? Кто никак себя не оценил?

-Оцените себя в тетради как работающего на уроке. Нарисуйте смайлик, выражающий ваше настроение в конце урока.



16. Задание на дом:

1) выучить теоретический материал на странице учебника 160.

2) составить письменно небольшой рассказ о себе, употребив в нем числительные.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ